Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
рабочая программа на тему

Абасов Элдар Афлатунович

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА 883

Принята на заседании педагогического совета

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________________ (Сенин М.А.)

«___»_____________________20__ г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

 

хор  «КАДАНС»

хоровой капеллы мальчиков и юношей «Дебют»

 

Направленность программы: художественная

Уровень программы: УГЛУБЛЕННЫЙ

Возраст обучающихся: 12 - 18 лет

Срок реализации программы: 5 лет

 

                                                                                              Автор-составитель программы:

Абасов Элдар Афлатунович,

                                                                  педагог дополнительного образования

 

 

 

Москва — 2017

 

пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Хоровое пение является древней русской культурной традицией. Но, к сожалению, эта традиция на сегодняшний день практически утеряна. Дети перестали петь и дома, и в образовательных учреждениях.

Многое делается, чтобы возродить культуру хорового пения, основанной на народных традициях и классической музыке.

Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики  заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную  технологию - необходимое условие физического и психического здоровья ребенка, человека и общество в целом.

В образцовом коллективе хоровой капелле мальчиков и юношей «Дебют» ведется работа с мальчиками и юношами поэтапно, создана и активно внедряется система преемственности. Каждая следующая ступень хорового коллектива   позволяет производить  постепенную ротацию,  поддерживая  высокий профессиональный уровень всего  коллектива Хоровой капеллы в целом. 

Данная программа написана для юношеского хора «Каданс»  хоровой капеллы «Дебют», являющегося первой ступенью музыкального развития юношейпосле начала мутации.

Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами:

- приказ МО РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г.

- приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 (приказы Департамента образования города Москвы «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922» от 7.08.2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 г. № 2074)

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.

Цель и задачи программы:

Цель программы – грамотное исполнение лучших образцов хорового творчества, совершенствование музыкально-хоровых навыков, приобщение к мировой культуре и воспитание активной гражданской позиции.

Задачи программы:

задачи в обучении:

  1. Контроль за голосовым режимом работы в начальный период мутации.
  2. Формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков на примерах лучших образцов мировой  музыкальной культуры.
  3. Формирование теоретических музыкальных знаний;
  4. Совершенствование музыкального слуха в процессе овладения учащимися вокально-хоровых навыков.

задачи в развитии:

  1. совершенствование музыкальных способностей
  2. развитие певческого диапазона
  3. совершенствование чувства ритма

задачи в воспитании:

  1. воспитание у обучающихся чувства организованности, внимания, трудолюбия, усидчивости, коллективизма.
  2. Приобретение коммуникативных навыков группового общения.

 

Новизна и отличительные особенности программы:

Данная программа используется для обучения только юношей в период мутации, учитывая их физиологические и психологические особенности.

Подбор репертуара осуществляется с учетом требований к развитию юношей во время мутации и с учётом требований международных конкурсов и обширной концертной и фестивальной деятельностью.

 

Возраст обучающихся по программе: 12-18 лет

Срок реализации программы: 5лет

Формы и режим занятий:

Форма обучения:                   

– очная

– групповая (занятия проводятся в группах, численный состав которых 7-10 человек в каждой хоровой партии).

Режим занятий: 2-3 раза в неделю, всего – 5 часов.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

По окончании программы:

Программные требования к знаниям:

  • знать репертуар классической, современной и народной музыки;
  • знать вокально-хоровые навыки на примере классической, народной музыки,
  • знать базовые теоретические музыкальные понятия.

Программные требования к умениям и навыкам:

  • владение унисоном многоголосием;
  • развитие гармонического слуха;
  • правильное произношение певческого текста;
  • сформированная дикция и артикуляция.

Программные требования к уровню развития:

  • умение спеть выученный репертуар интонационно чисто и ритмически точно;

Программные требования к уровню воспитанности:

  • организованность, внимание, трудолюбие, умению работать в коллективе.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и содержание итоговых занятий: прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, концерты, фестивали, конкурсы, открытые занятия.

 

Критерии оценки учебных результатов программы:

Уровень воспитанности учащихся

Критерии, предъявляемые к данному уровню

Низкий

Возможная агрессивность, плохой контакт с педагогом и другими учащимися, отсутствие заинтересованности в общем деле, общем положительном результате работы.

Средний

Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе.

Высокий

Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе, умение работать на общий положительный результат, целеустремлённость, желание помочь педагогу и другим учащимся чувство «плеча» товарища, чувство ансамбля, ответственность.

 

Способы фиксации учебных результатов программы: грамоты, дипломы об участиях в конкурсах, фестивалях; аудио- и видеозаписи, фотографии.

Методы выявления результатов воспитания: беседы с родителями детей, наблюдение за детьми.

Методы выявления результатов развития:прослушивание детей в начале и в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации программы: анализ выполнения программы, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально значимой деятельности.

Учебный план

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

 

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

 

 

 

 

2.1.

Работа над дыханием.

26

9

17

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

10

26

 

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

16

5

11

 

3.

Работа над хоровым репертуаром.

 

 

 

 

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

38

16

22

3.2

Работа над литературным текстом.

24

8

16

 

3.3

Работа над художественным образом.

19

7

12

 

4.

Итоговое занятие

2

1

1

 

Итого:

180

63

117

 

 

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

 

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

 

 

 

 

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

13

23

 

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

14

4

10

 

3.

Работа над хоровым репертуаром.

 

 

 

 

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

38

12

26

3.2

Работа над литературным текстом.

26

10

16

 

3.3

Работа над художественным образом.

19

6

13

 

4.

Итоговое занятие

2

1

1

 

Итого:

180

61

119

 

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

 

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

 

 

 

 

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

12

24

 

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

14

4

10

 

3.

Работа над хоровым репертуаром.

 

 

 

 

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

40

12

28

3.2

Работа над литературным текстом.

24

8

16

 

3.3

Работа над художественным образом.

19

6

13

 

4.

Итоговое занятие

2

1

1

 

Итого:

180

58

122

 

 

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

4 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

 

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

 

 

 

 

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

12

24

 

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

14

4

10

 

3.

Работа над хоровым репертуаром.

 

 

 

 

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

40

12

28

3.2

Работа над литературным текстом.

24

8

16

 

3.3

Работа над художественным образом.

19

6

13

 

4.

Итоговое занятие

2

1

1

 

Итого:

180

58

122

 

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

5 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

 

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

 

 

 

 

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

14

4

10

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

10

26

 

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

12

2

10

 

3.

Работа над хоровым репертуаром.

 

 

 

 

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

46

10

36

3.2

Работа над литературным текстом.

23

7

16

 

3.3

Работа над художественным образом.

20

6

14

 

4.

Итоговое занятие

2

1

1

 

Итого:

180

49

131

 

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

 

Содержание программы

1 раздел. Вводное занятие

Теория: инструктаж по технике безопасности.

2 раздел. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Тема 2.1. Работа над дыханием

Теория: объяснение правильного вдоха перед пением

Практика: отработка правильного вдоха на упражнениях для распевания

Тема 2.2. Работа над дикцией и артикуляцией.

Теория: наглядный показ артикуляционного аппарата, разбор скороговорок как упражнений для чёткой и правильной артикуляции для исполнения хоровых произведений.

Практика: работа над дикцией и артикуляцией на примерах скороговорок и  текстах хоровых партий.

Тема 2.3.Работа над унисоном и многоголосием.

Теория: работа над унисоном и многоголосием.

Практика: отработка чистого унисона и навыка многоголосия на распеваниях и хоровых партиях.

Тема 2.4.Работа над формированием гласных звуков.

Теория: Работа над формированием гласных звуков.

Практика: отработка правильного формирования гласных звуков на распеваниях.

3 раздел.Работа над хоровым репертуаром.

Тема 3.1.Работа над музыкальным текстом.

Теория: разбор музыкального текста сольфеджио, правильного ритма.

Практика: пение хоровых партий сольфеджио, обрабатывания ритма.

Тема 3.2. Работа над литературным текстом.

Теория: разбор текстов хоровых партий, объяснение правильного произношения, объяснение смысла слов, текста.

Практика: отработка литературного текста на примерах хоровых партий с правильным произношения, осознанием литературного текста, смысле слов.

Тема 3.3. Работа над художественным образом.

Теория: разбор художественного образа на примерах хоровых произведений.

Практика: исполнение хоровых произведений с раскрытием правильного художественного образа.

4 раздел. Итоговое занятие

Теория: настройка юношей перед выступлением с повторением всех теоретических навыков исполнения хоровых произведения.

Практика: исполнение выученного репертуара.

 

Методическое обеспечение программы

Название учебной темы

Название и форма методического материала

Вводное занятие

инструктаж

Работа над дыханием

Гортань, показ наглядного пособия

Работа над дикцией и артикуляцией.

Разбор артикуляционного аппарата на наглядном пособии

Работа над унисоном и многоголосием.

Аудио и видео материалы.

Работа над формированием гласных звуков.

Наглядное пособие с правилами формирования гласных звуков.

Работа над музыкальным текстом.

Доска с нотным станом. Наглядные пособия.

Работа над литературным текстом.

Скороговорки, тексты хоровых произведений.

Работа над художественным образом.

Собственные аудио и видео записи.

Материально-техническое обеспечение программы

Требования к помещениям для учебных занятий:

- в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-14 для организации учебного процесса необходим кабинет площадью 30-40 кв. м. (количество кабинетов соответствует количеству групп).

Требования к мебели:

- стандартный стол преподавателя;

- стулья, соответствующие ростовой группе;

- классная доска, желательно с разлинованным нотным станом.

Требования к оборудованию и оснащению учебного процесса:

- музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);

- камертон;

- книги по музыке, справочные издания;

- камертон;

- технические средства видео и аудио аппаратуры;

- нотная библиотека;

- методическая литература;

- наглядные пособия (карточки, таблицы и т.д.)

 

Список литературы

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеева Л. Страницы зарубежной музыки 19 века. М., 1993
  2. «Песня и время». М., «Советский композитор», 1976.
  3. «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
  4. «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
  5. «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
  6. «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
  7. «Рассказы о песнях». Сост. Очаковская О. М., «Музыка», 1985.
  8. Абелян Л.М. Программа по хору. - Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка». - М., 1978.
  9. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М., Изд. МГПИ, 1983.
  10. Вербов А. «Техника постановки голоса». М., ГМИ, 1961.
  11. Гембицкая Е.Я., Попова В.С.. «Художественные кружки». – М., 1981.
  12. Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., «Музыка», 1987.
  13. Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре». М., «Музыка», 1969.
  14. Дуганова, Л.В. Алдакова. М., «Поет Детская хоровая студия «Веснянка». – М., 2002.
  15. Локшин Д. «Хоровое пение в русской школе». М., АПН РСФСР, 1957.
  16. Морозов В. «Тайны вокальной речи». Л., «Наука», 1967.

Список литературы для педагога:

  1. Гембицкая Е. «Музыкально-эстетическое воспитание детей М. 1970
  2. 3. Григорович В. Слово о музыке М.1990
  3. 4. Данилова Л. Работа над детским голосом. М.,1988
  4. 5. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе М., 1997
  5. 6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя М.,1987
  6. 7. «Из опыта хоровой работы с детьми» под редакцией Локшина Д. М., АПН РСФСР, 1953.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  1. Попов В. «Русская народная песня в детском хоре». М., «Музыка», 1985.
  2. Соколов Вл. «Работа с хором». М., «Музыка», 1983.
  3. Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981.
  4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., «Прометей», 1992
  5. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. МО РФ. – АПК и ПРО; сост. И.В. Калиш; науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 1999

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hor_kadans_2017-2018_uch.g.docx51.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА 883

Принята на заседании педагогического совета

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________________ (Сенин М.А.)

«___»_____________________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

хор  «КАДАНС»

хоровой капеллы мальчиков и юношей «Дебют»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: УГЛУБЛЕННЫЙ

Возраст обучающихся: 12 - 18 лет

Срок реализации программы: 5 лет

                                                                                          Автор-составитель программы:

Абасов Элдар Афлатунович,

                                                                  педагог дополнительного образования

Москва — 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Хоровое пение является древней русской культурной традицией. Но, к сожалению, эта традиция на сегодняшний день практически утеряна. Дети перестали петь и дома, и в образовательных учреждениях.

Многое делается, чтобы возродить культуру хорового пения, основанной на народных традициях и классической музыке.

Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики  заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную  технологию - необходимое условие физического и психического здоровья ребенка, человека и общество в целом.

В образцовом коллективе хоровой капелле мальчиков и юношей «Дебют» ведется работа с мальчиками и юношами поэтапно, создана и активно внедряется система преемственности. Каждая следующая ступень хорового коллектива   позволяет производить  постепенную ротацию,  поддерживая  высокий профессиональный уровень всего  коллектива Хоровой капеллы в целом. 

Данная программа написана для юношеского хора «Каданс»  хоровой капеллы «Дебют», являющегося первой ступенью музыкального развития юношейпосле начала мутации.

Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами:

- приказ МО РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г.

- приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 (приказы Департамента образования города Москвы «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922» от 7.08.2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 г. № 2074)

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.

Цель и задачи программы:

Цель программы – грамотное исполнение лучших образцов хорового творчества, совершенствование музыкально-хоровых навыков, приобщение к мировой культуре и воспитание активной гражданской позиции.

Задачи программы:

задачи в обучении:

  1. Контроль за голосовым режимом работы в начальный период мутации.
  2. Формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков на примерах лучших образцов мировой  музыкальной культуры.
  3. Формирование теоретических музыкальных знаний;
  4. Совершенствование музыкального слуха в процессе овладения учащимися вокально-хоровых навыков.

задачи в развитии:

  1. совершенствование музыкальных способностей
  2. развитие певческого диапазона
  3. совершенствование чувства ритма

задачи в воспитании:

  1. воспитание у обучающихся чувства организованности, внимания, трудолюбия, усидчивости, коллективизма.
  2. Приобретение коммуникативных навыков группового общения.

Новизна и отличительные особенности программы:

Данная программа используется для обучения только юношей в период мутации, учитывая их физиологические и психологические особенности.

Подбор репертуара осуществляется с учетом требований к развитию юношей во время мутации и с учётом требований международных конкурсов и обширной концертной и фестивальной деятельностью.

Возраст обучающихся по программе: 12-18 лет

Срок реализации программы: 5лет

Формы и режим занятий:

Форма обучения:        

– очная

– групповая (занятия проводятся в группах, численный состав которых 7-10 человек в каждой хоровой партии).

Режим занятий: 2-3 раза в неделю, всего – 5 часов.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

По окончании программы:

Программные требования к знаниям:

  • знать репертуар классической, современной и народной музыки;
  • знать вокально-хоровые навыки на примере классической, народной музыки,
  • знать базовые теоретические музыкальные понятия.

Программные требования к умениям и навыкам:

  • владение унисоном многоголосием;
  • развитие гармонического слуха;
  • правильное произношение певческого текста;
  • сформированная дикция и артикуляция.

Программные требования к уровню развития:

  • умение спеть выученный репертуар интонационно чисто и ритмически точно;

Программные требования к уровню воспитанности:

  • организованность, внимание, трудолюбие, умению работать в коллективе.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и содержание итоговых занятий: прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, концерты, фестивали, конкурсы, открытые занятия.

Критерии оценки учебных результатов программы:

Уровень воспитанности учащихся

Критерии, предъявляемые к данному уровню

Низкий

Возможная агрессивность, плохой контакт с педагогом и другими учащимися, отсутствие заинтересованности в общем деле, общем положительном результате работы.

Средний

Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе.

Высокий

Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе, умение работать на общий положительный результат, целеустремлённость, желание помочь педагогу и другим учащимся чувство «плеча» товарища, чувство ансамбля, ответственность.

Способы фиксации учебных результатов программы: грамоты, дипломы об участиях в конкурсах, фестивалях; аудио- и видеозаписи, фотографии.

Методы выявления результатов воспитания: беседы с родителями детей, наблюдение за детьми.

Методы выявления результатов развития:прослушивание детей в начале и в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации программы: анализ выполнения программы, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально значимой деятельности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

2.1.

Работа над дыханием.

26

9

17

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

10

26

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

16

5

11

3.

Работа над хоровым репертуаром.

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

38

16

22

3.2

Работа над литературным текстом.

24

8

16

3.3

Работа над художественным образом.

19

7

12

4.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

180

63

117

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

13

23

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

14

4

10

3.

Работа над хоровым репертуаром.

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

38

12

26

3.2

Работа над литературным текстом.

26

10

16

3.3

Работа над художественным образом.

19

6

13

4.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

180

61

119

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

12

24

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

14

4

10

3.

Работа над хоровым репертуаром.

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

40

12

28

3.2

Работа над литературным текстом.

24

8

16

3.3

Работа над художественным образом.

19

6

13

4.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

180

58

122

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

4 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

18

6

12

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

12

24

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

14

4

10

3.

Работа над хоровым репертуаром.

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

40

12

28

3.2

Работа над литературным текстом.

24

8

16

3.3

Работа над художественным образом.

19

6

13

4.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

180

58

122

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

Учебно-тематический план

5 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

2.1.

Работа над дыханием.

26

8

18

2.2.

Работа над дикцией и артикуляцией.

14

4

10

2.3

Работа над унисоном и многоголосием.

36

10

26

2.4

Работа над формированием гласных звуков.

12

2

10

3.

Работа над хоровым репертуаром.

3.1.

Работа над музыкальным текстом.

46

10

36

3.2

Работа над литературным текстом.

23

7

16

3.3

Работа над художественным образом.

20

6

14

4.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

180

49

131

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одну учебную группу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 раздел. Вводное занятие

Теория: инструктаж по технике безопасности.

2 раздел. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Тема 2.1. Работа над дыханием

Теория: объяснение правильного вдоха перед пением

Практика: отработка правильного вдоха на упражнениях для распевания

Тема 2.2. Работа над дикцией и артикуляцией.

Теория: наглядный показ артикуляционного аппарата, разбор скороговорок как упражнений для чёткой и правильной артикуляции для исполнения хоровых произведений.

Практика: работа над дикцией и артикуляцией на примерах скороговорок и  текстах хоровых партий.

Тема 2.3.Работа над унисоном и многоголосием.

Теория: работа над унисоном и многоголосием.

Практика: отработка чистого унисона и навыка многоголосия на распеваниях и хоровых партиях.

Тема 2.4.Работа над формированием гласных звуков.

Теория: Работа над формированием гласных звуков.

Практика: отработка правильного формирования гласных звуков на распеваниях.

3 раздел.Работа над хоровым репертуаром.

Тема 3.1.Работа над музыкальным текстом.

Теория: разбор музыкального текста сольфеджио, правильного ритма.

Практика: пение хоровых партий сольфеджио, обрабатывания ритма.

Тема 3.2. Работа над литературным текстом.

Теория: разбор текстов хоровых партий, объяснение правильного произношения, объяснение смысла слов, текста.

Практика: отработка литературного текста на примерах хоровых партий с правильным произношения, осознанием литературного текста, смысле слов.

Тема 3.3. Работа над художественным образом.

Теория: разбор художественного образа на примерах хоровых произведений.

Практика: исполнение хоровых произведений с раскрытием правильного художественного образа.

4 раздел. Итоговое занятие

Теория: настройка юношей перед выступлением с повторением всех теоретических навыков исполнения хоровых произведения.

Практика: исполнение выученного репертуара.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Название учебной темы

Название и форма методического материала

Вводное занятие

инструктаж

Работа над дыханием

Гортань, показ наглядного пособия

Работа над дикцией и артикуляцией.

Разбор артикуляционного аппарата на наглядном пособии

Работа над унисоном и многоголосием.

Аудио и видео материалы.

Работа над формированием гласных звуков.

Наглядное пособие с правилами формирования гласных звуков.

Работа над музыкальным текстом.

Доска с нотным станом. Наглядные пособия.

Работа над литературным текстом.

Скороговорки, тексты хоровых произведений.

Работа над художественным образом.

Собственные аудио и видео записи.

Материально-техническое обеспечение программы

Требования к помещениям для учебных занятий:

- в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-14 для организации учебного процесса необходим кабинет площадью 30-40 кв. м. (количество кабинетов соответствует количеству групп).

Требования к мебели:

- стандартный стол преподавателя;

- стулья, соответствующие ростовой группе;

- классная доска, желательно с разлинованным нотным станом.

Требования к оборудованию и оснащению учебного процесса:

- музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);

- камертон;

- книги по музыке, справочные издания;

- камертон;

- технические средства видео и аудио аппаратуры;

- нотная библиотека;

- методическая литература;

- наглядные пособия (карточки, таблицы и т.д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы:

  1. Алексеева Л. Страницы зарубежной музыки 19 века. М., 1993
  2. «Песня и время». М., «Советский композитор», 1976.
  3. «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
  4. «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
  5. «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
  6. «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
  7. «Рассказы о песнях». Сост. Очаковская О. М., «Музыка», 1985.
  8. Абелян Л.М. Программа по хору. - Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка». - М., 1978.
  9. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М., Изд. МГПИ, 1983.
  10. Вербов А. «Техника постановки голоса». М., ГМИ, 1961.
  11. Гембицкая Е.Я., Попова В.С.. «Художественные кружки». – М., 1981.
  12. Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., «Музыка», 1987.
  13. Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре». М., «Музыка», 1969.
  14. Дуганова, Л.В. Алдакова. М., «Поет Детская хоровая студия «Веснянка». – М., 2002.
  15. Локшин Д. «Хоровое пение в русской школе». М., АПН РСФСР, 1957.
  16. Морозов В. «Тайны вокальной речи». Л., «Наука», 1967.

Список литературы для педагога:

  1. Гембицкая Е. «Музыкально-эстетическое воспитание детей М. 1970
  2. 3. Григорович В. Слово о музыке М.1990
  3. 4. Данилова Л. Работа над детским голосом. М.,1988
  4. 5. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе М., 1997
  5. 6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя М.,1987
  6. 7. «Из опыта хоровой работы с детьми» под редакцией Локшина Д. М., АПН РСФСР, 1953.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  1. Попов В. «Русская народная песня в детском хоре». М., «Музыка», 1985.
  2. Соколов Вл. «Работа с хором». М., «Музыка», 1983.
  3. Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981.
  4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., «Прометей», 1992
  5. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. МО РФ. – АПК и ПРО; сост. И.В. Калиш; науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 1999

Интернет-сайты:

  1. www.choir-debut.ru
  2. http://notes.tarakanov.net/
  3. http://npvho.ru/ - Всероссийское Хоровое Общество
  4. http://www.irms.ru/ - Русское Музыкальное Общество
  5. http://www.mosconsv.ru/ - Московская Консерватория им.П.И.Чайковского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Репертуар к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"

Репертуар музыкального материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ «Хоровое пение»

Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»

Данная программа – это образовательный маршрут по двум хоровым ступеням (младшей и старшей). Она ориентирована на обучение детей без музыкально-теоретической подготовки, которые благодаря исполь...