Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
рабочая программа на тему
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА 883
Принята на заседании педагогического совета от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ________________ (Сенин М.А.) «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
хор «КАДАНС»
хоровой капеллы мальчиков и юношей «Дебют»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: УГЛУБЛЕННЫЙ
Возраст обучающихся: 12 - 18 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Автор-составитель программы:
Абасов Элдар Афлатунович,
педагог дополнительного образования
Москва — 2017
пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Хоровое пение является древней русской культурной традицией. Но, к сожалению, эта традиция на сегодняшний день практически утеряна. Дети перестали петь и дома, и в образовательных учреждениях.
Многое делается, чтобы возродить культуру хорового пения, основанной на народных традициях и классической музыке.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья ребенка, человека и общество в целом.
В образцовом коллективе хоровой капелле мальчиков и юношей «Дебют» ведется работа с мальчиками и юношами поэтапно, создана и активно внедряется система преемственности. Каждая следующая ступень хорового коллектива позволяет производить постепенную ротацию, поддерживая высокий профессиональный уровень всего коллектива Хоровой капеллы в целом.
Данная программа написана для юношеского хора «Каданс» хоровой капеллы «Дебют», являющегося первой ступенью музыкального развития юношейпосле начала мутации.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами:
- приказ МО РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г.
- приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 (приказы Департамента образования города Москвы «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922» от 7.08.2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 г. № 2074)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
Цель и задачи программы:
Цель программы – грамотное исполнение лучших образцов хорового творчества, совершенствование музыкально-хоровых навыков, приобщение к мировой культуре и воспитание активной гражданской позиции.
Задачи программы:
задачи в обучении:
- Контроль за голосовым режимом работы в начальный период мутации.
- Формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков на примерах лучших образцов мировой музыкальной культуры.
- Формирование теоретических музыкальных знаний;
- Совершенствование музыкального слуха в процессе овладения учащимися вокально-хоровых навыков.
задачи в развитии:
- совершенствование музыкальных способностей
- развитие певческого диапазона
- совершенствование чувства ритма
задачи в воспитании:
- воспитание у обучающихся чувства организованности, внимания, трудолюбия, усидчивости, коллективизма.
- Приобретение коммуникативных навыков группового общения.
Новизна и отличительные особенности программы:
Данная программа используется для обучения только юношей в период мутации, учитывая их физиологические и психологические особенности.
Подбор репертуара осуществляется с учетом требований к развитию юношей во время мутации и с учётом требований международных конкурсов и обширной концертной и фестивальной деятельностью.
Возраст обучающихся по программе: 12-18 лет
Срок реализации программы: 5лет
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная
– групповая (занятия проводятся в группах, численный состав которых 7-10 человек в каждой хоровой партии).
Режим занятий: 2-3 раза в неделю, всего – 5 часов.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
По окончании программы:
Программные требования к знаниям:
- знать репертуар классической, современной и народной музыки;
- знать вокально-хоровые навыки на примере классической, народной музыки,
- знать базовые теоретические музыкальные понятия.
Программные требования к умениям и навыкам:
- владение унисоном многоголосием;
- развитие гармонического слуха;
- правильное произношение певческого текста;
- сформированная дикция и артикуляция.
Программные требования к уровню развития:
- умение спеть выученный репертуар интонационно чисто и ритмически точно;
Программные требования к уровню воспитанности:
- организованность, внимание, трудолюбие, умению работать в коллективе.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий: прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, концерты, фестивали, конкурсы, открытые занятия.
Критерии оценки учебных результатов программы:
Уровень воспитанности учащихся | Критерии, предъявляемые к данному уровню |
Низкий | Возможная агрессивность, плохой контакт с педагогом и другими учащимися, отсутствие заинтересованности в общем деле, общем положительном результате работы. |
Средний | Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе. |
Высокий | Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе, умение работать на общий положительный результат, целеустремлённость, желание помочь педагогу и другим учащимся чувство «плеча» товарища, чувство ансамбля, ответственность. |
Способы фиксации учебных результатов программы: грамоты, дипломы об участиях в конкурсах, фестивалях; аудио- и видеозаписи, фотографии.
Методы выявления результатов воспитания: беседы с родителями детей, наблюдение за детьми.
Методы выявления результатов развития:прослушивание детей в начале и в конце учебного года.
Формы подведения итогов реализации программы: анализ выполнения программы, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально значимой деятельности.
Учебный план
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 |
|
|
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. |
|
|
|
|
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 9 | 17 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 10 | 26 |
|
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 16 | 5 | 11 |
|
3. | Работа над хоровым репертуаром. |
|
|
|
|
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 38 | 16 | 22 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 24 | 8 | 16 |
|
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 7 | 12 |
|
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
|
Итого: | 180 | 63 | 117 |
|
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 |
|
|
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. |
|
|
|
|
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 13 | 23 |
|
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 14 | 4 | 10 |
|
3. | Работа над хоровым репертуаром. |
|
|
|
|
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 38 | 12 | 26 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 26 | 10 | 16 |
|
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 6 | 13 |
|
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
|
Итого: | 180 | 61 | 119 |
|
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 |
|
|
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. |
|
|
|
|
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 12 | 24 |
|
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 14 | 4 | 10 |
|
3. | Работа над хоровым репертуаром. |
|
|
|
|
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 40 | 12 | 28 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 24 | 8 | 16 |
|
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 6 | 13 |
|
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
|
Итого: | 180 | 58 | 122 |
|
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
4 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 |
|
|
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. |
|
|
|
|
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 12 | 24 |
|
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 14 | 4 | 10 |
|
3. | Работа над хоровым репертуаром. |
|
|
|
|
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 40 | 12 | 28 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 24 | 8 | 16 |
|
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 6 | 13 |
|
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
|
Итого: | 180 | 58 | 122 |
|
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
5 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 |
|
|
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. |
|
|
|
|
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 14 | 4 | 10 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 10 | 26 |
|
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 12 | 2 | 10 |
|
3. | Работа над хоровым репертуаром. |
|
|
|
|
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 46 | 10 | 36 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 23 | 7 | 16 |
|
3.3 | Работа над художественным образом. | 20 | 6 | 14 |
|
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
|
Итого: | 180 | 49 | 131 |
|
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Содержание программы
1 раздел. Вводное занятие
Теория: инструктаж по технике безопасности.
2 раздел. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Тема 2.1. Работа над дыханием
Теория: объяснение правильного вдоха перед пением
Практика: отработка правильного вдоха на упражнениях для распевания
Тема 2.2. Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория: наглядный показ артикуляционного аппарата, разбор скороговорок как упражнений для чёткой и правильной артикуляции для исполнения хоровых произведений.
Практика: работа над дикцией и артикуляцией на примерах скороговорок и текстах хоровых партий.
Тема 2.3.Работа над унисоном и многоголосием.
Теория: работа над унисоном и многоголосием.
Практика: отработка чистого унисона и навыка многоголосия на распеваниях и хоровых партиях.
Тема 2.4.Работа над формированием гласных звуков.
Теория: Работа над формированием гласных звуков.
Практика: отработка правильного формирования гласных звуков на распеваниях.
3 раздел.Работа над хоровым репертуаром.
Тема 3.1.Работа над музыкальным текстом.
Теория: разбор музыкального текста сольфеджио, правильного ритма.
Практика: пение хоровых партий сольфеджио, обрабатывания ритма.
Тема 3.2. Работа над литературным текстом.
Теория: разбор текстов хоровых партий, объяснение правильного произношения, объяснение смысла слов, текста.
Практика: отработка литературного текста на примерах хоровых партий с правильным произношения, осознанием литературного текста, смысле слов.
Тема 3.3. Работа над художественным образом.
Теория: разбор художественного образа на примерах хоровых произведений.
Практика: исполнение хоровых произведений с раскрытием правильного художественного образа.
4 раздел. Итоговое занятие
Теория: настройка юношей перед выступлением с повторением всех теоретических навыков исполнения хоровых произведения.
Практика: исполнение выученного репертуара.
Методическое обеспечение программы
Название учебной темы | Название и форма методического материала |
Вводное занятие | инструктаж |
Работа над дыханием | Гортань, показ наглядного пособия |
Работа над дикцией и артикуляцией. | Разбор артикуляционного аппарата на наглядном пособии |
Работа над унисоном и многоголосием. | Аудио и видео материалы. |
Работа над формированием гласных звуков. | Наглядное пособие с правилами формирования гласных звуков. |
Работа над музыкальным текстом. | Доска с нотным станом. Наглядные пособия. |
Работа над литературным текстом. | Скороговорки, тексты хоровых произведений. |
Работа над художественным образом. | Собственные аудио и видео записи. |
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещениям для учебных занятий:
- в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-14 для организации учебного процесса необходим кабинет площадью 30-40 кв. м. (количество кабинетов соответствует количеству групп).
Требования к мебели:
- стандартный стол преподавателя;
- стулья, соответствующие ростовой группе;
- классная доска, желательно с разлинованным нотным станом.
Требования к оборудованию и оснащению учебного процесса:
- музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);
- камертон;
- книги по музыке, справочные издания;
- камертон;
- технические средства видео и аудио аппаратуры;
- нотная библиотека;
- методическая литература;
- наглядные пособия (карточки, таблицы и т.д.)
Список литературы
Список использованной литературы:
- Алексеева Л. Страницы зарубежной музыки 19 века. М., 1993
- «Песня и время». М., «Советский композитор», 1976.
- «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
- «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
- «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
- «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
- «Рассказы о песнях». Сост. Очаковская О. М., «Музыка», 1985.
- Абелян Л.М. Программа по хору. - Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка». - М., 1978.
- Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М., Изд. МГПИ, 1983.
- Вербов А. «Техника постановки голоса». М., ГМИ, 1961.
- Гембицкая Е.Я., Попова В.С.. «Художественные кружки». – М., 1981.
- Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., «Музыка», 1987.
- Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре». М., «Музыка», 1969.
- Дуганова, Л.В. Алдакова. М., «Поет Детская хоровая студия «Веснянка». – М., 2002.
- Локшин Д. «Хоровое пение в русской школе». М., АПН РСФСР, 1957.
- Морозов В. «Тайны вокальной речи». Л., «Наука», 1967.
Список литературы для педагога:
- Гембицкая Е. «Музыкально-эстетическое воспитание детей М. 1970
- 3. Григорович В. Слово о музыке М.1990
- 4. Данилова Л. Работа над детским голосом. М.,1988
- 5. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе М., 1997
- 6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя М.,1987
- 7. «Из опыта хоровой работы с детьми» под редакцией Локшина Д. М., АПН РСФСР, 1953.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
- Попов В. «Русская народная песня в детском хоре». М., «Музыка», 1985.
- Соколов Вл. «Работа с хором». М., «Музыка», 1983.
- Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., «Прометей», 1992
- Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. МО РФ. – АПК и ПРО; сост. И.В. Калиш; науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 1999
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hor_kadans_2017-2018_uch.g.docx | 51.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА 883
Принята на заседании педагогического совета от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ________________ (Сенин М.А.) «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
хор «КАДАНС»
хоровой капеллы мальчиков и юношей «Дебют»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: УГЛУБЛЕННЫЙ
Возраст обучающихся: 12 - 18 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Автор-составитель программы:
Абасов Элдар Афлатунович,
педагог дополнительного образования
Москва — 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Хоровое пение является древней русской культурной традицией. Но, к сожалению, эта традиция на сегодняшний день практически утеряна. Дети перестали петь и дома, и в образовательных учреждениях.
Многое делается, чтобы возродить культуру хорового пения, основанной на народных традициях и классической музыке.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья ребенка, человека и общество в целом.
В образцовом коллективе хоровой капелле мальчиков и юношей «Дебют» ведется работа с мальчиками и юношами поэтапно, создана и активно внедряется система преемственности. Каждая следующая ступень хорового коллектива позволяет производить постепенную ротацию, поддерживая высокий профессиональный уровень всего коллектива Хоровой капеллы в целом.
Данная программа написана для юношеского хора «Каданс» хоровой капеллы «Дебют», являющегося первой ступенью музыкального развития юношейпосле начала мутации.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами:
- приказ МО РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г.
- приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 (приказы Департамента образования города Москвы «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922» от 7.08.2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 г. № 2074)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
Цель и задачи программы:
Цель программы – грамотное исполнение лучших образцов хорового творчества, совершенствование музыкально-хоровых навыков, приобщение к мировой культуре и воспитание активной гражданской позиции.
Задачи программы:
задачи в обучении:
- Контроль за голосовым режимом работы в начальный период мутации.
- Формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков на примерах лучших образцов мировой музыкальной культуры.
- Формирование теоретических музыкальных знаний;
- Совершенствование музыкального слуха в процессе овладения учащимися вокально-хоровых навыков.
задачи в развитии:
- совершенствование музыкальных способностей
- развитие певческого диапазона
- совершенствование чувства ритма
задачи в воспитании:
- воспитание у обучающихся чувства организованности, внимания, трудолюбия, усидчивости, коллективизма.
- Приобретение коммуникативных навыков группового общения.
Новизна и отличительные особенности программы:
Данная программа используется для обучения только юношей в период мутации, учитывая их физиологические и психологические особенности.
Подбор репертуара осуществляется с учетом требований к развитию юношей во время мутации и с учётом требований международных конкурсов и обширной концертной и фестивальной деятельностью.
Возраст обучающихся по программе: 12-18 лет
Срок реализации программы: 5лет
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная
– групповая (занятия проводятся в группах, численный состав которых 7-10 человек в каждой хоровой партии).
Режим занятий: 2-3 раза в неделю, всего – 5 часов.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
По окончании программы:
Программные требования к знаниям:
- знать репертуар классической, современной и народной музыки;
- знать вокально-хоровые навыки на примере классической, народной музыки,
- знать базовые теоретические музыкальные понятия.
Программные требования к умениям и навыкам:
- владение унисоном многоголосием;
- развитие гармонического слуха;
- правильное произношение певческого текста;
- сформированная дикция и артикуляция.
Программные требования к уровню развития:
- умение спеть выученный репертуар интонационно чисто и ритмически точно;
Программные требования к уровню воспитанности:
- организованность, внимание, трудолюбие, умению работать в коллективе.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий: прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, концерты, фестивали, конкурсы, открытые занятия.
Критерии оценки учебных результатов программы:
Уровень воспитанности учащихся | Критерии, предъявляемые к данному уровню |
Низкий | Возможная агрессивность, плохой контакт с педагогом и другими учащимися, отсутствие заинтересованности в общем деле, общем положительном результате работы. |
Средний | Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе. |
Высокий | Вежливость в общении с педагогом, умение корректно вести себя на занятии, умение работать в коллективе, умение работать на общий положительный результат, целеустремлённость, желание помочь педагогу и другим учащимся чувство «плеча» товарища, чувство ансамбля, ответственность. |
Способы фиксации учебных результатов программы: грамоты, дипломы об участиях в конкурсах, фестивалях; аудио- и видеозаписи, фотографии.
Методы выявления результатов воспитания: беседы с родителями детей, наблюдение за детьми.
Методы выявления результатов развития:прослушивание детей в начале и в конце учебного года.
Формы подведения итогов реализации программы: анализ выполнения программы, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально значимой деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | ||
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. | ||||
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 9 | 17 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 10 | 26 | |
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 16 | 5 | 11 | |
3. | Работа над хоровым репертуаром. | ||||
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 38 | 16 | 22 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 24 | 8 | 16 | |
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 7 | 12 | |
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 180 | 63 | 117 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | ||
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. | ||||
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 13 | 23 | |
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 14 | 4 | 10 | |
3. | Работа над хоровым репертуаром. | ||||
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 38 | 12 | 26 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 26 | 10 | 16 | |
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 6 | 13 | |
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 180 | 61 | 119 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | ||
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. | ||||
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 12 | 24 | |
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 14 | 4 | 10 | |
3. | Работа над хоровым репертуаром. | ||||
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 40 | 12 | 28 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 24 | 8 | 16 | |
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 6 | 13 | |
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 180 | 58 | 122 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
4 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | ||
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. | ||||
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 18 | 6 | 12 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 12 | 24 | |
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 14 | 4 | 10 | |
3. | Работа над хоровым репертуаром. | ||||
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 40 | 12 | 28 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 24 | 8 | 16 | |
3.3 | Работа над художественным образом. | 19 | 6 | 13 | |
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 180 | 58 | 122 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
5 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | ||
2. | Работа над вокально-хоровыми навыками. | ||||
2.1. | Работа над дыханием. | 26 | 8 | 18 | |
2.2. | Работа над дикцией и артикуляцией. | 14 | 4 | 10 | |
2.3 | Работа над унисоном и многоголосием. | 36 | 10 | 26 | |
2.4 | Работа над формированием гласных звуков. | 12 | 2 | 10 | |
3. | Работа над хоровым репертуаром. | ||||
3.1. | Работа над музыкальным текстом. | 46 | 10 | 36 | |
3.2 | Работа над литературным текстом. | 23 | 7 | 16 | |
3.3 | Работа над художественным образом. | 20 | 6 | 14 | |
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 180 | 49 | 131 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 учебных недель;
– одну учебную группу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел. Вводное занятие
Теория: инструктаж по технике безопасности.
2 раздел. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Тема 2.1. Работа над дыханием
Теория: объяснение правильного вдоха перед пением
Практика: отработка правильного вдоха на упражнениях для распевания
Тема 2.2. Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория: наглядный показ артикуляционного аппарата, разбор скороговорок как упражнений для чёткой и правильной артикуляции для исполнения хоровых произведений.
Практика: работа над дикцией и артикуляцией на примерах скороговорок и текстах хоровых партий.
Тема 2.3.Работа над унисоном и многоголосием.
Теория: работа над унисоном и многоголосием.
Практика: отработка чистого унисона и навыка многоголосия на распеваниях и хоровых партиях.
Тема 2.4.Работа над формированием гласных звуков.
Теория: Работа над формированием гласных звуков.
Практика: отработка правильного формирования гласных звуков на распеваниях.
3 раздел.Работа над хоровым репертуаром.
Тема 3.1.Работа над музыкальным текстом.
Теория: разбор музыкального текста сольфеджио, правильного ритма.
Практика: пение хоровых партий сольфеджио, обрабатывания ритма.
Тема 3.2. Работа над литературным текстом.
Теория: разбор текстов хоровых партий, объяснение правильного произношения, объяснение смысла слов, текста.
Практика: отработка литературного текста на примерах хоровых партий с правильным произношения, осознанием литературного текста, смысле слов.
Тема 3.3. Работа над художественным образом.
Теория: разбор художественного образа на примерах хоровых произведений.
Практика: исполнение хоровых произведений с раскрытием правильного художественного образа.
4 раздел. Итоговое занятие
Теория: настройка юношей перед выступлением с повторением всех теоретических навыков исполнения хоровых произведения.
Практика: исполнение выученного репертуара.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Название учебной темы | Название и форма методического материала |
Вводное занятие | инструктаж |
Работа над дыханием | Гортань, показ наглядного пособия |
Работа над дикцией и артикуляцией. | Разбор артикуляционного аппарата на наглядном пособии |
Работа над унисоном и многоголосием. | Аудио и видео материалы. |
Работа над формированием гласных звуков. | Наглядное пособие с правилами формирования гласных звуков. |
Работа над музыкальным текстом. | Доска с нотным станом. Наглядные пособия. |
Работа над литературным текстом. | Скороговорки, тексты хоровых произведений. |
Работа над художественным образом. | Собственные аудио и видео записи. |
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещениям для учебных занятий:
- в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-14 для организации учебного процесса необходим кабинет площадью 30-40 кв. м. (количество кабинетов соответствует количеству групп).
Требования к мебели:
- стандартный стол преподавателя;
- стулья, соответствующие ростовой группе;
- классная доска, желательно с разлинованным нотным станом.
Требования к оборудованию и оснащению учебного процесса:
- музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);
- камертон;
- книги по музыке, справочные издания;
- камертон;
- технические средства видео и аудио аппаратуры;
- нотная библиотека;
- методическая литература;
- наглядные пособия (карточки, таблицы и т.д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы:
- Алексеева Л. Страницы зарубежной музыки 19 века. М., 1993
- «Песня и время». М., «Советский композитор», 1976.
- «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
- «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
- «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.
- «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.
- «Рассказы о песнях». Сост. Очаковская О. М., «Музыка», 1985.
- Абелян Л.М. Программа по хору. - Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка». - М., 1978.
- Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М., Изд. МГПИ, 1983.
- Вербов А. «Техника постановки голоса». М., ГМИ, 1961.
- Гембицкая Е.Я., Попова В.С.. «Художественные кружки». – М., 1981.
- Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., «Музыка», 1987.
- Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре». М., «Музыка», 1969.
- Дуганова, Л.В. Алдакова. М., «Поет Детская хоровая студия «Веснянка». – М., 2002.
- Локшин Д. «Хоровое пение в русской школе». М., АПН РСФСР, 1957.
- Морозов В. «Тайны вокальной речи». Л., «Наука», 1967.
Список литературы для педагога:
- Гембицкая Е. «Музыкально-эстетическое воспитание детей М. 1970
- 3. Григорович В. Слово о музыке М.1990
- 4. Данилова Л. Работа над детским голосом. М.,1988
- 5. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе М., 1997
- 6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя М.,1987
- 7. «Из опыта хоровой работы с детьми» под редакцией Локшина Д. М., АПН РСФСР, 1953.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
- Попов В. «Русская народная песня в детском хоре». М., «Музыка», 1985.
- Соколов Вл. «Работа с хором». М., «Музыка», 1983.
- Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., «Прометей», 1992
- Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. МО РФ. – АПК и ПРО; сост. И.В. Калиш; науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 1999
Интернет-сайты:
- www.choir-debut.ru
- http://notes.tarakanov.net/
- http://npvho.ru/ - Всероссийское Хоровое Общество
- http://www.irms.ru/ - Русское Музыкальное Общество
- http://www.mosconsv.ru/ - Московская Консерватория им.П.И.Чайковского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Репертуар к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"
Репертуар музыкального материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ «Хоровое пение»
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»
Данная программа – это образовательный маршрут по двум хоровым ступеням (младшей и старшей). Она ориентирована на обучение детей без музыкально-теоретической подготовки, которые благодаря исполь...