Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыка»
рабочая программа по музыке на тему
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_muzyka_-_medvedeva.docx | 78.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБУ ДО «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина»
Принята на заседании методического совета от «___»______________20__г. Протокол №____ | Утверждаю: Директор Е.Г.Шинкаренко ____________ «___»_________________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Музыка»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель: Медведева Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования |
г. Брянск, 2017
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» составлена в соответствии с нормативными документами:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
многолетнего опыта работы школы раннего развития «Росток»;
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ ( включая разноуровневые программы)»;
7) Устав Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина».
При разработке программы были использованы следующие программы: комплексная программа «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева), программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой).
Актуальность
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетационной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.
Педагогическая целесообразность
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, то есть талантливый в чем-то одном ребенок творчески проявит себя и во многом другом.
Отличительная особенность данной программы – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального развития детей. Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Ребенок должен научиться слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.
Образовательная программа «Музыка» является составной частью комплексно-целевой программы школы раннего развития «Росток», которая способствует музыкально-творческой деятельности детей, проявлению индивидуальных творческих способностей ребенка.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом её содержании, методических формах работы, широком использовании разнообразных форм освоения учебного материала, в специальном подборе адаптированного музыкального репертуара, музыкальных игр, адаптированных для дошкольников.
Цель данной программы – музыкальное воспитание детей через целенаправленное приобщение к музыкальной культуре и развитие музыкальных способностей и начальных исполнительских навыков.
Образовательная программа «Музыка» предполагает решение следующих задач:
Предметные:
- познакомить детей с системой опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- сформировать умение использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности;
- способствовать формированию певческих умений и навыков;
- познакомить детей с детскими музыкальными инструментами;
- обучить инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Метапредметные:
- развить музыкальные способности (ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, чувство ритма, гармонии и т. д.);
- развить у детей интерес к различным жанрам музыки с целью ознакомления с культурой других народов;
- развить музыкальное восприятие, музыкальную память, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;
- развить творческие способности детей в пении, игровой и музыкально-танцевальной деятельности.
Личностные:
- воспитывать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
- воспитывать интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать музыку и исполнять её;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Возраст детей и сроки реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» рассчитана на три года обучения для детей от 4 до 7 лет.
Форма организации обучающихся на занятиях – групповая. В группу зачисляются дети, занимающиеся в школе раннего развития «Росток».
Основными формами музыкальной деятельности являются занятия, развлечения и праздники.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Год обучения | Возраст детей | Продолжи-тельность занятий | Режим занятий | Наполняемость учебной группы (согласно Устава ДДЮТ) |
1 | 4-5 | 20 минут | 1 раз в неделю – 1 час | не менее 12-15 детей |
2 | 5-6 | 25 минут | 1 раз в неделю – 1 час | не менее 10-12 детей |
3 | 6-7 | 30 минут | 1 раз в неделю – 1 час | не менее 6-8 детей |
Планируемые результаты по итогам первого года обучения
Умения:
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер;
- узнавать песни по мелодии;
- различать звуки по высоте (в пределах сексты-септимы);
- петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова;
- вместе начинать и заканчивать песни;
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах;
- инсценировать (совместно с воспитателем) народные песни, хороводы.
Знания:
- звуки высокие и низкие;
- жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
-музыкальные инструменты: барабан, бубен, деревянные ложки, колокольчики, дудочку.
Планируемые результаты по итогам второго года обучения
Знания:
- выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро;
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, металлофон, баян, флейта, балалайка);
-узнавать произведения композиторов: К.Сен-Санса «Карнавал животных», П.И. Чайковского «Детской альбом», М.И.Глинки «Марш Черномора» по отдельным фрагментам произведения (вступлению, мелодии).
Умения:
- петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо; своевременно начинать и заканчивать песню;
- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
-самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать самостоятельно, не подражая друг другу;
- играть на металлофоне, ксилофоне, флейте простейшие мелодии на одном звуке;
-ритмично двигаться в соответствии с различным характером, регистрами и динамикой музыки.
Планируемые результаты по итогам третьего года обучения
Умения:
- различать части произведения;
-эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавая несложный музыкальный ритмический рисунок, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления;
- выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий, хороводный шаг, боковой галоп;
-инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх, хороводах.
-петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;
- петь выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Знания:
- названия пройденных музыкальных произведений;
- музыкальные жанры: балет, опера, симфония;
- творчество композиторов: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, Ф.Листа, Э. Грига, П. Чайковского, Д.Д. Шостаковича и др.;
- элементарные музыкальные понятия: темп, ритм, динамика, исполнитель, дирижер, вокальная, инструментальная и оркестровая музыка.
Виды и формы контроля
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль (первичная диагностика) | Тестирование (определение типа детского голоса, примерный и общий диапазон). |
Текущий контроль | Открытые занятия для родителей, музыкальные викторины |
Промежуточный контроль | |
Итоговый контроль (аттестация) | Итоговые занятия, участие в итоговых и тематических праздниках, творческие отчеты для родителей. |
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теорети-ческих | Практи-ческих |
1 | Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 2 | - |
2 | Слушание музыки | 5 | 3 | 2 |
2.1Знакомство с тремя основными жанрами: песней, танцем и маршем 2.2Выразительные средства музыки | 2 3 | 1 2 | 1 1 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 6 | 2 | 4 |
3.1. Игровые упражнения 3.2. Хороводы | 3 3 | 1 1 | 2 2 | |
4 | Пение | 8 | 3 | 5 |
4.1. Певческая установка 4.2. Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса 4.3. Песенное творчество | 2 2 4 | 1 1 1 | 1 1 3 | |
5 | Игра на детских музыкальных инструментах | 4 | 2 | 2 |
5.1. Знакомство с музыкальными инструментами: барабаном, бубном, деревянными ложками, дудочкой 5.2. Обучение игре на ударных инструментах | 1 3 | 1 1 | 2 | |
6 | Музыкальные игры | 6 | 3 | 3 |
6.1. Игры с пением 6.2. Игры на развитие ритмического слуха 6.3. Игры на развитие звуковысотного слуха | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
7 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 3 | 3 | |
| 1 1 1 | 1 1 1 | ||
8 | Аттестационные занятия 8.1 Аттестационное занятие за 1 полугодие. Открытое занятие для родителей. 8.2 Аттестационное занятие за год. Открытое занятие для родителей. | 2 1 1 | 2 1 1 | |
Итого: | 36 | 15 | 21 |
Содержание образовательной программы
Первый год обучения
№ | Раздел | Содержание |
1. | Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности | Знакомство педагога с детьми. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. |
2. | Слушание музыки | Знакомство детей с музыкой детских композиторов. Беседа с детьми о том, что в музыке могут передаваться различные чувства человека (радость, грусть, веселье и т.д.). Знакомство детей с такими жанрами как песня, танец, марш, с различными средствами музыкальной выразительности (темпом, ритмом, мелодией). Целенаправленное слушание музыкальных произведений, видение в них сходства и различия, общих и индивидуальных признаков, устанавление связи между предметами и явлениями окружающей жизни, музыкальными образами. Овладение элементами музыкальной грамоты: различие высоты и длительности звуков. Запоминание названий музыкальных произведений, самостоятельное высказывание детей об их содержании. Практическая работа. Сочинения на тему: «О чем мне рассказала музыка» с использованием наглядного материала. |
3. | Музыкально-ритмические движения | Знакомство детей с танцевальными движениями: прямым галопом, поскоками, пружинкой, выставлением ноги на пятку, на носок. Практическая работа. Ритмичные движения в соответствии с характером музыки, жанром (полька, вальс, марш, хоровод, плясовая). Движение в парах (сохраняя круг), перестроение из круга врассыпную и обратно. Пространственная ориентировка детей в различных построениях. |
4. | Пение | Формирование у детей певческих умений и навыков. Обучение детей перед началом пения делать активный вдох, положив руку на живот (при этом живот должен надуться, а плечи не подниматься). Выдох бесшумный. Пение с соблюдением правильной дикции. Отчетливое произнесение согласных звуков в конце слов. Новое дыхание следует брать, допев музыкальную фразу. Песенное творчество. Практическая работа. Пропевание мелодии ритмическими словами и прохлопывание ритма. Передача при пении характера музыки, точно соблюдая оттенки. Перед налом пения настроиться на первый звук, петь выразительно, без напряжения, в объеме ре-си. |
5. | Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомство с инструментами бубном, барабаном, деревянными ложками, дудочкой, колокольчиками и их звучанием. Практическая работа. Постановка корпуса, рук, освоение основных приёмов звукоизвлечения при игре на бубне, барабане, деревянных ложках, дудочке. Разучивание музыкального произведения. |
6. | Музыкальные игры | Знакомство с музыкальными играми. Практическая работа. Передача детьми различных по характеру игровых образов: котик заболел, выздоровел, зайка испугался, сердитый медведь, весёлый медведь и т.д. Инсценирование русских народных песен, инструментальных пьес с помощью взрослого. Создание индивидуального игрового образа. |
7. | Воспитатель-но-познава-тельные мероприятия | Организация и проведение праздников (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:
|
8. 8.1 8.2 | Аттестационные занятия Аттестацион-ное занятие за 1-ое полугодие Аттестацион-ное занятие за год | Открытое занятие для родителей. Открытое занятие на Неделе дошкольников. Открытое занятие для родителей. |
Учебно-тематическое планирование
Второй год обучения
№ | Разделов, тема | Общее кол-во часов | Теорети-ческих | Практи-ческих |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Слушание музыки | 6 | 2 | 4 |
2.1.Эмоциональная окраска музыкального произведения 2.2. Знакомство с произведениями двухчастной и трехчастной формы | 3 3 | 1 1 | 2 2 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 5 | 2 | 3 |
3.1. Передача образов сказочных героев, животных и птиц 3.2. Хороводы и пляски | 3 2 | 1 1 | 2 1 | |
4 | Пение | 7 | 2 | 5 |
4.1. Закрепление певческой установки 4.2.Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса 4.3. Развитие исполнительских способностей | 1 3 3 | 1 1 | 1 2 2 | |
5 | Игра на детских музыкальных инструментах | 4 | 2 | 2 |
5.1. Знакомство с музыкальными инструментами: металлофоном, баяном, ксилофоном, флейтой 5.2. Обучение игре на ударно-мелодических инструментах | 1 3 | 1 1 | 2 | |
6 | Музыкальные игры | 6 | 2 | 4 |
6.1. Игры с атрибутами 6.2. Игры на развитие диатонического слуха 6.3. Игры на развитие музыкальной памяти | 2 2 2 | 1 1 | 2 1 1 | |
7 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 5 | 5 | |
| 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | ||
8 | Аттестационные занятия 8.1Аттестационное занятие за 1 полугод 8.2Аттестационное занятие за год | 2 1 1 | 2 1 1 | |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание образовательной программы
Второй год обучения
№ | Раздел | Содержание |
1. | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Беседа о летних музыкальных впечатлениях детей. |
2. | Слушание музыки | Знакомство детей с творчеством композиторов: П.И. Чайковского, Моцарта, А.Т. Гречанинова, А.Филиппенко, Э.Грига, М.Глинки. Обучение детей более глубоко воспринимать музыкальные произведения, понимать их содержание, сопереживать музыке, проявлять эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке. Развитие звуковысотного, тембрового, ритмического и динамического слуха, творческой активности. Практическая работа. Совершенствование музыкальной памяти детей через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Сочинения детей на темы: «Какие чувства передает музыка?». |
3. | Музыкально-ритмические движения | Развитие чувства ритма, умения передавать характер музыки через движения: спокойная, бодрая, пружинистая ходьба, легкий бег. Практическая работа. Танцевальные движения: движение в парах поскоками, поочередно выбрасывание ноги вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, полуприседание с выступами ноги на пятку, сужение и расширение круга. Разучивание танцев, состоящих из этих элементов. |
4. | Пение | Знакомство с особенностью музыкальной речи (фразировкой). Усвоение певческих навыков. Закрепление певческих навыков. Практическая работа. Выразительное пение, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до.Показ пения без музыкального сопровождения. Значение слов «ярмарка», «сенички», «горенка», смысловое ударение «во поле», «по саду». Сольное исполнение ранее выученных песен. Знакомство с отдельными частями музыкального произведения: вступлением, запевом, проигрышем, куплетом, окончанием. |
5. | Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомство с новыми инструментами- металлофоном, ксилофоном, флейтой, баяном. Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах. Практическая работа. Игра на металлофоне, флейте. Разучивание музыкальных произведений: «Вальс» муз. Е.Тиличеевой, «Сорока» обр. Т.Попатенко. Исполнение знакомых попевок, соблюдая общую динамику, темп, ритмический рисунок |
6. | Музыкальные игры | Знакомство с общим характером и традициями исполнения хороводных плясок, народными играми. Практическая работа. Инсценировка содержания детских песен, хороводов. Творческое использование знакомых движений в танцевальных и игровых импровизациях. |
7. | Воспитательно-познавательные мероприятия | Организация и проведение праздников (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:
|
8. 8.1 8.2 | Аттестационные занятия Аттестационное занятие за 1полугодие Аттестационное занятие за год | Открытое занятие для родителей. Открытое занятие для родителей. |
Учебно-тематическое планирование
Третий год обучения
№ | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Слушание музыки | 6 | 3 | 3 |
2.1. Знакомство с музыкальными жанрами: опера, балет, симфония 2.2. Анализ музыкальных произведений | 3 3 | 2 1 | 1 2 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 5 | 2 | 3 |
3.1. Упражнения с предметами 3.2.Импровизации под музыку | 2 3 | 1 1 | 1 2 | |
4 | Пение | 7 | 2 | 5 |
4.1. Усвоение певческих навыков 4.2. Совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации 4.3. Исполнение попевок и песен | 2 2 3 | 1 1 | 1 2 2 | |
5 | Игра на детских музыкальных инструментах | 4 | 1 | 3 |
5.1. Знакомство с клавишно-язычковыми музыкальными инструментами 5.2. Исполнение знакомых мелодий сольно и в ансамбле | 1 3 | 1 | 3 | |
6 | Музыкальные игры | 5 | 2 | 3 |
6.1. Игры на развитие тембрового слуха 6.2. Развитие музыкальной памяти и чувства ритма 6.2. Развитие умений сотрудничества и сотворчества в играх | 1 2 2 | 1 1 | 1 1 1 | |
7 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 6 | 6 | |
| 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | ||
8 8.1 8.2 | Итоговые занятия Аттестационное занятие за 1 полугодие Итоговое занятие за год | 2 1 1 | 2 1 1 | |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание образовательной программы
Третий год обучения
№ | Раздел | Содержание |
1. | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Беседа о летних музыкальных впечатлениях. |
2. | Слушание музыки | Знакомство детей с музыкой русских композиторов-классиков (М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Д. Шостакович). Обогащение музыкальных впечатлений детей при восприятии музыки разного характера. Различие вокальной и инструментальной музыки. Узнавание по слуху произведений музыкального фольклора, соотношение их с особенностями празднования народных праздников. узнавание произведения композиторов-классиков (русских, зарубежных). Развитие словарного запаса детей для определения характера музыкального произведения. Практическая работа. Совершенствование у детей навыка различения звуков по высоте (в пределах квинты), различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев). |
3. | Музыкально-ритмические движения | Показ элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Практическая работа. Танцевальные движения: хороводный шаг, шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, переменный шаг, движениям современного танца. Развитие творческой активности детей. Закрепление умений детей двигаться естественно, выразительно, ритмично. Образная передача настроения, чувств, развитие сюжетных линий. |
4. | Пение | Знакомство с мелодическим каноном. Усвоение певческих навыков. Практическая работа. Умение петь выразительно(ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до¹-ре²), правильно передавая мелодию; брать дыхание перед началом песен и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Исполнение русских народных песен в соответствующем содержанию характере. Пение acappella сольно, группой. Самостоятельная импровизация мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни и пьесы. |
5. | Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомство с музыкальным инструментом – аккордеоном. Создание детского оркестра. Практическая работа. Совершенствование исполнительских навыков детей в процессе игры на музыкальных инструментах (играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками). |
6. | Музыкальные игры | Знакомство с новыми музыкально-дидактическими играми. Практическая работа. Самостоятельная инсценировка содержания песен, хороводов без подражания друг другу. Освоение этюдов на внимание, фантазию, выражение эмоций, выразительность жеста. |
7. | Воспитательно-познавательные мероприятия | Организация и проведение праздников (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:
|
8. 8.1 8.2 | Итоговые занятия Аттестационное занятие за 1-ое полугодие Итоговая аттестация | Открытое занятие для родителей. Открытое занятие на Неделе дошкольников. Открытое занятие для родителей. Творческий отчет для родителей. |
Методические материалы
Методы и приёмы обучения
Метод | Приём |
Словесный (вербальный) | Рассказ, объяснение, беседа |
Наглядный | Пособия, иллюстрации |
Объяснительно-иллюстративный | Рассказ, объяснение |
Практический | Упражнения, практические задания |
Игровой | Учебный материал в игровой форме |
Методические приемы по разделам:
- слушание:
- пояснение и беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой;
- наглядно-выразительный показ;
- выразительное исполнение музыкального произведения, образное, краткое пояснение характера произведения, настрой на слушание музыки;
- пение:
- выразительное пропевание слов и музыкальных фраз совместно с музыкальным руководителем;
- беседа по содержанию песни;
- музыкально-ритмические движения:
- выразительный показ взрослого (персонаж, музыкальный руководитель), словесные указания;
- выполнение ритмических движений по показу.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология группового обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: музыкальное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть настраивает ребенка на занятие. На эту часть отводится 5-10% общего времени. В основную часть занятия включаются: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактические игры. На основную часть занятия отводится 70-80% общего времени. Заключительная часть занятия – это музыкальная игра или пляска. На заключительную часть занятия отводится 10-20% общего времени (вызвать у детей чувство радости, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них).
Дидактические материалы
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия лото. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя. представляют себя музыкантами).
2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
- с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта).
- с фиксированной мелодией;
- с одним фиксированным звуком (дудки);
- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы).
3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения.
4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты).
5. Репродукции картин русских и зарубежных художников, портреты композиторов.
Оценочные материалы
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 4-5 лет (1 год обучения)
Вводный контроль
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 4-5 лет (1 год обучения)
Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 4-5 лет
(1 год обучения)
Промежуточная аттестация (конец года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 5-6 лет (2 год обучения)
Промежуточная аттестация (начало года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 5-6 лет (2 год обучения)
Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 5-6 лет (2 год обучения)
Промежуточная аттестация (конец года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 6-7 лет (3 год обучения)
Промежуточная аттестация (начало года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 6-7 лет (3 год обучения)
Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 6-7 лет (3 год обучения)
Итоговая аттестация (конец года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном помещении с хорошим освещением и музыкальным инструментом (фортепиано). Для проведения занятий необходимы: музыкальные пособия, учебники по предмету, магнитофон, аудиозаписи и CD-диски с записями произведений русских, зарубежных и современных композиторов.
Список литературы для педагога
- Брыксина Е.В. Организация музыкального воспитания в семейном детском саду. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №3, 2010, с.56-61
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.:ВАКО, 2011.-240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой : Изд. 3-е переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Журнал «Музыкальная палитра» 2009, №1-6
- Журнал «Музыкальный руководитель» 2008, №1-8
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Младшая, средняя и старшая группа: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением.- Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Изд. : Композитор. Санкт-Петербург, 2008.
- Карцер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб.пособие.-2-е изд., доп.- СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
- Крюкова. Музыкальная педагогика. М.: Просвещение, 2004.
- Некрасова Е.А. Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у детей. Дошкольная педагогика №3(44) 2008. стр. 28.
- Орлова Т.М., С.И. Бекина. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 2012.- 144 с.:ил.
- Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре. Москва «Музыка», 2015.
- Струве Л. Музыкальные ступеньки. Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. Москва, 2010.
- Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса. Музыкальный руководитель №3 2009. стр.2-9.
- Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности. Музыкальный руководитель. №5, 2009 стр.11-13
Список литературы для родителей и обучающихся
- Р. Паулс. Птичка на ветке. песни для детей в сопровождении фортепиано, Ленинград, всесоюзное издательство «Советский композитор», 2005
- Чаморова Н.В. Божья коровка: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2015. – 48 с.
- Чаморова Н.В. Кисонька-мурысонька: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2010. – 48 с.
- Песенки в картинках. Выпуск 5 Популярные песни для детей. Издательство «Музыка», 2008 г. Составление. Иллюстрации.
- Чаморова Н.В. Шла коза по мостику: Детские игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2010. – 48 с.
- Чаморова Н.В. Сорока-белобока: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2011. – 48 с.
- https://xmusik.me/q/ls28xbTR5PKR_Yrkt80Xs8aC0KDRtvO9zrbH/
- http://detskij-dvorik.ru/musicchild.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...