Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыка»
рабочая программа по музыке на тему

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_muzyka_-_medvedeva.docx78.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБУ ДО «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина»

Принята на заседании

методического совета

от «___»______________20__г.

Протокол №____

Утверждаю:

Директор

Е.Г.Шинкаренко ____________

«___»_________________20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Музыка»

Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года

Автор – составитель:

Медведева Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

г. Брянск, 2017

Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» имеет художественную направленность.  

        Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Музыка» составлена в соответствии с нормативными документами:

1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2) Концепция  развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  № 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

многолетнего опыта работы школы раннего развития «Росток»;

5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г.  № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ ( включая разноуровневые программы)»;

7) Устав Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина».

При разработке программы были использованы следующие программы: комплексная программа «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева), программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»  (под ред. Т.И. Бабаевой).

Актуальность

 Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетационной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

Педагогическая  целесообразность

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей.    Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, то есть талантливый в чем-то одном ребенок творчески проявит себя и во многом другом.

Отличительная особенность данной программы – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального развития детей. Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Ребенок должен научиться слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

Образовательная программа «Музыка» является составной частью комплексно-целевой программы школы раннего развития «Росток», которая способствует музыкально-творческой деятельности детей, проявлению индивидуальных творческих способностей ребенка.

Новизна предлагаемой программы заключается в самом её содержании, методических формах работы, широком использовании разнообразных форм освоения учебного материала, в специальном подборе адаптированного музыкального репертуара, музыкальных игр, адаптированных для дошкольников.

Цель данной программы – музыкальное воспитание детей через целенаправленное приобщение к музыкальной культуре и развитие музыкальных способностей и начальных исполнительских навыков.

Образовательная программа «Музыка» предполагает решение следующих задач:

Предметные:

  • познакомить детей с системой опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • сформировать умение использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности;
  • способствовать формированию певческих умений и навыков;
  • познакомить детей с детскими музыкальными инструментами;
  • обучить инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Метапредметные:

  • развить музыкальные способности  (ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, чувство ритма, гармонии и т. д.);
  • развить у детей интерес к различным жанрам  музыки  с целью ознакомления с  культурой  других  народов;
  • развить музыкальное восприятие, музыкальную память, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;
  • развить творческие способности детей в пении, игровой и музыкально-танцевальной деятельности.

Личностные:

  • воспитывать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
  • воспитывать интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать музыку и исполнять её;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Возраст детей и сроки реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» рассчитана на три года обучения для детей от 4 до 7 лет.

Форма организации обучающихся на занятиях – групповая.  В группу зачисляются дети, занимающиеся в школе  раннего развития «Росток».

Основными формами музыкальной деятельности являются занятия, развлечения и праздники.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Год обучения

Возраст детей

Продолжи-тельность занятий

Режим занятий

Наполняемость учебной группы

(согласно Устава ДДЮТ)

1

4-5

20 минут

1 раз в неделю – 1 час

не менее 12-15 детей

2

5-6

25 минут

1 раз в неделю – 1 час

не менее 10-12 детей

3

6-7

30 минут

1 раз в неделю – 1 час

не менее 6-8 детей

Планируемые результаты по итогам первого года обучения

Умения:

- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер;

- узнавать песни по мелодии;

- различать звуки по высоте (в пределах сексты-септимы);

- петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова;

- вместе начинать и заканчивать песни;

- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;

- выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах;

- инсценировать (совместно с воспитателем) народные песни, хороводы.

Знания:

- звуки высокие и низкие;

- жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);

-музыкальные инструменты: барабан, бубен, деревянные ложки, колокольчики, дудочку.

Планируемые результаты по итогам второго года обучения

Знания:

- выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро;

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, металлофон, баян, флейта, балалайка);

-узнавать произведения композиторов: К.Сен-Санса «Карнавал животных», П.И. Чайковского «Детской альбом», М.И.Глинки «Марш Черномора»  по отдельным фрагментам произведения  (вступлению, мелодии).

     Умения:

- петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо; своевременно начинать и заканчивать песню;

- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-частной формой музыкального произведения и  музыкальными фразами;

-самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать самостоятельно, не подражая друг другу;

- играть на металлофоне, ксилофоне, флейте простейшие мелодии на одном звуке;

-ритмично двигаться в соответствии с различным характером, регистрами и динамикой музыки.

Планируемые результаты по итогам третьего года обучения

Умения:

- различать части произведения;

-эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;

- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавая несложный музыкальный ритмический  рисунок, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления;

- выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий, хороводный шаг, боковой галоп;

-инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх, хороводах.

-петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением  и без него;

- петь выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

Знания:

- названия пройденных музыкальных произведений;

- музыкальные жанры: балет, опера, симфония;

- творчество композиторов: М. Глинки,  Н. Римского-Корсакова, Ф.Листа, Э. Грига,  П. Чайковского, Д.Д. Шостаковича  и др.;

- элементарные музыкальные понятия: темп, ритм, динамика, исполнитель, дирижер, вокальная, инструментальная и оркестровая музыка.

Виды и формы контроля

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

(первичная диагностика)

Тестирование (определение типа детского голоса,  примерный и общий диапазон).

Текущий контроль

Открытые занятия для родителей, музыкальные викторины

Промежуточный контроль

Итоговый контроль (аттестация)

Итоговые занятия, участие в итоговых и тематических праздниках, творческие отчеты для родителей.

Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения

Раздел, тема

Общее кол-во

часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

1

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

2

Слушание музыки

5

3

2

2.1Знакомство с тремя основными  жанрами: песней, танцем и  маршем

2.2Выразительные средства музыки

2

3

1

2

1

1

3

Музыкально-ритмические движения

6

2

4

3.1. Игровые упражнения

3.2. Хороводы

3

3

1

1

2

2

4

Пение

8

3

5

4.1. Певческая установка

4.2. Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса

4.3. Песенное творчество

2

2

4

1

1

1

1

1

3

5

Игра на детских музыкальных инструментах

4

2

2

5.1. Знакомство с музыкальными инструментами: барабаном, бубном, деревянными ложками, дудочкой

5.2. Обучение игре на ударных инструментах

1

3

1

1

2

6

Музыкальные игры

6

3

3

6.1. Игры с пением

6.2. Игры на развитие ритмического слуха

6.3. Игры на развитие звуковысотного слуха

2

2

2

1

1

1

1

1

1

7

Воспитательно-познавательные мероприятия

3

3

  1. «Новый год»
  2. «Мамин праздник»
  3. «Ура, каникулы!»

1

1

1

1

1

1

8

Аттестационные занятия

8.1 Аттестационное занятие за 1 полугодие.

Открытое занятие для родителей.

8.2 Аттестационное занятие за год.

Открытое занятие для родителей.

2

1

1

2

1

1

Итого:

36

15

21

Содержание образовательной программы

Первый год обучения

Раздел

Содержание

1.

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности

       Знакомство педагога с детьми. Правила поведения  на  занятиях,  инструктаж  по   технике безопасности.

2.

Слушание музыки

   Знакомство  детей с музыкой детских композиторов. Беседа с детьми о том, что в музыке могут передаваться различные чувства человека (радость, грусть, веселье и т.д.).

Знакомство детей с такими жанрами как песня, танец, марш, с различными средствами музыкальной выразительности (темпом, ритмом, мелодией).

Целенаправленное слушание музыкальных произведений, видение в них сходства и различия, общих и индивидуальных признаков, устанавление связи между предметами и явлениями окружающей жизни, музыкальными образами. Овладение элементами музыкальной грамоты: различие высоты и длительности звуков. Запоминание названий музыкальных произведений, самостоятельное высказывание детей  об их содержании.

Практическая работа. Сочинения на тему: «О чем мне рассказала музыка» с использованием наглядного материала.

3.

Музыкально-ритмические

движения

       Знакомство детей с танцевальными движениями: прямым галопом, поскоками, пружинкой, выставлением ноги на пятку, на носок.

Практическая работа.

Ритмичные движения в соответствии с характером музыки, жанром (полька, вальс, марш, хоровод, плясовая).

         Движение в парах (сохраняя круг), перестроение из круга врассыпную и обратно.  Пространственная ориентировка детей в различных построениях.

4.

Пение

        Формирование у детей певческих умений и навыков. Обучение детей перед началом пения делать активный вдох, положив руку на живот (при этом живот должен надуться, а плечи не подниматься). Выдох бесшумный. Пение с соблюдением правильной дикции. Отчетливое произнесение согласных звуков в конце слов. Новое дыхание следует брать, допев музыкальную фразу. Песенное творчество.

Практическая работа.

Пропевание мелодии ритмическими словами и прохлопывание ритма. Передача при пении характера музыки, точно соблюдая оттенки. Перед налом пения настроиться на первый звук, петь выразительно, без напряжения, в объеме ре-си.

5.

Игра на детских музыкальных инструментах

        Знакомство с инструментами бубном, барабаном, деревянными ложками, дудочкой, колокольчиками и их звучанием.

Практическая работа.

Постановка корпуса, рук,  освоение основных приёмов звукоизвлечения при игре на  бубне, барабане,  деревянных ложках, дудочке. Разучивание музыкального произведения.

 6.

Музыкальные игры

Знакомство  с  музыкальными играми.

Практическая работа.

Передача детьми различных по характеру игровых образов: котик заболел, выздоровел, зайка испугался, сердитый медведь, весёлый медведь и т.д.

Инсценирование русских народных песен, инструментальных пьес с помощью взрослого. Создание индивидуального игрового образа.

7.

Воспитатель-но-познава-тельные мероприятия

   Организация и проведение  праздников (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:

  • «Новый год»,
  •  «Мамин праздник»,
  • «Ура,каникулы!»

8.

8.1

8.2

Аттестационные занятия

Аттестацион-ное  занятие за 1-ое полугодие

Аттестацион-ное занятие за год

Открытое занятие для родителей.

Открытое занятие на Неделе дошкольников.

Открытое занятие для родителей.

Учебно-тематическое планирование

Второй год обучения

Разделов, тема

Общее кол-во

часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Слушание музыки

6

2

4

2.1.Эмоциональная  окраска музыкального  произведения

2.2. Знакомство с произведениями двухчастной и трехчастной  формы

3

3

1

1

2

2

3

Музыкально-ритмические движения

5

2

3

3.1. Передача образов сказочных героев, животных и птиц

3.2. Хороводы и пляски

3

2

1

1

2

1

4

Пение

7

2

5

4.1. Закрепление певческой установки

4.2.Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса

4.3. Развитие исполнительских способностей

1

      3

3

1

1

1

2

2

5

Игра на детских музыкальных инструментах

4

2

2

5.1. Знакомство с музыкальными инструментами: металлофоном, баяном, ксилофоном, флейтой

5.2. Обучение игре на ударно-мелодических  инструментах

1

3

     1

1

2

6

Музыкальные игры

6

2

4

6.1. Игры с атрибутами

6.2. Игры на развитие диатонического слуха

6.3. Игры на развитие музыкальной памяти

2

2

2

1

1

2

1

1

7

Воспитательно-познавательные мероприятия

5

5

  1. «Здравствуй, школа!»
  2. «Новый год»
  3. «День защитника Отечества»
  4. «8 Марта»
  5. «Ура, каникулы!»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Аттестационные занятия

8.1Аттестационное занятие за 1 полугод

8.2Аттестационное занятие за год

2

1

1

2

1

1

Итого:

36

11

25

Содержание образовательной программы

Второй год обучения

Раздел

Содержание

1.

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Беседа о   летних   музыкальных впечатлениях   детей.

2.

Слушание музыки

Знакомство детей  с творчеством композиторов: П.И. Чайковского, Моцарта, А.Т. Гречанинова, А.Филиппенко, Э.Грига, М.Глинки.

Обучение детей более глубоко воспринимать музыкальные произведения, понимать их содержание, сопереживать музыке, проявлять эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке.

 Развитие звуковысотного, тембрового, ритмического и динамического слуха, творческой активности.

Практическая работа.

Совершенствование музыкальной памяти детей через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

Сочинения детей на темы: «Какие чувства передает музыка?».

3.

Музыкально-ритмические

движения

Развитие чувства ритма, умения передавать характер музыки через движения: спокойная, бодрая,  пружинистая  ходьба,  легкий  бег.  

Практическая работа.

Танцевальные движения: движение в парах поскоками, поочередно выбрасывание ноги вперёд в прыжке,  приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, полуприседание с выступами ноги на пятку, сужение и расширение круга. Разучивание танцев, состоящих из этих элементов.

4.

Пение

Знакомство с особенностью музыкальной речи (фразировкой).  Усвоение певческих навыков. Закрепление певческих навыков.

Практическая работа.

Выразительное пение, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до.Показ пения без музыкального сопровождения.  Значение слов «ярмарка»,  «сенички», «горенка», смысловое ударение «во поле», «по саду».

 Сольное исполнение ранее выученных песен. Знакомство с отдельными частями музыкального произведения: вступлением, запевом, проигрышем, куплетом, окончанием.

5.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомство с новыми инструментами- металлофоном, ксилофоном, флейтой, баяном. Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах.

Практическая работа.

Игра на металлофоне, флейте. Разучивание музыкальных произведений: «Вальс» муз. Е.Тиличеевой, «Сорока» обр. Т.Попатенко.

Исполнение знакомых попевок, соблюдая общую динамику, темп, ритмический рисунок

6.

Музыкальные игры

Знакомство с общим характером и традициями исполнения хороводных плясок, народными играми.

Практическая работа.

Инсценировка содержания детских песен, хороводов. Творческое использование знакомых движений в танцевальных и игровых импровизациях.

7.

Воспитательно-познавательные мероприятия

Организация и проведение праздников  (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:

  • «Здравствуй, школа!»,
  •  «Новый год»,
  • «День защитника Отечества»,
  • «8 Марта».
  • «Ура, каникулы!»

8.

8.1

8.2

Аттестационные занятия

Аттестационное занятие за 1полугодие

Аттестационное занятие за год

Открытое занятие для родителей.

Открытое занятие для родителей.

Учебно-тематическое планирование
Третий год обучения

Раздел, тема

Общее кол-во

часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Слушание музыки

6

3

3

2.1. Знакомство с музыкальными жанрами: опера, балет, симфония

2.2. Анализ музыкальных произведений

3

3

2

1

1

2

3

Музыкально-ритмические движения

5

2

3

3.1. Упражнения с предметами

3.2.Импровизации под музыку

2

3

1

1

1

2

4

Пение

7

2

5

4.1. Усвоение певческих навыков

4.2. Совершенствование  певческого голоса  и  вокально-слуховой координации

4.3. Исполнение попевок и песен

2

2

3

1

1

1

2

2

5

Игра на детских музыкальных инструментах

4

1

3

5.1. Знакомство с клавишно-язычковыми музыкальными инструментами

5.2. Исполнение знакомых мелодий сольно и в ансамбле

1

3

1

3

6

Музыкальные игры

5

2

3

6.1. Игры на развитие тембрового слуха

6.2. Развитие музыкальной памяти и чувства ритма

6.2. Развитие умений сотрудничества и сотворчества в играх

1

2

2

1

1

1

1

1

7

Воспитательно-познавательные мероприятия

6

6

  1. «Здравствуй, школа!»
  2. «Новый год»
  3. «День Защитника Отечества»
  4. «8 Марта»
  5. «Ура, каникулы!»
  6. Выпускной бал

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

8.1

8.2

Итоговые занятия

Аттестационное занятие за 1 полугодие

Итоговое занятие за год

2

1

1

2

1

1

Итого:

36

11

25

Содержание образовательной программы

Третий год обучения

Раздел

Содержание

1.

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа  о  летних  музыкальных впечатлениях.

2.

Слушание музыки

Знакомство детей с музыкой русских композиторов-классиков (М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков,  Д. Шостакович).

Обогащение музыкальных впечатлений детей при восприятии музыки разного характера. Различие вокальной и инструментальной музыки. Узнавание по слуху произведений музыкального фольклора, соотношение их с особенностями празднования народных праздников. узнавание произведения композиторов-классиков (русских, зарубежных). Развитие словарного запаса детей для определения характера музыкального произведения.

Практическая работа. Совершенствование у детей навыка различения звуков по высоте (в пределах квинты), различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).

3.

Музыкально-ритмические

движения

Показ элементов танца и ритмопластики  для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.        

Практическая работа.

Танцевальные движения: хороводный шаг, шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, переменный шаг, движениям современного танца.

Развитие творческой активности детей. Закрепление умений  детей двигаться  естественно, выразительно, ритмично. Образная передача настроения, чувств, развитие сюжетных линий.

4.

Пение

Знакомство с мелодическим каноном. Усвоение певческих навыков.

Практическая работа. Умение петь выразительно(ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до¹-ре²), правильно передавая мелодию; брать дыхание перед началом песен и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Исполнение русских народных песен в соответствующем содержанию характере. Пение acappella сольно, группой.

Самостоятельная импровизация мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни и пьесы.

5.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомство с музыкальным инструментом – аккордеоном. Создание детского оркестра.

Практическая работа.

Совершенствование исполнительских навыков детей в процессе игры на музыкальных инструментах (играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками).

6.

Музыкальные игры

Знакомство с новыми музыкально-дидактическими играми.

Практическая работа.

Самостоятельная инсценировка содержания песен, хороводов без подражания друг другу.  Освоение  этюдов на внимание, фантазию, выражение эмоций, выразительность жеста.

7.

Воспитательно-познавательные мероприятия

 Организация и проведение праздников  (итоговых, тематических) в течение  года и в каникулярное время:

  • «Здравствуй, школа!»,
  • «Новый год»,
  • «День защитника Отечества»,
  • «8 Марта»,
  • «Ура, каникулы!»
  • «Выпускной бал».

8.

8.1

8.2

Итоговые занятия

Аттестационное занятие за 1-ое полугодие

Итоговая аттестация

Открытое занятие для родителей.

Открытое занятие на Неделе дошкольников.

Открытое занятие для родителей.

Творческий отчет для родителей.

Методические материалы

Методы и приёмы обучения

Метод

Приём

Словесный (вербальный)

Рассказ, объяснение, беседа

Наглядный

Пособия, иллюстрации

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ, объяснение

Практический

Упражнения, практические задания

Игровой

Учебный материал в игровой форме

Методические приемы по разделам:

  • слушание:

- пояснение и беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой;

- наглядно-выразительный показ;

- выразительное исполнение музыкального произведения, образное, краткое пояснение характера произведения, настрой на слушание музыки;

  • пение:

- выразительное пропевание слов и музыкальных фраз совместно с музыкальным руководителем;

- беседа по содержанию песни;

  • музыкально-ритмические движения:

- выразительный показ взрослого (персонаж, музыкальный руководитель), словесные указания;

- выполнение ритмических движений по показу.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология группового обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия: музыкальное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть настраивает ребенка на занятие. На эту часть отводится 5-10% общего времени. В основную часть занятия включаются: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактические игры. На основную часть занятия отводится 70-80% общего времени. Заключительная часть занятия – это музыкальная игра или пляска.   На заключительную часть занятия отводится 10-20% общего времени (вызвать у детей чувство радости, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них).

Дидактические материалы

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия лото. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя. представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

- с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта).

- с фиксированной мелодией;

- с одним фиксированным звуком (дудки);

- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы).

3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения.

4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты).

5. Репродукции картин русских и зарубежных художников, портреты композиторов.

Оценочные материалы

Критерии оценки развития музыкальных способностей  детей 4-5 лет (1 год обучения)

Вводный контроль

Критерии

Количество баллов

  • Исполняет  любимую детскую песенку
  • Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок предложенный педагогом в хлопках
  • Повторяет музыкальные попевки (мотивы) предложенные педагогом

3

  • Воспроизводит ритмический рисунок в хлопках с минимальными погрешностями
  •  Исполняет любимую детскую песенку с минимальными погрешностями
  • Неточно воспроизводит музыкальную попевку предложенную педагогом

2

  • Воспроизводит ритмический рисунок в хлопках с грубыми нарушениями
  • Неправильно воспроизводит мелодию любимой детской песенки
  • Ошибочно исполняет музыкальную попевку (мотив) предложенную педагогом

1

  • Полностью не справился с заданием

0

                                       

Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.      

 Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 4-5 лет  (1 год обучения)

Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)

Критерии

Количество баллов

  • Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение
  • Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок предложенный педагогом в хлопках
  • Различает звуки по высоте (высокие, низкие)
  • Поет естественным звуком, напевно, правильно начиная и заканчивая мелодию
  • Знает  и узнает звучание  музыкальных инструментов: барабана, бубна, деревянных ложек, колокольчика, дудочки

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

                          2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

  • Полностью не справился с заданием

0

     Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.      

Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 4-5 лет

 (1 год обучения)

Промежуточная аттестация (конец года)

Критерии

Количество баллов

  • Внимательно слушает  музыкальное произведение, чувствует его характер
  • Точно воспроизводит  ритмический рисунок предложенный педагогом в хлопках и на музыкальных инструментах (деревянных ложках, колокольчиках, бубнах)
  • Узнает детские песни и попевки по инструментальной мелодии
  • Выразительно исполняет детские песни, четко произнося слова
  • Выполняет движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
  • Называет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец)
  • Инсценирует (совместно с педагогом) народные песни и хороводы

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

                  2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

                  1

  • Полностью не справился с заданием

0

        Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.      

Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 5-6 лет (2 год обучения)

Промежуточная аттестация (начало года)

Критерии

Количество баллов

  • Эмоционально отзывается на музыку разного характера
  • Точно воспроизводит  ритмический рисунок предложенный педагогом в хлопках и на музыкальных инструментах (деревянных ложках, колокольчиках, бубнах)
  • Чисто интонирует  музыкальные попевки (мотивы) предложенные педагогом
  • Инсценирует (совместно с педагогом) народные песни и хороводы
  • Выразительно исполняет детские песни, четко произнося слова

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

  • Полностью не справился с заданием

0

             Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.      

Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 5-6 лет (2 год обучения)

Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)

Критерии

Количество баллов

  • Знает выразительные средства музыкального произведения: громко, тихо, медленно , быстро, замедляя, ускоряя
  • Поет естественным звуком, мягко, напевно, отчетливо произнося слова, своевременно начиная и заканчивая песню
  • Узнает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, металлофон, баян, флейта, балалайка)
  • Выполняет движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами
  • Ритмично двигается в хороводах и музыкальных играх

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

  • Полностью не справился с заданием

0

                Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.      

Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 5-6 лет (2 год обучения)

Промежуточная аттестация (конец года)

Критерии

Количество баллов

  • Узнает произведения композиторов: К.Сен-Санса «Карнавал животных», П.И. Чайковского «Детский альбом», М.И. Глинки «Марш Черномора» по отдельным фрагментам произведения (вступлению, мелодии)
  • Ритмично двигается в соответствии с различным характером музыки
  • Поет выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности
  • Чисто интонирует попевки с музыкальным сопровождением и без него
  • Выполняет движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами
  • Исполняет на музыкальных инструментах простейшие мелодии на одном звуке
  • Самостоятельно инсценирует содержание разученных песен, хороводов  

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

  • Полностью не справился с заданием

0

                    Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.      

Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 6-7 лет (3 год обучения)

Промежуточная аттестация (начало года)

Критерии

Количество баллов

  • Чувствует эмоциональную окрашенность музыки, высказывается о настроении, чувствах, которые она передает
  • Чисто интонирует  музыкальные попевки (мотивы) предложенные педагогом
  • Выразительно исполняет детские песни, четко произнося слова
  • Точно воспроизводит  ритмический рисунок предложенный педагогом в хлопках и на музыкальных инструментах
  • Определяет музыкальный жанр (танец: пляска, полька, вальс; марш,песня)

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

  • Полностью не справился с заданием

0

     Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.    

Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 6-7 лет (3 год обучения)

Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)

Критерии

Количество баллов

  • Осознанно  воспринимает  форму  музыкального  произведения  (части, вступление, заключение, фразы)
  • Знает названия пройденных музыкальных произведений
  • Поет естественным звуком, мягко, напевно,  чисто интонируя  мелодию
  • Выразительно исполняет пройденные детские песни
  • Определяет музыкальные жанры
  • Точно повторяет за педагогом ритмические группировки
  • Выполняет танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий, хороводный шаг, боковой галоп
  • Проявляет творческое воображение, фантазию в передаче игровых образов

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

  • Полностью не справился с заданием

0

  Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.    

Критерии оценки  развития музыкальных способностей  детей 6-7 лет (3 год обучения)

Итоговая аттестация (конец года)

Критерии

Количество баллов

  • Знает творчество композиторов: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, Ф. Листа, Э. Грига, П. Чайковского, Д. Шостаковича и др.
  •  Знает музыкальные жанры: балет, опера, симфония
  • Знает элементарные музыкальные понятия: темп, ритм, динамика, исполнитель, дирижер, вокальная, инструментальная и оркестровая музыка  
  • Чисто интонирует мелодию  с музыкальным сопровождением и без него
  • Исполняет детские песни, передавая характер, их темповые и динамические особенности
  • Владеет простейшими приемами игры на детских музыкальных инструментах
  • Выразительно и ритмично двигается в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, проявляет самостоятельность в выборе способов действий (походка, жест, мимика, движения)

3

  • Справляется со всеми заданиями с минимальными погрешностями

2

  • Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

  • Полностью не справился с заданием

0

   Общий балл:  высокий – 7-9;   средний – 4-6;   низкий – 0-3.    

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в просторном  помещении  с  хорошим  освещением и музыкальным инструментом (фортепиано). Для проведения занятий необходимы: музыкальные пособия, учебники  по предмету, магнитофон, аудиозаписи и CD-диски с записями произведений русских, зарубежных и современных композиторов.

Список литературы для педагога

  1. Брыксина Е.В. Организация музыкального воспитания в семейном детском саду. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения,  №3, 2010, с.56-61
  2. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.:ВАКО, 2011.-240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой : Изд. 3-е  переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  4. Журнал «Музыкальная палитра»  2009,  №1-6
  5. Журнал «Музыкальный руководитель» 2008,  №1-8
  6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Младшая, средняя и старшая группа: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением.- Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Изд. : Композитор. Санкт-Петербург, 2008.
  7.  Карцер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб.пособие.-2-е изд., доп.- СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
  8. Крюкова. Музыкальная педагогика. М.: Просвещение, 2004.
  9. Некрасова Е.А. Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у детей. Дошкольная педагогика №3(44) 2008.  стр. 28.
  10.  Орлова Т.М., С.И. Бекина. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 2012.- 144 с.:ил.
  11.  Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре. Москва «Музыка», 2015.
  12.  Струве Л. Музыкальные ступеньки. Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. Москва, 2010.
  13.  Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса. Музыкальный руководитель  №3 2009. стр.2-9.
  14.  Тарасова К.В. Музыкальность  и составляющие её музыкальные способности. Музыкальный руководитель.  №5, 2009 стр.11-13

Список  литературы для родителей и обучающихся

  1. Р. Паулс.  Птичка на ветке. песни для детей в сопровождении фортепиано, Ленинград, всесоюзное издательство «Советский композитор», 2005
  2. Чаморова Н.В. Божья коровка: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2015. – 48 с.
  3. Чаморова Н.В. Кисонька-мурысонька: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2010. – 48 с.
  4. Песенки в картинках. Выпуск 5  Популярные песни для детей. Издательство «Музыка», 2008 г. Составление. Иллюстрации.
  5. Чаморова Н.В. Шла коза по мостику: Детские игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2010. – 48 с.
  6. Чаморова Н.В. Сорока-белобока: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2011. – 48 с.
  7. https://xmusik.me/q/ls28xbTR5PKR_Yrkt80Xs8aC0KDRtvO9zrbH/
  8. http://detskij-dvorik.ru/musicchild.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...