Я - учитель.
статья ( класс) на тему

Эссе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_uchitel.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель. Эссе.

Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.                           (Лихачев Д.)

«Друзья, прекрасен наш союз!...»

Успешная школа сегодня – это союз настоящих исследователей, основанный на соавторстве и сотворчестве думающего ученика и мыслящего учителя. … Так кто же он – современный учитель? В народе раньше говорили: «Все лучшее в человеке от его родителей и его учителя».  Сеятелем  разумного, доброго, вечного считали педагога.  Ещё У. Черчилль писал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

А сегодня современная школа, как испытательный полигон, на котором все заняты поисками сказочных педагогических технологий, внедрением новых образовательных стандартов, выработкой у учащихся пресловутых УУД. Но не забыли ли мы в бешеном ритме «инноватики» о главном предназначении учителя -  воспитать в ребенке уважение  к людям, доверие, милосердие к страждущим, самостоятельность, стремление к знаниям,   то есть - воспитать человека. И создать условия для развития свободной, творческой личности, способной к самореализации.

 В наше время школьный учитель «один в ста лицах». Во-первых, он должен быть хорошим психологом.  Иначе как найти общий язык с ребенком, с его родителями.  Необходимо вникать в семейные проблемы, уметь привлекать родителей к педагогическому процессу. «К детям надо не опускаться, а подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть», - как писал Я. Корчак. Значит необходимо уделять внимание каждому ребенку, заметить в нем необыкновенные задатки, развить их и при этом не навредить. Уважать их заблуждения. Во-вторых, это опытный методист. Каждый год приходится писать учебные программы, разрабатывать нестандартные, интегрированные уроки с учетом всех новомодных технологий, авторский дидактический материал, разно уровневые карточки, олимпиадные задания, курировать участие детей в исследовательской и творческой деятельности, создавать программы для кружков, факультативов, внеурочной деятельности, проводить мастер-классы, семинары, составлять творческие отчёты, каждые три года повышать свою квалификацию.  В-третьих, учитель настоящий актер, художник, режиссёр, фотограф, шоумен, массовик-затейник, спортсмен, редактор, музыкант. Он должен иметь начальное медицинское образование.   В-четвертых, это выдающийся следователь. Иногда приходится распутывать наисложнейшие дела. В-пятых, это альтруист. Он должен любить, прощать, терпеть. В-шестых, мастер на все руки. От учителя сейчас зависит ремонт в классе, дизайнерский вид кабинета, богатство флоры на подшефном пришкольном участке, оформление стендов, озеленение. В-седьмых,  педагог становится программистом, активным пользователем интернета, хакером, наконец. А иначе как создать свой собственный сайт, выбрать необходимые ЦОРы для урока, освоить интерактивную доску, проследить, о чём пишут в социальных сетях твои воспитанники. В-восьмых, должен сам стать хорошим учеником, уметь учиться, самостоятельно  добывать новые знания, ориентироваться в бескрайнем море информации. И всегда помнить слова Катона, «что тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом». А ещё у него должно быть много свободного времени для посещения музеев, театров, библиотек, желательно со своими учениками, для совершения походов с рюкзаками. Современный учитель должен быть в курсе  всех новинок методической литературы, заполнять  электронные дневники  и журналы. У него должно хватать времени и  для написания многочисленных отчётов, служебных записок, учебных справок, анализов диагностических, контрольных работ, для составления различных рейтингов на каждого ученика, для посещения своих учеников на дому, для вечернего патрулирования городских улиц. А ещё проверить тетради, наметить пути ликвидации  пробелов в знаниях школьников. И все эти обязанности надо делать только на «отлично». Ведь настоящий  педагог не может быть хорошим преподавателем и плохим или  необязательным человеком. Ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация - педагогическая.

И каждый день учитель должен использовать все эти способности на своих уроках. Как актер должен помнить, что он находится на сцене ради своих зрителей, так и педагог находится в классе ради своих учеников. «Учитель и ученик растут вместе», - говорил  Конфуций. В сотворчестве, сотрудничестве наставник и воспитанник реализуют свою жизненную и познавательную программу по самопознанию и самореализации. И если ты сказал, что это невозможно, тебе не место в школе. Ведь образовательный процесс – это не только уроки, где получают сумму знаний по предметам, но и творческие вечера, экскурсии, беседы по душам, проекты, коллективно-творческие дела, общение, где и развиваются те самые индивидуальные универсальные умения.

В школе работать и трудно, и, как не парадоксально, легко, и интересно. Легко, если ты любишь детей, считаешь их равными себе, конечно, не по знаниям или опыту, а равными как личностей,  которые творческие, находчивые,  любознательные. Детям надо создавать такую ситуацию, которая бы заинтересовала их, чтобы они захотели взять знания, которые им предлагают. Быть настоящим учителем – это значит принимать ребенка таким, каков он есть, одобрять его стремление к самовыражению, даже если оно противоречит взглядам взрослого человека, испытывать радость от совместного открытия, творчества.  Я стараюсь стимулировать  творческие идеи своих воспитанников, ничему не учить их напрямую, при этом учусь  сама, ищу истину вместе с ними.  «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал  А. Дистервег.

В становлении личности ребенка школа и учитель играют ведущую роль. Это происходит и во внеурочной деятельности, и, конечно, на уроке. На своих уроках стараюсь давать жизненную установку на активное достижение успеха. Ведь если ребенок усваивает только команды: «Не разговаривать на уроке», «Выполнять всё без обсуждения», «Ошибаться нельзя», то ни о каком творчестве, сотрудничестве, радости от собственного поиска у ученика не будет. Урок будет однообразным, скучным, пустым. Ученик не должен бояться ошибаться, высказывать свое мнение, идти по непроторенному маршруту. Тогда учителю и удастся развить в своем подопечном инициативу, независимость, ответственность за принятое решение, уважение к себе и другим. Очень хочется, чтобы на твоем уроке ребенок стал соучастником учебной деятельности. Поэтому в ходе урока мы совместно вырабатываем цели и задачи нашей деятельности, решаем, что нам предстоит узнать, что сделать самим, чему научиться, выбираем пути и средства, составляем план достижения поставленной задачи. Во многом этому способствуют новые, точнее, хорошо забытые старые, педагогические технологии. Одна из них – проектная. Применение этой технологии на уроке, по моему мнению, это путь к воспитанию у ученика креативной и проблемно-поисковой ментальности. Ведь современному обществу нужны не просто ходячие энциклопедии, напичканные разнообразными знаниями, а нужны умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях.  Работа над проектом позволяет ученику проводить самостоятельную исследовательскую деятельность, вести самообразование, искать и выбирать нужную информацию из разных источников, перерабатывать её, проявлять творчество, активность, интегрировать полученные знания, применять их в различных жизненных ситуациях.  

И на всех этапах работы учитель рядом, не впереди на белом коне, а чуть в стороне с ненавязчивыми советами, поддерживая и поощряя.  Именно такой учитель и нужен современной школе. Педагог, который всегда помнит слова В. А. Сухомлинского:  «Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем». Тогда этот союз станет прекрасным…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...