Анализ сказки с тьюторской позиции
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Еще бы рассказала – Да больше сказок не записала. ТУТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ – МОЛОДЕЦ!
Предварительный просмотр:
Анализ сказки с тьюторской позиции.
В процессе работы над анализом сказки с тьюторской позиции, участники нашей группы вспомнили достаточно большое количество детских сказок, поняли, что очень многие герои в тех или иных ситуациях могут и выступают в роли тьютора. Чтобы полнее отразить роль тьютора в процессе обучения и воспитания мы выбрали русскую народную сказку «Машенька и Дашенька».
В данной сказке, на наш взгляд, бабушка-ведунья организует образовательные события.
Образовательное событие в сказке, с нашей точки зрения, это встреча внучек со старушкой, которая провоцирует девочек на поступок. Именно эта встреча способствует самоопределению героев, поскольку выбор линии поведения остается за девочками. В роли тьютора выступает старушка – ведунья. Она создает условия для эффективного осуществления воспитательного взаимодействия: роняет клубок, несёт тяжелое ведро, вязанку хвороста. Как тьютор, она сопровождает процесс самовоспитания, индивидуальный поиск, предоставляет возможность осуществлять выбор способов действия (помочь – отойти в сторону, подождать).
Тьюторскую позицию занимает и бабушка девочек, когда создает условия для удовлетворения потребности в самоактуализации, реализации себя: Машеньке возможность проявить заботу, Дашеньке – погулять. Одновременно она осуществляет несколько видов тьюторской деятельности: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Бабушка готова выслушать обеих сестер, помочь осознать последствия поступка (подарки старушки-ведуньи).
Машеньке тоже не чужда позиция тьютора: именно она помогла сестре с коррекцией деятельности, мотивировала на хорошие поступки и вовлекла в полезную деятельность.
Самым ценным результатом сказки стало стремление Машеньки разделить подарки с сестрой и, конечно, изменившаяся психология Дашеньки. А условия для этих изменений были созданы старушкой –ведуньей.
МАШЕНЬКА И ДАШЕНЬКА.
Жила-была бабушка Олена. И были у нее две внучки— Машенька и Дашенька. Машенька во всём была бабушке помощница: она и на кухне работает, и на огороде, и корову подоит, и дом приберёт. А Дашенька—ну, та ничего делать не хотела — только ветер в голове. Бабушка Олёна ей иной раз скажет:
— Даша, да помоги ты мне с Машенькой. Ведь мне, старухе, нелегко дом вести, да и Машенька весь день в работе, а ты ничего не делаешь.
А Дашенька в ответ:
- Ах, бабушка, мне недосуг, меня в гости звали!
Хлопнет дверью — да и всё тут: гулять пошла! (слайд1)
Вот как-то раз встала бабушка, послала девочек в лес по грибы. Выходят на полянку, глядят — и понять не могут, что творится: каждый день они по лесу бегают, свои места хорошо знают. А тут вдруг стоит на полянке избушка. На пороге старушка незнакомая сидит, чулок вяжет.
Дашенька села в сторонке на пенёк, глядит в небо, ворон считает. А Машенька по-хорошему к старушке подошла, поздоровалась, разговорилась с ней. И тут вдруг нечаянно скатился у старушки с колен клубок; скатился — да в траву. Да под горку покатился.
Старушка кряхтит, поднимается идти клубок искать, а Машенька говорит:
- Сиди, бабушка, ты ведь старенькая, тебе трудно. Я сейчас твой клубочек найду.
Маша нашла клубочек и приносит бабушке незнакомой:
- Вот, бабушка, пожалуйста!
- Спасибо, Машенька. Погоди, не уходи. Иди ко мне в избу, там на окне узелочек лежит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придёшь — посмотришь.
Домой прибегают сестренки, а в узелочке два сарафанчика шёлковых: один красненький, другой голубенький. Такие красивые, нарядные! Машенька радуется, смеётся, а Дашенька губы надула:
- Вот, тебе подарки, а мне — ничего? Завтра пойдём опять в лес, непременно помогу незнакомой бабушке клубочек искать. (слайд 2)
Утром опять в лес с корзинками бегут. А на полянке — избушка стоит, а бабушки нет. И дверь заперта.
Села Дашенька на пенёк и говорит:
- Вот бабушка сейчас выйдет, на порог сядет, клубочек уронит, я и пойду его искать под горой.
А бабушка из лесу идёт, несёт на спине большую вязанку хворосту. Подбежала к ней Маша:
- Бабушка, милая, давай помогу. Ведь ты старенькая, тебе трудно!
- Ох, верно, девушка, трудно! Старость не радость! Помоги, пожалуйста.
Маша помогла ей донести дрова до избушки.
- Спасибо, Машенька. Постой, не убегай. Иди ко мне в избу. Там на полке у меня большая корзинка-коробейка стоит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придёшь — посмотришь.
Машенька вошла, коробейку нашла, бабушке спасибо сказала, бежит домой с сестрёнкой. А в коробейке две шубейки бархатных. Одна красненькая, другая голубенькая. Такие красивые, нарядные! Радуется Маша, смеётся. А Дашенька плачет:
- Вот, тебе опять подарки дали, а мне опять ничего! Завтра пойдём в лес, непременно помогу незнакомой бабушке хворост нести! (слайд 3)
Утром чуть свет — бегут по тропинке в лес, а на полянке по-вчерашнему избушка стоит, а бабушки незнакомой нет. И дверь заперта.
Вот Дашенька на пенёк села и говорит:
- Придёт сейчас бабушка из лесу, я увижу — и помогу ей хворост нести.
А бабушка-то с другой стороны идёт, от колодца. И несёт старушка два ведра воды. Подбежала к ней Маша.
- Бабушка, милая, давай помогу. Ведь тебе трудно, ты старенькая.
- Ох, Машенька, уж какие мои силы! Помоги, пожалуйста.
Маша донесла воду до дому.
- Спасибо, Машенька. Иди ко мне в избу. Там на столе у меня малюсенькая коробочка стоит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придёшь — посмотришь.
Машенька, коробочку нашла, бабушке спасибо сказала, бежит домой с сестрёнкой. А в коробочке два колечка золотых, одно с красным камешком, другое с голубеньким. Машенька радуется, пляшет, а Дашенька?.. Дашенька ревёт—плачет гак, что у соседей через три двора слышно!
- Вот, опять тебе — подарки, а мне ничего. Завтра обязательно пойду в лес, буду помогать незнакомой бабушке воду носить! (слайд 4)
А утром снова в лес бегут — а на полянке-то нет ничего: травка зеленеет, ягоды краснеют, берёзки шумят, солнышко светит. . . А ни избушки, ни старушки ровно и не бывало. (слайд 5)
Встала Дашенька посреди полянки, опять чуть не плачет, говорит:
- Вот, нет больше незнакомой бабушки — некому мне и клубочек поднять, и хворосту принести, и воды притащить. . .
А Машенька обняла сестрёнку и шепчет:
- Некому? Сестрица-голубушка, а забыла ты, что дома-то у нас своя бабушка есть, своя родная старушка — тоже старенькая, тоже слабенькая. Только что подарков-то богатых она тебе дать не может. А ты нашей-то бабушке много ли помогаешь?
Вот идут они по лесу, ягоды берут. Машенька идёт—песню поёт, Дашенька идёт — думу думает. Ягод набрали, домой пришли. Дашенька так бабушке Олёне на шею и кинулась.
- Бабушка, — говорит, — ты уж прости меня... забываю я всё, что ты у нас старенькая да слабая. Уж я постараюсь, помогать тебе, как Маша, буду.
Бабушка Олёна смеётся:
- Ну, хорошо, спасибо, что хоть обещаешь. Поглядим, как оно на деле выйдет.
А вышло! Стала Дашенька на сестрёнку глядеть — и то одно, то другое бабушке сделает, то там, то тут поможет. Вспоминает, что ведь и верно трудно старушке без помощи.
А Машенька была сестрёнка хорошая, не жадная. Она все свои подарки пополам разделила: себе оставила красный сарафанчик, красную шубейку и колечко с красным камешком. А сестрице все голубенькое отдала. Вот как праздник — нарядятся они и гуляют с подружками по деревне. Народ в окошки глядит:
— Ой, и какие девушки-то нарядные! Ой, и откуда у них такие наряды-то хорошие?
Тут всё узналось да рассказалось. Подумали люди, подумали — и сложили сказку. Назвали её «Машенька и Дашенька». И стала эта сказка по свету ходить — из деревни на деревню, с села на село. А нынче эта сказка шла, шла — да и до вас дошла. (слайд 6)
До вас дошла — да тут и кончилась.
Хороша ли вышла сказка-то?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проведения урока с позиций технологии здоровьесбережения
Методические рекомендации по аализу урока по материалам книги Н.К. Смирновой...
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...
Психологическое сопровождение формирования тьюторской позиции учителей школы
В работе рассмотрено формирование у учителей позиции тьютора с точки зрения психолога школы. Статья сопровождается презентацией. Тьюторство, как инновация, приводит к изменениям психологического состо...
Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2017-2018 учебный год
Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2017-2018 учебный год....
Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2018-2019 учебный год
Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2018-2019 учебный год....
Образовательное событие " Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и сказки братьев Гримм " Белоснежка и семь гномов"
Сценарий образовательного события. Задания по группам....
Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2020-2021 учебный год
Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2020-2021 учебный год...