Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме: «Путешествие по сказке» (итоговое занятие)
план-конспект занятия ( класс) по теме

Порохова Эльвира Геннадьевна

Целью НОД явилось обобщение знаний детей по обучению грамоте. Содержание НОД построено в едином игровом сюжете под сопровождение мультимедийной презентации. Использованы фонетическая гимнастика, задания на звуко-буквенный и слоговой анализ, определение места звука в слове, работа над предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_obuch_gramote.doc54 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.rar2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической  группе по теме: «Путешествие по сказке» (итоговое занятие) 

Учитель – логопед Порохова Э.Г.

Цель: обобщение  знаний детей по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать обучать самостоятельно высказываться по сюжетной картинке. Закреплять навык  звукового  анализа  и синтеза слов,  слогового  анализа слов, вычленения первого и последнего звука в слове.

Продолжать учить анализу предложений.

Закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук».

Развивающие:

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивать речь. Развивать речевое дыхание.

Формировать пространственные представления, фонематическое восприятие.

Стимулировать познавательную активность ребёнка в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к народным сказкам.

Средства ТСО: интерактивная доска, ноутбук, магнитофон

Демонстрационный материал: иллюстрации к презентации  по сказке «Гуси-лебеди»; река, камешки со звуковыми схемами и предметные картинки к ним;  яблоня с яблочками, прикрепленными к ней крючочками; 3 ведёрка с обозначением количества слогов в слове;  печка,  «кирпичики» с условными обозначениями для составления схемы предложения;  

Раздаточный материал: листочки, разлинованные в клеточку и фломастеры на каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

1. Вводно-организационный этап.

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по знакомой вам сказке. Нашим другом и помощником во время путешествия будет волшебный экран. Он  сейчас подскажет вам, как будет называться сказка, в которую мы отправимся.

На экране интерактивной доски  появляются картинка с персонажами из сказки «Гуси-лебеди» (слайд1)

 

- Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам  рисунки детей. Чтобы мы узнали, какой из этих рисунков вам больше понравился,  вы должны нам сказать, где расположен  рисунок на экране.  А затем рассказать о том, что изображено на  рисунке.

Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей  (слайд 2)

(примерный ответ ребенка) - Мне нравится  рисунок, который  находится в верхнем правом углу. На нём  нарисованы: красивая  яблоня и девочка, которая прячет своего братца и тд.

Мотивационно - побудительный этап

Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке? Тогда давайте отправимся туда прямо сейчас.

В сказку на прогулку

 Приглашаю вас пойти

Интересней приключений

 Нам, ребята, не найти.

  В сказку мы гулять пойдем.

  Может быть, мы в старой сказке

 Что-то новое найдем?

Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Перед нами — в сказку дверь,

Открывайее скорей!(слайд3)

С песней веселей шагать. Споём песенку гласных звуков. (под музыкальное сопровождение)

Фонетическая ритмика.

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дети поют гласные звуки, выполняя при этом движения руками.

«А» –При пении звука дети медленно раздвигают руки в сторону.

«О» –При пении звука дети медленно раздвигают руки в сторону и поднимают их вверх, как бы рисуя круг.

«У» – пальцы сжаты в кулак, только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вперёд.

«И» – пальцы сжаты в кулак. Руки прижаты к груди. При пении звука дети медленно разводят  руки в стороны.

Информационно-аналитический этап

- Почему звуки, которые мы пели, называют гласными?

( примерные ответы детей: Потому что,  когда мы произносим их, воздух свободно выходит изо рта и не встречает никакого препятствия)

- А какие есть ещё звуки, кроме гласных? (ответы детей)            

Задание «Назовите согласные звуки»

Для того чтобы пройти в ворота сказки, необходимо назвать согласные звуки. (дети по очереди каждый называют согласный звук и садятся на стульчики.)

Не успели мы попасть в сказку, как очутились около реки (слайд 6)

Практический этап.

 Игровое задание: «Звуковая дорожка». Цель: Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

 Описание: Чтобы перейти через речку, вам надо выложить камешки со звуковыми схемами, которые нужно подобрать к предложенным вам картинкам. Но чтобы это сделать правильно и не провалиться в речку, давайте потренируемся вместе с волшебным экраном.

Присядьте на бережок реки. Внимание на экран.

На экране появляются картинка ВОЛК (слайд 7)

  Дети, упражняются в составлении звуковой схемы слов, анализируя каждый звук в слове ВОЛК.

 А теперь нам пора строить каменный мостик   через речку.

Игровое задание «Мост» 

Цель: умение выполнять звуковой анализ слова.

На экране поочередно появляются 4 картинки: АИСТ, МАК, ЖУК, ЛИСА. (слайд 8)

Описание: Тот из вас кто назовёт предмет, должен подобрать  к слову  камешек (подходящую схему - звуковую дорожку слова)

Дети поочерёдно выкладывают камешки – схемы к словам

- Вы правильно подобрали схемы к словам, у нас получился каменный мост, по которому мы перейдем через реку. Через реку перешли и оказались возле яблоньки. (слайд 9)

Яблоне тяжело стоять со спелыми яблоками, ветки гнуться под тяжестью, того и гляди, что сломаются. Надо яблоне помочь,  снять яблоки с веток.

Игра «Поможем яблоньке».

Цель: Закрепление  умения делить слова на слоги.

Описание: Дети подходят к макету «яблоня с яблочками»

- Ребята, перед нами яблоня с необычными яблочками ( с картинками)

 Вы помните, как Маша помогла яблоне? Мы тоже поможем яблоньке освободиться от яблок. Но для этого надо уметь делить слова на слоги.

Вы умеете это делать?  Давайте  сначала  поупражняемся   вместе  с  волшебным  экраном.    (Слайды 10 – 11)

На экране появляется картинка. Дети делят хлопками её название на слоги и выбирают нужную цифру, соответствующей количеству слогов в слове.     Слова: барабан, рыба.

А теперь каждый из вас должен сорвать яблочко, назвать, что нарисовано  на нём, и разделить это слово на слоги. А затем  нужно положить яблочко в соответствующее ведерко  с цифрами 1, 2, 3.

Ребёнок называет картинку на яблочке, например «мак. В этом слове один слог. Положу яблоко в ведерко с цифрой 1».

Ну вот,  урожай собран (слайд 12)

                           Физкультминутка «Поляна»

Звучит музыка. Слайд 13

Ребята, а теперь мы оказались с вами на полянке. А на ней так много насекомых: и пчела, и жучки и бабочки. Вспомним наше упражнение «Веселые насекомые».          

Прилетела к нам вчера  (Бегут по кругу, делая частые взмахи  ладонями.)

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк    (Взмахи  ладонями более редкие.)

И веселый мотылек,          (Взмахи руками от плеча.)

Два жука и стрекоза,        (Меняют направление бега.)

Как фонарики глаза.          (Делают кружки из пальчиков и подносят

                                           их к глазам.)

Пожужжали, полетали,    (Бегут, жужжа и делая взмахи.)

От усталости упали.         (Падают на ковер)

Давайте  присядем на полянке и выполним следующее задание.

Игровое задание «Назови первый звук в слове»,

«Назови последний звук в слове»

Цель: Развитие фонематических представлений, умения выделять первый и последний звук в слове.

Описание: На экране изображения насекомых  

Ребята, давайте поиграем в игру «Назови первый звук в слове» (слайд 14)

Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель

Ребята, а теперь давайте  изменим задание  «Назови последний звук в слове» (слайд 15)

Слова для игры: паук, стрекоза.

Предлагаю встать с полянки .

Нам  теперь нам  пора отправляться дальше. Что мы видим на своём пути?

(ответы детей) (Слайд 16)

Игровое задание «Кирпичики для печки».  

Цель: Закрепление умения составлять предложение  из слов и обозначать его схематически.

Описание: - Ребята, посмотрите внимательно на печку. Чего у неё не хватает? (ответы детей)

- Вы хотите помочь печке и отремонтировать её?

Из  чего состоят предложения? (ответы детей). Чтобы это увидеть, каждое слово мы обозначим карточкой.

Мы должны составить схему предложения, которое размещено на нашем экране. Кто, сможет прочитать предложение? (задание для детей, которые уже умеют читать) (Слайд 17)  

Прочитали, появляется слайд 18  с картинкой пирожки.

- Какое первое слово в предложении? (ответы детей) Где его кирпичик? Почему? (ответы детей).

 Первое слово в предложении всегда начинается с заглавной  буквы.

Вставьте в печку кирпичик, который обозначает это слово.

Далее дети анализируют каждое слово в предложении и составляют схему.

- Мы помогли печке и теперь отправляемся дальше.

Заключительный этап.

- Оказывается, мы уже добрались до места, где живёт Баба Яга.

На экране появляется избушка и  Баба Яга (слайд 19)

Записка от Бабы Яги: « Извините, меня нет сейчас дома. Оставьте сообщение, кто был в мое отсутствие»

- А как мы можем сообщить Бабе Яге, кто был у нее в гостях.

Предлагаю вам написать каждому свое имя и положить свое имя в волшебный мешочек.

Игровое упражнение «Наши имена».

Цель: Закрепление умения печатать своё имя и правила написания заглавной буквы в  собственных именах.

Описание: Прошу вас взять бумажки и фломастеры, лечь на коврик и напечатать своё имя. Не забудьте, какая по величине должна быть первая буква в имени (заглавная)

Дети печатают свои имена под спокойную музыку на листочках.

                 

 А теперь сложим наши записочки в мешочек для Бабы-Яги.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз вспомним, где мы побывали и что  делали. Кому было сложно?  (ответы детей)

- Ой, а мешок Бабы – Яги стал тяжелее, посмотрите почему?

Дети заглядывают в мешок и находят там раскраски с картинками из сказки «Гуси – лебеди».

- Баба-Яга дарит вам эти раскраски с картинками из сказки, по которой мы с вами путешествовали с пожеланиями всего хорошего.



Подписи к слайдам:


1 2 3

2
1 2 3




3
Маша испекла пирожки.
Путешествие
по сказке

печка
Выделите последний звук в слове
Выделите первый звук в слове

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Времена года"

Конспект по составлению рассказов из личного опыта на тему "Времена года" с использованием мнемотаблиц, составляемых детьми по опорным словам со здоровьесберегающим сопровождением. Основная задача - ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»

Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашского народа, активизация и...

День здоровья. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

"День здоровья" (НОД) может быть проведён в подготовительной общеобразовательной группе совместно учителем-логопедом и воспитателями....

Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района»     Конспект  индивидуальной...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема «Культурные достопримечательности г. Самара. Самарский академический театр оперы и балета», подготовительная к школе группа компенсирующей направле

Цель:Формирование у детей знаний о Самарском оперном театре, опере.  Развитие творческой и познавательной активности. Обогащение и накопление вокального, двигательного опыта у детей. Задачи:...