эссе "Я учитель!"
материал ( класс) на тему

эссе "Я учитель!" представлено для городского конкурса "Учитель года 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я учитель!»

Позади несколько лет  работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог, разочарований и волнений. Учительское дело сложное, но начинать работать помогает молодость, всегда хорошее настроение и ощущение радости от каждого дня.

Авторитет, доверие, уважение, любовь – понятия, знакомые всем нам с детства. Но вот пути их достижения, стоящие перед учителем, не совсем обычны. Не совсем обычны с точки зрения повседневной жизни, поскольку для педагога это значит не требовать любви, внимания и поддержки от других людей, которые часто не в состоянии их дать, а так изменить состояние своего сознания, что сам генерируешь свет любви, который будет привлекать наилучшие взаимоотношения. Нужно обратиться внутрь себя, достичь мира, любви и гармонии с самим собой. «Если вы хотите внимания и признания, научитесь отдавать внимание и признание» - слова психолога Дипака Чопра.

В своей работе я часто задаюсь вопросами: каким должно быть обучение физике в средней школе? Что должно измениться в содержании учебного материала? Как необходимо организовать деятельность учащихся? Здесь я придерживаюсь, точки зрения известных ученых-педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др., которые считают, что условием единства обучения и воспитания является использование учителем в преподавании предметов межпредметных связей. Отмечая, что межпредметные связи выступают как мощный фактор - регулятив для установления и постоянного укрепления связи между всеми предметами и науками, позволяющий создавать своеобразный потенциал для будущего развития конкретных наук и научной картины мира и тем самым носит эвристический характер. Это позволяет использовать их в качестве средства организации развивающего обучения. Тем самым межпредметные связи выступают и как условие успешности развития научных знаний, и как метод поиска новых результатов, и как метод учебного познания, раскрывая перед учащимися путь познания мира и, тем самым, формируя концептуальный стиль мышления.

Прежде всего, необходимо отметить связи между такими науками как математика, информатика и физика, которые определяются наличием общей предметной области, изучаемой данными предметами, хотя и с различных точек зрения.  Одним способов реализации межпредметных связей по данным предметам является использование   робототехнических конструкторов в рамках урочной и внеурочной деятельности учителя. Несмотря на положительный эффект применения робототехники в урочной деятельности, как показывает опыт многих учителей-предметников, образовательная робототехника пока превалирует в клубной и кружковой работе. Это объясняется недостаточной разработанностью методики использования робототехники в учебном процессе, отсутствием учебных пособий для учащихся и методических рекомендаций для учителей. Вместе с тем можно отметить, что существует ряд методических пособий зарубежных авторов по использованию робототехники в проектной работе по физике, химии, биологии, что может быть использовано в работе учителей-предметников.

Приведем несколько примеров использования данных конструкторов на уроках физики. При изучении понятия траектория можно использовать робота–трейсера. В данном случае сначала вводиться понятие: Траектория – это линия, вдоль которое движется тело. Затем можно продемонстрировать Робота-черепаху (одна из моделей роботов-трейсеров), показывая взаимосвязь физики и реальной жизни.

После демонстрации робота можно предложить учащимся следующее задание: Почему бы вам не сделать робот-трейсер, который станет переносить вещи в вашем доме по соответствующим траекториям? Нарисуйте, как бы выглядели данные траектории.

Для данного фрагмента урока необходимо заранее запрограммировать робота, зная траекторию движения.

Другим примером использования робототехнических конструкций при изучении физики является использование робота-карта при обобщении материала по теме: «Равномерное движение». В данном случае можно использовать следующие задания:

1. Какова траектория движения робота?

2. Вследствие чего движение роботов мы можем назвать равномерным?

3. Сравните скорость движения различных моделей роботов?

4. Определите скорость движения робота.

5. Постройте график движения роботов.

Ответы учеников

  1. Прямая линия.
  2. Вследствие того, что роботы за равные промежутки времени проходят равные расстояния.
  3. Скорость одной из моделей роботов больше, потому что за равный промежуток времени он проходит большее расстояние.
  4. Для решения измеряется длина пути и ведется отсчет времени. По полученным данным определяется скорость робота.
  5. По данным, полученным в ходе выполнения 4-го задания строится график движения модели робота.

В данном случае сборка и программирование  робота осуществляется  до начала урока. Схему сборки робота можно найти на сайте производителя вашего комплекта робототехники. В данной работе используется комплект РобоРобо Кит № 2, программирование осуществляется с использованием программной оболочки Rogic 3.01 (русифицированная версия), данная программа находиться в свободном доступе на сайте roborobo.ru.

Следующим примером является использование робота-танцора в ходе проведения лабораторной работы: «Изучение действия электродвигателя постоянного тока».

При проведении данной лабораторной работы необходимо попросить учащихся собрать по инструкции модель робота-танцора, написать программу для движения робота. А в качестве вывода ответить на ряд вопросов:

  1. Назовите основные составляющие модели, позволяющие приводить в действие электромотор постоянного тока?
  2. Что называется мотором.
  3. Что называется электромотором постоянного тока?
  4. Что собой представляет плата управления электромотора?
  5. Что является следствием работы электромотора в данной модели?
  6. Как можно изменить (улучшить) модель?

Рассмотрим вывод на примере робота-черепахи:

1. Основными деталями данного робота являются: процессорная плата, плата управления электромотором постоянного тока, электромотор постоянного тока.

2. Мотор - механизм, вращающий ось.

3. Электромотор постоянного тока - электрическая машина постоянного тока, преобразующая электрическую энергию постоянного тока в механическую энергию.

4. Если процессор дает плате управления электродвигателем команду прямого вращения, плата подаёт мотору электрический ток для прямого вращения. Таким образом, двигатель начнёт работать. Если процессор дает команду обратного вращения, плата управления электродвигателем подаёт электрический ток противоположной полярности.

5. Следствием работы электромотора в данной модели является движение и повороты робота.

6. Закрепить еще один электромотор постоянного тока, но уже на руках робота, что позволит роботу делать вращательные движения руками.

При данном построении урока учащиеся самостоятельно проводят эксперимент (ведь они могут использовать не только стандартную программу) что способствует формированию исследовательских навыков и них. На каждом занятии, где дети создают модель автоматизированного устройства, поднимаются вопросы из курса математики, физики, информатики. Рассматриваются только проблемные вопросы, когда теоретические расчёты с множеством допущений и округлений, отличаются от того, что будет происходить на самом деле — это прямой путь к осознанию того факта, что физический эксперимент интереснее и важнее любых информационных моделей и вычислений — то есть фактически фундамент любого учёного и инженера.

Из вышесказанного хотелось бы подчеркнуть, что использование робототехнических конструкций на уроках физики, хотя и требует от учителя дополнительной подготовки, но помогает учащимся абстрактные физические законы и явления сделать «осязаемыми». Кроме того, работа с компьютерами, сборка роботов, проведение экспериментов по исследованию окружающей среды способствуют достижению результатов освоения образовательной программы общего образования, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах, как владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем. Такая деятельность способствует достижению значительных результатов по учебным предметам.

По-моему учитель не должен забывать что общение с учениками – это творчество. Конечно, я заранее определяю замысел урока и программирую его, но реальная встреча с учениками опрокидывает мои прогнозы, вносит коррективы в план. Моё убеждение – учитель всегда импровизатор, всегда раскован. Школьников всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя пре-дельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне сво-бодного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство.

Всякий раз при решении той или иной задачи, разрешении проблемы на уроке с удовольствием наблюдаю, как в нашей совместной деятельности ребята не только усваи-вают новое для себя, но и переживают этот процесс как открытие еще не известного: кто сдержанно и серьезно (это мои нынешние выпускники), а кто с нетерпением и восторгом (это мои нынешние пятиклашки), торопясь, чтобы его не опередили в “открытии”, и обижаясь на себя, если не сумел быть первым, и на меня, если из числа первых не отдала пальму первенства именно ему. А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Всегда учитываю, что удивление вызывает более острое, сосредоточенное внимание. Удивление всегда соседствует с любопытством ребят, со стремлением увидеть что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное, часто использую для этого математические чудеса. Я придерживаюсь мнения, что ученики переживают и понимают эстетику науки, когда учитель, пренебрегая серым языком учебников, совмещая в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно.

Помимо названных выше качеств, прямодушие, искренность, четкость поступков и побуждений – вот основа становления  учителя. Обе реальности жизни учителя – повседневная (за пределами школы) и образцовая (на глазах учеников) – должны составлять неразделимое целое. Одинаково проникновенное внимание ко всем людям, независимо от возраста,  интеллектуальных способностей, исключающие «обытовление» слов и поступков. Это – умная простота. Это – неспособность нагнетать конфликтные ситуации, бить тревогу по пустякам. Это – выдержка, терпение, самообладание, душевная собранность, умение сначала разобраться во всем, а потом принимать решения. Хотя вспышки горячности возможны в процессе творческой работы.

Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. Прекрасно, когда ребята ждут урока, когда подбегают и спрашивают: «Что у нас сегодня будет на уроке?». И каждый день их надо чем-то удивлять. Пусть же нашим детям повезет, и они каждый день будут встречаться в школе с радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...