ПРОГРАММА РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ по графике и письму
рабочая программа на тему
Цель:
Основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания, умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения каждого пальца в отдельности.
Задачи:
• Формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте.
• Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Формировать у детей движения захвата мелких предметов.
• Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
• Развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
• Формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
• Учить детей правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, фломастеры, ручка, лист бумаги, доска).
• Формирование у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого.
• Формировать у детей умение проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafika_i_pismo.docx | 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга
Московский пр., дом. 203 Тел.: 417 32 10
Обсуждена и согласована
Председатель МО ______________
______________________________
« ____ » _______________ 201 ___ г.
Обсуждена и согласована
Заместитель директора по УР
О.А. Авдонина
___________________
« ____ » _______________ 201 ___ г.
Принята педагогическим советом
школы № 613
Протокол № _________ от
«_____» _____________ 201__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы № 613
О.Н. Рябова
____________________
« _____ » ______________ 201____ г.
ПРОГРАММА РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
По графике и письму
4б КЛАССА
II варианта обучения
(для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Составлена учителем: Карахановой
Натальей Валерьевной
1 квалификационной категории
Учебный год: 2015_-2016
Санкт – Петербург
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«графика и письмо» 4 б класс
Нормативная основа программы
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «ОБ утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015
- Устав ГБСКОУ № 623 Московского района Санкт-Петербурга
- Программа для общеобразовательных учреждений. Графика и письмо. 4 б класс. Автор Л.Б. Боряева. – Санкт-Петербург , 2011 год
- Учебный план Московского района Санкт-Петербурга – 2015г.
Цели и задачи обучения по предмету «графика и письмо» в 4 б классе
Цель:
Основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания, умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения каждого пальца в отдельности.
Задачи:
- Формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте.
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Формировать у детей движения захвата мелких предметов.
- Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
- Развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
- Формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
- Учить детей правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, фломастеры, ручка, лист бумаги, доска).
- Формирование у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого.
- Формировать у детей умение проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на … часов в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение графики и письма в 4б классе составит 102 часа.
1 четверть – 26 часов
2 четверть – 21 час
3 четверть – 30часов
4 четверть – 25 час
Общая характеристика учебного предмета
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветовые), на фоне листа, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно белой бумаги или манки, светлого песка на подносе), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
- рисованию простых эстампов (с помощью взрослого), отражающих смысловые единицы;
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
- написанию печатных букв («печатанию» букв);
- написанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы;
- составлению с помощью пиктограмм текста ― книжки пиктограмм (совместно со взрослыми);
- рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся соблюдения четких правил. Конечная цель обучения учащихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребенка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.
Предмет «Графика и письмо» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы с учащимися, прежде всего с занятиями «Музыка и движение», «Логопедическая работа» и «СБО и ОБЖ».
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса.
Грачев Даниил Павлович 01.11.2004 года рождения.
Обращенную речь понимает частично, ситуативно. Речь отсутствует. В течение учебного года научился произносить звуки и аморфные слова, научился соотносить слова с картинками мама, папа, баба. Пассивный словарь на уровне бытового. Группирует предметы по цветам. Обводит буквы и цифры по контуру с помощью учителя, самостоятельно закрашивает в пределах контура, заштриховывает фигуры. Собирает пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков. Распределяет числовой ряд от 1 до 10 и от 10 до 1. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой высиживает. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Контактирует не со всеми одноклассниками.
Магеррамова Айтач Видадиевна 24.01. 2005 года рождения.
Обращенную речь понимает хорошо. Речь девочки развита плохо, говорит аморфными словами, стали появляться фразы из 2 — 3 слов. Самостоятельно обводит буквы, цифры. Самостоятельно обводит трафареты, раскрашивает предметы не выходя за контуры, заштриховывает фигуры. Самостоятельно собирает крупные пазлы. Узнает домашних животных ( кошку, собаку, корову, свинью) и диких животных (волка, лису, зайца, медведя), показывая и называя их. Внимание устойчивое. Урок за партой высиживает. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Контактирует со всеми одноклассниками. Со взрослыми вступает в контакт выборочно.
Мартыненко Анна Денисовна 21.11.2004 года рождения.
Обращённую речь понимает частично. Самостоятельная речь не развита. Плохо развита мелкая моторика. Пишет с помощью руки учителя, трафареты не обводит, самостоятельно раскрашивает, выходя за контуры. Показывает буквы, но не всегда показывая правильно называет. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой высиживает. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Контактирует не со всеми одноклассниками.
Пшеницын Владимир Андреевич 27.07.2005 года рождения.
Обращенную речь понимает. Речь мальчика развита плохо: может повторять слоги, короткие слова. Различает цвета, раскрашивает картинки самостоятельно, не выходит за контуры. Мелкая моторика развита хорошо. Самостоятельно выполняет плоскостное моделирование из пластина. Собирает самостоятельно пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков. Внимание становится более устойчивое, выполняет самостоятельно задания: обводит буквы, слоги, слова по контуру. Сформированы элементарные математические представления: прямой счёт до 10, счёт предметов и соотнесение количества предметов с соответствующей цифрой. цифры пишет самостоятельно. Урок за партой высиживает не полностью, нужна смена деятельности. Собирая различные конструкции, удерживает внимание до тех пор, пока не получит результат. Классифицирует овощи и фрукты, которые хорошо знает. Знает домашних животных, называет их аморфными словами. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Хорошо контактирует с одноклассниками.
Столяров Егор Игоревич 06.02.2005 года рождения.
Обращенную речь не понимает. Речь мальчика не развита, гулит, появился лепет. В пространстве школы не ориентируется. Постоянно меняется настроение, когда радуется вскрикивает и подбрасывает предметы, которые на виду. Нет игровой деятельности. На уроке за партой сидит, но внимание рассеяное. Пишет с помощью руки учителя (рука в руке). Нуждается в постоянном контроле. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку с помощью взрослого, водит хоровод. Не контактирует с одноклассниками.
Червинский Артем Дмитриевич 19.05.2005 года рождения.
Обращенную речь понимает частично. Речь отсутствует. Все больше появляются громкие вокализации, автономно, безотносительно к ситуации наблюдаются отдельные слова. Цвета не различает. Мелкая моторика развита плохо, карандаш не фиксирует. Любит музыку, водить хоровод. С одноклассниками не контактирует.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом мы разделили класс на 3 группы:
Группа | 1 | 2 | 3 |
Учащиеся | -Магеррамова Айтач Видадиевна -Пшеницын Владимир Андреевич | -Грачев Даниил Павлович -Мартыненко Анна Денисовна | -Столяров Егор Игоревич -Червинский Артем Дмитриевич |
Индивидуальные особенности | - Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на уровне возрастной нормы. - Речь представлена отдельными словами - Обращённую речь понимает на бытовом уровне. - Возможна концентрация внимания на достаточно продолжительный период времени | -Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на достаточном уровне. - Речь развита слабо. - Пассивный словарь ниже возрастной нормы. - Низкая степень концентрации и распределения внимания. - Учебное поведение у сформировано частично, ученики не знают своих рабочих мест. | -Уровень знаний и представлений об окружающем мире не достаточно сформирован. -Речь у ребенка отсутствует. - Понимают отдельные инструкции. - Повышенная утомляемость и низкая степень концентрации внимания. - Наблюдаются вспышки немотивированной агрессии |
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация
Средства обучения:
- рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, дидактические средства, трафареты, краски, карандаши.
- для учителя: учебники, рабочие тетради, прописи, раскраски, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства,
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:
- Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програмао бразования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.
- Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2013.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
Уроки | практические работы, уроки развития речи | |||
1 | Упражнения для развития тонкой моторики рук | 26 | 26 | 26 |
2 | «Рисуночное письмо» | 22 | 22 | 22 |
3 | Жестово-образные игры | 5 | 5 | 5 |
4 | Ритмические упражнение | 36 | 36 | 36 |
5 | «Письменные упражнения» | 13 | 13 | 13 |
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||
Итого: | 102 | 102 | 102 |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы |
1 | Упражнения для развития тонкой моторики рук | 26 | Упражнения на развитие произвольных движений пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции учителя. Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса поз. Пальчиковые гимнастики. Практические упражнения с бытовыми предметами, водой и сыпучими материалами. |
2 | «Рисуночное письмо» | 22 | Рисование красками и карандашами предметов округлой формы и предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине |
3 | Жестово-образные игры | 5 | Жестово-образные игры на сохранение равновесие, на коврике, сенсорной и напольной дорожке. |
4 | Ритмические упражнение | 36 | Прокатывание мяча двумя руками друг другу, между предметами. Ловля мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его |
5 | «Письменные упражнения» | 13 | «Письмо» вертикальных и горизонтальных линий и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги. Знакомство с линейкой. Рисование линий по линейке карандашом, ручкой. |
Календарно-тематическое планирование по графике и письму
на 2015-2016 учебный год
№ | Тема учебного материала | Дата проведения/ фактическая дата | Кол-во час. | Планируемые результаты | ||
знания | умения | навыки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 четверть (26ч.) | ||||||
1 | Упражнения на развитие произвольных движений рук и ног по образцу | 1 | Знать правила поведения в классе. Понятия «сильный – слабый», «право-лево», «верх-низ». Знать цветы м узоры из цветов Знать названия пальцев рук. Знать овощи и фрукты Знать овощи округлой формы Знать фрукты округлой формы Геометрические фигуры | Выполнять упражнения для расслабления уставших рук. Повторять за учителем движения и действия. Подражать движения за учителем Выполнять предметную аппликацию из частей с использованием готового контура Выполнять упражнения для расслабления уставших рук. Повторять за учителем движения и де Лепка из пластилина приемами защипывания, оттягивания. Рисование карандашами и красками овощей и фруктов округлой формы Рисование предметов и узоров различной формы | Соблюдать правила поведения в классе. Выполнять простые инструкции педагога Выполнять упражнения по образцу и по словесной инструкции Правильно держать в руке ручку, карандаш. Контролировать нажим на ручку во время письма Выполнять простые инструкции педагога Содержать в порядке классный кабинет, свои учебные принадлежности, по звонку занимать своё место в классе. Выполнять упражнения по образцу и по словесной инструкции | |
2 | Упражнения на развитие произвольных движений рук и ног по словесной инструкции | 1 | ||||
3 | Упражнения на развитие произвольных движений головы ,глаз, языка по образцу | 1 | ||||
4 | Упражнения на развитие произвольных движений головы, глаз, языка по словесной инструкции | 1 | ||||
5 | Упражнения на развитие произвольных движений пальцев и кистей рук по образцу | 1 | ||||
6 | Упражнения на развитие произвольных движений пальцев и кистей рук по словесной инструкции | 1 | ||||
7 | Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания | 1 | ||||
8 | Упражнения на развитие двигательной подражательности | 1 | ||||
9 | Игровые упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия: "Найди такой же предмет", "Посади на клумбе вот такие цветы", "Составь узор" | 1 | ||||
10 | Упражнения на развитие общей и ручной моторики | 1 | ||||
11 | Простые упражнения с трафаретами: обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками | 1 | ||||
12 | Игры с пальчиками | 1 | ||||
13 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений | 1 | ||||
14 | Простые упражнения с трафаретами: обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками | 1 | ||||
15 | Игры с пальчиками. Самомассаж рук с помощью различных массажеров. | 1 | ||||
16 | Самомассаж с помощью природного материала (круп и плодов), насыпанных в емкости. | 1 | ||||
17 | Лепка из пластилина с использованием приема защипывания краев (миска) | 1 | ||||
18 | Лепка из пластилина с использованием приема оттягивания (морковка, лимон) | 1 | ||||
19 | Рисование красками и карандашами предметов округлой формы | 1 | ||||
20 | Рисование овощей округлой формы на бумажной основе «Овощи на подносе» | 1 | ||||
21 | Рисование фруктов округлой формы на бумажной основе «Яблоки на тарелке» | 1 | ||||
22 | Рисование «Помидоры в банке» | 1 | ||||
23 | Рисование красками и карандашами предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине | 1 | ||||
24 | Рассматривание узоров на посуде, декоративных досках. | 1 | ||||
25 | Рисование узоров в полоске | 1 | ||||
26 | Рисование узоров в квадрате | 1 | ||||
2 четверть (21 ч.) | ||||||
1 | Беседы с учащимися о красоте узоров, используя для этого вербальные и невербальные средства общения | 1 | Знать правила поведения в классе. Равновесие. Знать понятия «радость», «печаль», «спокойствие», «злость», «удивление», «страх», «горе». Времена года. Знать признаки времен года Знать понятия «радость», «печаль», «спокойствие», «злость», «удивление», «страх», «горе». Извилистая и прямая линия Горизонтальная, вертикальная, извилистая и прямая линии | Слушать на эмоциональном уровне, используя вербальные и невербальные средства общения. Рисовать мелками и красками, используя губку и кисть приемами примакиванием. Составлять узоры, с помощью мазков и точек Показывать жестами образ змейки. Выполняя упражнения сохранять равновесия. В играх жестами показывать образы животных и птиц Узнавать эмоции в процессе игровых этюдов. Повторять за учителем движения..
Выполнять письмо карандашами, фломастерами, маркером и ручкой извилистой, прямой линии и точек с помощью учителя и самостоятельно | Соблюдать правила поведения в классе. Выполнять простые инструкции педагога Выполнять простые инструкции педагога Выполнять упражнения по образцу, который показывает учитель Выполнять простые инструкции педагога | |
2 | Знакомство учащихся с приемами рисования восковыми мелками | 1 | ||||
3 | Раскрашивание краской листа бумаги широкой кистью | 1 | ||||
4 | Раскрашивание краской листа бумаги губкой | 1 | ||||
5 | Рисование красками травы с использованием приема примакивания | 1 | ||||
6 | Рисование красками с использованием приема касания кончиком кисти "в доме зажглись огни" | 1 | ||||
7 | Составление узоров из точек и мазков на полоске бумаги | 1 | ||||
8 | Жестово-образные игры на сохранение равновесие «Запрыгни – выпрыгни», «Змейка», «По ступенькам», «Прыжки с бруска», «Ходьба по ступенькам» | 1 | ||||
9 | Жестово-образные игры на коврике со следочками «Гуси», «Кошечки», «На носочках – на коленках», «Пальчики приклеились – пальчики отклеиились», «Цапля» | 1 | ||||
10 | Жестово-образные игры на напольной дорожке «Гусеница», «Зайчик и гусеница», «Цыпочки» | 1 | ||||
11 | Жестово-образные игры на сенсорной дорожке «Гуси», «Мы проснулись», «Слушай и делай», «Цапля» | 1 | ||||
12 | Игры-пантомимы; этюды: «Земля в разное время года», «Разное настроение», «Птичьи разговоры», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка». | 1 | ||||
13 | Прокатывание мяча двумя руками друг другу, между предметами. Ловля мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его | 1 | ||||
14 | Знакомство с извилистой линией | 1 | ||||
15 | Письмо извилистых линий фломастерами на листе бумаги | 1 | ||||
16 | Письмо прямых линий фломастерами на листе бумаги | 1 | ||||
17 | Письмо точек пальцем, фломастерами на бумаге под хлопки учителя | 1 | ||||
18 | «Письмо» вертикальных и горизонтальных линий и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги. | 1 | ||||
19 | Знакомство с линейкой. Рисование линий по линейке карандашом, ручкой. | 1 | ||||
20 | Разлиновывание листа по линейке. | 1 | ||||
21 | .Обрисовывание ладоней учащихся в создании композиции из них. | 1 | ||||
3 четверть (30 ч.) | ||||||
1 | Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания на вдохе и выдохе) | 1 | Знать правила поведения в классе. Понятия «сильный – слабый», «право-лево», «верх-низ».. Знать названия пальцев рук. Знать буквы А,Б. Знать понятия «громко», «тихо». Деревья. Грибы Горизонтальные и вертикальные линии Знать понятия «радость», «печаль», «спокойствие», «злость», «удивление», «страх», «горе». Вежливость. Вежливое отношение друг к другу | Выполнять упражнения для расслабления уставших рук. Повторять за учителем движения и действия. Повторять за учителем Заштриховывать предметы, обведенные по трафаретам. Выполнять предметную аппликацию узоров из готовых букв А, Б. в полоске, квадрате и круге Самостоятельно и с учителем водить хоровод Карандашами, фломастерами и ручкой «писать» линии. Слушать и различать звуки громкие и тихие Рисование мелкам с помощью учителя Создание на листе бумаги с помощью карандаша, ручки, клеток и ячеек. Выполнять упражнения подражая учителю. Выполнять аппликацию из пластилина, путем размазывания Умение не вербально показать в играх вежливость и безопасное поведение | Соблюдать правила поведения в классе. Выполнять простые инструкции педагога Выполнять инструкции учителя Правильно держать в руке ручку, карандаш. Контролировать нажим на ручку во время письма Выполнять простые инструкции педагога. Содержать в порядке классный кабинет, свои учебные принадлежности, по звонку занимать своё место в классе Выполнять простые инструкции учителя. Слушать называть с помощью вербальных и невербальных средств общения Выполнение упражнений с помощью учителя и по образцу. Выполнять инструкции учителя | |
2 | Упражнения на развитие двигательной подражательности по образцу учителя и самостоятельно | 1 | ||||
3 | Упражнения на развитие общей и ручной моторики по образцу и инструкции учителя | 1 | ||||
4 | Упражнения на формирование праксиса позы по образцу и словесной инструкции учителя | 1 | ||||
5 | Тренировочные упражнения на переключение учащихся с одного действия на другое по образцу и словесной инструкции учителя | 1 | ||||
6 | Статические и динамические упражнения ,на развитие артикуляционной моторики, выполняемых по образцу и словесной инструкции | 1 | ||||
7 | .Упражнения на формирование кинестетической основы движений пальцев рук: тренировочные упражнения со строительным материалом | 1 | ||||
8 | Обводка по внешним трафаретам | 1 | ||||
9 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя :сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений | 1 | ||||
10 | Штриховка простыми и цветными карандашами | 1 | ||||
11 | Составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме АБАБ в квадрате ,в круге на полоске | 1 | ||||
Составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме ААББААББ, ААБААБ в квадрате, в круге, на полоске | 1 | |||||
13 | Рисование предметов округлой формы | 1 | ||||
14 | Письмо вертикальных линий на листе бумаги и на доске | 1 | ||||
15 | Игры с движениями, в которых учащимся необходимо следовать речевой инструкции | 1 | ||||
16 | Хороводные игры | 1 | ||||
17 | Статические и динамические упражнения, на развитие артикуляционной моторики, выполняемых по образцу и словесной инструкции | 1 | ||||
18 | Письмо линий по пунктирам на листе бумаги | 1 | ||||
19 | Игры с мячами | 1 | ||||
20 | Составление узора в полоске и в круге по подражанию действиям учителя и по образцу | 1 | ||||
21 | Дидактическая музыкальная игра "Громко и тихо", "Догадайся, кто поет" | 1 | ||||
22 | Рисование восковыми мелками картинок "Грибы" ,"Дерево" | 1 | ||||
23 | Игры на управление своим шагом, на сохранение движения и равновесия | 1 | ||||
24 | Письмо на листе бумаги сначала горизонтальных, затем вертикальных линий(создание клеток, ячеек на листе) | 1 | ||||
25 | Статические и динамические упражнения ,на развитие артикуляционной моторики и мимических движений учащихся, выполняемых по образцу и словесной инструкции | 1 | ||||
26 | Игры-импровизации, отражающие тематику здоровья и здорового образа жизни | 1 | ||||
27 | Основные приемы работы с пластилином :разминание двумя руками | 1 | ||||
28 | Письмо горизонтальных линий безотрывно на листе бумаги и на доске | 1 | ||||
29 | Игры-импровизации ,отражающие тематику вежливого отношения людей друг к другу | 1 | ||||
30 | Игры-импровизации, отражающие тематику безопасного поведения | 1 | ||||
4 четверть (25 ч.) | ||||||
1 | Основные приемы работы с пластилином: разрывание на большие и мелкие части | 1 | Понятия «большой», «маленький»
Геометрическая фигура квадрат.
Горизонтальные линии Знать название пальцев рук. Понятия «низко», «высоко» Углы в квадратной и треугольной форме. Понятия «громко», «тихо» Горизонтальные линии Знать названия диких животных и птиц Буквы А, Б Вертикальная линия | Умение разрывать пластилин на маленькие и большие кусочки Соотнесение квадрата с предметами квадратной формой Письмо горизонтальных линий с отрывом Выполнять упражнения для расслабления уставших рук. Повторять за учителем движения и действия. Умение падать и вставать по инструкции учителя Соединение точек, чтобы получилась линия Рисование предметов квадратной и треугольной формы Умение лепить линии, круги, расплющивать Написание точек по ритмичные удары музыкальных инструментов На слух показать и узнать, какой инструмент играл Подражать движения за учителем Письмо на листе бумаги карандашами, фломастерами, ручкой горизонтальных линий Под музыку выполнять упражнения, подражая образам мишки, мышки, птички, ветру Выполнять предметную аппликацию из частей с использованием готового контура. Рисование вертикальных линий на листе бумаге, доске и предметов разной величины. Разлиновывание листа бумаги Письмо букв А, О по трафарету и узнавание их. Рисование линий на листе бумаги | Соблюдать правила поведения в классе. Выполнять простые инструкции педагога Соблюдать правила поведения в классе и выполнять инструкции учителя Выполнять движения по образцу и словесной инструкции Выполнять простые инструкции учителя Слушать музыкальные инструменты Выполнять упражнения по подражанию Выполнять простые инструкции учителя Выполнять упражнения по словесной инструкции Выполнение упражнений с помощью учителя | |
2 | Рисование предметов квадратной формы | 1 | ||||
3 | Письмо горизонтальных линий с отрывом карандаша | 1 | ||||
4 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя :сжимание ,разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений | 1 | ||||
5 | Упражнения на общую моторику, на развитие умения падать и вставать под ритмичные звуки | 1 | ||||
6 | Письмо горизонтальных линий по точкам, нанесенным учителем на листе бумаги | 1 | ||||
7 | Рисование предметов угловатой формы совместно с учителем и по подражанию его действиям "Окна в доме" "Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы" | 1 | ||||
8 | Основные приемы работы с пластилином: раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать | 1 | ||||
9 | Письмо точек пальцем, фломастерами на бумаге под хлопки учителя и ритмичные удары музыкальных инструментов | 1 | ||||
10 | Дидактическая музыкальная игра "Подбери инструмент к картинке", "Музыкальные звуки" | 1 | ||||
11 | Импровизированные игры с движениями, в которых учащимся необходимо следовать речевой инструкции | 1 | ||||
12 | Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений учащихся, выполняемых по образцу и словесной инструкции учителя | 1 | ||||
13 | Письмо горизонтальных линий на листе бумаги и на доске | 1 | ||||
14 | Музыкально-ритмические игры: "Мишки и мышки", "Птичка летает", "Ветер-ветерок" | 1 | ||||
15 | Подвижные игры-импровизации | 1 | ||||
16 | Тренировочные упражнения с природным материалом и бытовыми предметами | 1 | ||||
17 | Игры с музыкальным сопровождением на сохранение равновесия | 1 | ||||
18 | Составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме ААББААББ в квадрате, в круге, на полоске | 1 | ||||
19 | Письмо вертикальных линий на листе бумаги и на доске | 1 | ||||
20 | Рисование предметов, разных по величине | 1 | ||||
21 | Рисование линий по линейке карандашом, ручкой | 1 | ||||
22 | Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя. | 1 | ||||
23 | «Письмо» по трафарету букв А,О. | 1 | ||||
24 | Повторение рисования различных линий по линейке и без нее. | 1 | ||||
25 | Повторение пройденного материала | 1 |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по графике и письму (к образовательным результатам)
к концу 4 класса
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
Обучающиеся должны знать/понимать: Свои Фамилию Имя. Понятия «право-лево», «верх-низ», «громкий – тихий». Правила поведения в классе. Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе. | Обучающиеся должны знать/понимать: Свои Фамилию Имя. Правила поведения в классе. Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе. |
Обучающиеся должны уметь: Выполнять упражнения для расслабления уставших рук. Выполнять предметную аппликацию из частей с использованием готового контура. Узнавать эмоции в процессе игровых этюдов. Выполнять простые инструкции педагога. | Обучающиеся должны уметь: Выполнять упражнения для расслабления уставших рук. Выполнять предметную аппликацию из частей с использованием готового контура с помощью учителя. Выполнять простые инструкции педагога. . |
Ресурсное обеспечение программы
- литература для учителя (основная и дополнительная);
- Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И.Програма образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.
- Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2013.
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М; 1994.
- материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования
http://pedsovet.su/ сообщество взаимопомощи учителей
http://edu-lider.ru/ электронная библиотека "Школа успешного учителя"
http://www.twirpx.com/ электронная библиотека
http://psinovo.ru/ сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.
http://ped-kopilka.ru/ учебно-методический кабинет
http://www.detkiuch.ru/ компьютерные обучающие программы
http://obuchonok.ru/ компьютерные обучающие программы
http://www.igraemsa.ru/ онлайн игры
http://playshake.ru/ онлайн игры
http://www.kind-land.ru/propisi/ прописи, раскраски для малышей 3-4 года, аудио-сказки,игры
- информационно – техническая оснащенность учебного кабинета: персональный компьютер, интерактивная доска, CD проигрыватель.
__________________________________________________________________________________
(Наименование образовательного учреждения по УСТАВУ)
ПРЕДМЕТ | |
СОСТАВИТЕЛЬ(и) РП (ФИО; должность; звание) | |
ЭКСПЕРТ (ы) (ФИО; должность; звание) | |
КЛАСС | |
ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ |
Используемые сокращения: рабочая программа – РП
ФОРМА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Позиция для технической экспертизы | Оценки | |
Да (1) | Нет (0) | ||
1. | ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РП ОФОРМЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ: | ||
1.1. | Полное наименование ОУ(в соответствии с уставом) | ||
1.2. | Гриф согласования программы | ||
1.3. | Гриф утверждения | ||
1.4. | Наименование РП | ||
1.5. | Срок реализации РП | ||
1.6. | Сведения о составителе программы | ||
1.7. | Место реализации | ||
2. | СТРУКТУРА РП: | ||
2.1. | Пояснительная записка | ||
2.2. | Общая характеристика учебного предмета, курса | ||
2.3. | Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | ||
2.4. | Содержание учебного предмета, курса; | ||
2.5. | Тематическое планирование | ||
2.6. | Учебно-методического и материально-технического обеспечения РП | ||
2.7. | Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. | ||
3 | Перечень нормативных и нормативно-методических документов | ||
4 | Библиографическое описание примерной программы, с указанием УМК | ||
5 | РП оформлена в соответствии с локальными актами ОУ |
Шкала оценки (отметить результат):
100% | Полное соответствие требованиям |
90%-100% | достаточный уровень соответствия, необходимы незначительные коррективы |
80%-90% | неполное соответствие, необходимо улучшение, требует доработки |
Менее 80% | результаты неудовлетворительные, РП требует значительной доработки |
Программа представлен на бумажном (3 титульных листа + 1 экземпляр полный) и электроном носителях, регламент разработки соблюден.
Подпись технического эксперта (заместителя директора по УВР) __________________________/__________________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графика и письмо. Письмо слов по контурным ориентирам.
для детей с умеренной умственной отсталостью...
Конспект урока по графике и письму. "Письмо буквы У". 2 класс (8.2). Первый год обучения (надомное)
Конспект урока по графике и письму для детей с ТМНР...
Конспект урока по графике и письму. Письмо буквы А (по контуру). 2 класс (особый ребенок).Первый год обучения (надомное)
Конспект урока по графике и письму для детей с ТМНР...
методическая разработка конспекта урока по предмету "Графика и письмо" - "Письмо букв по точкам, по образцу и самостоятельно"
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт
Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...
Урок графики и письма с применением интерактивной доски по теме «Письмо прописной буквы «н» по контурным ориентирам».
laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму»....
Интегрированный урок графики и письма в 8 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы О по контурным ориентирам» с использованием презентации «Осень».
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...