Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сравнение десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Тютина Наталья Владимировна

Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сравнение десятичных дробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka1.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Тютина Наталья Владимировна

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Сравнение десятичных дробей

Место урока в теме

1 урок из 3-х в теме: "Сравнение десятичных дробей"

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей

Создать условия для формирования навыка сравнения, выделения главного, обобщения.

Создать условия для формирования умения работать в микрогруппах.

Термины и понятия

Дробь, десятичная дробь

Формы работы

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы  

Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов,  А.С. Чесноков,  С.И. Шварцбурд,   учебник  для  5   класса  общеобразовательных  учреждений – М.: Мнемозина,  2014.

Цели  деятельности  учителя

Главная дидактическая цель: формировать у учащихся умение сравнивать десятичные дроби, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – действенного мышления;  воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после гео завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Предметные: понимать, что значит «сравнить десятичные дробей», уметь правильно выполнять  сравнение десятичных дробей, изображать десятичные дроби на координатном луче

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи. 

Организация пространства

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Ц е л и:

- создать благоприятный психологический настрой на работу. 

Создает благоприятный настрой на работу

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

– Здравствуйте, садитесь!

Я рада всех вас видеть.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Настрой на работу

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: самоорганизация

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ц е л и:

- включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к называнию шагов учебной деятельности.

Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу.

Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агентство. Агентству требуются новые работники.  А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” - частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентство необходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: «высокий уровень» – детектив; «достаточный уровень» – инспектор; «средний уровень» – помощник детектива.

А девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет».

Запишите свои данные в личную карточку. Настроение в начале урока: рисуют смайлики.  Также хотелось бы узнать, кем бы вы хотели работать в данном агентстве. Запишите в личную карточку.

Желаю всем успеха!

Слушают учителя.

Записывают данные в личную карточку 

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: проявление учебно – познавательного интереса к новому материалу.

3. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ц е л и:

- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись десятичной дроби в виде обыкновенной, правило сравнения натуральных чисел;

- зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

- зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сравнить десятичные дроби.

Организует фиксирование индивидуального затруднения и общение актуализированных знаний.

Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с домашней работой) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в ваши личные карточки в раздел «Заявление». Максимум – 5 баллов.

Все вы достойны стать сотрудниками детективного агентства. Но сначала  выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного высказывания. Подсказка – название агентства состоит из 6 букв.

Ф  8\10 =0,8

А  14 5\100 =14,5

Е  1 1\1000=1,001

М 34\10     =3,4

О   48см=4,8м

И   7,20=7,2

Л    0,5=0,05

Д   2,5000=2,5

А    15=15,00

Ответ: Фемида. “Фемида” - греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 5 баллов. Результаты заносим в личную карточку.

Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи десятичных дробей

•7 целых 8 десятых

•2 целых 25 сотых

•0 целых 92 сотые

•12 целых 3 сотых

•24 целые 24 тысячные

•7 целых7десятых

•7 целых 7 сотых

•7 целых

7тысячных

•0 целых 5 десятитысячных

Детектив должен обладать хорошей памятью.

Проверим, насколько прочны ваши знания по теме «Сравнение натуральных чисел».

Как выполняется сравнение натуральных чисел?

1)326…362;

2)1999…2002;

3)985…1304;

4)43***…48***;

5)38*…1***;

6)6*9…96*;

Работа в тетрадях. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби.

Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби.

Выполнение задания у доски на сравнение натуральных чисел.

Умение записывать обыкновенные дробей в виде десятичных, знание правила сравнения натуральных чисел; 

умение писать и читать десятичные дроби.

Познавательные: умение создавать, применять знаки, символы для решения учебных познавательных задач.

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные  результаты.

 Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом.

4. Постановка учебной задачи.

Ц е л и:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

- согласовать цель и тему урока.

Помогает выявить место затруднения, фиксировать во внешней речи причину затруднения . Организует уточнение  следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока.

Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам раскрывать самые сложные дела.

И вам предстоит сейчас первое испытание - раскрыть запутанное дело.

А как же оно называется? Давайте выясним.

Сравните:

  • 2,48 и 4,7;
  • 4,35 и 4,061.

В чем сходства и различия этого примера с  предыдущим?

Какие затруднения вы испытали?

А так уж надо уметь сравнивать десятичные дроби?

Кто знает, какая температура бывает у здорового человека?
– Правильно, 36,6 С.
– А в каких случаях у человека повышается температура тела?
– Какие профилактические действия против гриппа вы знаете?
– У вас на партах лежат карточки с таблицей, в которой указана температура пациента.
Пожалуйста, отметьте галочкой, где человек болен, а где здоров.

Ребята, а как вы определили, здоров или болен человек? Вы сравнивали температуру
человека с температурой здорового человека.

Итак, ребята, какую тему запишем  в тетрадях?

Запишите  дату и тему «Сравнение десятичных дробей».
Запишите в тетрадь цель, которую вы сегодня перед собой поставите.

Слушают учителя.

Здесь во всех примерах нужно сравнить числа.

В предыдущем примере натуральные числа, в этом десятичные дроби.

В сравнении десятичных дробей. Мы еще не умеем сравнивать десятичные дроби.

Один из учеников рассказывает, как он оценил состояние больного.

Формулируют тему и задачи урока, записывают тему урока и цель урока.

Уметь сравнивать десятичные дроби

Познавательные:

извлечение из текстов математической информации;

постановка и формулирование проблемы;

самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

умение анализировать;

целеполагание;

прогнозирование.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; работать в паре.

Личностные:

самооценка.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Ц е л и:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организует уточнение  следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

Т.к. иногда детективы работают командой, то и вам придется поработать над данным делом группой по 4 человека.
Материал дела №1.

Сравните: 2,48 и 4,7 15,01 и 9,345

Обсуждение в группах.
Объясните, как вы действовали.

Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложениях. Из двух десятичных дробей с различными целыми частями больше та, у которой целая часть ………………..

Материал дела №2.

№2. Сравните:

4,35 и 4,06

57,8 и 57,3

Обсуждение в группах.

Объясните, как вы действовали.

Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложениях. Если две десятичный дроби имеют ....……………….. целые части, то переходим к сравнению цифр одноименных разрядов, начиная с ……..…………………. разряда, до тех пор, пока не встретим …..……………….. цифры в каком-либо. …………………… Тогда больше та дробь, у которой в данном разряде находится …………………… цифра.

К какому выводу вы пришли? Итак, какой алгоритм у нас получился?

Сравниваем с алгоритмом в учебнике, оцениваем свою работу по следующим критериям:

Оценить свою работу, баллы занести в лист оценки. Вернуться к слайду, где дроби нужно было расположить в порядке возрастания.

Работают в группах. Составляют алгоритм сравнения десятичных дробей.

 Группы предоставляют результат своей работы и выдвигают гипотезы сравнения предоставленных им десятичных дробей.

умение сравнивать десятичные дроби, умение работать с текстом учебника.

Регулятивные:  умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что предстоит узнать, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы.

6. Реализация построенного проекта.

Ц е л и:

- организация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Ребята, пока мы занимались раскрытием особого важного дела, к нам в агентство пришло довольно странное письмо. Давайте скорее его прочтем.

Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа:

1) в порядке возрастания:

3,02 -О

2,23 - И        

3,2  - Н

2,3 - М

2,03- С

2) в порядке убывания:

7,07- И

7,77   - С

7,077-В

7,707-Т

7-Н

7,7- Е

Ответ: Симон Стевин.

 Историческая справка: Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения  целой части от дробной ставил нуль в кружочке.  Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.

Выполняют задания в парах.

умение сравнивать десятичные дроби

Познавательные: умение использовать знаково – символические средства, анализировать условие задачи.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке.   

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичный контроль).

Ц е л и:

- самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, выявление места и причины затруднений

Смекалка и настойчивость позволяет детективам распутывать даже самые сложные дела. Предлагаю вам пройти следующее испытание. Решив тест, составьте из букв слово – код и вы узнаете еще одно качество, которым должен обладать хороший детектив.

Тест.

  1. Выберите правильную запись сравнения дробей 5,894 и 6,1:

к) 5,894 > 6,1;                    

 е) 5,894 = 6,1;

л) 5,894 < 6,1;                    

 г) свой ответ.

  1. Выберите правильную запись сравнения дробей 0,529 и 0,57:

о) 0,529 < 0,57;                    

в) 0,529 = 0,57;

и) 0,529 > 0,57;                    

д) свой ответ.

3.     Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной

5,688 < 5,6*1:

а) 8;     г) 9;    н) 0;     р) 8; 9.

4.    Между числами 2,3 и 3,1 заключено натуральное число:

м) 2,4;   н) 2;   и) 3;                              

 г) свой ответ.

5.  Укажите значение х, при котором верно неравенство 2,5 < x <2,6:

с)2,5;    б) 2,50;    к) 2,51;   а) 2,6.

6.  Числа 4,41*;  4,*2;  4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

 т) 5;             в) 2;                 а) 3;         л) свой ответ.

Выполнение теста.

Ответ – логика. Выполняем взаимопроверку. Максимум – 5 баллов.

Взаимопроверка.

умение применять правило сравнения десятичных дробей.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Личностные: самоопределение.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Ц е л и:

- включение нового знания в систему знаний;

 - повторение и закрепление ранее изученного

Организует включение нового знания в систему знаний

Действительно, детектив должен иметь хорошо развитое логическое мышление.

И вам предстоит пройти еще одно испытание. Работая в парах, установить соответствии в следующей задаче.

Логическая задача.

Таня,  Оля,  Наташа,  Катя  и  Ира  измерили  свой  рост.  Получились  результаты:  1,3 м,     1,47 м,   1,5 м,   1,4 м,   1,38 м.  Известно,  что  Оля  ниже  Наташи,  но  выше  Тани.  Катя  выше  Наташи,  а  Ира  ниже  Тани.  Найдите  рост  каждой  девочки.

Ответ:

Таня-1,38м

Оля-1,4м

Наташа-1,47м

Катя-1,5м

Ира-1,3м

Работа в парах

Умение применять правило сравнения десятичных дробей в нестандартной ситуации

Познавательные:

умение применять в социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные: самоопределение.

10. Рефлексия деятельности на уроке.

Ц е л и:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку к учебной деятельности.

Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном агентстве. Оценка - сумма баллов.

Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли?

Повторите алгоритм сравнения десятичных дробей.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.  

Д/з п. 31, №1200, №1201, №1206.

Подведем итоги.

Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?

А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:

Дроби всякие нужны, дроби разные важны.        

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача.

Спасибо за урок!

Слушают учителя, высказывают собственное мнение.

Самооценка результатов действия, выставляют оценки в личную карточку.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Технологическая карта урока по теме"Умножение и деление десятичных дробей"

Разработка урока обобщения и систематизации знаний....

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Технологическая карта урока математики на тему "Представление о десятичных дробях", 5 класс

Материал содержит подробную технологическую карту урока, включающую этапы урока согласно требованиям ФГОС, также файл в котором помещены необходимые задания....

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....