Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сравнение десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сравнение десятичных дробей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka1.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Тютина Наталья Владимировна | ||||||
Предмет | Математика | ||||||
Класс | 5 | ||||||
Тема урока | Сравнение десятичных дробей | ||||||
Место урока в теме | 1 урок из 3-х в теме: "Сравнение десятичных дробей" | ||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||||
Цель урока | Создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей Создать условия для формирования навыка сравнения, выделения главного, обобщения. Создать условия для формирования умения работать в микрогруппах. | ||||||
Термины и понятия | Дробь, десятичная дробь | ||||||
Формы работы | Групповая, фронтальная, индивидуальная. | ||||||
Ресурсы | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2014. | ||||||
Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: формировать у учащихся умение сравнивать десятичные дроби, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после гео завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) | ||||||
Планируемые результаты | Планируемые результаты: Предметные: понимать, что значит «сравнить десятичные дробей», уметь правильно выполнять сравнение десятичных дробей, изображать десятичные дроби на координатном луче Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи. | ||||||
Организация пространства | |||||||
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД | ||||||
1. Самоопределение к деятельности. Ц е л и: - создать благоприятный психологический настрой на работу. | Создает благоприятный настрой на работу | Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. – Здравствуйте, садитесь! Я рада всех вас видеть. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! | Настрой на работу | Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: самоорганизация | |||
2. Мотивация к учебной деятельности. Ц е л и: - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к называнию шагов учебной деятельности. | Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу. Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агентство. Агентству требуются новые работники. А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” - частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентство необходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: «высокий уровень» – детектив; «достаточный уровень» – инспектор; «средний уровень» – помощник детектива. А девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет». Запишите свои данные в личную карточку. Настроение в начале урока: рисуют смайлики. Также хотелось бы узнать, кем бы вы хотели работать в данном агентстве. Запишите в личную карточку. Желаю всем успеха! | Слушают учителя. Записывают данные в личную карточку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: проявление учебно – познавательного интереса к новому материалу. | |||
3. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности. Ц е л и: - актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись десятичной дроби в виде обыкновенной, правило сравнения натуральных чисел; - зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; - зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сравнить десятичные дроби. | Организует фиксирование индивидуального затруднения и общение актуализированных знаний. | Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с домашней работой) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в ваши личные карточки в раздел «Заявление». Максимум – 5 баллов. Все вы достойны стать сотрудниками детективного агентства. Но сначала выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного высказывания. Подсказка – название агентства состоит из 6 букв. Ф 8\10 =0,8 А 14 5\100 =14,5 Е 1 1\1000=1,001 М 34\10 =3,4 О 48см=4,8м И 7,20=7,2 Л 0,5=0,05 Д 2,5000=2,5 А 15=15,00 Ответ: Фемида. “Фемида” - греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 5 баллов. Результаты заносим в личную карточку. Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи десятичных дробей •7 целых 8 десятых •2 целых 25 сотых •0 целых 92 сотые •12 целых 3 сотых •24 целые 24 тысячные •7 целых7десятых •7 целых 7 сотых •7 целых 7тысячных •0 целых 5 десятитысячных Детектив должен обладать хорошей памятью. Проверим, насколько прочны ваши знания по теме «Сравнение натуральных чисел». Как выполняется сравнение натуральных чисел? 1)326…362; 2)1999…2002; 3)985…1304; 4)43***…48***; 5)38*…1***; 6)6*9…96*; | Работа в тетрадях. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби. Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби. Выполнение задания у доски на сравнение натуральных чисел. | Умение записывать обыкновенные дробей в виде десятичных, знание правила сравнения натуральных чисел; умение писать и читать десятичные дроби. | Познавательные: умение создавать, применять знаки, символы для решения учебных познавательных задач. Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты. Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом. | ||
4. Постановка учебной задачи. Ц е л и: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; - согласовать цель и тему урока. | Помогает выявить место затруднения, фиксировать во внешней речи причину затруднения . Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока. | Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам раскрывать самые сложные дела. И вам предстоит сейчас первое испытание - раскрыть запутанное дело. А как же оно называется? Давайте выясним. Сравните:
В чем сходства и различия этого примера с предыдущим? Какие затруднения вы испытали? А так уж надо уметь сравнивать десятичные дроби? Кто знает, какая температура бывает у здорового человека? Ребята, а как вы определили, здоров или болен человек? Вы сравнивали температуру Итак, ребята, какую тему запишем в тетрадях? Запишите дату и тему «Сравнение десятичных дробей». | Слушают учителя. Здесь во всех примерах нужно сравнить числа. В предыдущем примере натуральные числа, в этом десятичные дроби. В сравнении десятичных дробей. Мы еще не умеем сравнивать десятичные дроби. Один из учеников рассказывает, как он оценил состояние больного. Формулируют тему и задачи урока, записывают тему урока и цель урока. | Уметь сравнивать десятичные дроби | Познавательные: извлечение из текстов математической информации; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: умение анализировать; целеполагание; прогнозирование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; работать в паре. Личностные: самооценка. | ||
5. Построение проекта выхода из затруднения. Ц е л и: - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; - зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. | Т.к. иногда детективы работают командой, то и вам придется поработать над данным делом группой по 4 человека. Сравните: 2,48 и 4,7 15,01 и 9,345 Обсуждение в группах. Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложениях. Из двух десятичных дробей с различными целыми частями больше та, у которой целая часть ……………….. Материал дела №2. №2. Сравните: 4,35 и 4,06 57,8 и 57,3 Обсуждение в группах. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложениях. Если две десятичный дроби имеют ....……………….. целые части, то переходим к сравнению цифр одноименных разрядов, начиная с ……..…………………. разряда, до тех пор, пока не встретим …..……………….. цифры в каком-либо. …………………… Тогда больше та дробь, у которой в данном разряде находится …………………… цифра. К какому выводу вы пришли? Итак, какой алгоритм у нас получился? Сравниваем с алгоритмом в учебнике, оцениваем свою работу по следующим критериям: Оценить свою работу, баллы занести в лист оценки. Вернуться к слайду, где дроби нужно было расположить в порядке возрастания. | Работают в группах. Составляют алгоритм сравнения десятичных дробей. Группы предоставляют результат своей работы и выдвигают гипотезы сравнения предоставленных им десятичных дробей. | умение сравнивать десятичные дроби, умение работать с текстом учебника. | Регулятивные: умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что предстоит узнать, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы. | ||
6. Реализация построенного проекта. Ц е л и: - организация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксирование нового знания в речи и знаках. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Ребята, пока мы занимались раскрытием особого важного дела, к нам в агентство пришло довольно странное письмо. Давайте скорее его прочтем. Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа: 1) в порядке возрастания: 3,02 -О 2,23 - И 3,2 - Н 2,3 - М 2,03- С 2) в порядке убывания: 7,07- И 7,77 - С 7,077-В 7,707-Т 7-Н 7,7- Е Ответ: Симон Стевин. Историческая справка: Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке. Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле. | Выполняют задания в парах. | умение сравнивать десятичные дроби | Познавательные: умение использовать знаково – символические средства, анализировать условие задачи. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичный контроль). Ц е л и: - самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, выявление места и причины затруднений | Смекалка и настойчивость позволяет детективам распутывать даже самые сложные дела. Предлагаю вам пройти следующее испытание. Решив тест, составьте из букв слово – код и вы узнаете еще одно качество, которым должен обладать хороший детектив. Тест.
к) 5,894 > 6,1; е) 5,894 = 6,1; л) 5,894 < 6,1; г) свой ответ.
о) 0,529 < 0,57; в) 0,529 = 0,57; и) 0,529 > 0,57; д) свой ответ. 3. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 5,688 < 5,6*1: а) 8; г) 9; н) 0; р) 8; 9. 4. Между числами 2,3 и 3,1 заключено натуральное число: м) 2,4; н) 2; и) 3; г) свой ответ. 5. Укажите значение х, при котором верно неравенство 2,5 < x <2,6: с)2,5; б) 2,50; к) 2,51; а) 2,6. 6. Числа 4,41*; 4,*2; 4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным. т) 5; в) 2; а) 3; л) свой ответ. | Выполнение теста. Ответ – логика. Выполняем взаимопроверку. Максимум – 5 баллов. Взаимопроверка. | умение применять правило сравнения десятичных дробей. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Личностные: самоопределение. | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Ц е л и: - включение нового знания в систему знаний; - повторение и закрепление ранее изученного | Организует включение нового знания в систему знаний | Действительно, детектив должен иметь хорошо развитое логическое мышление. И вам предстоит пройти еще одно испытание. Работая в парах, установить соответствии в следующей задаче. Логическая задача. Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки. Ответ: Таня-1,38м Оля-1,4м Наташа-1,47м Катя-1,5м Ира-1,3м | Работа в парах | Умение применять правило сравнения десятичных дробей в нестандартной ситуации | Познавательные: умение применять в социальной практике и профессиональной ориентации. Личностные: самоопределение. | ||
10. Рефлексия деятельности на уроке. Ц е л и: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку к учебной деятельности. | Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном агентстве. Оценка - сумма баллов. Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли? Повторите алгоритм сравнения десятичных дробей. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Д/з п. 31, №1200, №1201, №1206. Подведем итоги. Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока? А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением: Дроби всякие нужны, дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача. Спасибо за урок! | Слушают учителя, высказывают собственное мнение. Самооценка результатов действия, выставляют оценки в личную карточку. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха. Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...
Технологическая карта урока по теме"Умножение и деление десятичных дробей"
Разработка урока обобщения и систематизации знаний....
Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Технологическая карта урока математики на тему "Представление о десятичных дробях", 5 класс
Материал содержит подробную технологическую карту урока, включающую этапы урока согласно требованиям ФГОС, также файл в котором помещены необходимые задания....
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...
Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок открытия новых знаний...
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....