Паспорт логопедического кабинета
методическая разработка на тему
В паспорте отражено построение пространственно - развивающей среды логопедического кабинета по блокам, указаны основные направления коррекционно - логопедической работы, разбитые на блоки, внесён перечень логопедической документации, иллюстративного материала, пособий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_logopedicheskogo_kabineta.docx | 427.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 90 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДА ОРЛА»
Разработал:
учитель-логопед
Шавлова Н.В.
Орел 2015
Цель: Своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи,
физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Коррекционно-педагогическая работа логопеда в ДОУ.
Работа логопеда предполагает:
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и речевых игр.
Направления работы логопеда.
1. Диагностика: ранняя; для комплектования групп; мониторинг /промежуточный и конечный/ качества логопедических услуг.
2. Коррекция: индивидуальная; подгрупповая; групповая.
3. Организационно – методическая поддержка:
- педсоветы;
- семинары;
- круглый стол;
- деловые и деятельные игры.
4. Просветительско–профилактическое сопровождение:
- родителей;
- воспитателей через родительские собрания;
- выступления;
- оформление тематических папок – раскладушек.
5. Консультационная помощь родителей и воспитателей через индивидуальные и групповые тематические консультации.
Функции кабинета.
- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
- Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета:
- программы коррекционно-развивающего обучения,
- перспективные планы работы,
- индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Работа учителя-логопеда с детьми.
- Научить детей свободно пользоваться родным языком;
- Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме;
- Развитие словаря;
- Формирование грамматического строя речи;
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционная работа.
• Постановка звуков:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;
- устранение неправильного произношения.
• Автоматизация звуков:
- изолированно;
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- в словах (по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности);
- в предложениях (чистоговоркак, отдельных предложениях, небольших рассказах, потешках, стишках);
- в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах и т.д.)
• Дифференциация звуков:
Развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции и звучанию.
Оценочно-контрольная работа.
По окончании коррекционной работы логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звуком в разговорной речи.
Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной речи.
Совместная работа с педагогами.
• Тетрадь взаимодействия (еженедельные задания для выполнения в свободное время) включает в себя выполнение артикуляционной, мимической, пальчиковой , дыхательной гимнастики и блок заданий по развитию фонетико-фонематических процессов
• Индивидуальные консультации по вопросам автоматизации звуков у детей, посещающих логопедическую группу. Ведение оценочно-контрольной работы (экран звукопроизношения)
• Письменные консультации: игры на развитие речи, фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики
• Показ открытых мероприятий по развитию речи, посещение занятий и развлечений по развитию речи, обучению грамоте.
Логопедическое оснащение кабинета.
• Диагностические материалы;
• Автоматизация, дифференциация звуков. Игры, речевой материал;
• Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте;
• Развивающий дидактический материал;
• Тематический словарь в картинках.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет разделён на несколько рабочих зон:
(С более подробным описанием содержания рабочих зон можно ознакомиться в таблице).
1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находится:
- настенное зеркало
- небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка)
- логопедические зонды
- вата или ватные диски, спирт
- методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков
- картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте
- картинный материал.
2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся:
- разнообразные конструкторы
- шнуровки
- мозаики
- пазлы
- трафареты (в соответствии с лексическими темами)
- игры с прищепками
- массажные шарики, мячики
- картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.
3. Зона развития лексико – грамматической стороны речи:
- Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий по лексическим темам (в папках).
- Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем.
- картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»)
- подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности
- словесные игры
- Наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы.
- Подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и тд.)
4. Зона развития речевого дыхания:
- Детские надувные игрушки
- Трубочки для коктейля, «султанчики»
- Модуль «Ветерок»
- Мыльные пузыри
- Картотека дыхательных упражнений (методика Стрельниковой)
- Игры на развитие речевого дыхания
5. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, подготовки к обучению грамоте
- Индивидуальные карточки для чтения.
- Звуковые пеналы
- Азбука в картинках
- Касса букв
- Картотека игр и упражнений на развитие фонематических процессов
- Звуки-символы.
- «Звуковые домики».
- Схемы для определения позиции звука в слове
- Картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова)
- Дидактические игры на выделение звука из состава слова.
- магнитной доской, комплектом цветных магнитов.
6. Рабочая зона учителя-логопеда.
- Стол.
- Стул полумягкий.
- Логопедическая документация.
- Портфолио достижений специалиста (или творческая папка педагога).
- График работы логопеда
- Сетка занятий
- Консультации для родителей
- Памятки
- Рекомендации по закреплению текущего лексического и речевого материала
№ п/п | Наименование коррекционно – педагогической работы. | Перечень документации, пособий, игр, литературы, оборудования. |
1 | 2 | 3 |
1. | Инструктивно – нормативные документы |
|
2. | Программы и материалы, дополняющие программы |
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи. под редакцией профессора Л.В.Лопатиной
|
3. | Документация учителя-логопеда |
|
4. | Диагностический материал (Материал для обследования речи и интеллекта) |
|
5. | Неречевые процессы. | |
5.1. | Развитие слухового внимания |
|
5.2. | Развитии мышления, зрительного внимания, памяти, восприятия (цвет, форма, величина, протяженность). |
|
5.3 | Развитие пространственной ориентировки и ориентировки во времени |
|
6. | Развитие мелкой моторики |
|
7. | Звукопроизношение. | |
7.1 | Развитие речевого дыхания |
|
7.2 | Развитие подвижности артикуляционного аппарата |
|
7.3 | Автоматизация и дифференциация звуков |
«Посмотри и назови» Н.И. Соколенко
|
8. | Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза |
|
9. | Подготовка к обучению грамоте |
|
10. | Развитие лексико-грамматического строя |
|
11. | Связная речь |
14.Картотека (тематическая) домашних заданий по развитию связной речи. 15.Игры-драматизации «Репка», «Теремок», «Три медведя» и др. |
12. | Методическая литература | Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения.
Пособия и технологии по формированию фонематического восприятия.
Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.
Пособия и технологии по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи
Пособия и технологии по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи.
Методическая и развивающая литература по развитию мелкой моторики.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Паспорт логопедического кабинета"
Красочное, наглядное, фрагментарное отражение паспорта логопедического кабинета...
Паспорт логопедического кабинета
Паспорт логопедического кабинета...
Паспорт логопедического кабинета
содержание кабинета учителя - логопеда...
Паспорт логопедического кабинета
Паспорт логопедического кабинета в школе. Перечень оборудования, методической литературы, дидактического материала....
Паспорт логопедического кабинета
Паспорт логопедического кабинета в коррекционной школе-интернате....