Статья Паспорт логопедического кабинета
презентация к уроку по теме
Сухомлинский В.А. писал:“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.”Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.;Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особенно в работе с детьми с речевой патологией. Традиционно при организации коррекционного процесса учитель – логопед учитывает особенности таких свойств личности учащихся, как память, мышление, внимание, познавательные способности, так как картина нарушений у наших учеников неоднородна и не исчерпывается только речевыми симптомами У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций.В младшем школьном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе и педагогического воздействия, ещё определяется эмоциональным отношением ребёнка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия. Позтому в организации логопедического кабинета очень важна предметно – развивающая среда, способствующая максимальному включению всех анализаторов в работу и максимальному использованию разнообразной наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryzhakova_n.a._statya_pasport_logopedicheskogo_kabineta.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыжакова Надежда Александровна,
учитель - логопед ГБОУ СОШ №332,
Невский район , г. Санкт – Петербург
Паспорт логопедического кабинета
Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход к нему требуют индивидуализации обучения, в том числе в работе с детьми с речевой патологией.
Всё оборудование логопедического кабинета (наглядные, учебные и дидактические пособия, учебная и методическая литература) должно быть зафиксировано в паспорте логопедического кабинета.
Анализ справочно – методической литературы, собственных наработок, презентаций позволил разработать методические рекомендации для учителей-логопедов по составлению и написанию паспорта логопедического кабинета.
Паспорт логопедического кабинета можно представить в виде четырёх разделов, в соответствии с основными направлениями системы работы школьного учителя – логопеда:
I. Диагностика – обследование состояния устной и письменной речи.
II. Коррекционно – развивающий раздел.
III. Методическая работа (повышение квалификации и самообразование).
IV. Консультативно – профилактическая работа.
I . Материал по диагностике – обследованию состояния устной и письменной речи.
Исследование устной речи: материал по исследованию состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения, уровня сформированности слоговой структуры слова, состояния фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, представлений, функции словоизменения, словообразовательных процессов, лексического компонента речи, связной речи.
Исследование письменной речи: Материал по исследованию навыка письма и навыка чтения, с использованием диагностических методик .
II. Коррекционно – развивающий процесс:
1. Материал по развитию фонетико – фонематических процессов.
Перечень методической литературы и дидактического материала по коррекции звукопроизношения : постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Материал по развитию речевого дыхания. Картотека игр на развитие речевого дыхания.
Материал по развитию фонематического слуха и восприятия.
Карточки, карточки-символы, предметные картинки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.
Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
Материал для анализа предложений.
Материал по развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы с образными картинками. «Сказки веселого язычка»
Материал по постановке звуков. . Пособия и технологии по постановке звуков.
Материал по автоматизации и дифференциации звуков.
2. Материал по формированию лексико - грамматического строя речи.
Дидактический материала на каждую лексическую тему в папках - накопителях по разделам:
предметные картинки;
картинки для составления предложений;
сюжетные картинки;
картинки ,схема и план для составления описательных рассказов, сравнительных рассказов, из личного опыта;
серия сюжетных картинок;
литература;
Материал по развитию и обогащению словаря
Материал по формированию навыков словоизменения
Материал по формированию навыков словообразования,
Материал по развитию связной речи, работе над текстом.
3. Материал по коррекции нарушений процессов чтения и письма,
систематизированный в папках - накопителях по видам дислексии и дисграфии.
4. Материал по развитию моторики:
общей : тексты физкультминуток, здоровьесберегающие технологии,
мелкой: картотека игр с пальчиками, игр и упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук; материал по развитию и совершенствованию графических навыков; картотека графических диктантов; материал по развитию буквенного гнозиса.
речевой : комплексы артикуляционной гимнастики; комплексы артикуляционного массажа; артикуляционные профили; презентации и материал для используемых технологий по постановке звуков.
5. Материал по развитию психических процессов: внимания,памяти, мышления. Материал по развитию слухового и зрительного внимания, мышления, , памяти, зрительно - пространственной ориентировки ,ориентировки во времени,
восприятия (цвет, форма, величина, протяженность). Дидактические настольно – печатные игры «Весёлые звуки» , «Читаем и составляем слова» , Учимся читать», Логопедическое лото. Электронные игры: «В мире загадок», «Схожие - непохожие», Зоопарк.
III. Методическая работа (отчётность, повышение квалификации и самообразование).
1. Документация
Список учащихся с нарушениями речи
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий
Расписание логопедических занятий
Речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда.
Перспективное и поурочное планирование коррекционной работы.
Отчётная документация.
Паспорт логопедического кабинета.
Положение о структурном подразделении «Логопедический пункт».
Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
2. Повышение квалификации
3. Портфолио учителя – логопеда. Аттестационные листы, удостоверения, сертификаты, справки, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации и участие в работе семинаров, городских и районных методических объединений.
4.Раздел справочной и учебно - методической литературы включает в себя перечень всех справочников, cборников нормативных документов, материалов научно – практических конференций, образовательных программ начальной школы, периодических изданий , перечень всей учебно – методической литературы, компьютерных учебных программ, презентаций по разным направлениям работы.
4. Консультативно – профилактическая работа.
Информационная зона.
Стенд настенный ( 8 ячеек формат А4) для учеников и родителей с меняющейся тематикой.
В паспорте логопедического кабинета обязательно должен быть указан адрес образовательного учреждения, рабочий телефон и Ф.И.О. логопеда. В этом документе классифицирована вся информация о назначении, оборудовании и оснащённости рабочего логопедического кабинета, представлены все разделы. Наличие такого документа значительно облегчает педагогу поиск необходимого учебного или методического материалов. А последнюю страницу можно отвести под отзывы и предложения коллег по усовершенствованию кабинета. Понятно, что при построении образовательной среды логопедического кабинета нельзя избежать повторов, заимствований или наличия схожих элементов и идей. Необходимо учитывать весь накопленный опыт, использовать всё ценное, что поможет детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета
В статье описаны зоны логопедического кабинета, раскрыто влияние среды на развитие детей с проблемами речи....
Презентация "Паспорт логопедического кабинета"
Красочное, наглядное, фрагментарное отражение паспорта логопедического кабинета...
Презентация Логопедический кабинет
Сухомлинский В.А. писал:“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.”Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да,...
Презентация "Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете"
Презентация содержит требования к организации коррекционно-образовательной среды в логопедическом кабинете....
«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета» ( опыт работы)
Всем известно, что на развитие личности ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это пространст...