Статья Паспорт логопедического кабинета
презентация к уроку по теме

Рыжакова Надежда Александровна

                                                                           Сухомлинский В.А. писал:“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.”Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.;Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особенно в работе с детьми с речевой патологией. Традиционно при организации коррекционного процесса учитель – логопед учитывает особенности таких свойств личности учащихся, как память, мышление, внимание, познавательные способности, так как картина нарушений у наших учеников неоднородна и не исчерпывается только речевыми симптомами У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций.В младшем школьном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе и педагогического воздействия, ещё определяется эмоциональным отношением ребёнка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия. Позтому в организации логопедического кабинета очень важна предметно – развивающая среда, способствующая максимальному включению всех анализаторов в работу и максимальному использованию разнообразной наглядности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryzhakova_n.a._statya_pasport_logopedicheskogo_kabineta.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Рыжакова Надежда Александровна,

                                                                            учитель - логопед ГБОУ  СОШ №332,

                                                                          Невский  район ,  г. Санкт – Петербург

        

Паспорт логопедического кабинета

Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход к нему требуют  индивидуализации обучения, в том числе  в работе с детьми с речевой патологией.  

Всё оборудование логопедического кабинета (наглядные, учебные  и дидактические пособия, учебная и методическая литература) должно быть зафиксировано в паспорте логопедического кабинета.                            

Анализ  справочно – методической литературы, собственных наработок,  презентаций позволил  разработать методические рекомендации для учителей-логопедов по составлению и написанию паспорта логопедического кабинета.

Паспорт логопедического кабинета  можно представить  в виде четырёх разделов,  в соответствии с основными направлениями системы работы школьного учителя – логопеда:

I. Диагностика – обследование  состояния  устной и письменной речи.

II. Коррекционно – развивающий раздел.

III. Методическая работа (повышение квалификации и самообразование).        

IV. Консультативно – профилактическая работа.

I . Материал по диагностике – обследованию состояния устной и письменной речи.

Исследование устной речи: материал по  исследованию состояния  артикуляционной моторики, звукопроизношения, уровня  сформированности  слоговой структуры  слова, состояния  фонематического   восприятия, языкового  анализа и синтеза, представлений, функции  словоизменения, словообразовательных процессов, лексического  компонента  речи, связной речи.

Исследование  письменной речи:  Материал по исследованию навыка письма и навыка  чтения, с использованием диагностических  методик .

II. Коррекционно – развивающий процесс:

1. Материал по развитию фонетико – фонематических процессов.

Перечень методической литературы и дидактического материала по коррекции звукопроизношения : постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Материал по развитию речевого дыхания. Картотека игр на развитие речевого дыхания.

Материал по развитию  фонематического слуха и восприятия. 

Карточки, карточки-символы, предметные картинки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.

Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.

Материал для анализа предложений.

Материал по развитию подвижности артикуляционного аппарата. 

Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы с образными картинками. «Сказки веселого язычка» 

Материал по  постановке  звуков. . Пособия и технологии по постановке звуков.

Материал по  автоматизации и дифференциации звуков.

2. Материал по формированию лексико -  грамматического строя речи. 

Дидактический материала на каждую лексическую тему  в папках -  накопителях по разделам: 

предметные картинки;

картинки для составления предложений;

сюжетные картинки;

картинки ,схема и план для составления описательных рассказов, сравнительных рассказов,  из личного опыта;

серия сюжетных картинок;

литература;

Материал по развитию и обогащению словаря 

Материал  по формированию навыков  словоизменения

Материал по формированию навыков словообразования,

Материал по развитию связной речи, работе  над текстом.

3. Материал по коррекции нарушений процессов чтения и письма,

систематизированный в папках - накопителях по видам дислексии и дисграфии.

4. Материал по развитию  моторики:

общей : тексты физкультминуток, здоровьесберегающие технологии,

мелкой: картотека   игр с пальчиками, игр и упражнений для развития тонких движений пальцев  и   кистей рук; материал по развитию и совершенствованию графических навыков; картотека графических диктантов; материал по развитию буквенного гнозиса.

речевой : комплексы артикуляционной гимнастики; комплексы артикуляционного  массажа; артикуляционные профили; презентации и материал для используемых технологий по постановке звуков.

5. Материал по развитию психических процессов: внимания,памяти, мышления. Материал по развитию слухового и зрительного внимания, мышления, , памяти, зрительно - пространственной ориентировки ,ориентировки во времени,

восприятия (цвет, форма, величина, протяженность). Дидактические настольно – печатные игры «Весёлые звуки» , «Читаем и составляем слова» , Учимся читать», Логопедическое лото. Электронные игры: «В  мире загадок», «Схожие - непохожие», Зоопарк.

III. Методическая работа (отчётность, повышение квалификации и самообразование).

1. Документация

Список учащихся с нарушениями речи

Журнал  учёта  посещаемости  логопедических занятий

Расписание логопедических занятий

Речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда.

Перспективное и поурочное планирование коррекционной работы.

Отчётная документация.

Паспорт логопедического кабинета.

Положение о структурном подразделении «Логопедический пункт».

      Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

2. Повышение квалификации

3. Портфолио  учителя – логопеда. Аттестационные листы, удостоверения, сертификаты, справки, подтверждающие  прохождение  курсов  повышения  квалификации  и  участие в работе семинаров, городских и районных методических объединений.

4.Раздел справочной и учебно - методической литературы включает  в себя перечень всех справочников, cборников нормативных документов, материалов научно – практических конференций, образовательных программ начальной школы,  периодических изданий ,   перечень всей учебно – методической литературы, компьютерных учебных программ, презентаций по разным направлениям работы.

4. Консультативно – профилактическая работа.

Информационная зона.

Стенд  настенный  ( 8 ячеек формат А4) для  учеников и родителей  с  меняющейся тематикой.

В паспорте логопедического кабинета обязательно должен быть указан адрес образовательного учреждения, рабочий телефон и Ф.И.О. логопеда.   В этом документе классифицирована вся информация о назначении, оборудовании и оснащённости рабочего логопедического кабинета, представлены все  разделы. Наличие такого документа значительно облегчает педагогу поиск необходимого учебного или методического материалов. А последнюю страницу можно отвести под отзывы и предложения коллег по усовершенствованию кабинета. Понятно, что  при построении  образовательной  среды логопедического кабинета    нельзя избежать  повторов, заимствований или наличия схожих элементов и идей.  Необходимо учитывать весь накопленный опыт, использовать всё ценное, что поможет детям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

В статье описаны зоны логопедического кабинета, раскрыто влияние среды на развитие детей с проблемами речи....

Презентация "Паспорт логопедического кабинета"

Красочное, наглядное, фрагментарное отражение паспорта логопедического кабинета...

Презентация Логопедический кабинет

Сухомлинский В.А. писал:“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.”Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да,...

Презентация Логопедический кабинет

                                                      ...

Презентация "Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете"

Презентация содержит требования к организации коррекционно-образовательной среды в логопедическом кабинете....

«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета» ( опыт работы)

Всем известно, что на развитие личности ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это пространст...