дидактические игры в подготовительной группе
картотека на тему
материал может быть использован воспитателями для формирования словаря и грамматического строя речи у детей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakt_igry_v_podg_gruppe_nazvaniya_tolko.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по лексическим темам в подготовительной к школе группе.
Октябрь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Овощи» | «Фрукты» | «Грибы, ягоды» | «Деревья» |
1.Д/И «Подбери пару» - научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучать сообща выполнять задания. 2. Д/И «Что сажают в огороде?» - научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. 3.Д/И «Найди о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечисленным признакам. 4.Д/И «Подбери по форме» - научить детей подбирать предметы к геометр. образцам; закрепить названия геометрических форм. | 1.Д/И «Опиши, мы отгадаем» - научить описывать предметы и находить их по описанию. 2.Д/И «Узнай и назови фрукты» - научить детей узнавать и называть фрукты. 3.Д/И «Магазин» - закрепить у детей умение выделять характерные признаки фруктов. 4.Д/И «Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать предметы на ощупь. 5.Д/И «Овощи и фрукты» - научить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их. 6.Д/И «Найди свой домик» - упражнять в различении геометрических фигур, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере. | 1.Д/ И «Автомобили и гаражи» - закрепить счет в пределах 10, геометрические фигуры: круг, треугольник. 2.Д/И «Съедобные и несъедобные грибы» - знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности. 3.Д/И «Что изменилось?» - развивать внимание, закрепить названия грибов. 4.Д/И «Какой, какое?» - компот из клубники –какой? (Клубничный компот). Варенье из малины – какое? - … 5.Д/И «Назови ласково» -образовывать уменьшительно – ласкательную форму предложенных существительных по теме. | 1.Д/И «Угадай, с какого дерева лист и плод» -закрепить названия и внешний вид деревьев, развивать внимание. 2.Д/И «Один – много» - практическое употребление единственного и множественного числа существительных в составе простого предложения. 3.Д/И «Дерево – куст» - знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников, различать их по особенностям строения. 4.Д/И «Найди пару» - закрепить умение устанавливать равенство групп предметов при условии различных интервалов между предметами в каждой из них. Упражнять в счете в пределах 10. |
Ноябрь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Дом» | «Мебель» | «Продукты питания» | «Посуда» |
1.Д/И «Подумай и ответь» - формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному; 2.Д/И «Какая комната?» - моем руки – ванная комната, … . 3.Д/И «Что мы делаем?» - коридор – в коридоре мы одеваемся, обуваемся когда выходим на улицу, … . 4.Д/И «Что изменилось?» - закрепить цифры в пределах 5. 5.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм род. Падежа мн.ч. существительных. 6.Д/И «В кругу с мячом» - учить подбирать слова – друзья к заданным словам (печка – речка). 7. Д/И «Медведь и пчелы» - форм. умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста. | 1.Д/И «Для чего это нужно? – закрепить название предметов мебели и их назначение; 2.Д/И «Назови части предмета» - закрепить название предметов мебели, из каких частей состоит. 3.Д/И «Найди общее» - сравнивать предметы мебели. 4.Д/И «Что лишнее?» - развитие логического мышления, внимания. 5.Д/И «Опиши предмет» -учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию. 6.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепить геометрические фигуры. 7.Д/И «Отвечай быстро» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи. | 1.Д/И «Отгадай» - закрепить счет в пределах 10. 2.Д/И «Что за чем?» - закрепить части суток. 3.Д/И «Кислое, горькое, сладкое» - кислое –лимон, квас, яблоко; 4.Д/И «Первое, второе, третье, десерт» - на каждое слово дети называют несколько блюд. Кто больше вспомнит. 5.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы (слова с противоположным значением). 6.Д/И «Найди свой домик» - закрепить геометрические фигуры. 7.Д/И «Не ошибись» - развивать зрительное внимание, реакцию на визуальный сигнал. | 1.Д/И «К какому виду относится?» - сахарница – чайная посуда, салатница – столовая, …; 2.Д/И «Из чего сделана?» - закрепить предметы посуды, из какого материала сделана. 3.Д/И «Как называется?» - посуда для сахара – сахарница, …; 4.Д/И «Отбери правильно» - классифицировать посуду на чайную и столовую. 5.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.). 6.Д/И «Что стало не так?» - развивать внимание. 7.Д/И «Знаешь ли ты?» - закреплять знания о видах спорта. |
Декабрь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Зима» | «Зимние забавы» | «Одежда» | «Новогодний праздник» |
1.Д/И «Найди свое место» - учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление; 2.Д/И «Назови цифру» - закрепить цифры в пределах 10; 3.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы; 4.Д/И «Когда это бывает?» - закрепить зимние приметы; 5.Д/И «Снаружи, внутри, около, между» - закрепить понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»; 6.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - учить ориентироваться в пространстве. 7.Д/И «Похож- не похож» - учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь. | 1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо). 2.Д/И «Какая команда быстрее построится» - закрепить счет и цифры в пределах 10, ориентировка в пространстве. 3.Д/И «Найди свою пару» - закрепить геометрические фигуры. 4.Д/И «Четыре времени года» - знать признаки характеризующие каждое время года. 5.Д/И «Назови действие» - знать зимние явления; меть заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол. | 1.Д/И «Назови какие предметы одежды знаешь» - с мячом. 2.Д/И «Назови части одежды» - закрепить названия предметов одежды, ее части. 3.Д/И «Магазин «Одежда» - называть материал, цвет, размер, рост, фасон. 4.Д/И «Раздели» - группировать одежду: одежда, обувь, головные уборы. 5.Д/И «Выбери правильно» - уметь различать зимнюю, летнюю одежду. 6.Д/И «Назови цифру» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 7.Д/И «Подбери слово» - развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова. | 1.Д/И «правила безопасности зимой» - знать правила безопасности зимой; уметь по картинкам определять опасную ситуацию. 2.Д/И «Закончи мое предложение» - учить устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события. 3.Д/И «Когда это бывает?» - дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Развивать связную речь. 4.Д/И «Не ошибись» - упражнять в счете в пределах 10. 5.Д/И «Что за чем?» - закрепить части суток . |
Январь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Домашние животные» | «Дикие животные» | ||
1.Д/И «Пройди в ворота» - закрепить счет в пределах 10. 2.Д/И «Что стало не так?» - развивать внимание, выдержку. 3.Д/И «Кто больше назовет действий?» - расширить словарный запас подбором глаголов. 4.Д/И «Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ. 5.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов. 6.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 7.Д/И «Что за предмет?» - формировать умение назвать предмет и описывать, обращая внимание на последов. изложения, использование сравнений. | 1.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 2.Д/И «Ласковые слова» - образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 3.Д/И «Наоборот» - научить подбирать антонимы к словам. 4.Д/И «Доскажи фразу» - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. 5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. 6.Д/И «Отсчитай столько же» - закрепить счет в пределах 10. 7.Д/И «Радио» - воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. | 1.Д/И «Семья животных» - знать как называют членов «семьи» домашних животных; меть группировать их в свою «семью». 2.Д/И «Найди свою маму» - знать названия детенышей домашних животных; уметь соотносить детенышей домашних животных с их мамами. 3.Д/И «Кто как кричит?» - знать какие звуки издают домашние животные. 4.Д/И «Кто чем питается?» - знать чем питается то или иное домашнее животное. 5.Д/И «Не промочи ноги» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 6.Д/И «Ассоциации» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата. | 1.Д/И «У кого какое жилище?» - знать особенность жилищ разных диких животных. 2.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. 3.Д/И «Что сначала, что потом?» - закрепить знания о временах года. 4.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов. 5.Д/И «Чьи следы?» - образование притяжательных прилагательных. 6.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве, использовать слова: «над», «перед», «под». |
Февраль. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Домашние птицы» | «Зимующие птицы» | «Профессии» | «День защитников Отечества» |
1.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 2.Д/И «Отгадай – ка» - учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существительные признаки, по описанию знавать предмет. 3.Д/И «Сосчитай» - согласование количественных числительных с существительными и прилагательными. 4. Д/И «Что бывает короткое, длинное» - уточнить представление детей о величине предметов, развить быстроту мышления. 5.Д/И «Какая команда быстрее построится» - закрепить счет и цифры в пределах 10. | 1.Д/И «Назови птицу» - узнавать и называть зимующих птиц. 2.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. 3.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова. 4.Д/И «Загадай, мы отгадаем» - закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки. 5.Д/И «Что бывает по 4» - упражнять в счете в пределах 10. 6.Д/И «Найди свое место» - продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. 7.Д/И «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. | 1.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. 2.Д/И «Не промочи ноги» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 4.Д/И «Кому что нужно для работы?» - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда. 5.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов. 6.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. 7.Д/И «Найди лишнее» - развивать наблюдательность. | 1.Д/И «Найди свой домик» - закрепить геометрические фигуры. 2.Д/И «Назови цифру» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 3.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.). 4.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 5.Д/И «Ласковые слова» - образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. 6.Д/И «Наоборот» - учить подбирать антонимы к слова. 7.Д/И «Живое число» - закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10. |
Март. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Родная страна» | «Женский день» | «Весна» | «Перелетные птицы» |
1.Д/И «Подумай и ответь» - формировать представления о том, чего у каждого человека по два и по одному. 2.Д/И «Пройди в ворота» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 4.Д/И «Угадай по описанию» - учить детей составлять описательный рассказ. 5.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. 6.Д/И «Что сначала, что потом» - закрепить знания о временах года. 7.Д-И «Подбери слово» - развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова. 8.Д/И «Скажи по-другому» - развивать умение подбирать синонимы. | 1.Д/И «Назови членов своей семьи» - уточнять и закреплять знания детей о своей семье. 2.Д/И «Кто старше?» - практическое употребление наречий «старше», «младше» в составе простого предложения. 3.Д/И «Назови ласково» - закрепление образования слов с уменьшительно – ласкательным значением. 4.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. 5.Д/И «Какая команда быстрее построится» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 6.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепить геометрические фигуры. | 1.Д/И «Отгадывание загадок о весне» - знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект. 2.Д/И «Назови действия, которые происходят весной» - знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие. 3.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в проборе однокоренных слов. 4.Д/И «Сосчитай» - согласовывать количественные числительные с существительными и прилагательными. 5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. | 1.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. 2.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова. 3.Д/И «Скажи ласково» - учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 4.Д/И «Хорошо –плохо» - развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. 5.Д/И «Отсчитай столько же» - закрепить счет в пределах 10. 6.Д/И «Закончи предложение» - употреблять понимание причинных связей между явлениями. |
Апрель. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Наземный транспорт» | «Воздушный и водный транспорт» | «Правила дорожного движения» | «Части тела, туалетные принадлежности» |
1.Д/И «Из чего сделано?» - воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие речи, внимания. 2.Д/И «Найди такую же» - развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи. 3.Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи. 4.Д/И «Какая команда быстрее построится?» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. 6.Д/И «Назови транспорт» - закрепить название и внешний вид наземного транспорта. | 1.Д/И «Какой вид транспорта?» - закрепить название внешний вид и к какой группе принадлежит данный вид транспорта. 2.Д/И «Когда это бывает?» - закрепить части суток. 3.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепление геометрических фигур. 4.Д/И «Что кому?» - воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда. 5.Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения. 6.Д/И «Лото» - упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности, быстроты реакции. | 1.Д/И «Добавь слово» - упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве. 2.Д/И «Узнай по описанию» - воспитание умения описывать предмет по представлению; развитие внимания, связной речи, сообразительности. 3.Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи. 4.Д/И «Назови цифру» - закрепление цифр в пределах 10. 5.Д/И «Что бывает по 4» - закрепить счет в пределах 4. 6.Д/И «Найди свою пару» - закрепление геометрических фигур.
| 1.Д/И «Найди свое место» - учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. 2.Д/И «Пройди в ворота» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Найди свой домик» - закрепить геометрические фигуры. 4.Д/И «Когда это бывает?» - углубление знание о временах года; развитие связной речи; активизация словаря. 5.Д/И «Так бывает или нет?» - развитие логического мышления; воспитание замечать последовательность в суждениях; формирование чувства юмора. 6.Д/И «Что лишнее?» - воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения. 7.Д/И «Волшебные кляксы» - развитие воображения и речи ребенка. |
Май. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Насекомые» | «Цветы» | «Скоро лето» | |
1.Д/И «Узнай насекомое» - закрепить название и внешний вид насекомых. 2. Д/И «Какой предмет?» - упражнение в классификации предметов по определенному признаку; развитие мышления, речи, смекалки. 3.Д/И «Кто в домике живет?» - закрепление знаний о животных; упражнение в правильном звукопроизношении. 4.Д/И «Что сажают в огороде?» - классификация растений по месту произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи. 5.Д/И «Отсчитай столько же» - упражнять в счете и закрепить цифры в пределах 10. 6.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепить геометрические фигуры. 7.Д/И «Найди рифму» - развитие побуждения к творческим проявлениям. | 1.Д/И «Какая команда быстрее построится?» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 2.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве , использовать слова «над», «перед», «под». 3.Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи. 4.Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения. 5.Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря. | 1.Д/И «Найди предмет по описанию» - воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. 2.Д/И «Живое домино» - воспитание произвольного внимания; закрепление знаний о цвете; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умение четко выполнять правила игры. 3.Д/И «Большие и маленькие» - закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы. 4.Д/И «Отсчитай столько же» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 5.Д/И «Найди свою пару» - закрепить геометрические фигуры. 6.Д/И «Добавь слово» - развивать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание названного действия. | 1.Д/И «Найди своё место» - закрепить умение ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. 2.Д/И «Не промочи ноги» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Угадай, кто позвал» - воспитание слухового внимания. 4.Д/И «На птичьем дворе» - закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности. 5.Д/И «Узнай, что изменилось?» - развитие произвольного внимания, запоминания; активизация словаря. 6.Д/И «Горячо – холодно» - воспитание наблюдательности, сообразительности, развитие связной речи, закрепление знаний о растениях. |
Методическая литература:
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.1. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224с.; Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.; Кн. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1985. – 176 с., ил.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
- Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
- Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки / Л.В.Фомина; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 112 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сюжетно -ролевая игра в подготовительной группе
краткий перечень игр по программе "Детство"...
Дидактические игры в подготовительной группе
Дидактические игры...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» подготовительная группа
Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» подготовительная группа Цели: Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыр...
Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада
Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не толь...
Хороводные игры в подготовительной группе дошкольного возраста
Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретац...
Проблемные методы в дошкольном образовании и и их использование при проектировании НОД. НОД в форме сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: "Инструменты"
Суть использования проблемных методов в обучении дошкольников заключается в создании познавательной задачи, ситуации, которая даёт детям возможность находить средства её решения, используя ранее усвое...
Сценарий военно-патриотической игры «Зарница» (подготовительная группа)
Сценарий военно-спортивной игры "Зарница"...