Хороводные игры в подготовительной группе дошкольного возраста
картотека по музыке

Мошурова Марина Петровна

Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретацию текста. Хороводная игра как произведение народного искусства осваивается ребенком по законам художественной деятельности: восприятие художественного образа, его музыкально – ритмическое исполнение и сочинение (подбор движений). В этой деятельности главным является восприятие и интерпретация художественного образа. Необходимо помочь ребенку понять и передать характеры и эмоции игровых персонажей.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_horovodnye_igry_3_podgotovitelnaya_gruppa.docx34.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Месяц

Цель   и ход игры

Хороводные игры

Сентябрь

Цель: Учить детей воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания). Улучшать ритмическую точность движений, пружинящего бега и легкого поскока.

Ход игры: Дети стоят парами лицом к центру один за другим. Один водящий в центре круга. Те дети, которые оказываются в парах в центре круга стоят на месте. Те, что за кругом играют - прячутся за них.

На слова «Ищи- Ищи» дети, которые во внешнем кругу выглядывают из-за плеча товарища, стоящего во внутреннем кругу. На проигрыш дети внешнего круга перебегают к следующему ребенку, который стоит во внутреннем круге. Водящий все те же движения делает в противоположную сторону.  Так повторяется 4 раза.

На вторую часть дети внешнего круга берутся за руки, делают внутри круг и поскоками вместе с водящим двигаются по кругу. На окончание музыки дети стараются встать впереди детей внутреннего круга, кому не хватило пары, тот и водит.

Дети встают друг в круг. Идут хороводом и поют.

Цель: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом.

На горе - то, калина, (идут хороводом, подняв руки)

Под горою, малина. (идут в другую сторону, опустив руки)

Припев: Ну, что ж, кому дело, калина! (4 скользящих хлопка и 3 притопа) Ну, кому какое дело, малина.

Там девушки гуляли, (идут в середину круга, «гуляли» - 3 притопа)

Там красные гуляли, (идут обратно, «гуляли» - 3 притопа)

Калинушку ломали (приседают 3 раза, «рвут» калину)

Калинушку ломали. Во пучочки вязали, (Идут топающим шагом по кругу, делают моталочку) Во пучочки вязали. На дорожку бросали, (кладут руки на плечи впереди стоящего)

На дорожку бросали. ( на слово «бросали» правую руку опускают в сторону)

1.Игра «Ищи»

муз. Т. Ломовой, сл. И. Холодной

2. На горе - то, калина

(рабочая программа воспитания)

октябрь

Цель: Научить действовать по сигналу, согласовывать свои действия, двигаться в соответствии характеру музыки. развивать координацию, ориентацию в пространстве.

Ход игры: Дети разделены на две команды, стоят с противоположных сторон шеренгой, руки сцеплены «плетень». 1-ая часть. Поочередно двигаются навстречу друг другу, приветствуют. 2-ая часть. Врассыпную двигаются по залу. По окончании должны быстро построить каждый свой «плетень».

Цель: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом Имитационные движения (курочка клюет, уточка плывет,

Ход игры: дети стоят в кругу. Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

Где был, Иванушка? - На ярмарке.

- Что купил, Иванушка? - Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет, Иванушка в горенке

Песенки поет. - Где был, Иванушка? - На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке. Песенки поет.

- Где был, Иванушка? - На ярмарке.

- Что купил, Иванушка? - Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует, Иванушка в горенке.Песенки поет.

- Где был, Иванушка? - На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?- Тетеру. (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.)

1. Игра Плетень

2.Хоровод Где был Иванушка

(рабочая программа воспитания)

ноябрь  

Цель: Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии.

Ход игры: Дети стоят по кругу друг за другом. Прямые руки ладонями вверх слегка разведены в стороны. Ноги вместе.

Музыка А – Идти по кругу хороводным шагом.

Музыка В – продолжать движение по кругу топающим шагом. С окончанием музыки остановиться, повернуться спиной в круг.

Музыка А – В – повторить движения. С окончанием музыки остановиться повернуться в круг лицом, поставить кулачки на пояс.

Музыка А 1.Выставить правую ногу на пятку, руки раскрыть в стороны/ и.п.

2. Выставить левую ногу на пятку, руки раскрыть в стороны/ и.п.

Музыка В   Кружение «топотушками», держа  руки «полочкой» перед грудью – 1 раз вокруг себя в медленном темпе.

Музыка А  Сужение и расширение круга хороводным шагом, постепенно поднимая и опуская руки.

Музыка В   Сужение и расширение круга топающим шагом, постепенно поднимая и опуская руки.

Окончание – притоп правой ногой

Цель: Развить у детей Ловкость, музыкальность, быстроту реакции. Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии.

Ход игры: Дети  становятся  в  круг. Один ребенок — ведущий. У него «вьюнок».   Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя  каждого ребенка) и  на  последнее  слове кланяется тому, перед кем останавливается. К концу песни со «вьюном» ходят четверо, тем «вьюн» кладут в центр круга. Под вариации четверо детей идут вокруг вьюна . С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

1.Светит месяц.

2. Со вьюном  я хожу.

декабрь

Цель: научить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.

Ход игры: Взрослый начинает игру.

Дети стоят в кругу. Выбранный заранее  «Ваня» и две подружки отходят в сторону.

1.Как на тоненький ледок              дети поют и показывают, как падал снежок

Выпал беленький снежок.          (приседая).

Припев. Эх! Зимушка – зима,                      взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе

Зима снежная была .  2 раза          влево.

2.Выпал беленький снежок,         дети выполняют пружинку, Ваня выезжает в круг

Ехал Ванечка – дружок.            (ходит, высоко поднимая ноги).

Припев.  Эх! Зимушка – зима,                      взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе

Зима снежная была .  2 раза          влево.

3.Ехал, Ваня,  поспешал,              дети пританцовывают, Ваня, бежит и падает.

С добра коня упал.

Припев. Эх! Зимушка – зима,                      взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе

Зима снежная была .  2 раза          влево.

4.Две подружки увидали,              дети идут по кругу, а подружки с Ваней

Прямо к Ване подбежали.          пляшут в кругу.

Припев.

Эх! Зимушка – зима,                      взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе

Зима снежная была .  2 раза          влево.

5.Две подружки помогали,           дети хлопают в ладоши, а Ваня с подружками, На добра коня сажали.  скачут на коне.

Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.

Ход игры: Дети стоят в кругу, все движения постепенно ускоряються. Снег пушистый нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком большой – фонариками рисуем большой круг, приседая

И ещё раз нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком другой – фонариками рисуем поменьше круг

Лепим ручки – ручками лепим пирожок

Лепим ножки – ручками лепим пирожок

Чтобы бегал по дорожке – бег на месте

Лепим глазки – указательными пальцами показываем по очереди глаза

Лепим бровки – показываем брови

И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другу

 1.Как на тоненький ледок  

2.Лепим снеговика

январь

Цель игрыснятие усталости, создание хорошего настроения.

Ход  игры: Выбирают одного ведущего — «козла» «Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога». Приглашает поклоном выбранную девочку. «Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу. Дальше движения под слова песни.

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение совместных действий, упражнять в ходьбе цепочкой;

развивать умение выполнять действия в соответствии с текстом.

Ход игры: Замели-мели снега

Тропки, реки и леса.  Дети идут в хороводе вокруг взрослых.

А мы за руки возьмемся. На санях мы понесемся.

Вот воротики закрываются, Ткань опускается. (тем самым накрывая двоих детей из разных хороводов. Кто попался  в них обнимается. На проигрыш дети, попавшие под ткань, обнимают друг друга.)

1.Хороводная игра Шел козел по лесу

2.Хороводная игра

Воротики          

февраль

Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям.   Воспитание дружеских отношений друг к другу.

Ход игры: Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону,

Семь дочерей, держась за руки.

Семь сыновей,

Все без бровей. Останавливаются

С такими глазами, и с помощью жестов

С такими ушами, и мимики изображают то,

С такими носами, о чем говорится в тексте:

С такими усами, С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так…. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение совместных действий.

Ход игры :Дети встают в круг, держась за руки. Все движения выполняют по тексту.

 На слова «раз, два, три» хлопают в ладоши.

Мы сейчас пойдем направо. Раз , два, три.

А потом пойдем налево. Раз, два, три.

В центр круга соберемся. Раз, два, три.

И на место все вернемся. Раз, два, три.

Мы тихонечко присядем. Раз, два, три.

И немножечко приляжем . Раз, два, три.

Мы поднимемся тихонько. Раз, два, три.

И попрыгаем легонько. Раз, два, три.

Мы покружимся немножко. Раз, два, три.

И похлопаем в ладоши. Раз, два, три.

Повернемся мы направо. Раз, два, три.

И начнем мы все сначала. Раз, два, три.

(Игра повторяется несколько раз, но в ускоряющемся темпе

1.Бабушка Маланья

2. Игра Кружок

март

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых и вокальных навыков.

Ход игры: Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых и вокальных навыков

Ход игры: каждая фраза повторяется детьми за педагогом1. Как у наших у ворот         дети идут по кругу за руки хороводным шагом

Ай-люли, у ворот

Закружился хоровод                         идут дробным шагом

Ай-люли, хоровод!

ПРОИРЫШ: останавливаются, расцепляют руки, кладут их на пояс,

идут в круг с правой ноги – 1,2, 3-притоп левой ногой

идут назад из круга с левой ноги – 1,2,3 –притоп правой ногой (повторить ещё раз)

Педагог: «Продолжим наш хоровод!» (дети снова берутся за руки и исполняют 2-й куплет)

2. Кто не пляшет, не поёт движения, как в 1-м купл.

Ай-люли, не поёт идут опять дробным шагом

ПРОИГРЫШ: движения повторяются

В заключение дети берутся вновь за руки, поднимают их вверх, кланяются и говорят: «Всё!»

1.Хоровод Веснянка

(рабочая программа воспитания)

2.Как у наших у ворот

(рабочая программа воспитания)

апрель

Цель: развитие согласованности движений друг с другом и ритмом   текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Ход игры: Аленький цветочек, словно огонечек     (дети идут хороводным шагом)

Раз, Два, три – повернись, Алена ты.

(названный ребенок поворачивается спиной в круг). Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре, пять - повернулись все опять!  все дети поворачиваются лицом в круг.

Цель: Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии. Сужение и расширение круга.

Ход  хоровода:  «Круг» Взявшись за руки, образуют круг; Ход  хоровода:  движение по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцующие идут простым шагом.

«Улитка» Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности.  Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения. Теперь «развиваем» «Улитку». Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.

1.Аленький цветочек

2.Хоровод Во поле берёзка стояла

май

Цель: Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии, передавать текст песни.

Менять движения на запев и припев. Ходьба по кругу парами. Сужение и расширение круга.

Имитационные движения («погонять коровушку», «прятаться от медведя»).

Ход  игры:  Дети стоят парами по кругу: мальчик с девочкой. За поясом у всех точки. Выбранный «медведь» находится в центре круга.

 1-й куплет Ой, вставала я ранёшенько,
умывалася белёшенько.
Девочка изображает то, о чём говорится в куплете.

Припев Ой ли, да ли, калинка моя,
в саду ягода-малинка моя.
Дети слегка приплясывают на месте.

2-й куплет  Надевала черевички на босу,
и гнала свою корову на росу.  
Девочка идёт и платочком «погоняет» воображаемую «коровушку».

3-й куплет Я гнала свою корову на росу,
повстречался мне медведь во лесу.
К концу куплета выходит, слегка согнувшись, «медведь» и шагает навстречу девочке. Дети гонят платочками «медведя».

Цель:  Обучение детей различным танцевальным движениям. Двигаться в соответствии с  характером мелодии, передавать текст песни.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре - водящий «ворон», у него в руках дудочка. Он ходит по кругу.

Ой, ребята, та-ра-ра! (дети идут в центр круга)

На горе стоит гора. (отходят спиной назад)

А на той горе дубок, (поднимают руки через стороны, изображая дерево)

А на дубе воронок, (опускают руки, ставят на пояс)

Ворон в красных сапогах, (попеременно выставляют ноги на пятку)

В позолоченных серьгах, (берутся тремя пальцами за мочки ушей)

Черный ворон на дубу, (поднимают руки через стороны, изображая дерево) Он играет во трубу (быстро перебирают пальцами, как бы играя на дудочке) Труба точенная, позолоченная, (ставят на уровне лица руки, согнув пальцы) Труба ладная, песня складная! (как бы говорят в трубу)

С нами ворон поиграй, свою дудочку отдай! (говорят хором)

Водящий -ворон; Кому дудочку отдать, это трудно угадать!

Кладет дудочку между двумя детьми и все говорят: «Раз, два, три, беги!» Кто быстрее оббежит круг и возьмет дудочку, становится водящим.

1.Хоровод-игра «Ой встала я ранешенко(рабочая программа воспитания)

2.Ворон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики""

Цельработы: оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работеОбъектом исследования являются детско – родительски  отношения .Предмет - влияние детско-родительских отн...

Хороводные игры в средней группе

Музыкально-хороводные игры для детей средней группы...

Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

Формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования вз...

Теремок (хороводная игра)для средней группы

Драматизация отрывков из сказки в повседневной деятельности детей....

Хороводные игры в старшей группе дошкольного возраста

Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретац...

Проблемные методы в дошкольном образовании и и их использование при проектировании НОД. НОД в форме сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: "Инструменты"

Суть использования проблемных методов в обучении дошкольников заключается в создании познавательной задачи, ситуации, которая даёт детям возможность находить средства её решения, используя ранее усвое...