Воспитательный час: "Всегда есть выбор"
методическая разработка (9 класс) на тему

Формирование у воспитанников нравственных ценностей, воспитание ответственного отношения к своим поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp_chas_vsegda_est_vybor.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Всегда есть выбор»

Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: "Да!",

то я не достаточно глуп, чтобы сказать: "Нет!".

(Владимир Борисов)

Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности.

(Станислав Ежи Лец)

Цель: Дать возможность задуматься над понятиями «свобода», «выбор» и «ответственность», соотнести эти категории. Сформировать у воспитанников правильное понимание «свободы», «выбор» и «ответственность». Содействовать воспитанию уважения к свободе и достоинству личности.

Задачи:

Образовательные: уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

Развивающие: способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Добрый день. Я рада приветствовать всех вас. Тема нашего часа общения «Свобода. Выбор. Ответственность». Вы – 9классники, но вы будущие выпускники школы, и перед вами ежедневно встает выбор, свобода действий, а следовательно определенная ответственность.

  1. Основная часть

Эпиграфом к нашей теме я выбрала следующее стихотворение:

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Юрий Давидович Левитанский

- На уроках истории, обществознания вы узнали, что нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу — свободу от порабощения, любого вида угнетения. Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым. Ведь взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!Свобода!..

- Что такое свобода? Свобода – это всегда риск. Она позволяет выбирать, но выбор может быть не всегда верным.

- Скажите, за кем остается выбор свободы действий?

-Давайте учиться принимать обдуманные, зрелые решения - самостоятельно.

- Хорошо, вы сделали свой выбор тех или иных действий, следовательно, вы возлагаете на себя …ответственность. Вам необходимо будет отвечать за свои действия. Но чтобы не случилось (успех или неудача) вы должны достойно принять свои ошибки.

- Ответ те на вопрос: Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (ответы подростков)

Упражнение №1

Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания». Что бы вы стали делать? (высказывание мнений)

- Каким человеком вы бы себя почувствовали? (Свободным)

- Есть разные мнения, что такое свобода. Я приведу лишь некоторые из них.

  • Свобода — это возможность делать все, что хочешь.
  • Свобода — это независимость от кого-то. Свобода — это отсутствие стеснений, ограничений.
  • Свобода — это не вседозволенность.
  • Свобода — это возможность выбора.
  • Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.
  • Безмерное самолюбие и самомнение
    Не есть признак чувства собственного
    Достоинства. Ф. М. Достоевский.

- Какое мление вы поддерживаете?

Упражнение «№ 2 (работа в группах)

Попробуйте дать свое определение слову «свобода», «выбор», «ответственность», «достоинство», «обязанность», «права»

Обмен мнениями, фиксация высказывания детей на листах бумаги.

Сейчас я предлагаю по - рассуждать и записать как вы понимаете эти слова. Каждая группа получит по одному слову.

4 группы (или 6 групп) (на столе карточки с правилами поведения в группе

  • Свобода.
  • Выбор.
  • Ответственность
  • Достоинство
  • Обязанности
  • Права

Правила написания синквейна:

  • 1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением) и рисунком.
  • 2-я строка: охарактеризуйте данное название команды используя два прилагательных.
  • 3-я строка: два глагола, показывающие действия в рамках данного названия команды;
  • 4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение к команде или девиз.
  • 5-я строка: синоним (схожее по лексическому значению, но отличающее по звучанию) одно слово

Мини-итоги

  • «Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий и поступков, то всегда имеются пределы».
  • Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают вас от поступков, наносящих кому-то другому вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов общества.
  1. Заключение.

Выводы:

1. Право на свободу — одно из важнейших прав человека, оно является великим достижением цивилизации.

2. Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.

3. Свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

4. Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.

5. Безмерное самолюбие и самомнение
Не есть признак чувства собственного
Достоинства.

Федор Михайлович Достоевский.

Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром и вы сделаете для себя соответствующие выводы.

Воспитательное занятие: «Всегда есть выбор»

Цели:

  • Дать возможность воспитанникам самим выяснить сущность и значение самовоспитания в жизни человека; стимулировать их собственный интерес к самовоспитанию.
  • Ознакомить с понятиями: самовоспитание, самооценка, воля, характер, целеполагание, самоубеждение.

Всякое воспитание есть,  в конечном счете самовоспитание.

                                                                                                             Л. Выгодский

1. Детям предлагается оценить по степени значимости для себя изучаемую тему. Они оценивают тему  по 10-бальной шкале. Детям предлагаются следующие критерии оценки темы.

А. Полезно;

Б. Интересно;

В. Важно;

Г. Необходимо;

Д. Увлекательно.

 2.1. На доске написано слово «самовоспитание». Детям предлагается оформить на листах свою ассоциограмму на слово «самовоспитание».

2.2. По желанию дети озвучивают собственные ассоциограммы.

2.3. Перед каждым учеником лежит лист с утверждениями, объясняющими понятие «самовоспитание».

Кто из вас не хотел бы стать лучше, умнее, красивее, успешнее, счастливее? Так вот, одна из самых важных жизненных истин состоит в том, что человек делает, строит, воспитывает, формирует себя сам.

Словарь С. И. Ожегов:

Самовоспитание  – воспитательная работа над самим собой.
Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Само означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя.

Словарь С. И. Ожегов:

Воспитание  – это сознательное воздействие на кого-либо с целью привить ему определенные качества.
Самовоспитание  – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя.

С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.

3. Причины необходимости самовоспитания.

1. Человек постоянно меняется в изменяющемся мире. Его силы и способности совершенствуются. Самовоспитание необходимо для самоопределения и самоутверждения.

2. Человек – очень тонкий организм. Он подвержен стрессам, расстройствам. Человеку необходимо самовоспитание для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье.

3. Научно – технический прогресс требует от человека большей отдачи, работоспособности, исследовательских умений. Этому способствует  самовоспитание.

4. Наряду с физическим воспитанием необходимо духовное самовоспитание. Крушение нравственных идеалов способствует крушению нравственных качеств личности отдельных людей, и только Самовоспитание способствует совершенству человека.

5. Самовоспитание необходимо для любви и сохранения семьи, для сохранения семьи, для сохранения взаимного уважения, уступчивости, терпимости и умению прощать и быть прощенным.                                                        

Как шел к цели А.В. Суворов?

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником — мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен». Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.

Рабочий день Петра Великого. «Я царь, а у меня мозоли на руках», - любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова – в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. «Делу время – потехи час», - частенько напоминал Петр окружающим.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

«Девиз жизни».

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

                                                                                                     Н.Н. Миклухо-Маклай

В работе над собой необходимо четко представлять себе, что вы хотите достичь, что воспитать в себе.

  Чтобы получить образование, профессию, надо успеть прочитать (по прогнозам специалистов) 1200-1500 книг, т.е. примерно по 15-20 страниц каждый день. По максимальным подсчетам, у нас имеется 200000часов для работы. Попробуем представить, что мы эти часы тратим. Предвидя ваши сомнения, что времени на все полезное не хватит, ученые подсчитали это свободное от учебы в каждом дне время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учебу и общественную работу в школе – 7,5 часа, на приготовление уроков – 3,5 часа. Остальные 3 часа в сутки (а в воскресенье больше) будет времени свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет30-32 часа свободного времени, в месяц 120-130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).

Перед вами лежит лист с утверждениями, объясняющими понятие «Самовоспитание». Утверждение необходимо объяснить, и разделить на две группы:

А. Самовоспитанием заниматься важно, чтобы:

а) не растеряться в этой жизни, найти своё место и самореализоваться;

б) открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком;

в) преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели;

г) достичь личного счастья, быть необходимыми другому человеку, создавать и обогащать любовь.

Б. Человек может не заниматься самовоспитанием, если:

а) живёт одним днём и не видит перед собой определённых целей;

б) не задумывается о себе как о личности;

в) живёт как потребитель;

г) пытается переложить ответственность на других людей;

д) он  - слабый безвольный человек, не желающий преодолевать трудности.

Детям нужно выбрать то утверждение, которое кажется им наиболее значимым. Выбранное утверждение необходимо объяснить.

Учащимся нужно выбрать то утверждение, которое кажется им наиболее значимым. Выбранное утверждение необходимо объяснить.

Воспитание характера

Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Характер человека проявляется в его поведении, действиях и поступках. Как, к примеру, вы делаете уроки? Один делает быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают только о своём, третьи переживают об общих для всех групповых делах, их заботит, как сделать жизнь группы интересной. Все эти особенности и есть черты характера.
Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.

Рекомендации по выработке характера

  • Умейте критически оценивать своё поведение, достоинства и недостатки собственного характера.
  • Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать справедливее и добрее (убеждение — это выбор линии поведения).
  • Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
  • Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
  • Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
  • Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Воспитание воли

Всякая деятельность — трудовая, общественная, познавательная — связана с преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил. Воля — психологическая основа защиты и ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Можно сказать, что воля — это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.

Рекомендации  «Как победить себя, или  Пять «надо»

Надо 1: Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств недостаёт в твоём характере.
Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.
Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.
Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый  вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца.
Надо 5: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхам, маленьким сюрпризом самому себе.

Учитесь дружить

Друзья — это люди, которых связывают друг с другом взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования. 
Дружба — приносящие удовлетворение и радость, продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга.
Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей — потребность в защищённости, в общении, в близких отношениях с другим человеком. Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, даёт радость жизни.
Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, пуд соли с ним съесть. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение.

Хочешь иметь хорошего друга — будь им сам. 

Воспитать в себе Человека с большой буквы нелегко: воспитать себя надо не на словах, а на деле и чтобы были видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряжённо трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным.
Но не ждите успехов сразу, не обольщайте себя разовыми достижениями, не хвастайте хорошими поступками. Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.
Трудно будет? Да, трудно, но, как вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.

Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше;
Не в этом ли величье наше,
Чтоб велеть самим себе?

                                                   Лопе де Вегас

Тема: Всегда есть выбор.

Цель: информировать детей о мире профессий, овладение основными навыками самодиагностики, научить понимать свои особенности и таланты и применить их на практике.

В чем счастье на земле? В познании.
В искусстве и работе, в постигновении его.
Познавая искусство в себе, познаешь природу,
жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант.
Выше этого счастья нет.

К.С.Станиславский

Ход мероприятия:

Слово воспитателя : Люди никогда не переставали искать ответы на вопросы: что такое счастье? как его достичь? почему одни люди счастливы, а другие несчастны? какие силы определяют судьбу каждого из нас?

Древние греки создали миф о трёх башнях судьбы, которых называли Мойрами. Одна из них пряла нить человеческой жизни, другая тянула жребий: что должно выпасть на долю человека. Третья – записывала в свиток жизни все, что должно было случиться. Считалось, что изменить начертанную Мо йрами судьбу не могут ни боги, ни человек.

Христианство противопоставило представлениям о судьбу веру в Божье провиденье. Все, что происходит в мире и в человеческой жизни является исполнением воли Бога, которую не может постичь, и тем более изменить человек.

Философы считали, что человеческая жизнь обусловлена незыблемыми законами существования мира внешними не зависящими от человека причинами. Другие говорили, что все зависит от него самого – его желаний, стремлений, сознательности, усилий.

Сравним эти точки зрения. На первый взгляд, жизнь человека на самом деле полностью зависит от того, в какое время, в какой стране, в каких условиях он родился, как его воспитывали родители, в какую школу отдали учиться. Не от человека зависит насколько развиты наука и техника стране и в мире, мир теперь или война.

Кроме того, каждый человек имеет от рождения собственный «набор» способностей.

Однако есть смысл и в противоположной позиции: всем известны случаи, когда люди, жизнь которых начиналась в равных условиях, сумели построить ее совсем по-разному (например, дети-близнецы).

Игра: «Решаем собственную судьбу»

Выбираем 5 желающих играть; игроки выстраиваются в одну линию.
Их роли:

  1. человек из далекого маленького села;
  2. человек из Киева;
  3. человек из бедной семьи;
  4. человек из богатой семьи;
  5. человек из «горячих точек»

Участники игры должны следить за вопросами ведущего. Если они считают, что на этот вопрос они, исходя из роли, могу ответить «да», они делают шаг вперёд.

Вопросы для ведущего:

  1. Когда вам было 3 года, вас отдали в детский сад?
  2. В детском саду вы изучали два иностранных языка?
  3. В семь (шесть) лет пошли в школу?
  4. Кроме школы вы посещали секцию тенниса, бассейн, кружок танцев и т.д.?
  5. В свободное время вы ходили с родителями в театр, музеи, кино?
  6. Во время каникул вы ездили отдыхать на море, за границу?
  7. В старших классах выбрали для учебы специализированный лицей или класс по профилю?
  8. Вы принимали участие в школьных и городских олимпиадах по разным предметам?
  9. Вы поступили в престижный вуз в большом городе?

Посмотрите, где оказались участники нашей игры.

Интервью: Почему вы оказались на этом месте, как вы себя чувствовали в этих ролях?

Вопрос ко всем: Почему передвижение участников разное?

Жизнь человека зависит от множества внешних и внутренних факторов, но человек потому и человек, что может выбирать свой жизненный путь. Человеку свойственны свобода действий и свобода творчества. Человек может чувствовать себя счастливым только тогда, когда имеет возможность реализовать себя.

Игра "Закончить предложения"

Люди работают ради …

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Счастье – это…(Записали, зачитали).

- Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Человек – господин своего призвания. Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его искра божья – вот тогда и получится настоящий человек.

«Призвание – это маленький росточек таланта, превратившейся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия»,- Сухомлинский.

Психолог Евгений Климов выделял пят сфер, в которых можно приложить людские старания:
«человек-человек», «человек-техника», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-природа».

Тестирование (см. приложение)

Пока обрабатываются результаты тестирования мы с вами послушаем ребят, которые расскажут вам о профессиях, а вы попробуете ответить к какому виду людей их можно отнести.

Защита проектов (дети демонстрируют свои презентации о профессиях)

На этом будем останавливаться сейчас.
Будем рады, если наша встреча поможет вам в определении жизненного и профессионального пути. Сейчас вам надо умение создавать перспективу собственного бедующего, планировать его. При этом надо иметь в виду, что природные задатки развиваются только в действии.

А закончить воспитательный час мне хотелось бы на поэтической ноте.

«Тропинка»

Тысячи тропок готовит судьба,

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет – тропинка твоя

Это тебе доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном – самым смешным –

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны –

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе –

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе

Поверь в свои силы, в победу поверь.( Саматова Л.С.)

Основные тесты для выявления выбора профессиональной учебной деятельности

Методика «К какому типу профессии вы склонны»

По Е. Климову, существует пять групп профессий:

1. «Человек - природа» (П).

Эти профессии заключаются в изучении и использовании полезных ископаемых земли, воды, атмосферы, а также живых организмов - растений и животных, то есть «неживой» природы и живой.

2. «Человек - техника» (Т).

Люди этих профессий занимаются машинами, механизмами, транспортными средствами, то есть техникой.

3. «Человек - человек» (Ч).

Для этих профессий характерна работа с людьми - детьми или взрослыми.

4. «Человек - знаковая система» (3).

Люди этой профессии занимаются цифрами, буквами, числами, формулами, кодами и другими обозначениями.

5. «Человек - художественный образ» (X).

Эти профессии предусматривают работу с произведениями литературы, искусства, а также другие виды работ в сфере эстетики.

Чтобы выяснить, какая группа профессий больше всего интересует каждого ученика, предложено данную методику. Каждый опрошенный получает бланк ответов, в котором против номера соответствующего утверждения ставит один из знаков:

+ (Да); - (Нет); 0 (не знаю).

Утверждение:

1. Легко общаюсь с незнакомыми людьми, охотно провожу время с ровесниками и моложе себя.

2. С удовольствием и долго могу что-то мастерить (клеить, шить, вязать).

3. Люблю украшать свою комнату, свое рабочее место.

4. Люблю наблюдать за растениями и животными в природе.

5. Охотно и долго могу что-то подсчитывать, вычислять или чертить.

6. В компаниях я лидер.

7. С удовольствием читаю книги о живой и «неживой» природе.

8. Не часто допускаю ошибок в письменных работах и ​​подсчетах.

9. Люблю изучать строение механизмов машин, устройств и т.д.

10. Другие люди считают меня человеком творческим, со вкусом.

11. С удовольствием посещал кружок, где рассказывают о природе.

12. Принимаю активное участие в художественной самодеятельности.

13. Сделано моими руками вызывает интерес у товарищей, старших.

14. Охотно и долго могу разгадывать головоломки, решать сложные задачи или изучать схемы.

15. Стараюсь понять характер, особенности людей, с которыми я общаюсь.

16. С интересом читаю о строении и работе механизмов, машин, устройств.

17. Посещаю занятия художественного кружка, студии ".

18. Хотел бы принять участие в экспедиции или походе, что планирует изучать полезные ископаемые, водоемы, живые организмы и тому подобное.

19. Подробно и понятно для других излагаю свои мысли в письменной форме.

20. Легко примиряет детей, почти ни с кем никогда не ругаюсь по пустякам.

21. Охотно принял бы участие в выставке технического творчества.

22. Быстро осваиваю иностранные слова, схемы, формулы.

23. Могу убедить и склонить на свою сторону сверстников, одноклассников.

24. Долго, не испытываю усталости, занимаюсь любимой работой (рисование, музыка, пение, игра на музыкальном инструменте и т.д.).

25. Всегда с удовольствием ухаживаю за домашними животными и растениями.

26. Люблю возиться в машинах и механизмах.

27. Хотел бы улучшать, менять сорта растений, породы животных, используя для этого рекомендации ученых.

28. Мне нравится помогать другим людям, особенно в сложных ситуациях.

29. Люблю читать словари, справочники, энциклопедии.

30. Часто в мечтах вижу себя художником, артистом, музыкантом.

        

Тип ответа:

Ч

Т

3

П

X

1

2

5

4

3

6

9

8

7

10

15

13

14

11

12

20

16

19

18

17

23

21

22

25

24

28

26

29

27

30

Сумма «+»: Место:

Воспитательное занятие: «Всегда есть выбор»

Цель: Нравственное просвещение воспитанников, формирование понятия “здоровый образ жизни”, развития понятий “личность”, “выбор”, “ответственность”, “разум и воля”, формирование понятия “реальность и иллюзии”, “зависимость”, “активная жизненная позиция”, “самоценность жизни”

Задачи:

  • Расширение представления о различных формах аддикции среди молодежи.
  • Формирование устойчивого неприятия аддикции через пропаганду здорового образа жизни.
  • Развития осознанного понимания нравственных законов бытия путем тематических и литературных аллюзий.
  • Воспитание культуры понимания значимости и ценности собственного выбора и собственной жизни.
  • Воспитание коммуникативной культуры через дискуссию.
  • Развитие критичности мышления.
  • Формирование понятия “самопознания” в рамках анкетирования по предложенной теме.
  • Формирование активной гражданской позиции через творчество (создание плаката-антирекламы)

Предполагаемый результат: преодоление личностной неграмотности по проблеме молодёжной лудомании, поверхностного и скептического отношения у подростков к этой проблеме, формирование “инстинкта отторжения” к различным видам аддикции, пересмотр ошибочных целостно-ориентационных лоций, связанных с вопросами здорового образа жизни и собственного выбора.

Форма часа: профилактическая лекция с элементами психологического тренинга и ролевой игры.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (знакомство, сообщение особенности темы, задач мероприятия, формирования групп для ролевых игр, выбор лидера в них).
  2. Сообщение плана работы.
  3. Вступительное слово воспитателя. (Ступень подготовки к восприятию – “эмоциональный шок”).

На Болотной площади Москвы расположен скульптурный памятник М.Шемякина – “Дети – жертвы пороков общества” (показ слайда № 1). Как вы считаете, какая из фигур “порока” самая страшная? Фигура азартного игрока, Лудомана (или зависимого). Ведь ещё в Библии (моральном кодексе человечества) говорится: “А кто предаётся пороку с играми, да соблазняется сам и соблазняет других, тот проклят будь!” К сожалению, история азартных игр равна истории Человечества. Так какие же существуют виды азартных игр? Давайте совершим краткий экскурс в историю. (Показ слайда № 2 с классификацией азартных игр и демонстрация “говорящих вещей” - карты игральные, кости, рулетка, игровые автоматы и т.д...) Судя по вашей реакции, многие из них вам знакомы, будьте добры, поднимите красные сигналы те, у кого демонстрация вызвала положительные и весёлые ассоциации, и синие сигналы те, кто почувствовал тревогу и негатив, кто же остался равнодушен, с сигналами не работайте. (Подсчет результатов мини – теста и оглашение результатов с объяснением цели тестирования учащимся.) Следовательно, актуальность проблемы ясна даже на модели нашей группы.

  1. ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА:

-Ребята, хочу представить вам одного из виновников порока: ИГРОВОЙ АВТОМАТ. Знаете ли вы его предназначение? Кто, где и когда, а главное, зачем его создал? (Ответы корректируются информацией учителя) Видели ли вы автоматы в реальности, где? Играли ли сами хоть раз? Ваши ощущения? Хотелось ли сыграть ещё раз? Кто чаще выигрывает: игрок или автомат? (Информация об автомате по ловле мягких игрушек) Как вы понимаете выражение “эволюция порока” применимо к этому автомату? (Разъяснение учителем выражения и его метафоричности.)

  1. МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ.
  1. Работа со словарём в папке с раздаточными материалами:
  • Термин – “Аддикция” - зависимость. Показ слайдов с видами аддикций № 3. (Пищевая, наркотическая, религиозная, химическая (алкоголизм), сексуальная, игровая.)
  • Термин – “Лудоман” и его реализация.

Показ слайда “Игроманами не рождаются – игроманами становятся. HOMO лудес – уже не HOMO!” Игра – знакомство с МАНЕКЕНОМ _________ (имя). Смысл игры: показать подросткам, что с виду обычный человек может быть на самом деле зависимым и нуждается в помощи. Иллюстрация признаков патологического игрока на манекене, с последующими выводами: как распознать зависимости?

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ.
  1. Показ слайда “Вредные последствия зависимости”, его анализ.
  2. Мини – игра “ПИРАМИДА”. Цель: Показать механизм распространения зависимости у подростков. (Лидер группы выходит и вызывает к себе своих друзей, те, в свою очередь, вызывают своих друзей, пока все учащиеся не окажутся у доски. Резюме: ВСЕ СТАЛИ ЗАВИСИМЫМИ!)
  3. “Мозговой штурм” - вопрос: “Как можно и можно ли противостоять чужому влиянию, прессингу и не стать зависимым?” (воспитанники  работают в группах с лидерами и пытаются выработать концепции.)Предложенное обсуждается (время заранее оговаривается – 2 минуты на выработку концепции, 1 минута на представление концепции.) Показ слайда: “Что такое неуверенность в себе?”

Концепция воспитателя:

  • быть личностью;
  • быть самодостаточной личностью;
  • стремиться быть оптимистом по жизни;
  • стараться иметь разносторонние интересы и активную жизненную позицию;
  • помнить, что выбор всегда за тобой;
  • не бояться показаться “иным” среди друзей, “белой вороной”.
  • задать себе вопрос: “А с какой целью меня к этому привлекают? Зачем это нужно им? Чего больше приобрету я в случае согласия: проблем или успешности?”

 (Рассказ воспитателя – “…активная жизненная позиция ребят этого класса, осмысление ими страшной проблемы лудомании, нежелание быть равнодушными, профилактические и пропагандистские мероприятия, умение сотрудничать с молодёжными активностями и депутатами блока партии “Единая Россия”, помогли в закрытии ряда объектов игорного бизнеса на территории Северного Бутова, провести ряд волонтёрских акций “Нет наркотикам и лудомании”.)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  ЧЕРЕЗ АКЦИЮ “ЧЕГО ЛИШАЮ Я СЕБЯ, СТАВ ЗАВИСИМЫМ” (Рисунки по группам плакатов – антирекламы с последующей демонстрацией).
  2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Итак, ребята, мы закончили наш час. Мне бы очень хотелось надеяться, что вам было приятно наше общение, и оно прошло с пользой для всех нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

интернет-урок "Всегда есть выбор"

Интегрированный урок (информатика и ИКТ, литература) антинаркотической направленности...

«В жизни всегда есть выбор. Вы согласны с этим?»

 Форма проведения: устный журнал.Устный журнал – это нетрадиционная форма проведения классного часа. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и практич...

В жизни всегда есть выбор.

Классный час. Цель: формировать умение совершать нравственно оправданный выбор. Задачи:создать и обсудить ситуации-коллизии;стимулировать нравственно ценные мотивы поведения....

Конспект воспитательного занятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Главной целью данного занятия является формирование у детей патриотических чувств.Основными задачами, решаемыми на занятии будут:формирование чувства гордости  на примере подвигов наших предков и...

Классный час для 8 класса «В жизни всегда есть выбор».

Дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспита...