технологическая карта урока-путешествия 5 класс "О чём рассказывают гербы и эмблемы"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Рубан Наталья Сергеевна

Конспект и дидактические материалы к уроку по теме: "О чём рассказывают гербы и эмблемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ur._uch._goda.docx292.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 23, 24 изобразительного искусства

5 класс по теме: «О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов деятельности.

Время реализации урока: 45 минут.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

Задачи

•        Знакомство с формами, символикой фигурами гербов

•        Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

•        Развитие ассоциативно - образного мышления, навыков работы с художественными материалами.

•        Воспитание чувства патриотизма

Формируемые УУД

Личностные:

•        Формирование основ художественной культуры.

Метапредметные:

•        Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

•        Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

  • Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

•        Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. Выполнение макета герба в технике аппликация.

  • Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

Ресурсы:

•        Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2015.

  • Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, шаблоны, карточки-задания.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.

  • Зрительный ряд:

Презентация, включающая фрагмент фильма «Рыцарский турнир».

Иллюстрации гербов: России, Новосибирской области, г. Татарска

Рисунки рыцарей, гербов.

Музыкальный ряд: Вивальди «Осень»

Ход урока


п. п.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап.

8.55 – 8.56

2 сл. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!”

Доброе утро хочу всем сказать

Нужно урок наш с улыбки начать!

     Меня зовут Наталья Сергеевна, мы вместе с вами сегодня будим путешествовать во времени. Итак, отравляемся. Просмотрите фрагмент фильма и попытайтесь сформулировать тему нашего урока  

Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку.

Просмотр отрывка фильма

Регулятивные: создание благоприятного психологического настроя на работу

Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и

одноклассниками

2

Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

8.56 – 9.00

Идет фрагмент фильма «Ромео и Джульетта» где звучат стихи Уильяма Шекспира:

3 сл. - Скажите, чем и зачем рыцари украшали свои боевые щиты, шлемы, флаги и попоны лошадей?

 4 сл. - Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

5 сл. - Чтобы вы хотели нового узнать, по теме? Но сначала проверим что вы уже знаете. Для этого поработаем в группах (по 4).

 6 сл. Вспомним правила работы в группе (если не знают) 

Назначим старшего в группе.

Заполните таблицу №1, из конверта красного цвета. (Знаю, хочу узнать, узнал) пожалуйста, возьмите таблицу и посмотрите, какие графы можете заполнить.

5 сл. В течение 1 минуты заполните первые две графы, по теме нашего урока и выберите человека из группы, который представит результат. Пожалуйста, 1 группа и так далее…
Пригодятся ли полученные знания в жизни?

Что формирует это задание?

Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока.

Гербами и эмблемами. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Значение символов, которые появились в Средние века, в эпоху рыцарей.

Правила работы в группе

1. В группе нужен ответственный.

2. Все члены группы работают вместе.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Высказывайте своё несогласие.

5.  Не понял, не молчи.

Мы познакомимся с искусством составления гербов.

Мы можем узнать:

- историю возникновения искусства геральдики;

- познакомиться с составными частями герба;

- значением символов и цвета в гербе.

Мы можем научиться «читать герб»; использовать свои знания для самостоятельного применения.

В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб».

Умение (перечисляют УУД) ….

Регулятивные:

целеполагание;

Познавательные: самостоятельное выделение –

Формирование познавательной

цели.

Познавательные:

Умение структурировать

знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и

одноклассниками

3

Актуализация знаний.

9.00 – 9.06

У вас на столах находятся знаки, которые определяют вашу принадлежность к группе героев, в гости к которым мы отправимся: I ряд – рыцари; II ряд – ремесленники; III ряд – современники. По ходу урока заполняем листы самооценки. За каждый правильный ответ в листе самооценки ставим плюс в 1-ю колонку. Если вам понравилась активная работа кого-то из одноклассников впишите его фамилию во 2-ю колонку.

У Вас на столах в конверте син цв. – три текста. Задание, каждой из групп: нужно найти свой текст, выполнить задание к нему и представить результат одноклассникам.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

7 сл. Итак, отправляемся в гости к Рыцарям. Какими знаниями по теме урока вы можете поделиться.  Все ребята по ходу рассказа из конверта кр. цв. в карточке №2 выполняют задание на соотнесение понятия и его определения

Ребята, как правильно произносится слово гЕрба ил гербА. Где мы можем это узнать?

Продолжаем.

8 сл. Соотнесли понятия и определение, проверим, обменяемся с соседом по парте карточкой, оценим (поставим+) в лист самопроверки соседа. 30 сек.  на проверку. 

Что формирует это задание?

Читают текст выполняют задание.

Рассказывают о понятиях:

Герб – немецкое слово, означает - «наследство»

Герб – это условное изображение, символ и отличительный знак государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Работа со словарями (словарь ударений) и в сети интернет. ГербЫ

Геральдика – искусство составления гербов возникла в XIV - XV века

Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы.

Эмблема – это условное, символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира)

Взаимопроверка и оценка.

Умение (перечисляют УУД) ….

Познавательные:

Умение структурировать

знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и

одноклассниками

4

Первичное усвоение новых знаний.

9.06 – 9.12

9 сл. Отправляемся в гости к ремесленникам. Что вы можете рассказать по теме урока.

 Карточка №3 задание 1. 1 мин. на выполнение зад-я

Если вы нашли все элементы, то ставим +. Заносим результат в лист самооценки.

10 сл. Проверяем. 30 сек на проверку.

Ребята, обратите внимание на доску, я прорисую форму щитов под их названием.

Постарайтесь запомнить и воспроизвести форму в карточке №3 задание 2. (убираем рис.).  Проверим. Кто не справился с рисованием по памяти выполняет рисунок с доски.

За каждое правильное соответствие форм ставим плюс. Заносим результат в лист самооценки.

Что формирует это задание?

 Чтобы нам смастерить герб для рыцаря нам нужно изготовить его элементы.

Герб состоит из следующих элементов:

а) намёт
б) корона
в) щитодержатель
г) щит
д) мантия

ж) девиз

1. Рассмотрим иллюстрации на стр. 136 – 137 учебника и запишем элементы герба в столбик рассматривая его сверху вниз. В карточке №3 зад 1.

2. Что является центральным и основным элементом герба, подчеркните его. Щит

Щиты бывают разной формы:

-итальянская;

-французская;

- немецкая;

-варяжская;

-исландская.

3. Зарисуйте форы щитов под их названием, в карточке №3 зад-е 2.

Умение (перечисляют УУД) …

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

Построение логической цепи

рассуждений;

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5

Первичная проверка понимания

9.12 – 9.18

11 сл. Мы перемещаемся в современное время и слово нашим современникам, что вы можете сообщить по теме урока.

12 сл.__________________________ Как вы думает в каких случаях используется гимн.

Работа в парах. На выполнение 1 мин.

13 сл. Проверка (элементы герба РФ)

Как вы думаете где можно найти информацию о геральдических символах нашей области и района

А сейчас на уроке, каким источником информации вы воспользовались? 14, 15 сл.

Кто знает сколько лет нашему городу?

16 сл. ФИЗМИНУТКА

В наше время каждая страна имеет свою геральдическую символику.

Задают вопрос одноклассникам. Перечислите символику нашей страны. Флаг, Герб, Гимн.

В торжественных случаях используют гимн.

Рассмотрите герб РФ из каких элементов он состоит, запишите их название, заполняя карточку №4.

Как вы думаете есть ли герб с нашей области и районе и как они выглядят?

Одноклассники могут описать герб НСО и Татарского района.

В сети интернет, в историко-краеведческом музее г. Татарска, в школьном историко-краеведческом музее.

Сетью интернет, приготовили сообщение о гербах НСО, Татарского района

14, 15 сл. Сообщения…

Татарску в этом году 105 лет.

ФИЗМИНУТКА

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и

одноклассниками.

Познавательные:

Умение структурировать

знания, осознанно и произвольно

строить речевое высказывание.

6

Первичное закрепление

9.18 - 9.33

Для этого возьмём Конверт №3 где есть разрезной план выполнения практической работы (правила работы с клеем и ножницами). Составим план работы (работа в группе).

17 сл. Проверим верно вы составили.

Распределение ролей в группе при выполнении практической работы.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

На выполнение практической работы отводится 10 мин.

Что формирует это задание?

18 сл. Вспомним какую цель мы перед собой ставили в начале урока?

Мы достигли своей цели?

В карточке №1 у нас заполнены 2 колонки можем ли мы что-то вписать 3-ю колонку, если да, то на заполенение1 мин. Что вписали? Гр. 1,2,3…

Что формирует это задание?

Выполните в группе практическую работу. Составьте макет герба Татарского района по образцу в технике аппликация.

Что для этого нам нужно сделать?

  1. Составить план работы.
  2. Распределить обязанностей (ролей) в группе.
  3. Вспомним правила работы с клеем и ножницами.

Проверка плана.

  1. Взять бумагу цветная и белую, карандаш, ножницы, клей.
  2. Вырезать детали.
  3. Составить композицию из цветной бумаги на листе белой бумаги.

3. Приклеить цветные детали к основе.

Выполнение практической работы.


Умение (перечисляют УУД) ….

Изучение значение элементов герба формы и цвета

Достигли

Заполняют таблицу.

Озвучивают УУД

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и

одноклассниками.

Познавательные:

Умение структурировать

знания, осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание, применять знания на практике в художественно-творческой деятельности.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9.33 - 9.35

19 сл. Придумать эмблему класса, выполнить эскиз эмблемы

Придумать герб своей семьи, выполнить его эскиз

Выбор задания

Личностные: самоопределение

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

9.35 - 9.40

20 сл. Оцени себя в бланке самооценки.

Если ты считаешь, что справился с практическим заданием и тебе нравится твоя работа, прикрепи свой герб рядом с рыцарем.

21 сл. Спасибо за сотрудничество!

Оценивание деятельности за урок.

Выражение своего эмоционального отношения к результату урока.

Организация выставки детских работ.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные;

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Путешествие» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык» учителей МБОУ СОШ № 13 Калининой О.Е. и МБОУ ООШ № 6 г.Балаково Саратовской области Бердниковой Н.П.

Урок  общеметодологической  направленности, призванный воспитывать культуру общения и выражение эмоций, а также интерес к культуре изучаемого языка, способствует формированию у учащихся ...

Технологическая карта урока «Путешествие в мир гимнастических упражнений».

Закрепить универсальные учебные действия и умения выполнять гимнастические упражнения  посредством    методов и средств  физической культуры и спорта....

Технологическая карта урока-путешествия Мексика и Австралия. Репортаж «Орел или решка».

Страноведение.Стили жизни – Lifestyles ( 9ч+1ч)Урок№7Учебник: Spotlight 7Тема: Урок-путешествие Мексика и Австралия. Репортаж «Орел или решка».Тип: Комбинированный...

"О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба. Технологическая карта урока.

quot;О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба.Технологическая карта урока....

Технологическая карта урока "Путешествие в Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии"

Технологическая карта урока "Путешествие в Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии"...

Технологическая карта урока "Путешествие по Германии"

Данная разработка урока направлена на обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков о Германии....