Развитие пространственных представлений на уроках черчения
статья на тему

Пенькова Марина Евгеньевна

Методы обучения, виды задач и упражнения, способствующие развитию пространственных представлений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие пространственных представлений на уроках черчения

      Развитие пространственных представлений школьников составляет большую проблему учителей. А для школьников неразвитые пространственные представления становится непреодолимой преградой при изучении ряда школьных предметов, таких как физика, география, технология, геометрия и черчение. А ведь, именно черчение призвано решать эту важную проблему.

       Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышление, а также творческого потенциала  личности. Графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области графических способов передачи информации. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности, что обеспечивает политехническую грамотность.

      Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного  (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения формирует  аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития  статических и динамических пространственных представлений учащихся.

       В связи с сокращением часов по черчению, недостаточностью времени на отработку необходимых навыков многие школьники теряют интерес к предмету, считая его сложным. Те учащиеся, у которых пространственные представления развиваются хорошо, к предмету относятся заинтересованно и имеют определенные успехи. Поэтому, чтобы овладеть предметом на должном уровне и достичь поставленных целей, необходимо развивать пространственные представления.

      Что же такое пространственные представления?  Пространственные представления – это мысленное  воспроизведение формы, величины и расположения в пространстве предметов и их частей. Эти представления могут возникать на основе образа предмета, так и на основе изображения предмета. Пространственные представления принято разделять на два вида: образы памяти и образы воображения.  

     Образы памяти – отражают предмет в том виде, как он был воспринят, без мысленной переработки.  (Предлагаемые задания: начерти три проекции предмета по наглядному изображению).

     Образы воображения делятся на две группы:

а) образы воссоздающего воображения – новые образы, которые создаются на основе заданного материала путем мысленной переработки. (Предлагаемые задания: по чертежу выполнить технический рисунок или по имеющимся двум проекциям построить третью, или чтение сборочных чертежей, кинематических  и электрических схем);

б) образы творческого воображения – новые образы, создание которых не диктуется определенными заданиями. В процессе такого воображения создаются новые конструкции машин, произведения искусства и литературы.

     Успешному развитию пространственных представлений способствуют различные методы обучения, виды задач, упражнения, а также наглядные пособия, применяемые на уроках черчения. На первоначальном этапе обучения необходимо широко использовать средства ИКТ, которые позволяют очень динамично проводить уроки. Модели и реальные детали не исключаются на таких уроках, так как именно они позволяют, использую тактильность, развивать пространственные представления. (Предлагаемые задания: сравнение чертежа детали с наглядным изображением; сопоставление и расположение видов в проекционной связи; дочерчивание недостающих линий). При этом использование моделей должно происходить непродолжительное время, так как это служит «тормозом» в развитии пространственных представлений. В некоторых классах достаточно одного двух уроков и школьники начинают работать, применяя образы. Сложность заданий от раза к разу должна возрастать. В одной из графических работ первого года обучения с использованием двух спичечных коробков можно предложить следующий порядок работы:  1) Составить реальную конструкцию по наглядному изображению. 2) По реальной конструкции увидеть недостающие линии на предложенном чертеже.  3) Начертить чертежи конструкций, восстановив недостающие линии. В случае успешного выполнения этой работы, предложить учащимся построить собственную модель из трех коробков и сделать ее чертеж.

    Среди других упражнений, направленных на развитие пространственных представлений можно использовать и такие как анализ формы предмета путем мысленного расчленения на простые геометрические тела (причем, в данном упражнении достаточно, хорошо развивается речь учащихся, правильное проговаривание названий геометрических тел способствует развитию памяти); построение чертежа детали по описанию;  определение пространственного расположения поверхностей по наглядному изображению; выполнение аксонометрических изображений по чертежу; изображение иллюстраций к геометрическим задачам.

     Особую ценность для развития подвижности пространственных представлений имеют специальные задачи на преобразование пространственного положения предметов и их частей, изменение формы предмета, упражнения на выполнение сечений и разрезов, а также задачи на конструирование. Занимательные задачи активизируют познавательную деятельность учащихся, что также способствует развитию пространственных представлений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения».

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся  и развитие их пространственных представлений на уроках черчения» содержит методические рекомендации по теме "...

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Развитие пространственных представлений младших школьников

Представлены различные виды игр, заданий и упражнений на развитие пространственных представлений....

Предупреждение оптической дисграфии путем развития пространственных представлений

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памят...

Развитие логического мышления, пространственных представлений на уроках математики в коррекционной школе

Развитие правильного мышления у умственно отсталых детей - трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

Развитие пространственного мышления на уроках черчения

Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уро...