Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения».
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Нарижная Светлана Ивановна

 

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся  и развитие их пространственных представлений на уроках черчения» содержит методические рекомендации по теме "Проецирование"(первый год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razr_.cherch.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 13»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме:

«Активизация познавательной деятельности учащихся

 и развитие их пространственных представлений

 на уроках черчения».

Учитель: Нарижная С.И.

г. Электросталь 2012

Для активизации познавательной деятельности учащихся и развития их пространственного воображения на уроках черчения, я использую различные методические приемы.

В преподавании предмета использую федеральную программу 2008 г. под ред. В. В. Степаковой, внеся в нее некоторые коррективы. Данная программа является рекомендованной для средних школ и предполагает использование методов развивающего обучения. Основу ее составляет курс «Проекционное черчение». Обучение рассчитано на 3 года - 7, 8  кл. по 1 ч. в неделю. Настоящая программа дает возможность:

  1. подготовить учащихся к следующей ступени обучения с учетом профессиональной ориентации (техникумы, технические колледжи, ПУ);
  2. всесторонне развить образное мышление и пространственное воображение.

Программа включает в себя общие сведения о графических изображения, применяемых в практической деятельности человека, теоретические основы получения и рациональные приемы построения изображений предметов. Важное место отводиться формированию умения анализировать геометрические свойства предметов.

В типовую программу внесены коррективы. По 7-му кл.: на изучение темы «Правила оформления чертежей» отводится 8 ч. вместо 3 ч. рекомендованных для более углубленного изучения основ оформления изображений и отработку навыков черчения. Тема же «Развертывание» переносится на 8-й кл. и совмещается с темой «Передача информации о форме предметов» для более углубленного изучения.

По 9-му кл.: количество часов по теоретической теме «Сборочные чертежи» уменьшается, но вводится дополнительная практическая тема «Основы начертательной геометрии». Это позволяет улучшить практическую подготовку учащихся в овладении навыками точных построений, развитие пространственного воображения учеников и обеспечить более высокий уровень технической грамотности.

Опыт работы по данной программе показывает положительные результаты и подтверждает целесообразность внесенных изменений.

Методика преподавания черчения самым тесным образом связана с дидактикой, цель которой обеспечить прочное и вполне осознанное усвоение учащимися системы знаний, умений и навыков. В своей работе я пытаюсь следовать одному из самых важных принципов методики преподавания черчения – это развитие пространственного мышления и творческого воображения ученика, что необходимо в любой профессиональной деятельности. Особое значение для формирования этих качеств имеет опыт учащихся в понимании формы предмета.

Для развития пространственного представления важно научить ребят узнавать их в различных положениях. Это облегчит решения задач по анализу геометрической формы сложных технических деталей.

В преподавании черчения необходимо развитие у школьников творческого воображения, т.е. создание новых образов в процессе творческой деятельности.

Вышеназванные методические цели прослеживаются в разработке темы «Проецирование» 7 кл., 1 год обучения.

Поскольку тема «Проецирование» является ключевой темой в курсе черчения и составляет основу знаний и умений, учащихся при построении изображений, важно, чтобы каждый ученик усвоил основные принципы построений. Для этого нужно учитывать психологические особенности пространственного представления и творческого воображения ученика данного возраста, использовать связь с другими предметами, знаниями полученными ранее. Например: (прил. 1) урок № 2 – используются понятия учащимися из математики. При взаимной увязке понятий математики и черчения на этом уроке ученики могут применить свои знания на практике. Для лучшего усвоения учащимися приемов построения прямоугольных проекций при разработке уроков № 2,3,4 использованы элементы начертательной геометрии. Процесс обучения от простого к сложному, дает возможность каждому ученику усвоить основы построений.

Для развития пространственного воображения при разработке уроков темы используется принцип наглядности. Все уроки оборудованы наглядными пособиями. Во время уроков используются диафильмы, учебные таблицы; для практического закрепления знаний ученики выполняют задания по учебной спец. тетради № 3 «Прямоугольное проецирование». Необходимо отметить важное значение использования на уроках модели трех плоскостей и наборов предметов различной формы. Работа с использованием этой модели помогает ученикам понять процесс получения проекций предмета, представить форму изображений предмета на плоскости. В результате ученики более осмысленно выполняют задачи на проецирование, четко представляют предмет и его изображение.

Еще один важный принцип использования при разработке данной темы – это принцип развивающего обучения. Объяснение нового материала дается с использованием разных форм работы. Это и рассказ с демонстрацией наглядных пособий и беседа с созданием проблемной ситуации в течение одного урока (урок № 1).

Системы продуманных вопросов заставляет учеников активно мыслить в течение урока и подводить их к нужному выводу. После такого обсуждения проблемной ситуации ученики четко запоминают нужный вывод.

При закреплении знаний важную развивающую роль играет работа по спец. тетради. Разбор развивающих задач по теме дает возможность ученикам рассмотреть различные примеры. Задачи развивают логическое и пространственное мышление.

Для контроля качества усвоения темы на уроках № 7, 8 используются индивидуальные карточки-задания .

Это дает возможность дифференцированного подхода к учащимся.

Тестовое задание «Назови геометрическое тело» (урок № 8) используется для контроля усвоения классификации геометрических тел.

К разработке темы прилагаются:

  1. Планирование уроков по теме «Проецирование».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Планирование уроков по теме:

«Проецирование».

Планирование уроков по теме «Проецирование»

7 класс.

п/п

Тема урока

Мате-

риал учебн.

Цель урока

1

Проецирование. Способы проецирования.

§ 3

Изучение нового материала

2

Прямоугольное проецирование на одну и две плоскости. Определение осей и координат точки.

§ 4.1

Урок смешанного типа.

Закрепление изученного нового материала.

3

Проецирование на три плоскости точки, отрезка.

§ 4.2

Урок закрепления умений и навыков.

4

Проецирование на три плоскости плоских фигур и простых геометрических тел. (закрепление)

§ 4.2

Урок смешанного типа.

Закрепление + изучение нового материала.

5

Расположение видов на чертеже.

§ 5

Урок закрепления навыков построений.

6

Построение трех видов простых геометрических тел по классификации.

С/т №1

Урок повторений, закрепления.

7

Практическая работа № 1. «Построение трех видов».

§3 - 5

Закрепление и усовершенствование навыков построений.

8

Комплексная контрольная работа по теме «Проецирование».

§3 - 5

Контроль качества знаний.


Название темы

Цели урока:

  1. обучающая;
  2. воспитывающая;
  3. развивающая.

Краткое содержание теоретической части урока

Оборудование урока

Практическая работа на уроке

Задание на дом

1

Проецирование.

Способы проецирования.

  1. Понятие проекции – как способ получения изображения на плоскости.
  2. Формирование интереса к получению новых знаний.
  3. Развитие пространствен-ного воображения.

Определение проецирования, проекции. Виды проецирования: центральное и параллельное. Примеры видов проецирования.

Диафильм: «Виды проецирования»;

Модель трех плоскостей и набор: точка, отрезок, плоская фигура. Учебное пособие спец. тетрадь № 3 стр. 6-7.

решение задачи проецирование отрезка на плоскость с созданием проблемой ситуации, когда отрезок перпендикулярен плоскости. Запись выводов в тетрадь.

§ 3, конспект, с/т № 3 стр.6-7

2

Прямоугольное проецирование на 1 и 2 плоскости.

Определение осей и координат точки.

  1. Закрепление и углубление знаний по видам проецирования.
  2. Развитие стремления к знаниям, формирование навыков практ. работы.
  3. Развитие пространственного воображения и образного мышления.

Прямоугольное проецирование на 1 и 2 плоскости проекций.

Знакомство с понятиями: оси проекций, координаты точки по осям.

Модель трех плоскостей и набор: точка, отрезок.

Рисунки на доске для конспекта.

Начало урока сам. работа на 10 мин. с/т № 3 упр. 5 для проверки усвоения.

После объяснения решение задач на проектирование отрезка (10 мин.)

§ 4; конспект.

3

Проецирование на три плоскости точки, отрезка.

  1. Закрепление умений и навыков построения проекций.
  2. Развитие образного мышления, формирование навыков практической работы.

Повторение теор. знаний по вопросам проецирования, отработка практических навыков построений проекций точки, отрезка.

Модель трех плоскостей;

Учебная таблица «Проецирование на три плоскости».

Рисунки на доске.

Упражнения по построению проекций точек и отрезков по координатам

§ 4; конспект, задача на построение по координатам.

4

Проецирование на 3 плоскости простых геометрических тел. (закрепление)

  1. Закрепление навыков построений проекций на 3 плоскости;
  2. Формирование умений организовать свою практическую деятельность;

  1. Развитие самостоятельной активности и пространственного мышления.

Повторение теоретических знаний и закрепление навыков построений 3-х проекций. Устная работа по с/т № 3 стр. 9;10 упр. 4

Модель трех плоскостей и набор: плоск. фигура; модели прост. геом. тел. Учебн. пособие с/т/ № 3

Построение проекций плоск. фигуры по координатам;

Построение проекций параллелепипеда по размерам

Повтор, конспект; с/т № 3 упр. 7

5

Расположение видов на чертеже.

  1. Освоение новых приемов построений, в системе прямоугольных проекций.
  2. Развитие стремления к знаниям, пространственного мышления.
  3. Формирование интереса к новым знаниям.

Повторение теоретических знаний по теме.

Понятие вида на чертеже, связь проекций и видов.

примеры построения   3-х видов.

Модель трех плоскостей, набор моделей для проецирования;

Наглядное пособие «Проецирование - 3 вида».

Дидактические задания на таблицах.

Выполнение заданий на построение 3-х видов по наглядному изображению с использованием заданий – таблиц (с проверкой результата по таблице).

§ 4; стр. 31-32 с/т № 3 упр. 27

6

Построение трех видов простых геометрических тел по классификации.

  1. Актуализация знаний по классификации геометр. тел, закрепление навыков проецирования.
  2. Развитие стремления к овладению знаниями и творческому отношению к решению практич. задач.
  3. Развитие пространственного представления и образного мышления.

Повторение теоретических знаний по классификации простых геом. тел.

Проецирование простых геом. тел с учетом положения в пространстве.

Модели трех плоскостей и простых геом. тел.

Учебное пособие
с/т № 3.

Устно по с/т № 3 стр. 16-17, рис. 18,19.

Практ. работа в тетради в виде таблицы « Проецирование прост. геом. тел»

с/т № 3

стр. 16-17

упр. 28

(стр. 33)

7

Практическая работа № 1. «Построение трех видов».

  1. Проверка качества усвоения материала.
  2. Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.
  3. Развитие самост. творческой активности.

Отработка практических навыков построений комплексного чертежа при выполнении работы по алгоритму построения.

Учебное пособие спец. тетр. № 3 ;

Алгоритм построения (стенд) и с/т № 3

Устно но с/т №3, упр. 12,13 (стр. 18).

Самостоятельная работа с предварит. Разбором алгоритма (по вариант) упр. 14, стр. 19, упр. 15 стр.20-21

Алгоритм построения стр. 22-24, (по с/т № 3)

На дом А4 рис.12 (стр13)

I в – 1,

II в –2.

8

Комплексная контрольная работа по теме «Проецирование».

Контроль качества знаний по теме.

Формирование навыков самостоятельной работы.

Развитие навыков логического и пространственного мышления.

Индивидуальные карточки задания (дифференцировано)

8 вариантов (см. приложение2)

Задание: назвать геом. Тела по заданным двум видам;

Выполнить комплексный чертеж детали.

Повторить § 3; 4, конспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Методы активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления учащихся на уроках литературы.

Большое значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют организовать познавате...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

методическая разработка «Активизация познавательной деятельности студентов на уроках иностранного языка»

методическая разработка «Активизация познавательной деятельности студентов на уроках иностранного языка»...

Методическая разработка по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии»

Тема: ««Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе»  Цели самообразования:- Систематизация  накопленно...