Предупреждение оптической дисграфии путем развития пространственных представлений
методическая разработка
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, фонематических процессов нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению нарушений письменной речи – оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_opticheskoy_disgrafii.docx | 711.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение оптической дисграфии
путем развития пространственных представлений
В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих проблемы при усвоении школьной программы. Пристальное внимание учителей, психологов и логопедов привлекает проблема обучения детей-левшей, детей со скрытым левшеством в общеобразовательном учреждении.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, фонематических процессов нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению нарушений письменной речи – оптической дисграфии.
Младшие школьники - левши требуют более тщательного психолого-педагогического сопровождения, состоящего в грамотном понимании их особенностей, профессиональном контроле за их развитием, и в своевременно оказываемой помощи.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы и палочка короткая, тогда как буквы у — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с использованием
специально подобранных приемов и заданий по улучшению зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве с помощью зрения, развитие зрительно-моторной координации помогают сформировать у леворуких школьников навыки оптически грамотного письма и значительно повышают у них шансы на успех обучения в школе.
С целью повышения эффективности коррекционной работы мной было собрана подборка игр и упражнений по профилактике оптической дисграфии, где были упорядочены по определенным направлениям основные виды заданий и упражнений, направленные на предупреждение оптической дисграфии у леворуких обучающихся.
Достижение положительных результатов возможно при хорошей организации коррекционного сопровождения профилактики нарушений чтения и письма у детей-левшей. В результате внедрения в практику предлагаемых ниже заданий и упражнений достигается коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов, у детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения иписьма.
Таким образом, профилактика оптических нарушений значительно повышает шансы леворуких школьников на успешное обучение в школе.
Итак, я хочу предложить Вашему вниманию, различные приёмы для профилактики и устранения оптической дисграфии через развитие пространственных представлений. Работа начинается с развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:
1. Назвать предметы по их контурам:
2. Назвать недорисованные предметы:
3. Назвать перечёркнутые изображения:
4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:
Развитие зрительно-моторных координаций (узнавание букв по нескольким элементам, дописывание их)
Распознавание букв, наложенных друг на друга
Реконструирование букв, «переделка» одной буквы в другую
Дифференциация правильно и зеркально написанных букв
Работая над проблемой, профилактика оптической дисграфии у школьников-левшей, я изготовила пособие «Волшебный планшет», а также комплект игровых заданий. Используя это пособие, работа проводится в следующих направлениях:
∙Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
∙ Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
∙ Формирование пространственных представлений.
∙ Развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторных координаций.
∙ Развитие буквенного восприятия: цвета, формы, размера и величины. ∙Развитие зрительной памяти: запоминание формы предмета, цвета, последовательности элементов букв и предметов.
∙ Дифференциация расположения элементов букв.
∙ Закрепление связи между буквой и звуком.
∙ Автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Пособие «Волшебный планшет» используется в коррекционной работе с детьми-левшами, имеющими трудности в усвоении графем. Данное пособие развивает пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
- сравнение буквы на «планшете» с образцом;
- предложение ребёнку построить букву по словесному указанию без образца;
- предложение ребёнку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
- рассмотрение предложенного варианта буквы (ребёнок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);
- отгадывание буквы, построенной другим ребёнком.
Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии у леворуких младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...
Развитие пространственных представлений младших школьников
Представлены различные виды игр, заданий и упражнений на развитие пространственных представлений....
Развитие пространственных представлений на уроках черчения
Методы обучения, виды задач и упражнения, способствующие развитию пространственных представлений учащихся....
«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »
Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »...
Игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений
В данном документе представленны игры и упражнения, направленные на развитие:-ориентировки в схеме собственного тела;- представлений о пространстве относительно себя;-умения ориентироваться в про...
Развитие пространственных представлений у детей
Недостаточная сформированность у детей зрительно-пространственных представлений зрительного анализа и синтеза является предпосылкой оптической диcграфии....
Игры для развития пространственных представлений у детей
Формирование пространственных представлений у детей Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерн...