Развитие пространственных представлений младших школьников
методическая разработка по теме
Представлены различные виды игр, заданий и упражнений на развитие пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prostranstvennykh_predstavleniy.doc | 79.5 КБ |
razvitie_prostranstvennykh_predstavleniy.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственных представлений у младших школьников с ОНР на логопедических занятиях.
Часто, при индивидуальном, более детальном обследовании детей с подозрением на общее недоразвитие речи, логопед сталкивается с фактом, что дети испытывают трудности в узнавании времен года и назывании их последовательности; назывании месяцев и соотнесении их с соответствующим временем года; путаются в очередности дней недели. Дети данной категории недостаточно четко ориентируются в схеме собственного тела: затрудняются в определении правой и левой стороны, верха и низа. Испытывают трудности в узнавании предметов в контурном изображении и с наложенным изображением. У детей наблюдаются затруднения в дифференциации предлогов «к - у», «в – на», не используются предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения (над, под). Как правило, прилагательные «широкий - узкий» , «тонкий- толстый» заменяются понятиями «большой - маленький».Это лишь некоторые из затруднений ,которые свидетельствуют о несформированности пространственных представлений. (Слайд 1)
К пространственным представлениям относят:
- Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства)
- Умение определять положение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив
- Умение ориентироваться на листе бумаги
Квазипространственные (логико-грамматические) конструкции
Нейропсихологическая диагностика выявляет, что причиной нарушений пространственных представлений является несформированность отделов, обеспечивающих пространственно- временной анализ и синтез. Пространственные представления связаны с работой височно – теменно - затылочной области коры головного мозга. Она является областью перекрытия отделов мозга по переработке зрительной, слуховой и тактильной информации. Эти зоны играют основную роль в обеспечении сложных пространственных синтезов, объединяя работу нескольких анализаторов. Ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве - сложные деятельности, в которых участвуют как правое, так и левое полушарие.
Недостаточная сформированность пространственных представлений будет отрицательно сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыка чтения и может привести к появлению целого ряда ошибок на письме. (Слайд 2)
Их можно разделить на несколько видов :
На уровне буквы и слога
1. Появляются замены букв по кинетическому принципу. Это объясняется тем, что при совпадении написания первого элемента буквы школьник не может выбрать направление движения собственной руки и допускает замену. Часто смешиваются буквы: б-д, и-у, у-ч, ч-ъ, г-р, а-д, о-а.
2. Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:
- Различным положением составляющих элементов в пространстве
- Количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов
- Наличием дополнительного элемента
Смешиваются буквы: у-д, л-и, в-д, ц-щ, л-м, ш-т, п-т, ш-щ, и-ц.
3. Неточности ( искажения ) в написании букв:
- Недописывание элементов
- Неправильное расположение элементов букв относительно друг друга
- Зеркальное написание букв
На уровне слова
Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих букв. Несформированность пространственных ориентировок в последовательности ряда обуславливает замены и перестановки слогов
в слове. А в целом, ошибки данного характера ведут к затруднениям в осуществлении
звуко – слогового и морфемного анализа слов.
На уровне фразы.
На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкций с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании значений предложно – падежных конструкций и в их написании. Предлоги могут опускаться, заменяться или удваиваться.
На уровне текста.
На уровне текста ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять ее в памяти. При выполнении таких работ, как изложение, сочинение, составлении текста, младшие школьники искажают смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части.
Младшие школьники, имеющие ОНР, составляют ту категорию детей, которые особо склонны к появлению на письме ошибок, связанных с недоразвитием зрительно- пространственных представлений, поэтому очевидность поэтапной систематической работы в данном направлении на логопедических занятиях неоспорима.
Хотелось бы отметить, что работа по развитию пространственных представлений, тесно связана с работой по обогащению временных представлений. Это большой пласт работы, который охватывает круг таких направлений, как уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах времени, о периодах человеческого возраста, определение временной последовательности действий и событий. Я хочу поделиться своим опытом по развитию пространственных представлений на логопедических занятиях. В процессе работы необходимо учитывать онтогенез становления пространственных функций. Опираясь на эти данные, можно выделить следующие этапы по формированию пространственных представлений. (Слайд 3)
1 Умение ориентироваться в схеме собственного тела
- Развитие умения выделять ведущую руку, а на его основе выделять другую руку и закреплять их речевые обозначения
Развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела через выделение ведущей руки и дальнейшее закрепление частей тела и их речевое обозначение (на собственном теле, на изображениях людей)
2 Освоение внешнего пространства
- Определение направлений в пространстве относительно собственного тела
- Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив
3 Ориентирование на плоскости
- На листе бумаги
- Обсуждение иллюстраций
4 Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции
Реализовывать данную работу помогают следующие приемы (Слайд 4)
- Опора на наглядность ситуации
- Практическая деятельность с конкретными предметами
- Использование в развивающей работе дидактических игр
- Создание игровых ситуаций
- Активное употребление детьми в речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов
Мне хотелось бы познакомить вас с вариантами игр, упражнений, заданий которые используются мной на каждом из этапов работы по развитию пространственных представлений с младшими школьниками, имеющими ОНР.
На этапе формирования умения ориентироваться в схеме собственного тела, в том случае, если дети затрудняются в определении правой и левой руки, нужно пользоваться всем богатым материалом опор, маркеров, которые буквально заставят их убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ. Для этого можно маркировать правую руку ленточкой, браслетом. Постепенно дети начинают осознавать, где ленточка- это «справа», противоположная сторона «слева». Так же необходимо отметить «верх» и «низ» (солнце, небо, голова; пол, ноги, земля, ботинки)
Упражнение «Части тела»
Логопед дотрагивается до какой-либо части тела ученика, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Остальные соглашаются или опровергают.
Упражнение «Путешествие по телу»
Логопед медленно читает стихотворный текст, а дети показывают на себе все, что названо в стихотворении.
Есть на пальцах наших ногти
На руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь,
И живот свой не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри
Губы, зубы – посмотри
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой.
Упражнение «Будь внимателен»
Логопед дает инструкции детям:
- Закройте правой рукой большой зеленый круг (геометрические фигуры лежат на партах);
- Возьмите в левую руку большой красный квадрат и поднимите вверх;
-Возьмите правой рукой маленький синий круг и приложите к левому уху;
- Тем, у кого на столе желтый квадрат, возьмите его в левую руку и закройте правый глаз и т. д.
Логопед просит дать словесный отчет после каждого выполненного задания.
Упражнение «Покажи картинку»
У детей на партах картинки на определенный звук. Логопед дает инструкцию:
- Возьмите в правую руку картинку, название которой начинается на звук «с»
- Возьмите в левую руку картинку, название которой заканчивается на звук «а» и т.д.
Упражнение «Право – лево»
Сначала дети соотносят части тела с правой рукой (правый глаз, щека, нога), затем с левой. Затем даются более занимательные инструкции:
- Потрите левой рукой правый локоть
- Почешите правой рукой левый локоть
- Пощекочи левым указательным пальцем правое ухо
- Постучи правым локтем по правому боку
- Закрой правой ладонью левый глаз и т.д.
Упражнение « Команды»
Логопед дает инструкции ученикам:
- Постучите правой рукой по столу
- Возьмите в левую руку карандаш
-Возьмите в правую руку ручку, а в левую пенал и т.д.
На этапе освоения детьми внешнего пространства можно предложить следующие виды игр:
«Робот»
Дети изображают робота, точно и правильно выполняющего команды человека:
- Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть).
Как вариант, игра
«Непослушный робот»
Дети выполняют все команды наоборот. После того, как дети начнут, не ошибаясь, выполнять эти задания, инструкция усложняется:
- Два шага вперед, начиная с левой ноги; три шага назад, начиная с правой ноги и т. д.
« Что справа, что слева»
Логопед просит детей (сначала не поворачиваясь) назвать, что находится справа (слева), спереди. Затем дети поворачиваются на 180 градусов и выполняют то же задание.
«Диспетчер и самолет»
Логопед выступает в роли диспетчера, ученики воображают себя летчиками, управляющими самолетами. Диспетчер прокладывает самолету путь с поворотами.
«Капризный фотограф»
Логопед выступает в роли фотографа, которому помощник (ученик) помогает рассадить игрушки по заданию фотографа:
- Посади медвежонка справа от зайца, лису слева от собачки, сверху и т. д.
При ознакомлении со схемой тела человека, стоящего напротив, логопед делает акцент на наглядное освоение данной темы. Педагогу необходимо убедить детей в том, что у человека, стоящего напротив, все части тела расположены наоборот. Предлагаются следующие приемы работы:
* логопед и ребенок стоя друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
* ребенок стоит перед взрослым спиной к нему и поднимает правую руку, логопед так же поднимает правую руку. Не отпуская руки, ребенок поворачивается лицом к взрослому. Сопоставив положение своей руки с рукой взрослого, ребенок делает вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела.
На данном этапе работы можно использовать следующие игры:
«Веселая зарядка» (Слайд 5)
Логопед демонстрирует карточки со схематичным рисунком человека в различных позах. Дети должны принять позу, подобную изображенной на карточке.
Как вариант данной игре можно предложить игру:
«Непослушный спортсмен»
Теперь задача детей - принять позу, противоположную нарисованной на карточке.
«Зарядка наоборот»
Логопед вызывает ребенка и придает его телу определенную позу. Остальные дети должны описать позу ученика.
«Будь внимателен»
Логопед раздает каждому ученику либо геометрические фигуры, либо картинки на определенный звук. Затем подходит к каждому ребенку, протягивает две ладони и дает задание (например):
- Положи мне в правую руку картинку, в названии которой звук «т» слышится твердо, а в левую руку картинку, в названии которой звук «ть» слышится мягко. Варианты заданий могут быть различны.
Отдельно мне хочется остановиться на этапе формирования ориентировки на плоскости. После того, как мы познакомили детей с горизонтальным и вертикальным положением листа, верхними – нижними, правыми – левыми координатами, я использую различные занимательные задания на печатной основе, например: (слайды):
Слайд 6 Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки – яблоко, в левом нижнем – морковь, в центре – апельсин; мальчику в левом нижнем – мяч, в левом верхнем – ведро, в правом нижнем – лопату.
Слайд 7 Раскрась все предметы, которые нарисованы в верхнем правом углу квадратов в синий цвет, в верхнем левом в красный, в нижнем левом в зеленый.
Слайд 8 Аналогичные задания с геометрическими фигурами.
Слайд 9 Аналогичное задание, добавляются понятия «посередине», «между».
Слайд 10 Последовательно, в каждом горизонтальном ряду раскрасьте желтым цветом все мечи, а в каждом вертикальном ряду зеленым все щиты.
Слайд 11 Рассмотри верхние рисунки, дорисуй их. Рассмотри нижние рисунки, дорисуй их. Раскрась рисунок, который находится в верхнем левом углу в желтый цвет и т. д. Закрась в домиках, соответствующих месту звуку «ч» в словах «чемодан», «калач», «девочка».
Слайд 12 Цапля вышла погулять на болото, нарисуй в левом верхнем углу солнце. Раскрась цыплят в правом нижнем углу. Закрась в домике окошко, соответствующее месту звука «ц» в слове «цапля».
Работа по формированию логико – грамматических квазипространственных представлений начинается с практического освоения предлогов, обозначающих положение предмета в пространстве (на, за, из – за, под, из – под, на – с (со). Затем вводятся графические схемы предлогов и составление с ними предложений. На этом этапе можно предложить игру:
«Зашифрованное послание» (Слайд 13)
Используя графические схемы предлогов, дети составляют различные предложения.
На этапе закрепления детьми правильного употребления предлогов можно использовать большое количество заданий на печатной основе, обзор которых я хочу предложить: (Слайды 14 - 19)
В заключении хочется отметить, что систематическая работа по развитию пространственно – временных представлений постепенно создает основу для формирования звуко – слогового и морфемного анализа слов. Представления об очередности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении становится предпосылкой для преодоления нарушений письменной речи. Практическая работа с учениками общеобразовательной школы показывает, что развитие временных и пространственных представлений являет собой актуальную проблему, в решении которой должны принимать участие учитель, логопед и психолог. Данная работа является важным этапом не только в коррекции речи детей, но и необходимым условием дальнейшей успешности обучения детей в целом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...
Из опыта работы "Развитие пространственного мышления младших школьников на внеурочных занятиях по курсу «Геометрия и окружающий мир»
Презентация опыта...
Развитие пространственных представлений младших школьников.
Развитие пространственных представлений младших школьников мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практич...
Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ младшего школьного возраста
Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ младшего школьного возраста...
Развитие пространственных представлений у младших школьников
Развитие пространственных представлений у младших школьников...
Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»
Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...
Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Развитие пространственных представлений у детей младшего и дошкольного возраста»
Исследователи рассматривают, что что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в о...