«Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности»
материал на тему

Фёдорова Оксана Петровна

 

Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar-konkurs.doc242 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar-konkurs.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к методическому  семинару

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности»

Учитель физической культуры МОУ средняя общеобразовательная школа №2 города Малоярославца имени А.Н.Радищева

Федорова Оксана Петровна

                                              2016 год

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым

                                                                             
Ж.-Ж. Руссо

        «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

        Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь

             Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.

 За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями.

   По статистике последних лет, 43 % российских школьников страдают различными хроническими болезнями; 63 % – имеют нарушение осанки; 50 % - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % - обладают признаками гипертонической болезни; 60-65 % - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников. По результатам медицинского  обследования в нашей школе в 4 раза возросла  патология органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечнососудистой системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей. 

    На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

 В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373)  уроки физической культуры направлены на достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должна обеспечить ученику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

        Проанализировав свою деятельность  как  учителя физической культуры по здоровьесбережению обучающихся, мною была  выбрана тема для самообразования –

« Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности», разработана определённая система этой деятельности  и составлен план самообразования на 4 года.

Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

- воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- создание и внедрение в УВП  школы  эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития детей и подростков;

- переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно - ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;

- увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

Этапы работы по теме самообразования

Учебный год

Работа по теме самообразования

2012-2013

  • Выбор классов  для работы по данной теме
  • Подбор литературы по теме самообразования;

2013-2014

  • Изучение литературы по теме самообразования;
  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;
  • Изучение опыта работы по здоровьесбережению школ района;
  • Открытый урок   с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Проведение школьных Олимпийских игр;

2014-2015

  • Открытый классный час для учащихся начальной школы «Формула здоровья»;
  • Выступление на педагогическом совете с докладом «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке»;
  • Открытое  мероприятие для начальных классов «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
  • Проведение школьных соревнований на параллелях классов : «Веселые старты»;
  • Проведение спортивной игры «Зарница»;
  • Прохождение аттестации учителем;

2015-2016

  • Подбор литературы для создания картотеки физкультминуток;
  • Составление методического продукта на основе учебника «Физическая культура» В.И.Лях «Физкультурная азбука»
  • Выступление на родительском собрании по пропаганде здорового образа жизни, сообщение «С вас берут пример дети!»;
  • Участие в районных соревнованиях: «Быстрее, выше, сильнее!»
  • Прохождение курсов повышение квалификации учителей физической культуры

 Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты школы  и все участники учебно-воспитательного процесса.

 Технология обучения и воспитания на основе системного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.

Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим направлениям:

- оздоровительная деятельность;

- учебная здоровьесберегающая деятельность;

- физкультурно-массовая и спортивная работа;

- социально-психологическая деятельность;

- диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях школьного обучения.

Остановлюсь на такой важной для меня,  учителя  физической культуры задаче - увеличение объема двигательной активности школьников.

Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:

- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;

- знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Работу по  увеличению  двигательной активности можно разделить на 2 больших блока:

1) - учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;

2) - внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья. Эти карты хранятся в  портфолио обучающихся в разделе «Мои достижения». Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных данных, планирую и осуществляю свою работу

Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий - неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки   здоровьесберегающего урока:

1. Соблюдение правильной структуры урока.

2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.

3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

4. Соблюдение правил техники безопасности.

5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний

6. Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента    занимающихся.

7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).

        Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который я строю  в соответствии с общими педагогическими положениями и методическими правилами физического воспитания. Содержание программы зависит от возрастных особенностей и состояния здоровья занимающихся.

  Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия.

В подготовительной части решаются следующие методические задачи:

  • психический настрой на занятие;
  • активизация внимания и эмоционального состояния учеников;
  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
  • подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока

Основная часть урока.

Ее цель – решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные планом данного урока.

Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

В соответствии с этим решается ряд методических задач:

  • снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);
  • регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);
  • определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

   Домашние задания по физкультуре необходимы как для сохранения здоровья и хорошей формы, так и для физического развития.

Кроме традиционной формы проведения урока физической культуры мне нравится применение метода  круговой  тренировки. Это – организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения, направленное на комплексное воспитание физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки.

  Она обеспечивает равномерную нагрузку на все группы мышц, а так же обеспечивает нагрузку на сердечнососудистую и дыхательную системы. Дифференцированно развиваются двигательные качества (быстрота, сила, выносливость), но главным образом такие комплексные качества как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость. Круговая тренировка приучает к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, воспитывает собранность и организованность. Каждое  такое занятие связано с материалом программы.

Цель метода :     Инновация учебно-тренировочного процесса методом круговой тренировки  на уроке.

 Задачи:

 1. Увеличение моторной плотности урока посредством        метода круговой тренировки.

2. Улучшение усвоения программного материала посредством круговой тренировки.

3. Повышение интереса, активности, работоспособности, психического и эмоционального состояния учащихся.

4. Дифференцированный подход в процессе физической подготовки учащихся.

Используя данную технологию на уроке  при подборе упражнений,   я соблюдаю основные принципы:

  • иду от простого к сложному;
  • чередую  работу одних мышечных групп с отдыхом других;
  • после сложного и тяжелого упражнения даю более легкое;

   способствующее  восстановлению сил, успокаивающее дыхание.

   Раз в четверть с педагогами  школы   я провожу методические совещания по организации и проведению мероприятий в режиме учебного дня.

 Гимнастика до учебных занятий.

Проводят гимнастику физорги классов

Комплексы упражнений периодически меняются.

 Физкультурные минутки и динамические паузы.

   Комплекс включает 5-9 упражнений, каждое их которых повторяется не менее

4-6 раз.

  Мне они нравятся потому, что их можно использовать в урочной и внеурочной деятельности. Физкультминутки повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

    На  заседании ШМО учителей начальных классов я предложила  педагогам физкультминутки,  подобранные  в стихотворной форме для учащихся 1-4 классов по всем предметам.  Теперь  они с удовольствием применяют их  на своих  уроках. ( Приложение 2)

Подвижные перемены.

 Организация подвижных перемен проводятся с  музыкальным сопровождением в большом школьном коридоре.

 Игровые технологии  использую на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

    Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу обучающегося, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

     Игровая деятельность на уроках  дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

     Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

     Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания обучающихся. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

 В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.

   На своих уроках я использую учебник В.И.Лях «Физическая культура 1-4 класс». Часто в учебнике встречаются слова со спортивным значением, которые для детей не знакомы и их название они объяснить не могут. Эти слова  есть в физкультурном словаре учебника, но без пояснения. Для облегчения работы,  мной был составлен методический продукт «Физкультурная  азбука», с разъяснением  всех этих слов с иллюстрацией. Ребята с удовольствием и интересом им пользуются. Учителям, которые ведут урок физической культуры в начальных классах, я тоже предложила в помощь «Физкультурную  азбуку». (Приложение 1).

Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия  по внеурочной деятельности  - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

      В рамках  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению веду спортивный кружок «Быстрее, выше, сильнее!», где дети не только развивают физические качества в игровых ситуациях, но и, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимовыручке, проявляют смекалку, находчивость. Результатом совместной урочной и внеурочной деятельности является победа в районных соревнованиях  среди учащихся четвертых классов на конкурсе «Веселые старты», где мои дети заняли II место. Призовые места в школьных соревнованиях: «Веселые старты», «Сочи – 2014», «Зарница», «Папа, мама, я  - спортивная семья!», «А ну-ка мальчики!», «А ну-ка девочки!».

  Обучающиеся  с удовольствием включаются и в проектную деятельность. В рамках месячника «За здоровый образ жизни» дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: «Неболейка», «Питание и здоровье», «О спорт, ты Мир» и другие. Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ, конкурсах плакатов и банеров, готовят выступления агитбригад. «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в занятиях адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").  

  Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий - один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния ребенка, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.

Чтобы у детей появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, я разработала систему внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе традиционной в школе игры « Зарница».

Активно реализую  технологию коллективного творчества и сотрудничества с родителями.  

   Особой популярностью пользуется у детей и родителей спортивная игра « Папа, мама, я – спортивная семья». Они  проходят в форме праздников и соревнований с участием родителей: Сотрудничество школы и семьи становится всё более актуальным и востребованным.

  Подобная игровая система проведения мероприятий в начальной школе очень положительно влияет на эмоциональную сферу обучающихся и на повышение мотивации как у детей, так и у взрослых к занятиям физической культурой и спортом и к физическому воспитанию в целом.

Мной разработаны темы родительских собраний:

Класс

Тема собрания

1 класс

«О профилактике сколиоза. Последствия неправильной осанки»

2 класс

«О пользе закаливания организма»

3 класс

«Плоскостопие и его последствия»

4 класс

«Утомление и отдых. О пользе занятий физкультурой и спортом»

  Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет  на здоровье   обучающихся и уровень   физической подготовки. Проведённый  среди детей 1 классов ( 2012-2013 уч.году)  мониторинг  показал, что  из 125 обучающихся классов  25  человек относились к подготовительной группе занятий (20 %),   11 человек были освобождены от занятий на уроке по состоянию здоровья (8.8 %),  37  человек со слабыми физическими показаниями (29.6 %).

 

Основным показателем эффективности работы всей системы по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся  класса  является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья.

 Уменьшается количество детей, отнесённых к III и IV группам здоровья, увеличивается количество обучающихся с I и II группой. Подобные изменения происходят и с физкультурными группами: увеличивается количество детей основной группы за счёт уменьшения подготовительной и специальной.    Постепенно улучшается состояние здоровья  школьников  почти по всем показателям. Остановлен спад показателей здоровья и положение становится в целом более стабильным. Результаты мониторинга видны в таблице:

ВЫВОДЫ.

Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения  мне удается:

  • обеспечить высокий охват обучающихся  школы  регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе  школы  по сохранению и укреплению здоровья детей.

К.Э.Циолковский писал: «Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за своё будущее, за господство разума и блага во вселенной…».

А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к методическому  семинару

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности»

Учитель физической культуры МОУ средняя общеобразовательная школа №2 города Малоярославца имени А.Н.Радищева

Федорова Оксана Петровна

                                              2016 год

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым

                                                                             
Ж.-Ж. Руссо

        «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

        Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь

             Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.

 За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями.

   По статистике последних лет, 43 % российских школьников страдают различными хроническими болезнями; 63 % – имеют нарушение осанки; 50 % - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % - обладают признаками гипертонической болезни; 60-65 % - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников. По результатам медицинского  обследования в нашей школе в 4 раза возросла  патология органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечнососудистой системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей. 

    На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

 В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373)  уроки физической культуры направлены на достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должна обеспечить ученику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

        Проанализировав свою деятельность  как  учителя физической культуры по здоровьесбережению обучающихся, мною была  выбрана тема для самообразования –

« Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности», разработана определённая система этой деятельности  и составлен план самообразования на 4 года.

Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

- воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- создание и внедрение в УВП  школы  эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития детей и подростков;

- переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно - ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;

- увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

Этапы работы по теме самообразования

Учебный год

Работа по теме самообразования

2012-2013

  • Выбор классов  для работы по данной теме
  • Подбор литературы по теме самообразования;

2013-2014

  • Изучение литературы по теме самообразования;
  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;
  • Изучение опыта работы по здоровьесбережению школ района;
  • Открытый урок   с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Проведение школьных Олимпийских игр;

2014-2015

  • Открытый классный час для учащихся начальной школы «Формула здоровья»;
  • Выступление на педагогическом совете с докладом «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке»;
  • Открытое  мероприятие для начальных классов «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
  • Проведение школьных соревнований на параллелях классов : «Веселые старты»;
  • Проведение спортивной игры «Зарница»;
  • Прохождение аттестации учителем;

2015-2016

  • Подбор литературы для создания картотеки физкультминуток;
  • Составление методического продукта на основе учебника «Физическая культура» В.И.Лях «Физкультурная азбука»
  • Выступление на родительском собрании по пропаганде здорового образа жизни, сообщение «С вас берут пример дети!»;
  • Участие в районных соревнованиях: «Быстрее, выше, сильнее!»
  • Прохождение курсов повышение квалификации учителей физической культуры

 Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты школы  и все участники учебно-воспитательного процесса.

 Технология обучения и воспитания на основе системного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.

Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим направлениям:

- оздоровительная деятельность;

- учебная здоровьесберегающая деятельность;

- физкультурно-массовая и спортивная работа;

- социально-психологическая деятельность;

- диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях школьного обучения.

Остановлюсь на такой важной для меня,  учителя  физической культуры задаче - увеличение объема двигательной активности школьников.

Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:

- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;

- знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Работу по  увеличению  двигательной активности можно разделить на 2 больших блока:

1) - учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;

2) - внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья. Эти карты хранятся в  портфолио обучающихся в разделе «Мои достижения». Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных данных, планирую и осуществляю свою работу

Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий - неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки   здоровьесберегающего урока:

1. Соблюдение правильной структуры урока.

2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.

3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

4. Соблюдение правил техники безопасности.

5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний

6. Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента    занимающихся.

7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).

        Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который я строю  в соответствии с общими педагогическими положениями и методическими правилами физического воспитания. Содержание программы зависит от возрастных особенностей и состояния здоровья занимающихся.

  Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия.

В подготовительной части решаются следующие методические задачи:

  • психический настрой на занятие;
  • активизация внимания и эмоционального состояния учеников;
  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
  • подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока

Основная часть урока.

Ее цель – решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные планом данного урока.

Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

В соответствии с этим решается ряд методических задач:

  • снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);
  • регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);
  • определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

   Домашние задания по физкультуре необходимы как для сохранения здоровья и хорошей формы, так и для физического развития.

Кроме традиционной формы проведения урока физической культуры мне нравится применение метода  круговой  тренировки. Это – организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения, направленное на комплексное воспитание физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки.

  Она обеспечивает равномерную нагрузку на все группы мышц, а так же обеспечивает нагрузку на сердечнососудистую и дыхательную системы. Дифференцированно развиваются двигательные качества (быстрота, сила, выносливость), но главным образом такие комплексные качества как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость. Круговая тренировка приучает к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, воспитывает собранность и организованность. Каждое  такое занятие связано с материалом программы.

Цель метода :     Инновация учебно-тренировочного процесса методом круговой тренировки  на уроке.

 Задачи:

 1. Увеличение моторной плотности урока посредством        метода круговой тренировки.

2. Улучшение усвоения программного материала посредством круговой тренировки.

3. Повышение интереса, активности, работоспособности, психического и эмоционального состояния учащихся.

4. Дифференцированный подход в процессе физической подготовки учащихся.

Используя данную технологию на уроке  при подборе упражнений,   я соблюдаю основные принципы:

  • иду от простого к сложному;
  • чередую  работу одних мышечных групп с отдыхом других;
  • после сложного и тяжелого упражнения даю более легкое;

   способствующее  восстановлению сил, успокаивающее дыхание.

   Раз в четверть с педагогами  школы   я провожу методические совещания по организации и проведению мероприятий в режиме учебного дня.

 Гимнастика до учебных занятий.

Проводят гимнастику физорги классов

Комплексы упражнений периодически меняются.

 Физкультурные минутки и динамические паузы.

   Комплекс включает 5-9 упражнений, каждое их которых повторяется не менее

4-6 раз.

  Мне они нравятся потому, что их можно использовать в урочной и внеурочной деятельности. Физкультминутки повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

    На  заседании ШМО учителей начальных классов я предложила  педагогам физкультминутки,  подобранные  в стихотворной форме для учащихся 1-4 классов по всем предметам.  Теперь  они с удовольствием применяют их  на своих  уроках. ( Приложение 2)

Подвижные перемены.

 Организация подвижных перемен проводятся с  музыкальным сопровождением в большом школьном коридоре.

 Игровые технологии  использую на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

    Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу обучающегося, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

     Игровая деятельность на уроках  дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

     Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

     Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания обучающихся. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

 В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.

   На своих уроках я использую учебник В.И.Лях «Физическая культура 1-4 класс». Часто в учебнике встречаются слова со спортивным значением, которые для детей не знакомы и их название они объяснить не могут. Эти слова  есть в физкультурном словаре учебника, но без пояснения. Для облегчения работы,  мной был составлен методический продукт «Физкультурная  азбука», с разъяснением  всех этих слов с иллюстрацией. Ребята с удовольствием и интересом им пользуются. Учителям, которые ведут урок физической культуры в начальных классах, я тоже предложила в помощь «Физкультурную  азбуку». (Приложение 1).

Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия  по внеурочной деятельности  - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

      В рамках  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению веду спортивный кружок «Быстрее, выше, сильнее!», где дети не только развивают физические качества в игровых ситуациях, но и, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимовыручке, проявляют смекалку, находчивость. Результатом совместной урочной и внеурочной деятельности является победа в районных соревнованиях  среди учащихся четвертых классов на конкурсе «Веселые старты», где мои дети заняли II место. Призовые места в школьных соревнованиях: «Веселые старты», «Сочи – 2014», «Зарница», «Папа, мама, я  - спортивная семья!», «А ну-ка мальчики!», «А ну-ка девочки!».

  Обучающиеся  с удовольствием включаются и в проектную деятельность. В рамках месячника «За здоровый образ жизни» дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: «Неболейка», «Питание и здоровье», «О спорт, ты Мир» и другие. Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ, конкурсах плакатов и банеров, готовят выступления агитбригад. «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в занятиях адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").  

  Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий - один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния ребенка, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.

Чтобы у детей появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, я разработала систему внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе традиционной в школе игры « Зарница».

Активно реализую  технологию коллективного творчества и сотрудничества с родителями.  

   Особой популярностью пользуется у детей и родителей спортивная игра « Папа, мама, я – спортивная семья». Они  проходят в форме праздников и соревнований с участием родителей: Сотрудничество школы и семьи становится всё более актуальным и востребованным.

  Подобная игровая система проведения мероприятий в начальной школе очень положительно влияет на эмоциональную сферу обучающихся и на повышение мотивации как у детей, так и у взрослых к занятиям физической культурой и спортом и к физическому воспитанию в целом.

Мной разработаны темы родительских собраний:

Класс

Тема собрания

1 класс

«О профилактике сколиоза. Последствия неправильной осанки»

2 класс

«О пользе закаливания организма»

3 класс

«Плоскостопие и его последствия»

4 класс

«Утомление и отдых. О пользе занятий физкультурой и спортом»

  Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет  на здоровье   обучающихся и уровень   физической подготовки. Проведённый  среди детей 1 классов ( 2012-2013 уч.году)  мониторинг  показал, что  из 125 обучающихся классов  25  человек относились к подготовительной группе занятий (20 %),   11 человек были освобождены от занятий на уроке по состоянию здоровья (8.8 %),  37  человек со слабыми физическими показаниями (29.6 %).

 

Основным показателем эффективности работы всей системы по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся  класса  является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья.

 Уменьшается количество детей, отнесённых к III и IV группам здоровья, увеличивается количество обучающихся с I и II группой. Подобные изменения происходят и с физкультурными группами: увеличивается количество детей основной группы за счёт уменьшения подготовительной и специальной.    Постепенно улучшается состояние здоровья  школьников  почти по всем показателям. Остановлен спад показателей здоровья и положение становится в целом более стабильным. Результаты мониторинга видны в таблице:

ВЫВОДЫ.

Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения  мне удается:

  • обеспечить высокий охват обучающихся  школы  регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе  школы  по сохранению и укреплению здоровья детей.

К.Э.Циолковский писал: «Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за своё будущее, за господство разума и блага во вселенной…».

А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по истории"

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать...

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

Применение метода проектов, тркмчп, развивающего обучения в своей практике...

Информационно-коммуникационные технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение прио...

Интерактивные технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся

Нам нужно подготовить учащихся к ИХ будущему, а не НАШЕМУ прошлому.Йан Джукс, педагог и футурологЗа последние десятилетия перемены в обществе были настолько кардинальными и глубокими, что практически ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Здоровьесберегающие технологии важны для любого человека....