Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему
Применение метода проектов, тркмчп, развивающего обучения в своей практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_ikt.docx | 204.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности
Щелыванова Татьяна Ивановна, учитель химии муниципального бюджетного образовательного учреждения Перевозской средней общеобразовательной школы
Новое время требует от учителя эффективных подходов в процессе обучения. В эпоху информационного общества необходимо научить учеников самих добывать информацию, отбирать, анализировать, оценивать её достоверность, применять полученные результаты, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Важно создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности. Этому способствует применение учителем инновационных педагогических технологий в урочное и внеурочное время. Поделюсь опытом применения некоторых технологий в своей практике.
ТРКМЧП – технология развития критического мышления через чтение и письмо – это универсальная технология, которая успешно интегрируется с другими педагогическими технологиями, является надпредметной. Данная технология была разработана в конце 20 века в США авторами Ч. Темпл, Д. Стил., К. Мередит. В России развивают данную технологию Заир – Бек, И.С. Муштавинская, И.О. Загашев. Технология направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективного подхода к окружающему его информационному полю. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Оно начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя.
Думать критически – это:
проявлять любознательность;
использовать исследовательские методы;
ставить перед собой вопросы;
вскрывать причины и последствия фактов;
осуществлять планомерный поиск ответов;
сомнение в общепринятых истинах;
выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Роль учителя в технологии развития критического мышления: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. С ТРКМЧП я познакомилась на курсах по инновационным педагогическим технологиям и стала применять её элементы на своих уроках биологии и химии. Модель такого урока описал С.И. Заир-Бек [1]. Ее основу составляет трехфазный процесс:
Вызов, где ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме;
Осмысление содержания, где ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать);
Рефлексия – размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме.
На первой стадии я использую проблемные вопросы, кластер, таблицу ЗХУ, на второй предлагаю работу с текстом, просмотр видеофильма, выполнение практической работы, наблюдение. На третьей стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены такие приемы, как возврат к стадии вызова, возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым логическим цепочкам, возврат к кластеру.
В прошлом году приемы данной технологии были внедрены учителями района – членами нашей творческой группы. Был собран методический материал по данной технологии и издан сборник, куда вошли разработки уроков учителей с использованием элементов технологии критического мышления через чтение и письмо.
В рамках фестиваля «Ура! Урок!» мной был показан открытый урок по данной технологии для учащихся 8 класса «Пищеварение в ротовой полости», который получил высокую оценку членов жюри.
В настоящее время современный урок нельзя представить без применения информационных технологий. ИКТ занимают важное место и в моей профессиональной деятельности, т.к. особенностью преподавания биологии и химии является потребность в демонстрации явлений и их моделировании. На своих уроках я ставлю следующие цели:
обеспечение обратной связи в процессе обучения;
обеспечение индивидуализации учебного процесса;
повышение наглядности учебного процесса;
поиск информации из самых широких источников;
моделирование изучаемых процессов или явлений;
организация коллективной и групповой работы.
С применением компьютера, видеомагнитофона и проектора уроки проходят эмоциональнее, интереснее, а поэтому и продуктивнее. Конечно, показ слайдов занимает 7 – 10 минут учебного времени, но этого бывает достаточно, чтобы разобраться в наиболее сложных темах, понять микромир частиц, их взаимодействие. Электронные диски, видеоопыты помогают вникнуть в суть химических процессов, которые нельзя продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ, их токсичности, а также лабораторные опыты и практические работы с взрывчатыми и ядовитыми веществами. Интересными для ребят являются обучающие игры, викторины. Использую обучающие алгоритмы для решения задач, которые составляю сама. Незаменимы компьютерные технологии и при контроле и оценке знаний. Актуальная сейчас форма опроса учеников в виде тестов предусматривает как использование готовых тестовых материалов и образовательных программ, так и создание своих собственных. Активную роль в создании презентаций и тестов играют сами ученики. Некоторые презентации наших ребят размещены в Интернете. Использование компьютерных технологий способствует повышению интереса к предмету и, как следствие этого, происходит повышение уровня знаний по предмету. Следствием этого является участие наших ребят в областной олимпиаде по химии. Пять лет подряд мы соревнуемся с очень сильными соперниками из колледжей и лицеев Нижнего, Сарова, ЦОДа. Конечно, задания очень сложные и не всегда мы с ребятами удовлетворены результатом, но в моей практике есть и призовое место (А. Корсакова).
За время работы накопилось большое количество материалов и по химии и биологии, поэтому приходится систематизировать все по разделам в виде таблицы, где указываю адрес нахождения материала, вид информации (тест, презентация, видеоопыт, конспект урока или внеклассного мероприятия) и для какого класса можно использовать.
Ресурсы сети Интернет учащимися используются для поиска информации, например, при подготовке к ЕГЭ, централизованному тестированию, при написании рефератов, подготовке научно-исследовательских работ, проектов.
Метод проектов использую больше во внеурочной работе. Работая с методом проектов, ставлю следующие цели:
формирование и развитие творческих способностей;
развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
создание мотивов к обучению и самообразованию;
формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
развитие коммуникативных и методологических умений и навыков.
Этапами проектирования являются следующие: погружение в проект, этап разработки, этап реализации и представление результатов. Отрадно осознавать, что ребята самостоятельно ставят цель, планируют свои действия, дают оценку полученных результатов. Учитель помогает только координировать работу над проектом. Нередко в проекте принимают участие и родители. Такими совместными проектами в моей практике были следующие: «Озеро Мартышиное» Чирковой Ксении, «Перкин городок» и «Муравьи» Щелыванова Сережи, «Родники села Гридино» Спиридонова Виталия, «Святые источники» и «Дары природы. Родники Перевозского района» Самарова Дмитрия. Считаю, что это очень хорошо, когда и детей, и взрослых объединяет одно общее дело. Работа над проектом длится в основном один год, хотя есть в практике и более продолжительные (робота по исследованию родников). С исследовательскими проектами ребята принимают участие в различных конкурсах, выступают на НОУ, на областных, Всероссийских и международных конференциях, фестивалях, форумах, занимая призовые места. В настоящее время ведется работа над социальным проектом по обустройству родника в деревне Селищи. Презентации некоторых работ помещены в Интернете на сайте Перевозская средняя школа и на моей личной странице (сайт proshkolu.ru).
Поиск, анализ, переработка и представление информации учащимися позволяют формировать и развивать не только информационную и предметную компетентности, но и совершенствовать такую важнейшую и социально значимую компетентность, как коммуникативная. Выступая перед представительной аудиторией, отстаивая свою точку зрения или соглашаясь с чужой, ребята учатся находить консенсус в споре, чувствовать себя комфортно в паре, группе или коллективе и не создавать дискомфорта для окружающих.
Таким образом, используя инновационные технологии, находясь в постоянном творческом поиске, учитель может достигнуть высоких результатов в воспитании и образовании учащихся, тем самым выполнить свою предначертанную миссию на Земле.
Литература:
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителя / Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. – М.: Просвещение, 2004, 175 с.
Макошина В.Н. Мещерикова Е.В. Использование компьютеров в обучении химии. // Химия. Методика преподавания в школе, 2002. – № 6, с. 55 – 60.
Нечиталова Е.В. Информационные технологии на уроках химии. // Химия в школе, 2005. – № 3, с. 13 – 15.
Полат. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – М.: Академия, 2007, с. 83 – 103.
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся».- М.: АРКТИ, 2006.
Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]/ Халперн Д.; пер. с англ. Н. Мальгина и др. – 4-е междунар. изд. – СП б.: Питер, 2000. 502 с.
Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007, с. 23.
Методико-информационный кабинет
управления образования администрации Перевозского района
Сборник статей
г. Перевоз
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "
Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....
Экспериментальное исследование«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»
Свидетельство об участии в работе Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Применение современных образовательных техно...
Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности по математике"
Современные образовательные технологии...
Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Олимпиады, конкурсы, проекты также входят в это число....
Использование инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности
Как ссделать процесс получения информации осознанным и целенаправленным? Критическое мышление - это знание и понимание того, что узнано. Формирование познавательной активности учащихся лежит в основе ...
Использование современных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности
познакомить с понятием "педагогическая технология"; показать роль использования различных педагогических технологий с целью достижения намеченного образовательного результата....
«Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности».
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к...
- Мне нравится (1)