Информационно-коммуникационные технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
статья по информатике и икт на тему

Назарова Татьяна Алексеевна

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение приобретают умения обучающихся владеть информационно-коммуникационными технологиями в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Н. Н. Андреева, Т. А. Назарова, С. В. Скутанова, С. В. Чередникова

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение приобретают умения обучающихся владеть информационно-коммуникационными технологиями в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Такая же задача стоит и перед педагогическим  коллективом Мачешанской средней школы, поскольку выпускники  школы, социализируясь в современное общество, обязательно должны владеть такими технологиями. Это предполагает и миссия нашей школы: «Создание воспитательно- образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации обучающихся». Одним из значительных ресурсов, способствующих выполнению данной миссии  является информатизация  образовательного процесса посредством  использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в благоприятных  и здоровьесберегающих условиях  учебно-воспитательного процесса.

Обучение и воспитание с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формировании таких социально - значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества,  развить  коммуникативные способности, сформировать  информационную культуры личности.

В связи с введением ФГОС и требованиями современного общества возникла необходимость  использования  ИКТ

как в урочной, так и внеурочной деятельности обучающихся.

          В образовательном процессе наиболее эффективным является использование  следующего:

  • мультимедийных лекций;
  • интерактивных практикумов;
  • онлайн-тестирования;
  • Интернет-ресурсов.

Достоинства  мультимедиа-лекции  очевидны, так как   к ним могут

прилагаться презентации, изображения, схемы, диаграммы, чертежи, образовательные фильмы. Подобная лекция  заменяет монотонное чтение учителя, обогащая занятие  наглядностью.

Основной идеей интерактивного практикума считаем стимулирование учебно - познавательной активности каждого обучающегося   через вовлечение его в учебную творческую деятельность  как на уроке, так и вне его. Для этого используется  виртуальная  математическая лабораторию « Живая математика".

«Живая математика» имеет прозрачный и понятный интерфейс, позволяет создавать красочные чертежи, визуализировать алгебраические операции.

        Использование виртуальной лаборатории позволяет развить у обучающихся навыки восприятия математических объектов (фигур, связанных с ними величин, формулировок утверждений и вопросов, доказательств и т. п.) и проведения различных активных действий (измерений, сравнений, построений, наблюдений, формирования предположений, их подтверждений и опровержений, доказательств и т. п.).

Применение «Живой математики» позволяет учителю

  • проиллюстрировать объяснения эффектными и точными чертежами;
  • организовать экспериментальную и  исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии с их уровнем и потребностями;
  • повысить разнообразие форм работы обучающихся, значительно увеличив долю активной творческой работы в их учебной деятельности;
  • высвободить время на выполнение обучающимися творческих задач;
  • реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей учеников и индивидуализировать обучение (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений).

Например, при изучении геометрического материала в начальной школе в теме  «Прямоугольник» обучающиеся самостоятельно строят при помощи набора отрезков прямоугольник, используя его свойства. Обучающиеся  выбирают две пары равных по длине отрезка, соединяют их под прямым углом. Правильность полученной фигуры сравнивают с образцом методом наложения.

При подготовке к ЕГЭ по математике,  как показывает практика,  решение геометрических задач вызывает наибольшие затруднения у обучающихся;  неотъемлемым помощником в этом случае  является лаборатория «Живая математика».

 При решении задач с построением пространственных фигур данная программа позволяет дать полное представление об этой фигуре и свойствах отдельных ее элементах,   помочь в выборе решения.  Это дает  возможность обучающимся любого уровня находить самый рациональный способ решения достаточно сложных задач.

На уроках физики при изучении темы «Криволинейное движение» обучающиеся,  усвоив  теоретический материал и применяя его для решения качественных и вычислительных задач, достраивают при помощи «Живой математики» траекторию движения до треугольника или окружности в зависимости от условия. Это позволяет обучающимся наглядно представлять зависимость между физическими величинами и выстроить правильный алгоритм решения задачи,  вывести необходимые формулы.

Неотъемлемой частью изучения физики является проведение экспериментов через применение виртуальной лаборатории «Живая физика». Используемая лаборатория позволяет обучающимся представить результаты своей работы в виде мультипликации, графиков, таблиц, диаграмм.

Онлайн-тестирование дает возможность более точной, независимой, быстрой оценке знаний по сравнению с обычным тестом. Особенно эффективен  этот метод при самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Использование интернет-ресурсов  позволяет включать различные виды памяти, воображения, мышления и создавать собственный продукт деятельности. Достаточно очевидна практическая  значимость этих ресурсов для подготовки занятий, организации внеучебной и внеурочной деятельности, досуга обучающихся.

Использование ИКТ содействовало изменению всех сторон жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль обучающегося.  Каждый обучающийся стал активным участником образовательного и  воспитательного процесса, превратился в партнёра  (помогает в подготовке и проведении учебных занятий, внеклассных мероприятий).

ИКТ делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным; значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации; обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий; делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям; способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.         Мы используем информационно-коммуникационные технологии в различных формах воспитательных мероприятий,  сочетая их с различными другими  источниками и педагогическими технологиями, что  позволяет более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса; повышает качество педагогического труда; способствует эффективности воспитательного процесса. Грамотное, системное использование информационно- коммуникационных технологий становится мощным современным средством в воспитательной работе с обучающимися.

Например,  акция «Мы выбираем жизнь!», посвященная профилактике алкоголизма, табакокурения , наркомании и СПИДа, проходила в школе в несколько этапов.  Первый этап – создание интерактивного плаката «Спасибо, НЕТ!»;  второй этап – прохождение онлайн-тестирования «Как я отношусь к своему здоровью»; третий этап – обсуждение ситуативных видеороликов; четвертый этап – создание и защита  агитационных  презентаций «Моя жизнь без наркотиков»; пятый этап –завершающий –  исполнение танца в рамках международного проекта «Танцуй ради жизни».

Таким образом, сочетание вышеперечисленных информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе позволяет повысить качество знаний,  успеваемость обучающихся, способствует их социализации, нравственному развитию, что выражено в миссии школы.

 Проведенные диагностические исследования показали следующее: 18%  людей запоминают услышанное; 27% -  увиденное,  55%  -   то, что исследовали сами. Следовательно, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой урочной и внеурочной деятельности.  Подтверждению этому китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Методические рекомендации по внедрению инновационной технологии «Дебаты» в урочную и внеурочную деятельность обучающихся

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда....

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся"

Из опыта работы, анализ, перспектива работы учителя истории в рамках ФГОС....

«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...

Стратегии смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности».

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к...

Использование элементов проблемного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ

Материал предназначен  для педагогов, осуществляющих обучение по АООП УО (ИН)...