Информационно-коммуникационные технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
статья по информатике и икт на тему
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение приобретают умения обучающихся владеть информационно-коммуникационными технологиями в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Н. Н. Андреева, Т. А. Назарова, С. В. Скутанова, С. В. Чередникова
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение приобретают умения обучающихся владеть информационно-коммуникационными технологиями в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Такая же задача стоит и перед педагогическим коллективом Мачешанской средней школы, поскольку выпускники школы, социализируясь в современное общество, обязательно должны владеть такими технологиями. Это предполагает и миссия нашей школы: «Создание воспитательно- образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации обучающихся». Одним из значительных ресурсов, способствующих выполнению данной миссии является информатизация образовательного процесса посредством использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в благоприятных и здоровьесберегающих условиях учебно-воспитательного процесса.
Обучение и воспитание с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формировании таких социально - значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, развить коммуникативные способности, сформировать информационную культуры личности.
В связи с введением ФГОС и требованиями современного общества возникла необходимость использования ИКТ
как в урочной, так и внеурочной деятельности обучающихся.
В образовательном процессе наиболее эффективным является использование следующего:
- мультимедийных лекций;
- интерактивных практикумов;
- онлайн-тестирования;
- Интернет-ресурсов.
Достоинства мультимедиа-лекции очевидны, так как к ним могут
прилагаться презентации, изображения, схемы, диаграммы, чертежи, образовательные фильмы. Подобная лекция заменяет монотонное чтение учителя, обогащая занятие наглядностью.
Основной идеей интерактивного практикума считаем стимулирование учебно - познавательной активности каждого обучающегося через вовлечение его в учебную творческую деятельность как на уроке, так и вне его. Для этого используется виртуальная математическая лабораторию « Живая математика".
«Живая математика» имеет прозрачный и понятный интерфейс, позволяет создавать красочные чертежи, визуализировать алгебраические операции.
Использование виртуальной лаборатории позволяет развить у обучающихся навыки восприятия математических объектов (фигур, связанных с ними величин, формулировок утверждений и вопросов, доказательств и т. п.) и проведения различных активных действий (измерений, сравнений, построений, наблюдений, формирования предположений, их подтверждений и опровержений, доказательств и т. п.).
Применение «Живой математики» позволяет учителю
- проиллюстрировать объяснения эффектными и точными чертежами;
- организовать экспериментальную и исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии с их уровнем и потребностями;
- повысить разнообразие форм работы обучающихся, значительно увеличив долю активной творческой работы в их учебной деятельности;
- высвободить время на выполнение обучающимися творческих задач;
- реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей учеников и индивидуализировать обучение (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений).
Например, при изучении геометрического материала в начальной школе в теме «Прямоугольник» обучающиеся самостоятельно строят при помощи набора отрезков прямоугольник, используя его свойства. Обучающиеся выбирают две пары равных по длине отрезка, соединяют их под прямым углом. Правильность полученной фигуры сравнивают с образцом методом наложения.
При подготовке к ЕГЭ по математике, как показывает практика, решение геометрических задач вызывает наибольшие затруднения у обучающихся; неотъемлемым помощником в этом случае является лаборатория «Живая математика».
При решении задач с построением пространственных фигур данная программа позволяет дать полное представление об этой фигуре и свойствах отдельных ее элементах, помочь в выборе решения. Это дает возможность обучающимся любого уровня находить самый рациональный способ решения достаточно сложных задач.
На уроках физики при изучении темы «Криволинейное движение» обучающиеся, усвоив теоретический материал и применяя его для решения качественных и вычислительных задач, достраивают при помощи «Живой математики» траекторию движения до треугольника или окружности в зависимости от условия. Это позволяет обучающимся наглядно представлять зависимость между физическими величинами и выстроить правильный алгоритм решения задачи, вывести необходимые формулы.
Неотъемлемой частью изучения физики является проведение экспериментов через применение виртуальной лаборатории «Живая физика». Используемая лаборатория позволяет обучающимся представить результаты своей работы в виде мультипликации, графиков, таблиц, диаграмм.
Онлайн-тестирование дает возможность более точной, независимой, быстрой оценке знаний по сравнению с обычным тестом. Особенно эффективен этот метод при самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Использование интернет-ресурсов позволяет включать различные виды памяти, воображения, мышления и создавать собственный продукт деятельности. Достаточно очевидна практическая значимость этих ресурсов для подготовки занятий, организации внеучебной и внеурочной деятельности, досуга обучающихся.
Использование ИКТ содействовало изменению всех сторон жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль обучающегося. Каждый обучающийся стал активным участником образовательного и воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении учебных занятий, внеклассных мероприятий).
ИКТ делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным; значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации; обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий; делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям; способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. Мы используем информационно-коммуникационные технологии в различных формах воспитательных мероприятий, сочетая их с различными другими источниками и педагогическими технологиями, что позволяет более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса; повышает качество педагогического труда; способствует эффективности воспитательного процесса. Грамотное, системное использование информационно- коммуникационных технологий становится мощным современным средством в воспитательной работе с обучающимися.
Например, акция «Мы выбираем жизнь!», посвященная профилактике алкоголизма, табакокурения , наркомании и СПИДа, проходила в школе в несколько этапов. Первый этап – создание интерактивного плаката «Спасибо, НЕТ!»; второй этап – прохождение онлайн-тестирования «Как я отношусь к своему здоровью»; третий этап – обсуждение ситуативных видеороликов; четвертый этап – создание и защита агитационных презентаций «Моя жизнь без наркотиков»; пятый этап –завершающий – исполнение танца в рамках международного проекта «Танцуй ради жизни».
Таким образом, сочетание вышеперечисленных информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе позволяет повысить качество знаний, успеваемость обучающихся, способствует их социализации, нравственному развитию, что выражено в миссии школы.
Проведенные диагностические исследования показали следующее: 18% людей запоминают услышанное; 27% - увиденное, 55% - то, что исследовали сами. Следовательно, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой урочной и внеурочной деятельности. Подтверждению этому китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "
Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....
Методические рекомендации по внедрению инновационной технологии «Дебаты» в урочную и внеурочную деятельность обучающихся
Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда....
Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся"
Из опыта работы, анализ, перспектива работы учителя истории в рамках ФГОС....
«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»
Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...
Стратегии смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности обучающихся
Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности».
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к...
Использование элементов проблемного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
Материал предназначен для педагогов, осуществляющих обучение по АООП УО (ИН)...