Развитие коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы как средство формирования личностных результатов младших школьников
статья на тему
Материал Всероссийской НПК «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: проблемы и перспективы», 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Э.Мингалиева,
кандидат филологических наук, учитель, Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129 г. Казань
Известно, что татарская нация на сегодняшний день является одной из многочисленных в России, она занимает второе место по численности. Богатая культура, искусство, традиции татар имеют многовековую историю и представляют собой часть российской истории. В Москве татарская диаспора является наиболее крупной. Однако, несмотря на это, сегодня татарский народ находится на перепутье. Не первый год в силу ряда обстоятельств особенно в крупных российских городах можно наблюдать процесс постепенной утраты престижа и практической ценности родного языка. При этом национальная идентичность, культурная целостность народа, верность традициям остаются неизменными. Причину угасания родного языка как средства коммуникации можно связывать с рядом обстоятельств, среди которых:
- многолетний процесс ассимиляции;
-отсутствие полноценной коммуникативной среды и мотивации у носителей к общению на родном языке;
-несовершенство современной национальной медиа-структуры (телевидение, радио, пресса, кино и музыка), которая на сегодняшний день требует качественных преобразований, с целью достойного представления культурного фонда татарской нации на общероссийском и мировой уровне идр.
Исходя из опыта работы в школьной системе, в последние годы можно наблюдать следующую тенденцию: в начальных классах год за годом увеличивается количество детей, которым лингвист, писатель, публицист А. Р. Мурадова дает следующую характеристику: данное поколение «…либо двуязычно, либо владеет лишь языком титульной нации. Довольно часто эти люди воспринимают родной язык не от родителей, а от бабушек и дедушек, особенно, если те проживают в сельской местности и продолжают в обиходе пользоваться родным языком…» [1, с. 73.]. Сегодня не редки случаи, когда администрация школ вынуждена сталкиваться с настойчивыми просьбами родителей-татар о переводе своих детей в русскоязычные подгруппы по изучению родного языка. Такое стремление объясняется нежеланием перегружать ребенка лишним, по их мнению, объемом учебного материала, который, вряд ли пригодится детям для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства и в целом успешной интеграции в общество.
Однако, несмотря на это, процесс утраты престижа родного языка как средства коммуникации в современном обществе остановить можно. Этому способствуют определенные факторы:
1. наличие письменности и литературной традиции;
2. использование его в качестве (второго) административного языка, статус государственного языка;
3. использование языка в качестве языка богослужения;
4. изучение языка в школах, наличие языковых курсов;
5. мотивация носителей языка [1, с. 75] .
В деле сохранения культурных традиций, языка и национальной целостности татар наряду с семьей и народной педагогикой большую роль стоит отвести школе, в частности, учителям татарского языка и литературы. Современный учитель родного языка – это не просто носитель литературного языка, но и представитель культурного богатства нации, источник исторического наследия татар, перед которым стоят важные задачи сохранения практической ценности языка и передачи подрастающему поколению культурных ценностей народа. Решение поставленных задач возможно при грамотной организации урока, отказа от стандартных форм обучения в пользу насыщенного дополнительным материалом, увлекательного погружения в историю, быт, традиции, язык татарского народа.
Основными целями обучения младших школьников родному языку являются:
1. Формирование у ребят первичных (для русскоязычных подгрупп) знаний об изучаемом языке и основ коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять устное общение на татарском языке сначала на элементарном уровне в отдельных, наиболее типичных ситуациях затем на более сложном уровне. Для достижения данной цели необходимо использовать шаговую систему от простого к сложному.
2. Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам и культурам.
3. Развитие желания изучать родной язык и национальные традиции.
4. Развитие эмоциональных и творческих способностей ребенка, его фантазии, готовности к взаимодействию. Здесь очень важно учитывать личностные особенности каждого воспитанника нашего объединения.
Рассмотрим наиболее важные составляющие успешного современного урока татарского языка и литературы в начальном классе.
1. Использование широкого спектра аудио и видео материала на литературном татарском языке. Для детей младшего школьного возраста эффективным будет использование цикл аудио и видео сказок студии «Татармульфильм» в качестве дополнительного материала к основной учебной программе. На сегодняшний день ресурсы сети Интернет позволяют без особого труда найти необходимый материал. В книжных магазинах также представлен широкий спектр аудио и видео материала. Задача учителя - создать богатую и интересную базу аудио и видеоматериала, включающую в себя произведения устного - народного творчества, а также известных татарских писателей. Сказки в качестве дополнительного материала на развитие речи, а также источника духовного обогащения и воспитания детей должны нести характер педагогической целесообразности и быть гармоничным продолжением темы и основных целей и задач урока. Грамотно подобранный аудиоматериал, сопровождающийся демонстрацией наглядного материала, а также последующий анализ, пересказ и инсценировка произведения, способствуют развитию у детей слуховой и зрительной памяти, расширению их кругозора в области национальных традиций, литературы и истории развитию речи. Помимо этого, рекомендуем использовать в качестве материала для аудирования и просмотра известные русские и зарубежные сказки на татарском языке.
2. Применение игрового метода обучения достаточно эффективно в организации учебной деятельности учащихся младших классов, т.к. игровые ситуаций на уроках способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогают учащимся увидеть в родном языке реальное средство общения. При этом учителю важно правильно поставить перед детьми коммуникативную задачу, максимально приблизить игровую деятельность к естественной коммуникации.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких, как: создание психологической готовности учащихся к речевому общению на родном языке; обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Стихотворения, рифмовки, песни позволяют оживить занятия, периодически возвращаться и закреплять пройденный материал, сохранять у ребят чувства радости и уверенности в изучении родного языка. Создание учителем интересных для ребенка ситуации общения способствуют развитию адекватной коммуникативной реакции детей в процессе общения. В раннем школьном возрасте ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Так, используя игровые моменты на занятиях родного языка учитель создает прекрасные естественные условия для овладения языком, в ходе игры происходит запоминание и закрепление необходимых в общении фраз и выражений
Педагогически обоснованное, разумное применение игр на уроках способствуют качественному усвоению языкового материала, обогащению словарного запаса детей и делают радостным сам процесс познания, который становится для ученика потребностью.
Разучивание детских песен на стихи татарских поэтов, произведений устного народного творчества также является важным элементом современного урока родного языка в начальных классах. Мы рекомендуем изучение веселых, ритмичных, легких для восприятия и заучивания песен. Применение на каждом уроке песен с движениями может способствовать решению сразу нескольких задач – физкультминутка, речевая, артикуляционная разминка, активизация двигательной, слуховой памяти. Важно связывать и закреплять содержание песни с конкретными движениями, так грамматические структуры родного языка будут запоминаться ребенком целыми блоками и связываться с определенной ситуацией. Творческая копилка учителя татарского языка может состоять из целого ряда различных песен размером 1-4 минуты, которые могут быть использованы на различных этапах урока в тесной взаимосвязи с основными целями и задачами.
Для создания коммуникативной обстановки на занятии важно поддерживать высокую активность каждого ребенка. Создать такую обстановку непросто. Это должно быть предметом специальной заботы педагога. Задача учителя родного языка - стараться мобилизовать внимание всех присутствующих дополнительным занятием на извлечение и использование информации из диалога или монолога товарищей, на комментирование содержания речи остальных ребят и т.д. Оценивая работу детей на уроке, необходимо обращать внимание как на самых слабых, так и на самых сильных детей. Первых поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по сравнению с успехами остальных ребят. Время от времени важно давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся. Например, индивидуальные карточки с заданиями или выступления на определенные темы. Почувствовав успех, такие дети, как правило, мобилизуют все свои силы и возможности и пытаются догнать более способных ребят. Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресс. Им необходимо давать задания, которые потребуют работы мысли и воображения.
При обучении детей младшего школьного возраста родному языку, педагогу необходимо помнить и то, что в этом возрасте в процессе запоминания лексики огромную роль играют как осязание, так и вкус и слух и чувственное восприятие ребенка. Поэтому на занятиях важно уметь «подключать к работе» все виды память детей (зрительную, слуховую, сенсорную и т.д). Так, на наш взгляд, эффективно осуществлять обучение языку интегративно с другими видами деятельности, типичными для детей 6-10 лет. Например, рисование или изготовление аппликаций по содержанию песен и сказок на родном языке; проведение подвижных игр с использованием языкового материала ит.п. Интегративные занятия дают дополнительные возможности для развития у детей не только коммуникативных компетенций, но и общих способностей. Именно на таких занятиях важно учитывать личностные особенности каждого ребенка, давая возможность развитию способностей детей.
Современный татарский ученик младшего школьного возраста еще не утратил своей национальной идентичности, благодаря тому, что в первые годы жизни он познавал мир через родной язык и народную педагогику. Осваивая язык своих родителей, он воспринимал мир сквозь призму татарского языка. Лишь в процессе взросления менее востребованный в обществе родной язык, постепенно начал сдавать свои позиции в его жизни, в пользу «титульного» [1, с. 70] языка.
Задача современного учителя татарского языка и литературы заключается не только в обучении грамоте и чтению на родном языке, но и воспитание у детей устойчивого национального самосознания, чувства патриотизма, гордости и уверенности в будущем своего народа, а также желание и стремление сохранить национальную целостность, самобытность и культуру, прилагая для этого все возможные усилия.
Список использованных источников
1. Мурадова А.Р. Как исчезают языки и как их возрождают. Языковое разнообразие в киберпространстве: российский и зарубежный опыт. Сборник аналитических материалов / Сост.: Е.И. Кузьмин, Е.В. Плыс. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 218 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы
Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, актуальность её обусловлена потребностью человека быть коммуникабельным и потребностью общества, которое хочет видеть именно конкурентно спосо...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Доклад "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Презентация
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Презентация...