Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
статья
Доклад "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
2 слайд Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении
- самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Именно уроки гуманитарного направления, в частности уроки русского языка, литературы и риторики создают условия для формирования коммуникативной и языковой компетенции.
В своей педагогической деятельности я использую различные методы и приемы для развития коммуникативной компетенции учащихся.
3 слайд Так на примере открытого урока по русскому языку по теме «Описание предмета» можно рассмотреть следующие приемы.
Этапы урока | Приемы |
Формулирование темы урока | Детям была предложена загадка. Разгадав ее, дети понимают, какой предмет будут описывать на уроке. (Снег) |
Постановка целей и задач | 4 слайд На этапе определения границ знания и незнания ребята отвечают на вопрос: СНЕГ – ЭТО ПРЕДМЕТ? В ходе рассуждений приходят к выводу, что это предмет поэтический. |
Практическая деятельность учащихся | На этапе практической деятельности ученики по анализу текста заполняют таблицу по предложенным отрывкам из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», параллельно на уроке литературы идет изучение этого произведения. Ребята выписывают ключевые слова, определяют цвет и звук в тексте. Учатся задавать вопросы по тексту. 5 слайд Идет обсуждение вопроса: Как еще можно изобразить снег? Обсуждаются картины с зимним пейзажем. 6слайд 7 слайд Следующий вид практической деятельности – прослушивание композиции П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Опишите «музыку. Можно предложить групповую или индивидуальную форму деятельности на уроке – написать миниатюру, отразив в ней цвет и звук. |
Осуществление контроля и оценивание | 8 слайд На этапе осуществления контроля был проведен взаимоконтроль и оценивание результатов деятельности товарищей. Прокомментированы отметки. Одни ученики зачитывали миниатюры, другие – комментировали написанное. Например: «В этом сочинении я не услышала звук, потому что он не был передан», или наоборот: «…можно проследить, как в работе представлена символика белого цвета»; или «…прослеживается применение звуковой и цветовой гаммы». |
Осуществление коррекции | На этапе урока осуществление коррекции дети корректируют свои письменные работы, осуществляют самоконтроль и самооценивание. |
9 слайд На уроках риторики для развития коммуникативной компетентности применяю коммуникативно-ориентированные задания. Например, такой прием как диалог с автором. Задание - побеседуй с автором. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумай ответ.
Работа над сочинением является одним из эффективных средств, ориентированных на письменную коммуникацию. Творческое сочинение по картине. Учащимся предлагается составить и записать диалог. (Одно из последних творческих заданий – составить диалог между сыном и матерью по картине Решетникова «Опять двойка».)
10 слайд Другой прием, который я применяю для развития коммуникативной компетентности учащихся - ролевые и деловые игры. Задание. Нужно пригласить в гости героев литературных произведений, рассадить их за столики так, чтобы каждый из них оказался в интересной для него компании, воспроизвести разговор двух-трех героев между собой на примере вступления к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»
12 слайд Как перестроить работу, как изменить свою деятельность и деятельность учащихся на уроке литературы? Каковы же формы работы, формирующие способность вступать в общение с целью быть понятым? Современный урок литературы – это деятельностный урок, цель которого заключается в развитии личности учащегося. Рассмотрим на примере урока литературы, который был проведен в форме дискуссии «Достойны ли герои любви?» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Дискуссия – это метод, позволяющий исследовать произведение путем обсуждения в группе.
12 слайд Для дискуссии даны вопросы:
Достоин Вакула любви Оксаны?
Достойна любви Вакулы Оксана?
Для поиска совместной истины ребята беседовали по вопросам, обеспечивающим необходимую связность обсуждения.
«…была капризна, как красавица».
- Почему «как красавица», ведь она и была красавицей? Какое значение Гоголь вкладывает в это слово?
- Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана, любующаяся собой в зеркало? (Царицу из «Сказки о мертвой царевне…») В ходе урока ребята приходят к выводу, что Вакула проявляет преданность в любви, набожность, настойчивость в достижении цели, способность удивляться, ценить красоту? Он достоин любви. Оксана не сразу оценила преданность Вакулы.
13 слайд - Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками? (Когда дьяка вытащили из мешка, Чуб изумился и решил, что у Солохи «в каждом мешке сидело по два человека». Ветреность Солохи не стала препятствовать счастью молодых героев.)
Данная форма проведения урока была выбрана потому, что характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию, тем самым развивая коммуникативную компетенцию, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, соблюдая принципы взаимоуважения.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И каждый учитель на своих уроках развивает способность учащихся к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы
Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы как средство формирования личностных результатов младших школьников
Материал Всероссийской НПК «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: проблемы и перспективы», 2014 г....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, актуальность её обусловлена потребностью человека быть коммуникабельным и потребностью общества, которое хочет видеть именно конкурентно спосо...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Презентация
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Презентация...
Презентация "Развитие информационно-коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы"
Презентация о развитии информационно-коммуникативных технологий , применяемых на уроках гуманитарного цикла....