«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей».
рабочая программа по психологии по теме

Перова Татьяна Францевна

Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходима, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
       Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи сопровождения: 

  1. совместно с другими специалистами учреждения образования, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  2. содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  3. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  4. содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  5. содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

 Работа ведется по нескольким направлениям.

Направления работы:

  • психодиагностика
  • психопрофилактика и развитие
  • консультирование участников образовательного процесса
  • просвещение участников образовательного процесса

1. - Психодиагностика

Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:

  • методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка
  • методики диагностики интеллектуального уровня  
  • методики для выявления уровня креативности.

Психометрические тесты применяются не для принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств, и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

2. - Консультирование и просвещение участников образовательного процесса:

Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.

Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:

Ø  эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;

Ø  опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе;

Ø  школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;

Ø  нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;

Ø  стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;

Ø  заниженная самооценка, стремление “не выделяться” среди сверстников;

Ø  несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;

Ø  повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.

Наличие  психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную “группу риска” и нуждаются в  специальном  психологическом сопровождении. Эта задача решается в рамках консультирования и просвещения участников образовательного процесса.    

Согласно теории Дж. Рензулли, процесс развития детской одаренности реализуется путем использования стратегии обогащения содержания образования. Обогащение предполагает широкий спектр мер по качественной перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Проектно-исследовательская деятельность служит одним из действенных инструментов совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. Она выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

     

Развивающая программа «Путь в неизведанное»:

Более подробно, мне бы хотелось остановиться на развивающем курсе «Путь в неизведанное», в основе которого лежат программы развития проектного мышления и исследовательских способностей Битяновой М.Р. «Учимся решать проблемы» и  Савенкова А.И. «Развитие исследовательских способностей школьников».  .

Программирование данного курса осуществляется по принципу «логарифмической спирали» - при сохранении общей направленности заданий они усложняются по содержанию, возрастает степень самостоятельности детей в работе.

 Занятия проводятся в рамках факультативного курса и внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 3 года,  с 5по 7 класс.

Используются различные формы работы:  групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Цель программы: Трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка в процесс саморазвития путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательных потребностей
  2. Развитие познавательных способностей
  3. Обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
  4. Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
  5. Формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.  
  6. Формирование социальной компетентности.

Программа состоит из 3 разделов.

Основные разделы программы:

  1. Подпрограмма «Тренинг»
  2. Подпрограмма «Исследовательская практика»
  3. Подпрограмма «Мониторинг»

Общая характеристика содержания подпрограмм:

Подпрограмма «Тренинг»

  • Блок «Развитие когнитивных способностей».
  • Блок «Познай себя» - особенности познавательной и личностной сфер.
  • Блок «Я и другие» - навыки конструктивного общения (донести свое, понять других, уметь договориться). Здесь ключевая идея работы -повышение самооценки, уверенности в себе одаренного ребенка, обучение навыкам выстраивания отношений с одноклассниками, педагогами.
  • Блок «Развитие исследовательских способностей».

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Главное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

(мини – конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов)

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и предыдущие. Учащийся должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан, а проведенное им исследование или выполненный проект не останутся незамеченными и неоцененными.

Кроме того, этот блок программы позволяет освоить практику презентаций результатов собственной работы, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

В этом блоке используются упражнения, подготавливающие ребят к выступлению на публике, осваиваются техники публичной защиты проектов, преодоления стресса, тревожности.

Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она существенно, качественно меняется в ходе развития. Программа «Путь в неизведанное» помогает решать проблему развития детской одаренности, потенциала личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»

Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию  проекта "Вместе"...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей МКОУ Новотроицкой СОШ № 12

Актуальность программы: На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях, не проходя ступень школ...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

            В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявл...