"Формирование ключевых компетенций с помощью социально-психологической службы."
рабочая программа по психологии на тему

Перова Татьяна Францевна

В практике психологической службы нашей школы наряду с традиционными формами и методами работы (индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия, индивидуальные и групповые консультации, семинары, лекции), используются новые интересные формы работы, в их числе социально-психологический тренинг. Работа в форме социально-психологического тренинга позволяет  подросткам овладеть коммуникативной, автономизационной и социальной компетенциями, что помогает решать различные проблемы в повседневной, учебной и социальной жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование ключевых компетенций с помощью

 социально-психологической службы

Из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 37 Перовой Т.Ф.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, в том числе и системы образования.

Сегодня необходимо не только совершенствовать свои знания, умения и навыки, но и быть психологически готовым к изменившимся социально-экономическим условиям, иному образу существования в обществе.

В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования сфера психолого-педагогического сопровождения должна включить в себя задачу формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Эта задача определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самопознанию, самоопределению и саморазвитию. В связи с этим, в практике психологической службы нашей школы наряду с традиционными формами и методами работы (индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия, индивидуальные и групповые консультации, семинары, лекции), используются новые интересные формы работы, в их числе социально-психологический тренинг.

Кроме того, работа в такой форме с гимназическими классами помогает нам решать и наши частные проблемы. На протяжении последних лет значительная группа учащихся гимназических классов по результатам мониторинга имеет средние уровни развития познавательной мотивации и  интеллектуальной готовности к обучению в основной школе. И если для решения проблем учащихся общеобразовательных классов необходима, как правило, коррекционная работа и наиболее эффективны индивидуальные формы работы, то для развивающей работы с гимназическими классами мы используем социально-психологический тренинг.

Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.    

Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.

Особенности тренинга как групповой работы.

  1. Отражение общества в миниатюре.
  2. Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
  3. Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
  4. Идентификация себя с другими.
  5. Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
  6. Получение обратной связи и поддержки.
  7. Помощь в прояснении проблем каждого школьника.

Метафорически овладение знаниями можно выразить так:

«Я слышал, что существует такой огонь, который обжигает» - это 1-ый уровень знаний.

«Я видел, как огонь обжигал людей» - это 2-ой уровень знаний.

«Я  чувствовал, как огонь обжигал меня» - это 3-ий уровень знаний

«Я сам был огнем» - 4-ый уровень.

Социально-психологический тренинг  – это 3, 4 уровни знаний. Я чувствовал - это значит жил, проживал, а  значит, получил не только теоретические знания, но и бесценный подарок - жизненный опыт.  

       Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и  ряд сопутствующих целей:  

       а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими; 

       б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

       в) повышение уровня психологической культуры.

       Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

  • Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
  • Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
  • Диагностика и коррекция    личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
  • Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.                      

 Центральное место в развивающей работе занимает программа «Познай себя», но

рефлексия и принятие своих чувств является существенной частью такой работы. Особую трудность традиционно представляет принятие тех эмоций, которые не нравятся самому человеку и вдобавок, не являются социально поощряемыми (социальный запрет на выражение отрицательных эмоций).  Без систематической работы в этом направлении человек не может полноценно контролировать себя и выбирать достойное поведение, сохранить свое психическое здоровье. Кроме того, на сегодняшний день четко установлена связь между эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в деятельности.

В связи с этим курс начинается с программы «В мире чувств», где решаются эти проблемы.

Данный курс позволяет подросткам:

  • Ознакомиться с понятиями: эмоции, чувства, настроение, аффект, эмоциональность.
  • Выявить позитивную и негативную роли эмоций в жизни человека.
  • Расширить представления о своем внутреннем мире, о человеческом общении.
  • Создать индивидуальные стратеги и тактики в «работе» с собственными чувствами.
  • Овладеть навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике.
  • Обучиться навыкам психологической поддержки.
  • Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.

Итогом работы по данной теме является овладение навыками управления своим настроением.    

Программа «Познай себя» предназначена для знакомства подростков с практическими навыками в области психологии человека. В данном курсе используется развивающая диагностика.

Программа позволяет подросткам:

  • Расширить представления о познавательных способностях, индивидуальном стиле обучения.
  • Лучше узнать себя, свои сильные стороны, овладев знаниями о психологических особенностях человека (темперамент, характер, самооценка)
  • Создать индивидуальные стратеги и тактики в деятельности с учетом своих возможностей.  
  • Овладеть навыками самопрезентации.
  • Обучиться навыкам психологической поддержки.
  • Создание мотивации для дальнейшего самопознания и саморазвития участников.
  • Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности.

Результаты работы находят свое отражение в разделе «Портрет» в Портфолио учащихся. Кроме того, заключительные встречи посвящены самопрезентациям подростков с использованием герба государства «Я» и коллажа «Я и мои интересы».

Программа «Я и другие» предназначена для знакомства подростков с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии человеческих взаимоотношений.

Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится общение.

Программа тренинга общения направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Цель программы – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.

Программа позволяет решать следующие задачи:

  • Формирование базовых понятий из области психологии общения, эмоций, конфликтологии.
  • Развитие навыков эффективного общения.
  • Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
  • Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  • Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
  • Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

На заключительных встречах участники группы проигрывают ситуации, отражающие актуальные проблемы подростков, с использованием психодрамы.

Таким образом, социально-психологический тренинг позволяет подросткам не только получить теоретические знания, но и получить опыт практического их применения.

Работа в форме социально-психологического тренинга позволяет  подросткам овладеть коммуникативной, автономизационной и социальной компетенциями, что помогает решать различные проблемы в повседневной, учебной и социальной жизни.

D:\CIMG4907.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций

Итоговая квалификационная работа слушательницы курсов повышения квалификации  учителей истории и обществознания...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе

Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...

Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций в предметной области «Физическая культура».

Сегодня одним из востребованных и отвечающих задачам образования является решение проблемы превращения ученика в активного субъекта обучения. Технология проектирования является одним...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...