"Формирование ключевых компетенций с помощью социально-психологической службы."
рабочая программа по психологии на тему
В практике психологической службы нашей школы наряду с традиционными формами и методами работы (индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия, индивидуальные и групповые консультации, семинары, лекции), используются новые интересные формы работы, в их числе социально-психологический тренинг. Работа в форме социально-психологического тренинга позволяет подросткам овладеть коммуникативной, автономизационной и социальной компетенциями, что помогает решать различные проблемы в повседневной, учебной и социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование ключевых компетенций с помощью социально-психологической службы | 618.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций с помощью
социально-психологической службы
Из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 37 Перовой Т.Ф.
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, в том числе и системы образования.
Сегодня необходимо не только совершенствовать свои знания, умения и навыки, но и быть психологически готовым к изменившимся социально-экономическим условиям, иному образу существования в обществе.
В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования сфера психолого-педагогического сопровождения должна включить в себя задачу формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Эта задача определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самопознанию, самоопределению и саморазвитию. В связи с этим, в практике психологической службы нашей школы наряду с традиционными формами и методами работы (индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия, индивидуальные и групповые консультации, семинары, лекции), используются новые интересные формы работы, в их числе социально-психологический тренинг.
Кроме того, работа в такой форме с гимназическими классами помогает нам решать и наши частные проблемы. На протяжении последних лет значительная группа учащихся гимназических классов по результатам мониторинга имеет средние уровни развития познавательной мотивации и интеллектуальной готовности к обучению в основной школе. И если для решения проблем учащихся общеобразовательных классов необходима, как правило, коррекционная работа и наиболее эффективны индивидуальные формы работы, то для развивающей работы с гимназическими классами мы используем социально-психологический тренинг.
Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.
Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.
Особенности тренинга как групповой работы.
- Отражение общества в миниатюре.
- Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
- Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Идентификация себя с другими.
- Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
- Получение обратной связи и поддержки.
- Помощь в прояснении проблем каждого школьника.
Метафорически овладение знаниями можно выразить так:
«Я слышал, что существует такой огонь, который обжигает» - это 1-ый уровень знаний.
«Я видел, как огонь обжигал людей» - это 2-ой уровень знаний.
«Я чувствовал, как огонь обжигал меня» - это 3-ий уровень знаний
«Я сам был огнем» - 4-ый уровень.
Социально-психологический тренинг – это 3, 4 уровни знаний. Я чувствовал - это значит жил, проживал, а значит, получил не только теоретические знания, но и бесценный подарок - жизненный опыт.
Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и ряд сопутствующих целей:
а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
в) повышение уровня психологической культуры.
Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:
- Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
- Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
- Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Центральное место в развивающей работе занимает программа «Познай себя», но
рефлексия и принятие своих чувств является существенной частью такой работы. Особую трудность традиционно представляет принятие тех эмоций, которые не нравятся самому человеку и вдобавок, не являются социально поощряемыми (социальный запрет на выражение отрицательных эмоций). Без систематической работы в этом направлении человек не может полноценно контролировать себя и выбирать достойное поведение, сохранить свое психическое здоровье. Кроме того, на сегодняшний день четко установлена связь между эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в деятельности.
В связи с этим курс начинается с программы «В мире чувств», где решаются эти проблемы.
Данный курс позволяет подросткам:
- Ознакомиться с понятиями: эмоции, чувства, настроение, аффект, эмоциональность.
- Выявить позитивную и негативную роли эмоций в жизни человека.
- Расширить представления о своем внутреннем мире, о человеческом общении.
- Создать индивидуальные стратеги и тактики в «работе» с собственными чувствами.
- Овладеть навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике.
- Обучиться навыкам психологической поддержки.
- Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
Итогом работы по данной теме является овладение навыками управления своим настроением.
Программа «Познай себя» предназначена для знакомства подростков с практическими навыками в области психологии человека. В данном курсе используется развивающая диагностика.
Программа позволяет подросткам:
- Расширить представления о познавательных способностях, индивидуальном стиле обучения.
- Лучше узнать себя, свои сильные стороны, овладев знаниями о психологических особенностях человека (темперамент, характер, самооценка)
- Создать индивидуальные стратеги и тактики в деятельности с учетом своих возможностей.
- Овладеть навыками самопрезентации.
- Обучиться навыкам психологической поддержки.
- Создание мотивации для дальнейшего самопознания и саморазвития участников.
- Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности.
Результаты работы находят свое отражение в разделе «Портрет» в Портфолио учащихся. Кроме того, заключительные встречи посвящены самопрезентациям подростков с использованием герба государства «Я» и коллажа «Я и мои интересы».
Программа «Я и другие» предназначена для знакомства подростков с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии человеческих взаимоотношений.
Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится общение.
Программа тренинга общения направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Цель программы – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
Программа позволяет решать следующие задачи:
- Формирование базовых понятий из области психологии общения, эмоций, конфликтологии.
- Развитие навыков эффективного общения.
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
- Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
- Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.
На заключительных встречах участники группы проигрывают ситуации, отражающие актуальные проблемы подростков, с использованием психодрамы.
Таким образом, социально-психологический тренинг позволяет подросткам не только получить теоретические знания, но и получить опыт практического их применения.
Работа в форме социально-психологического тренинга позволяет подросткам овладеть коммуникативной, автономизационной и социальной компетенциями, что помогает решать различные проблемы в повседневной, учебной и социальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций
Итоговая квалификационная работа слушательницы курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания...
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе
Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...
Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций в предметной области «Физическая культура».
Сегодня одним из востребованных и отвечающих задачам образования является решение проблемы превращения ученика в активного субъекта обучения. Технология проектирования является одним...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...