Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
статья по обществознанию (11 класс) по теме
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_organizacii_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 30.78 КБ |
statya.docx | 466.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология организации исследовательской деятельности учащихся по общественным дисциплинам в рамках элективного курса
Сороколетова Т.Е., учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя школа № 8 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Проекты Стандартов нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия. Это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре следующие блоки : 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Формирование этих универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности учащихся. В средней школе № 8 третий год для учащихся 9- 11 классов организован курс «Основы научно- исследовательской деятельности учащихся по общественным дисциплинам», в этом учебном году элективный курс преподается в 9-х классах. Цель данного курса: развитие аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Курс разделен на 3 блока: теоретический, практический, индивидуальные консультации. Понятно, что на два последних блока выделяется большее количество учебного времени. Конечным результатом деятельности курса являются завершенные исследовательские работы учащихся.
В прошлом учебном году учащиеся, посещавшие элективный курс, успешно выступили на городской НПК «Шаг в будущее», дистанционном конкурсе «Интеллектуально- творческий потенциал России». Уже в этом учебном году четверо учащихся успешно выступили на городском конкурсе в честь 80-летия ХМАО-Югры, проводимого партией «Единая Россия». Бесспорно, что результаты внешней экспертизы деятельности радуют любого учителя и его учеников. Но большинство учащихся не могут побеждать в интеллектуальных конкурсах по понятным всем нам причинам. Но это и не самое главное, важнее, на мой взгляд, сформировать навыки исследовательской деятельности у школьника для его дальнейшей жизни. Значимой для ребенка исследовательская работа по общественным дисциплинам является еще и потому, что изучаемая проблема чаще всего имеет отношение к глубинным законам человеческого бытия - нравственности, морали, праву и формах проявлений этих социальных законов в нашей жизни.
Каким же образом исследовательская деятельность, организованная в рамках элективного курса, способствует формированию универсальных учебных действий?
В блок личностных универсальных учебных действий входят действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Учащиеся, посещающие элективный курс, во- первых, мотивированы на занятие такой деятельностью, так как ее результат, воплощенный в оформленных исследовательских работах позволяет учащимся пополнить свой Портфолио, выступить на школьных и городских научно- практических конференциях, принять участие в различных Интернет- конкурсах, выйти с этой работой на экзамен по истории или обществознанию в период государственной итоговой аттестации.
Во-вторых, учащиеся, с первых занятий курса, настроены на не компилятивное воспроизведение материала, а на самостоятельную нравственно-этическую оценку, обобщений и выводов по рассматриваемой проблеме.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему исследовательской работы. На занятиях элективного курса не предлагаются готовые темы. Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, который пытается понять те или иные стороны общественного бытия. Так, в этом учебном году, учащиеся выбрали темы «Особенности общения в подростковом возрасте»; «Защита прав ребенка»; «Черное золото» на службе югорчан», «Наркомания и ее последствия» и другие. Перед учащимися ставится задача- выбрать такую тему, которая отражает какое-то новое видение проблемы, основанная на самых современных научных или самостоятельных исследованиях. Только в этом случае, работа может считаться не реферативной, а исследовательской. Для определения тем работ проводится мозговой штурм, который позволяет высказаться каждому ученику о собственном видении проблем современного общества. Задача учителя в данной ситуации инициировать специальный диалог для того, чтобы «расшевелить» мыследеятельность юных исследователей. В индивидуальном порядке учитель помогает ученику определить аспект темы, сформулировать его на научном языке.
Трудным этапом подготовки исследования для учащихся является и определение цели и задач работы. Поэтому, на одном из первых занятий проводится совместный анализ ученических работ прошлых лет, выявляются их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование такого аналитического метода способствует формированию умения критического мышления и постановки вполне конкретных и достижимых целей.
В ходе занятия «Основные требования к научно- исследовательской работе», кроме изложенных учителем положений, учащиеся, работая в группах, составляют инструкцию- памятку «Какой должна быть исследовательская работа по обществознанию (экономике, истории и т.д.)». Данный вид деятельности способствует развитию умений проектировать и планировать пути рационального преодоления проблем, возникающих в ходе подготовки исследовательской работы.
Используя вышеназванные методы, учитель создает условия для реализации одной из ведущих потребностей юношеского возраста - неформального общения, познания себя и своих возможностей через общение. На этапе контроля также используются групповые методы работы, когда учащиеся обмениваются своими знаниями по той или иной общественной проблеме, что, в свою очередь, позволяет юным исследователям рефлексивно оценить свой труд. В результате этих действий, юные исследователи приобретают и навыки содержательного общения, которое позволяет всем присутствующим шире взглянуть на события в окружающем мире.
Такая групповая работа, а не оценка достижений учителем (что тоже не исключается), способствует формированию воли, мобилизации сил и энергии в преодолении препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности рекомендуется различать общеучебные и логические действия.
В число общеучебных входят: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
В ходе подготовки исследовательской работы на элективном курсе под руководством учителя учащиеся работают в библиотеке с каталогами, в кабинете ИКТ с ресурсами сети Интернет. В результате таких занятий школьники учатся не только поиску необходимой информации для исследования, но и ее критическому восприятию. Одно из занятий элективного курса «Научное чтение: цели и результаты» способствует формированию необходимых навыков осознанного чтения научной литературы, интерпретации прочитанного. На этом же занятии старшеклассники совершенствуют свои умения в фиксации информации, составлении планов, тезисов, оформлении ссылок и списка литературы.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: выдвижение гипотез и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др. Работая над соответствующими частями исследовательской работы, на занятии элективного курса используются схемы - шаблоны, заимствованные в работе «Управление исследовательской активностью ученика» автора Белых С.Л. и большая индивидуальная работа с учащимися курса.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На занятиях элективного курса учащиеся учатся новым способам взаимодействия с учителем и сверстниками, учатся проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, а в случае подготовки группового исследования учатся понимать и предвидеть поведение партнеров, искать компромиссные решения.
Владение монологической и диалогической формами речи, как формами коммуникативных действий, на элективном курсе проверяется во время заключительного занятия. На этом занятии учащиеся предоставляют печатный вариант своего исследования, презентацию и защиту своей работы.
Компетентностный подход в организации элективного курса предполагает несколько иную систему оценки деятельности учащихся. Результаты освоения обучающимися содержания программы проверяются на учебных занятиях и оцениваются по 5 балльной оценке в зависимости от процента выполненного задания, полученного на предшествующем учебном занятии. На заключительном занятии оценивается результат деятельность учащихся, воплощенный в оформленную исследовательскую работу, презентацию и ее защиту.
Для общей оценки исследовательской работы учащихся были введены следующие критерии (по 5 балльной шкале):
1.Оценка за материалы исследования (печатный вариант:)
- целеполагание работы (ясность, четкость цели и задач работы);
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- содержание работы ( умение отделять основную информацию от второстепенной, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, строить логическую цепь рассуждений и др.)
- умение цитировать литературу, делать ссылки на мнение известных ученых и исследователей; занимающихся данной проблемой;
- умение структурировать работу ( наличие плана, введения, основного содержания, выводов, списка литературы);
- умение самостоятельно оценить рассматриваемую проблему с нравственно-этических позиций.
2. Оценка за выступление
- логическое построение выступления (владение монологической речью);
- умение ориентироваться в теме работы (владение умением вступать в диалог);
- организация выступления.
3. Оценка за презентацию (умелое использование ИКТ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, апробированный элективный курс создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее ключевых компетенций.
Организация исследовательской деятельности старшеклассников через элективный курс способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и родителями учащихся.
Блоки УУД | ||||
личностный | действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. |
Самостоятельная нравственно-этическая оценка рассматриваемой проблемы. | ||
регулятивный | целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка | Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, совместный анализ ученических работ прошлых лет, инструкция- памятка «Какой должна быть исследовательская работа», групповая работа | ||
познавательный | ||||
Общеучебные действия: | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. | работают в библиотеке с каталогами, в кабинете ИКТ с ресурсами сети Интернет, занятие элективного курса «Научное чтение: цели и результаты» | ||
универсальные логические действия | выдвижение гипотез и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др | Использование схем- шаблонов Индивидуальные консультации | ||
коммуникативный | социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | учатся новым способам взаимодействия с учителем и сверстниками, учатся проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, а в случае подготовки группового исследования учатся понимать и предвидеть поведение партнеров, искать компромиссные решения. |
Предварительный просмотр:
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Процессы модернизации образования направлены на подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему возможность быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях развития страны. Целевая направленность современной школы сегодня связывается с формированием ключевых компетенций ученика, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно- нравственным ценностям бытия.
В современной науке встречаются различные понятия компетентность, но наиболее приемлемыми для педагогической практики являются идеи О.Е.Лебедева[1], утверждающего значимость компетентностного подхода с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе. Согласно идеям О.Е.Лебедева, выделяются следующие компоненты компетентностей обучающихся:
- общеучебная компетентность;
- общеметодологическая компетентность;
- общекультурная компетентность.
Для осуществления на практике компетентностного подхода для учащихся 10-11 классов социально- гуманитарного профиля «Средней школы № 8» г. Когалыма был предложен элективный курс «Основы исследовательской работы школьников при подготовке реферата по общественным дисциплинам». Для каждого из 37 старшеклассников данный курс предоставил возможность удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей. Каким же образом данный курс способствовал формированию вышеназванных компетентностей?
- Под общеучебной компетентностью понимается высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированность общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности. На занятиях элективного курса учащиеся выявляли особенности социально- гуманитарного познания, тенденции развития общества как сложной динамической системы. Старшеклассники учились анализировать информацию о социальных объектах, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (графиках, диаграммах и др.). Одним из важнейших дидактических умений, которому было уделено большое внимание, - умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Для организации вступительных занятий курса были использованы методическое пособие и учебник Боголюбова Л.Н.
« Человек и общество» для 10-11 классов,М. «Просвещение». 2006 и книга
А.Н.Иоффе «Методика Гражданского образования: теоретические аспекты и
практические рекомендации. Брянск. 2007.
В ходе курса учащимся была предоставлена возможность работы с различными источниками информации в школьной библиотеке, кабинете истории, кабинете ИКТ. В результате таких занятий школьники учились не только поиску необходимой информации для исследования, но и ее критическому восприятию. Одно из занятий элективного курса «Научное чтение: формы, цели, результаты» способствовало формированию необходимых навыков осознанного чтения научной литературы, интерпретации прочитанного. На этом же занятии старшеклассники совершенствовали свои умения в фиксации информации, составлении планов, тезисов, выписок, конспектов.
Учитывая одно из требований современного общества - владение информационно- коммуникационными технологиями, были предусмотрены занятия в кабинете ИКТ для приобретения и совершенствования навыков работы старшеклассников в Интернете, в программе Microsoft Word. Для подготовки стендового доклада учащиеся отрабатывали умение подготовки презентации в программе POWER POINT.
Под общеметодологической компетентностью понимается целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить, владение навыками анализа ситуаций и умение видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать свое поведение и события в окружающем мире. В ходе курса «Основы исследовательской работы школьников при подготовке реферата по общественным дисциплинам» учащимся были предоставлены широкие возможности выбора области исследования. Процентное соотношение выбора учащимися области исследования оказалось следующим: история России (19%), всемирная история (10%), обществознание (19%), право (9%), экономика (32%), история Ханты- Мансийского автономного округа (10%). Следующим этапом деятельности учащихся было определение темы и цели исследования. Выбор темы исследования не вызвал больших затруднений у школьников. Наиболее интересными для исследования стали темы: «Мотивация персонала: теория и современная практика» (Суханова З.), «Государственные праздники как отражение политического режима в стране» (Осман К.), «Рынок учебной литературы г. Когалыма глазами старшеклассника» (Тимофеева М.), «Влияние рекламы на реализацию товара в аптечной сети г. Когалыма»(Кудреватых В.) и другие.
Гораздо сложнее для учащихся оказалось определить цель работы, поэтому нужно было научить юных исследователей точно формулировать цели и задачи своей деятельности. Для этого был сделан совместный анализ ученических рефератов прошлых лет, выявлены их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование аналитического метода работы с рефератами способствовало формированию умения самостоятельно критически мыслить, ставить перед собой вполне конкретные и достижимые цели.
В ходе занятия «Основные требования к научно- исследовательской работе», кроме изложенных учителем положений, учащиеся, работая в группах, составляли инструкцию «Каким должен быть реферат по обществознанию (экономике, истории и т.д.)». Данный вид деятельности способствовал развитию умений проектировать и планировать пути рационального преодоления проблем, возникающих в ходе подготовки исследовательской работы.
Учитель, работая над формированием общеметодологической компетентности учащихся, используя вышеназванные методы, создает условия для реализации одной из ведущих потребностей юношеского возраста - неформального общения, познания себя и своих возможностей через общение. Но при совместной работе учащихся во время подготовки исследования приобретается и навык содержательного общения, когда общаться информативно - «хорошо», «престижно». Общение во время занятий элективного курса позволило учащимся рефлексивно оценивать свое поведение, а содержательное общение - шире взглянуть на события в окружающем мире. Стоит сказать и о том, что ребенок –инвалид (Мудрик К.) не была изолирована от группы, как это бывает в условиях классно-урочной системы, и очень увлеченно и результативно работала над темой «Субъекты исторического процесса».
Каждое занятие с учащимися начиналось с совместного анализа проделанной ими работы, определения дальнейших планов исследования, что заставляло их самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей.
Мотивация исследования у учащихся проявлялась через совокупность таких показателей как интенсивность познавательной потребности, как осознание ценности исследования и увлеченность исследованием. Безусловно, в составе групп элективного курса были дети с разным уровнем мотивации. Учащиеся с высоким уровнем мотивации исследования успешно выступили на школьной и городской научно- практической конференции «Шаг в будущее» (еще задолго до завершения всего элективного курса).
Учебная и методологическая компетентность – важные составляющие компетентности современного человека, но без приобщения к достижениям культуры, в первую очередь, к общечеловеческим ценностям, морали и праву нельзя считать себя человеком цивилизованным. Поэтому на занятиях элективного курса было уделено внимание формированию общекультурной компетентности.
Под общекультурной компетентностью понимается готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника и др. На формирование данной компетентности, на мой взгляд, оказали влияние сразу несколько факторов, таких как выбор и формулирование темы исследования с гуманистических позиций, «прикосновение» к историческим и литературным источникам; исследования на базе имеющегося дополнительного образования - художественного и музыкального. Примером этому являются работы учащихся «Становление классического джаза» (Степонавичюте Я.), «Живопись эпохи Возрождения: в Европе и в России» (Акбашева К.), «Рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних веков» (Токарев А.) и др.
Научно-исследовательская деятельность школьников в области общественных наук предполагала проведение социологических исследований и анкетирования, что, в свою очередь, учило детей диалоговой форме общения с окружающими людьми, коммуникативной и этической культуре.
Результаты научно- исследовательской деятельности школьников должны были быть оценены в конце учебного года. Поэтому заключительное занятие элективного курса было проведено в форме защиты научно- исследовательских работ: представление материалов исследования в печатном варианте и презентации.
Формирование компетентностей предполагает не только особый подход к системе ЗУН, но и несколько иную систему оценки деятельности учащихся. Поэтому для оценки научно- исследовательских работ была создана экспертная группа, в состав которой вошли опытные учителя, учащиеся- победители городской научно- практической конференции «Шаг в будущее». Для оценки работ были введены следующие критерии (по 5 балльной шкале):
1.Оценка за материалы исследования (печатный вариант:)
- умение получать и критически осмысливать социальную информацию;
- умение анализировать, систематизировать полученные данные;
- умение цитировать литературу, делать ссылки на мнение известных ученых и исследователей; занимающихся данной проблемой;
- умение структурировать работу ( наличие плана, введение, постановка задачи (цели), основное содержание, выводы, список литературы).
2. Оценка за выступление
- логическое построение выступления (проблема, пути решения, выводы);
- умение ориентироваться в теме работы (в ходе выступления, ответы на дополнительные вопросы);
- организация выступления.
3. Оценка за презентацию (умелое использование ИКТ).
Защита научно- исследовательских работ показала, что элективный курс достиг цели - большинство учащихся умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, апробированный элективный курс создает благоприятные условия для саморазвития личности, формирования у нее общеучебных, общеметодологических и общекультурных компетенций. Компетентностный подход в преподавании элективного курса расширяет сферу влияния образования на личность ученика за счет установки на саморазвитие во всех видах жизнедеятельности – познавательной, профессиональной, социальной, личностной и предполагает качественно иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.
Несмотря на все сложности в организации такого подхода к научно- исследовательской деятельности (большой количественный состав группы, разнообразие тем исследования, недостаточное количество часов и т.д.), результат достиг цели. Многие выпускники выбрали для себя ВУЗы и профессии, связанные с экономикой, правом, обществознанием. Нынешние одиннадцатиклассники в ходе элективного курса продолжат работу над темами своего исследования, и одновременно над формированием ключевых компетенций, необходимых для адаптации в современном взрослом мире.
Список использованной литературы:
- Как построить профильную школу. Пособие для руководителей общеобразовательных школ. Санкт-Петербург. «Просвещение». 2006.
- Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практическое пособие. М., 2008.
- Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно- исследовательской культуры школьников.// ж. «Исследовательская работа школьников», 2008, № 1, с.33-41
[1] Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. – М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...
Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...
Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"
Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется кругозор учащихся, формируется наблюдательность,...
Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"
Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется кругозор учащихся, формируется наблюдательность,...
Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске
Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....
ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность, как основа формирования ключевых компетенций обучающихся
Доводы, до которых человекдодумывается сам, обычноубеждают его больше, нежели те,которые пришли в голову другим.Б.ПаскальГлавное изменение в обществе, влияюшщее на ситувцию в сфере образования -...
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....