Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
статья по обществознанию (11 класс) по теме
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.78 КБ |
![]() | 466.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология организации исследовательской деятельности учащихся по общественным дисциплинам в рамках элективного курса
Сороколетова Т.Е., учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя школа № 8 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Проекты Стандартов нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия. Это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре следующие блоки : 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Формирование этих универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности учащихся. В средней школе № 8 третий год для учащихся 9- 11 классов организован курс «Основы научно- исследовательской деятельности учащихся по общественным дисциплинам», в этом учебном году элективный курс преподается в 9-х классах. Цель данного курса: развитие аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Курс разделен на 3 блока: теоретический, практический, индивидуальные консультации. Понятно, что на два последних блока выделяется большее количество учебного времени. Конечным результатом деятельности курса являются завершенные исследовательские работы учащихся.
В прошлом учебном году учащиеся, посещавшие элективный курс, успешно выступили на городской НПК «Шаг в будущее», дистанционном конкурсе «Интеллектуально- творческий потенциал России». Уже в этом учебном году четверо учащихся успешно выступили на городском конкурсе в честь 80-летия ХМАО-Югры, проводимого партией «Единая Россия». Бесспорно, что результаты внешней экспертизы деятельности радуют любого учителя и его учеников. Но большинство учащихся не могут побеждать в интеллектуальных конкурсах по понятным всем нам причинам. Но это и не самое главное, важнее, на мой взгляд, сформировать навыки исследовательской деятельности у школьника для его дальнейшей жизни. Значимой для ребенка исследовательская работа по общественным дисциплинам является еще и потому, что изучаемая проблема чаще всего имеет отношение к глубинным законам человеческого бытия - нравственности, морали, праву и формах проявлений этих социальных законов в нашей жизни.
Каким же образом исследовательская деятельность, организованная в рамках элективного курса, способствует формированию универсальных учебных действий?
В блок личностных универсальных учебных действий входят действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Учащиеся, посещающие элективный курс, во- первых, мотивированы на занятие такой деятельностью, так как ее результат, воплощенный в оформленных исследовательских работах позволяет учащимся пополнить свой Портфолио, выступить на школьных и городских научно- практических конференциях, принять участие в различных Интернет- конкурсах, выйти с этой работой на экзамен по истории или обществознанию в период государственной итоговой аттестации.
Во-вторых, учащиеся, с первых занятий курса, настроены на не компилятивное воспроизведение материала, а на самостоятельную нравственно-этическую оценку, обобщений и выводов по рассматриваемой проблеме.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему исследовательской работы. На занятиях элективного курса не предлагаются готовые темы. Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, который пытается понять те или иные стороны общественного бытия. Так, в этом учебном году, учащиеся выбрали темы «Особенности общения в подростковом возрасте»; «Защита прав ребенка»; «Черное золото» на службе югорчан», «Наркомания и ее последствия» и другие. Перед учащимися ставится задача- выбрать такую тему, которая отражает какое-то новое видение проблемы, основанная на самых современных научных или самостоятельных исследованиях. Только в этом случае, работа может считаться не реферативной, а исследовательской. Для определения тем работ проводится мозговой штурм, который позволяет высказаться каждому ученику о собственном видении проблем современного общества. Задача учителя в данной ситуации инициировать специальный диалог для того, чтобы «расшевелить» мыследеятельность юных исследователей. В индивидуальном порядке учитель помогает ученику определить аспект темы, сформулировать его на научном языке.
Трудным этапом подготовки исследования для учащихся является и определение цели и задач работы. Поэтому, на одном из первых занятий проводится совместный анализ ученических работ прошлых лет, выявляются их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование такого аналитического метода способствует формированию умения критического мышления и постановки вполне конкретных и достижимых целей.
В ходе занятия «Основные требования к научно- исследовательской работе», кроме изложенных учителем положений, учащиеся, работая в группах, составляют инструкцию- памятку «Какой должна быть исследовательская работа по обществознанию (экономике, истории и т.д.)». Данный вид деятельности способствует развитию умений проектировать и планировать пути рационального преодоления проблем, возникающих в ходе подготовки исследовательской работы.
Используя вышеназванные методы, учитель создает условия для реализации одной из ведущих потребностей юношеского возраста - неформального общения, познания себя и своих возможностей через общение. На этапе контроля также используются групповые методы работы, когда учащиеся обмениваются своими знаниями по той или иной общественной проблеме, что, в свою очередь, позволяет юным исследователям рефлексивно оценить свой труд. В результате этих действий, юные исследователи приобретают и навыки содержательного общения, которое позволяет всем присутствующим шире взглянуть на события в окружающем мире.
Такая групповая работа, а не оценка достижений учителем (что тоже не исключается), способствует формированию воли, мобилизации сил и энергии в преодолении препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности рекомендуется различать общеучебные и логические действия.
В число общеучебных входят: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
В ходе подготовки исследовательской работы на элективном курсе под руководством учителя учащиеся работают в библиотеке с каталогами, в кабинете ИКТ с ресурсами сети Интернет. В результате таких занятий школьники учатся не только поиску необходимой информации для исследования, но и ее критическому восприятию. Одно из занятий элективного курса «Научное чтение: цели и результаты» способствует формированию необходимых навыков осознанного чтения научной литературы, интерпретации прочитанного. На этом же занятии старшеклассники совершенствуют свои умения в фиксации информации, составлении планов, тезисов, оформлении ссылок и списка литературы.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: выдвижение гипотез и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др. Работая над соответствующими частями исследовательской работы, на занятии элективного курса используются схемы - шаблоны, заимствованные в работе «Управление исследовательской активностью ученика» автора Белых С.Л. и большая индивидуальная работа с учащимися курса.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На занятиях элективного курса учащиеся учатся новым способам взаимодействия с учителем и сверстниками, учатся проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, а в случае подготовки группового исследования учатся понимать и предвидеть поведение партнеров, искать компромиссные решения.
Владение монологической и диалогической формами речи, как формами коммуникативных действий, на элективном курсе проверяется во время заключительного занятия. На этом занятии учащиеся предоставляют печатный вариант своего исследования, презентацию и защиту своей работы.
Компетентностный подход в организации элективного курса предполагает несколько иную систему оценки деятельности учащихся. Результаты освоения обучающимися содержания программы проверяются на учебных занятиях и оцениваются по 5 балльной оценке в зависимости от процента выполненного задания, полученного на предшествующем учебном занятии. На заключительном занятии оценивается результат деятельность учащихся, воплощенный в оформленную исследовательскую работу, презентацию и ее защиту.
Для общей оценки исследовательской работы учащихся были введены следующие критерии (по 5 балльной шкале):
1.Оценка за материалы исследования (печатный вариант:)
- целеполагание работы (ясность, четкость цели и задач работы);
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- содержание работы ( умение отделять основную информацию от второстепенной, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, строить логическую цепь рассуждений и др.)
- умение цитировать литературу, делать ссылки на мнение известных ученых и исследователей; занимающихся данной проблемой;
- умение структурировать работу ( наличие плана, введения, основного содержания, выводов, списка литературы);
- умение самостоятельно оценить рассматриваемую проблему с нравственно-этических позиций.
2. Оценка за выступление
- логическое построение выступления (владение монологической речью);
- умение ориентироваться в теме работы (владение умением вступать в диалог);
- организация выступления.
3. Оценка за презентацию (умелое использование ИКТ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, апробированный элективный курс создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее ключевых компетенций.
Организация исследовательской деятельности старшеклассников через элективный курс способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и родителями учащихся.
Блоки УУД | ||||
личностный | действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. |
Самостоятельная нравственно-этическая оценка рассматриваемой проблемы. | ||
регулятивный | целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка | Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, совместный анализ ученических работ прошлых лет, инструкция- памятка «Какой должна быть исследовательская работа», групповая работа | ||
познавательный | ||||
Общеучебные действия: | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. | работают в библиотеке с каталогами, в кабинете ИКТ с ресурсами сети Интернет, занятие элективного курса «Научное чтение: цели и результаты» | ||
универсальные логические действия | выдвижение гипотез и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др | Использование схем- шаблонов Индивидуальные консультации | ||
коммуникативный | социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | учатся новым способам взаимодействия с учителем и сверстниками, учатся проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, а в случае подготовки группового исследования учатся понимать и предвидеть поведение партнеров, искать компромиссные решения. |
Предварительный просмотр:
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Процессы модернизации образования направлены на подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему возможность быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях развития страны. Целевая направленность современной школы сегодня связывается с формированием ключевых компетенций ученика, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно- нравственным ценностям бытия.
В современной науке встречаются различные понятия компетентность, но наиболее приемлемыми для педагогической практики являются идеи О.Е.Лебедева[1], утверждающего значимость компетентностного подхода с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе. Согласно идеям О.Е.Лебедева, выделяются следующие компоненты компетентностей обучающихся:
- общеучебная компетентность;
- общеметодологическая компетентность;
- общекультурная компетентность.
Для осуществления на практике компетентностного подхода для учащихся 10-11 классов социально- гуманитарного профиля «Средней школы № 8» г. Когалыма был предложен элективный курс «Основы исследовательской работы школьников при подготовке реферата по общественным дисциплинам». Для каждого из 37 старшеклассников данный курс предоставил возможность удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей. Каким же образом данный курс способствовал формированию вышеназванных компетентностей?
- Под общеучебной компетентностью понимается высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированность общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности. На занятиях элективного курса учащиеся выявляли особенности социально- гуманитарного познания, тенденции развития общества как сложной динамической системы. Старшеклассники учились анализировать информацию о социальных объектах, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (графиках, диаграммах и др.). Одним из важнейших дидактических умений, которому было уделено большое внимание, - умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Для организации вступительных занятий курса были использованы методическое пособие и учебник Боголюбова Л.Н.
« Человек и общество» для 10-11 классов,М. «Просвещение». 2006 и книга
А.Н.Иоффе «Методика Гражданского образования: теоретические аспекты и
практические рекомендации. Брянск. 2007.
В ходе курса учащимся была предоставлена возможность работы с различными источниками информации в школьной библиотеке, кабинете истории, кабинете ИКТ. В результате таких занятий школьники учились не только поиску необходимой информации для исследования, но и ее критическому восприятию. Одно из занятий элективного курса «Научное чтение: формы, цели, результаты» способствовало формированию необходимых навыков осознанного чтения научной литературы, интерпретации прочитанного. На этом же занятии старшеклассники совершенствовали свои умения в фиксации информации, составлении планов, тезисов, выписок, конспектов.
Учитывая одно из требований современного общества - владение информационно- коммуникационными технологиями, были предусмотрены занятия в кабинете ИКТ для приобретения и совершенствования навыков работы старшеклассников в Интернете, в программе Microsoft Word. Для подготовки стендового доклада учащиеся отрабатывали умение подготовки презентации в программе POWER POINT.
Под общеметодологической компетентностью понимается целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить, владение навыками анализа ситуаций и умение видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать свое поведение и события в окружающем мире. В ходе курса «Основы исследовательской работы школьников при подготовке реферата по общественным дисциплинам» учащимся были предоставлены широкие возможности выбора области исследования. Процентное соотношение выбора учащимися области исследования оказалось следующим: история России (19%), всемирная история (10%), обществознание (19%), право (9%), экономика (32%), история Ханты- Мансийского автономного округа (10%). Следующим этапом деятельности учащихся было определение темы и цели исследования. Выбор темы исследования не вызвал больших затруднений у школьников. Наиболее интересными для исследования стали темы: «Мотивация персонала: теория и современная практика» (Суханова З.), «Государственные праздники как отражение политического режима в стране» (Осман К.), «Рынок учебной литературы г. Когалыма глазами старшеклассника» (Тимофеева М.), «Влияние рекламы на реализацию товара в аптечной сети г. Когалыма»(Кудреватых В.) и другие.
Гораздо сложнее для учащихся оказалось определить цель работы, поэтому нужно было научить юных исследователей точно формулировать цели и задачи своей деятельности. Для этого был сделан совместный анализ ученических рефератов прошлых лет, выявлены их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование аналитического метода работы с рефератами способствовало формированию умения самостоятельно критически мыслить, ставить перед собой вполне конкретные и достижимые цели.
В ходе занятия «Основные требования к научно- исследовательской работе», кроме изложенных учителем положений, учащиеся, работая в группах, составляли инструкцию «Каким должен быть реферат по обществознанию (экономике, истории и т.д.)». Данный вид деятельности способствовал развитию умений проектировать и планировать пути рационального преодоления проблем, возникающих в ходе подготовки исследовательской работы.
Учитель, работая над формированием общеметодологической компетентности учащихся, используя вышеназванные методы, создает условия для реализации одной из ведущих потребностей юношеского возраста - неформального общения, познания себя и своих возможностей через общение. Но при совместной работе учащихся во время подготовки исследования приобретается и навык содержательного общения, когда общаться информативно - «хорошо», «престижно». Общение во время занятий элективного курса позволило учащимся рефлексивно оценивать свое поведение, а содержательное общение - шире взглянуть на события в окружающем мире. Стоит сказать и о том, что ребенок –инвалид (Мудрик К.) не была изолирована от группы, как это бывает в условиях классно-урочной системы, и очень увлеченно и результативно работала над темой «Субъекты исторического процесса».
Каждое занятие с учащимися начиналось с совместного анализа проделанной ими работы, определения дальнейших планов исследования, что заставляло их самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей.
Мотивация исследования у учащихся проявлялась через совокупность таких показателей как интенсивность познавательной потребности, как осознание ценности исследования и увлеченность исследованием. Безусловно, в составе групп элективного курса были дети с разным уровнем мотивации. Учащиеся с высоким уровнем мотивации исследования успешно выступили на школьной и городской научно- практической конференции «Шаг в будущее» (еще задолго до завершения всего элективного курса).
Учебная и методологическая компетентность – важные составляющие компетентности современного человека, но без приобщения к достижениям культуры, в первую очередь, к общечеловеческим ценностям, морали и праву нельзя считать себя человеком цивилизованным. Поэтому на занятиях элективного курса было уделено внимание формированию общекультурной компетентности.
Под общекультурной компетентностью понимается готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника и др. На формирование данной компетентности, на мой взгляд, оказали влияние сразу несколько факторов, таких как выбор и формулирование темы исследования с гуманистических позиций, «прикосновение» к историческим и литературным источникам; исследования на базе имеющегося дополнительного образования - художественного и музыкального. Примером этому являются работы учащихся «Становление классического джаза» (Степонавичюте Я.), «Живопись эпохи Возрождения: в Европе и в России» (Акбашева К.), «Рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних веков» (Токарев А.) и др.
Научно-исследовательская деятельность школьников в области общественных наук предполагала проведение социологических исследований и анкетирования, что, в свою очередь, учило детей диалоговой форме общения с окружающими людьми, коммуникативной и этической культуре.
Результаты научно- исследовательской деятельности школьников должны были быть оценены в конце учебного года. Поэтому заключительное занятие элективного курса было проведено в форме защиты научно- исследовательских работ: представление материалов исследования в печатном варианте и презентации.
Формирование компетентностей предполагает не только особый подход к системе ЗУН, но и несколько иную систему оценки деятельности учащихся. Поэтому для оценки научно- исследовательских работ была создана экспертная группа, в состав которой вошли опытные учителя, учащиеся- победители городской научно- практической конференции «Шаг в будущее». Для оценки работ были введены следующие критерии (по 5 балльной шкале):
1.Оценка за материалы исследования (печатный вариант:)
- умение получать и критически осмысливать социальную информацию;
- умение анализировать, систематизировать полученные данные;
- умение цитировать литературу, делать ссылки на мнение известных ученых и исследователей; занимающихся данной проблемой;
- умение структурировать работу ( наличие плана, введение, постановка задачи (цели), основное содержание, выводы, список литературы).
2. Оценка за выступление
- логическое построение выступления (проблема, пути решения, выводы);
- умение ориентироваться в теме работы (в ходе выступления, ответы на дополнительные вопросы);
- организация выступления.
3. Оценка за презентацию (умелое использование ИКТ).
Защита научно- исследовательских работ показала, что элективный курс достиг цели - большинство учащихся умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, апробированный элективный курс создает благоприятные условия для саморазвития личности, формирования у нее общеучебных, общеметодологических и общекультурных компетенций. Компетентностный подход в преподавании элективного курса расширяет сферу влияния образования на личность ученика за счет установки на саморазвитие во всех видах жизнедеятельности – познавательной, профессиональной, социальной, личностной и предполагает качественно иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.
Несмотря на все сложности в организации такого подхода к научно- исследовательской деятельности (большой количественный состав группы, разнообразие тем исследования, недостаточное количество часов и т.д.), результат достиг цели. Многие выпускники выбрали для себя ВУЗы и профессии, связанные с экономикой, правом, обществознанием. Нынешние одиннадцатиклассники в ходе элективного курса продолжат работу над темами своего исследования, и одновременно над формированием ключевых компетенций, необходимых для адаптации в современном взрослом мире.
Список использованной литературы:
- Как построить профильную школу. Пособие для руководителей общеобразовательных школ. Санкт-Петербург. «Просвещение». 2006.
- Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практическое пособие. М., 2008.
- Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно- исследовательской культуры школьников.// ж. «Исследовательская работа школьников», 2008, № 1, с.33-41
[1] Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. – М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/27/picture-112921-1501187868.jpg)
Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-264537-1370906094.jpg)
Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"
Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется кругозор учащихся, формируется наблюдательность,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-264537-1370906094.jpg)
Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"
Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется кругозор учащихся, формируется наблюдательность,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-260789-1369897576.jpg)
Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске
Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....
ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность, как основа формирования ключевых компетенций обучающихся
Доводы, до которых человекдодумывается сам, обычноубеждают его больше, нежели те,которые пришли в голову другим.Б.ПаскальГлавное изменение в обществе, влияюшщее на ситувцию в сфере образования -...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-685959-1444638125.jpg)
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....