Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе
статья (русский язык) по теме
Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию компетенции, сформированность компетенции и указание на класс. Данный материал может быть использован молодыми учителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy_na_urokah_rya_v_osnovnoy_shkole.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций школьников
на уроках русского языка в основной общей школе.
Пелипенко Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как умение гибко действовать в изменчивых условиях, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях, требующих незамедлительных действий. (1) В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».(2)Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных задач современной школы.
Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые предлагает современная отечественная педагогика (2):
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
В любой из образовательных областей следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. На основе стандарта образования по русскому языку попытаемся определить суть и содержание основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка.
Компетенции | Содержание | Сформированность | Класс |
Ценностно-смысловые | Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Сознательное отношение к языку как к духовной ценности. |
| 5-9 |
| 8-9 | ||
| 5-9 | ||
Общекультурные | Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения |
| 5-6 |
| 7 | ||
| 8-9 | ||
Учебно-познавательные | Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения. |
| 5-9 |
Информационные | Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию |
| 5 |
| 6 | ||
| 7 | ||
| 8 | ||
| 9 | ||
Коммуникативные | Свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования. Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. |
| 5 |
| 6 | ||
| 7 | ||
| 8 | ||
| 9 | ||
Социально-трудовые | Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика |
| 5-9 |
Компетенции личностного самосовершенствования | Потребность речевого самосовершенствования. |
| 5-6 |
| 7-8 | ||
| 9 |
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.
- Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»
Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...