Педагогическая поддержка учащихся в досуговой деятельности: вчера, сегодня, завтра
методическая разработка (11 класс) на тему

Данная работа – результат осмысления с позиций гуманистического воспитания  и «педагогики сотрудничества» одной из актуальных проблем современного образования – педагогической поддержки старшеклассников при организации классными воспитателями их досуговой деятельности. Объектом исследования выступает процесс педагогического обеспечения самоопределения старшеклассников в досуговой деятельности, основная цель - определение содержания, форм и основных направлений педагогической поддержки, а также выявления потенциалов  детского досуга как сферы активной гуманизации личности ребенка. Работа является практико-ориентированной, т.к. обобщенный в ней опыт внеклассной работы может быть внедрен в практику инновационных и общеобразовательных учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedpodderzhka.doc170 КБ

Предварительный просмотр:



Рекомендовано к изданию

научно-методическим советом лицея-интерната

Рязанова С. И.

Педагогическая поддержка учащихся в досуговой деятельности: вчера, сегодня, завтра  – С.: Изд-во ЛИЕН, 2015, – 24 с.

Данная работа – результат осмысления с позиций гуманистического воспитания  и «педагогики сотрудничества» одной из актуальных проблем современного образования – педагогической поддержки старшеклассников при организации классными воспитателями их досуговой деятельности. Объектом исследования выступает процесс педагогического обеспечения самоопределения старшеклассников в досуговой деятельности, основная цель - определение содержания, форм и основных направлений педагогической поддержки, а также выявления потенциалов  детского досуга как сферы активной гуманизации личности ребенка. Работа является практико-ориентированной, т.к. обобщенный в ней опыт внеклассной работы может быть внедрен в практику инновационных и общеобразовательных учебных заведений.


Педагогическая поддержка старшеклассников
в досуговой деятельности

Содержание

Введение _        ………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Педагогическая поддержка старшеклассников в досуговой деятельности как составная часть личностно-ориентированного подхода к образованию        ………………………………5

Глава 2. Содержание и формы педагогической поддержки старшеклассников в условиях гимназического образования и воспитания        ………………………………………………………………………………9

Глава 3 Содержание и формы педагогической поддержки старшеклассников в условиях лицейского образования и воспитания        ………………………………………………………………………………16

Список литературы        …………………………………………………………………22


Введение

Изменение политической и социокультурной ситуации в России вызвало актуализацию действительно гуманистических идеалов для работников народного образования. Учителя все чаще ориентируются на позицию «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, А.Н. Тубельский, Т.М. Ковалева), активно разрабатывается теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Фролова, С.Д. Полякова, М.М. Михайлова, Т.В. Анохина), творчески осваивается  опыт организации досуговой деятельности учащихся (А.А. Фомин, В.Г. Бедерханова, И.П. Иванов, С.А. Шмаков, В.В.  Петрусинский).

В этой связи на изменение ориентации в условиях внедрения педагогической поддержки в практику указывали О.С. Газман и А.В. Иванов: педагог «…должен в принципе изменить свой ориентир: он имеет дело не с абстрактным коллективом, который ему нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных учащихся, а с общностью, в которой есть отдельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером, с неповторимым жизненным опытом и социальными условиями. Воспитатель класса, на самом деле, друг, защитник, советчик и духовный наставник каждого отдельно взятого ученика…»( 7, с.3).

Значительный интерес к проблеме педагогической поддержки учащихся старших классов в досуговой деятельности вызван определенными сложностями, которые испытывает именно данная возрастная группа учеников, находясь в ситуации множественных жизненно важных выборов, определения приоритетов социокультурных ценностей. Исследования, проводимые классными воспитателями гимназии в течение последних пяти лет, показывают, что процесс выбора личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления, индивидуализация и социализация ребенка  происходят не только и не столько в сфере учебной деятельности, но, прежде всего,  в досуговой деятельности ребенка. Именно здесь происходит подлинное, духовное самоопределение, формирование мировоззрения и представлений о будущей жизни.

Исходя из непреходящей ценности и актуальности исследования досуговой деятельности учащихся, организованной педагогами, стоящими на гуманистических позициях, была выбрана тема работы: «Педагогическая поддержка старшеклассников в досуговой деятельности».

Объектом исследования выступает процесс педагогического обеспечения самоопределения старшеклассников в досуговой  деятельности.

Основная цель – определение содержания, форм и основных направлений педагогической поддержки, а также выявление потенциалов детского досуга как сферы активной гуманизации личности ребенка.


Глава 1.

Педагогическая поддержка старшеклассников в досуговой деятельности как составная часть личностно-ориентированного подхода к образованию.

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они звенели добрым и веселым звоном, чтобы  мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточки-веревочки, которые заставляют их звенеть, - это увлекательные досуги, организованные педагогами-воспитателями. Поэтому проблемы правильной организации досуговой деятельности детей, поиска новых форм и совершенствования методов внеклассной работы, педагогической поддержки, оказываемой классными воспитателями, не перестают быть очень актуальными и злободневными.

 Каковы же приоритеты в работе классного воспитателя? В центре его внимания находится ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  каждого воспитанника, его защита и педагогическая поддержка;  воспитатель должен обеспечить гармоническое развитие каждого ребенка, создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, нравственных и творческих способностей, способствовать самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации каждого ученика.

Термин «педагогическая поддержка» является новым для педагогической науки. Под этим термином понимается «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» (Газман О.С. «Первое сентября», 25 ноября 1995 г.).

Для более глубокого понимания данного термина можно привести несколько его определений и характеристик, обсуждающихся на Первом всероссийском семинаре, состоявшемся в конце октября 1995 года в подмосковном Зеленограде:

-педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в саморазвитии, в решении различных жизненных, образовательных проблем (И.Д. Фрумин);

-система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям; направленных на их выявление и поддержку (И.С. Якиманская);

-помощь школьнику в затруднительных ситуациях для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды (К. Валстрон, К. Маклафлин, П. Зваал, П. Понте, Д. Романо).

Досуговая сфера занимает важнейшее место в формировании личности ребенка, особенно подростка. «Школа» в переводе с греческого -  «досуг». До Каменского так и было – школой считалось не учебное заведение, не помещение или место, а свободные от обязанности занятия. Эти досуговые занятия предназначались для самопознания, поиска себя, приобретения чувственного опыта. Разнообразие таких занятий считалось   основой развития личности. «Досуг – ребенку друг», «Живи не скупись, досугом делись», «Умей дело делать, умей и позабавиться», «Хороший досуг – мудрости друг», «Приобретешь на досуге – пригодится в жизни» – так гласит народная мудрость.

У замечательного сельского педагога В.А. Сухомлинского школа была досугом. Не зря же он свою  школу называл Домом Радости. Не зря же он постоянно расширял досуговое пространство за пределами учебной работы детей. 80 разнообразных кружков и клубов действовало в его школе. Четыре мастерских, три Сада,  три голубятни, комната сказок, библиотека на 60 тысяч томов книг с читальным залом, где доступ к книжным полкам был свободен, - досуговое богатство школы великого педагога. А еще были Страна Лилипутия, Изумрудное Царство, Пещера Сокровищ – мир восьмого чуда – детской игры. А еще пять Праздников цветов, Автодром с миниатюрной техникой, Беседки для занятий на воздухе, Школа Природы для шестилеток.

Какие же определения досуга дают современные ученые?

«Словом «досуг» мы обозначаем пространство, время и содержание творческих занятий, выходящих за пределы школьной деятельности» (13, с. 12).

 «Досуг – внеурочное время отдыха, развития способностей, интересов и свободного общения со значимыми людьми» (7, с. 58).

А вот какое определение досуга дали сами гимназисты: «Досуг – время, свободное от выполнения необходимой, обязательной работы, заполняемое делом, которое по душе».

ГЛАВНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕТСКОГО ДОСУГА КАК СФЕРЫ АКТИВНОЙ ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

  1. Рекреация и релаксация (отдых, восстановление душевных и физических сил).

Организация отдыха учащихся гимназических классов – очень актуальная проблема, стоящая перед классными воспитателями. Учащимся, испытывающим большие  интеллектуальные  и  эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе учебной деятельности, необходимо восстановить силы в часы досуга.

  1. Развитие разнообразных способностей и интересов ребенка.

Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью и опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Поэтому именно здесь осуществляется максимально полное развитие разнообразных способностей детей, удовлетворение их личных интересов и притязаний.

  1. Реабилитация.

Досуг – школа поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка, тем более слабого, «трудного», особенно нуждающегося в помощи опытного и мудрого наставника. Успехи ребенка в досуговой сфере обеспечивают ребенку авторитет перед классом и учителями, позволяют осознать собственную значимость и необходимость, формируют «оптимистическую гипотезу» развития ребенка.

  1. Свободное общение со значимыми людьми.

Досуг деятельностен, поэтому каждый ребенок кому-то нужен. Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, самоутверждения среди сверстников, разумной интимности в субординационных отношениях с теми, кто старше или младше. Ощущение своей уникальности и значительности дает ребенку ощущение счастья.

  1. Познавательная функция.

В процессе досуговой деятельности формируется познавательная самостоятельность - внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников, творчески использовать их на практике. Это свойство – компонент более широкого, интегрального качества личности – самостоятельности, которое придает личности внутреннюю определенность, социальную значимость, чем способствует ускорению темпов ее гражданского созревания.

  1. Формирование этических и эстетических ценностей.

Грамотно организованный досуг -  профилактика бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. В досуговой сфере дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой активного самовоспитания. Дети сами, без понуканий,  следуют этическим нормам («будь честным, добросовестным, волевым, терпеливым и т.д.»), иначе игра просто не состоится.

  1. Сублимация.

В процессе досуговой деятельности происходит сублимация – процесс преобразования и переключения энергии аффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

  1. Профориентация.

Досуг предоставляет учащимся возможность определить «пределы самостоятельной трудности», и они стремятся их преодолеть, значит, растут. Успех приходит к детям, если каждый досуговый тренинг приводит к грани возможного. Тот, кто в детстве учится побеждать себя, свой страх, свою неуверенность, свою лень, учится побеждать в жизни   все проблемы. Досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке, способствует адекватной самооценке своих возможностей  при выборе жизненного пути.

По содержанию досуг детей можно подразделить на ряд принципиальных групп:

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения).

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки).

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей (выездные лагери, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).

 Досуговое время имеет абсолютно самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия во всех видах практической деятельности.


Глава 2.

Содержание и формы педагогической поддержки старшеклассников в условиях гимназического образования и воспитания.

        Постперестроечные девяностые годы ознаменовались серьезными переменами и потрясениями в политической, экономической и культурной жизни России. Но не зря народная мудрость гласит: « Нет худа без добра». Перемены, в том числе  благие, коснулись и сферы народного образования. В сложной социокультурной ситуации явственно чувствовалась необходимость актуализации  гуманистических идеалов, которые теперь не просто декларировались, а стали философией и практикой педагогической деятельности.  Учителя начали ориентироваться на «педагогику сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, А.Н. Тубельский, Т.М. Ковалева), активно разрабатывать теорию педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Фролова, С.Д. Полякова, М.М. Михайлова, Т.В. Анохина), творчески осваивать  опыт организации досуговой деятельности учащихся (А.А. Фомин, В.Г. Бедерханова, И.П. Иванов, С.А. Шмаков, В.В.  Петрусинский).

В этой связи на изменение ориентации в условиях внедрения педагогической поддержки в практику указывали О.С. Газман и А.В. Иванов: педагог «…должен в принципе изменить свой ориентир: он имеет дело не с абстрактным коллективом, который ему нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных учащихся, а с общностью, в которой есть отдельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером, с неповторимым жизненным опытом и социальными условиями. Воспитатель класса, на самом деле, друг, защитник, советчик и духовный наставник каждого отдельно взятого ученика…»( 7, с.3).

Именно в начале девяностых годов в городе Саратове в ряде элитных образовательных учреждений (лицеев, гимназий) нашли возможным и необходимым финансировать работу освобожденного классного воспитателя. И мне, работавшей в гимназии  №1 г. Саратова, посчастливилось стать одной из участниц этого смелого, важного и результативного образовательного эксперимента.

 Удача улыбнулась еще раз, когда освобожденным классным воспитателям гимназии предложили повысить квалификацию в Институте педагогических инноваций РАО.  Творческое общение с О.С. Газманом и созданным им уникальным коллективом  - командой единомышленников, инновационные формы работы с курсистами,  удивительная атмосфера продуктивного  общения стали мощнейшими катализатороми  моего профессионального роста, точкой отсчета дальнейших научных и творческих изысканий.

Сейчас  в это трудно поверить, но в 1992 году для нас самым настоящим откровением был и сам термин «педагогическая поддержка»,  и его значение -  «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» (Газман О.С. «Первое сентября», 25 ноября 1995 г.).  Мы были так вдохновлены и окрылены увиденным и услышанным на курсах, что стремились обретенные знания, умения и навыки воплотить в школьную практику.

Основной целью моей работы после возвращения с курсов стало осуществление педагогической поддержки учащихся старших классов, ведь именно данная возрастная группа учеников испытывает значительные трудности, находясь в ситуации множественных жизненно важных выборов, определения нравственных приоритетов, социокультурных ценностей.

Исследования, проводимые классными воспитателями гимназии в течение последующих пяти лет, показали, что процесс выбора личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления, индивидуализация и социализация ребенка  происходят не только и не столько в сфере учебной деятельности, но, прежде всего,  в досуговой деятельности ребенка. Именно здесь происходит подлинное, духовное самоопределение, формирование мировоззрения и представлений о будущей жизни.

Моя деятельность была посвящена определению содержания, форм и основных направлений педагогической поддержки, а также выявлению потенциалов детского досуга как сферы активной гуманизации личности ребенка. Какими  же были мои приоритеты в работе освобожденного классного воспитателя? В центре моего внимания  - ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  каждого воспитанника, его защита и педагогическая поддержка;  я старалась обеспечить гармоническое развитие каждого ребенка, создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, нравственных и творческих способностей, способствовать самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации каждого ученика.

Работа в системе гимназического образования и воспитания не только открывала перед классными воспитателями большие возможности, но и предполагала более высокие требования, предъявляемые к работе наставников. Поэтому внеклассно-воспитательная работа, организующая досуговую деятельность школьников, была поднята на качественно новый уровень.

Целям и задачам внеклассно-воспитательной работы соответствовали  новые подходы к организации досуговой деятельности учащихся. Новаторство при планировании внеклассных мероприятий заключалось в том, что выбор форм работы осуществляется при самом активном участии школьников, в соответствии с их желаниями, интересами, потребностями. Кроме того,  кураторы не просто  готовили зрелищные мероприятия, привлекая к участию в них только самых ярких, заметных, артистичных детей, а шли от запросов и личностных интересов каждого ребенка, выявляемых непосредственно (при анкетировании, обсуждении, в ходе КТД) и опосредованно (при психологическом тестировании школьников).

В психологической карте, составленной на каждого ребенка, я отражала его личностные особенности и индивидуальные проблемы. Это позволяло классно составить перспективный  план интеллектуального, творческого, духовного развития каждого ребенка. Если у него проблемы со здоровьем – составить план спортивно-оздоровительных мероприятий для данного ребенка совместно с врачом, валиологом, учителем физкультуры, руководителем спортивной секции и родителями ребенка. Если у ребенка коммуникативные проблемы – организовать работу в группе психологического тренинга,  индивидуальные беседы с психологом, привлекать к работе творческих групп при подготовке классных и общешкольных мероприятий, помочь ему освоить диалогическую форму общения (по определению Бахтина, «бытие для другого, а через него – для себя»). Если у ребенка проблемы в сфере учебной деятельности – помочь ему самоутвердиться, обрести свою лидерскую нишу в досуговой сфере, принять «оптимистическую гипотезу» будущего и открыть перспективы саморазвития  во всех других сферах жизнедеятельности школьника. Если не гармоничны отношения в системе «Ребенок-Культура» – помочь ребенку войти в пространство культуры.

Для решения стоящих перед классными воспитателями задач творческая группа педагогов гимназии, в которую вошли завуч по внеклассно-воспитательной работе, психолог, музыкальный работник, хореограф, руководитель театрального кружка и классные воспитатели старших классов, разработала концепцию бала гимназистов как особого внеклассного мероприятия, игровой формы зрелищного общения, которая наилучшим образом способствует максимальному раскрытию всех творческих способностей детей, самоопределению, самореабилитации.

В классах начинали работать небольшие творческие группы по интересам: сценаристы, дизайнеры, костюмеры, звукорежиссеры, хореографы, художники-оформители и т.п. Перед группами, работающими по методу КТД, стояли важные задачи – дальнейшая разработка общей концепции бала и максимально яркое воплощение в жизнь рождающихся творческих замыслов, осознание своего места и роли в данном  культуротворческом процессе. На этом этапе тесно взаимосвязаны работа внешняя (осуществление выбранного самим ребенком творческого задания) и работа внутренняя (преодоление комплексов, внутренних противоречий, коммуникативных проблем). Стремясь занять свою лидерскую нишу,  каждый ребенок включался в интереснейший процесс самореализации и культурного самоопределения, познания своих внутренних ресурсов, не раскрытых до конца возможностей.

Творческая группа, создававшая сценарии балов, предложила выстраивать сюжетные линии театрального действия на основе сюжетов литературных и музыкальных произведений русских и зарубежных классиков. На наших гимназических балах блистали Сказочник, Король, Министр-администратор и Первая Кавалерственная Дама (герои сказок Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», «Дракон», «Золушка», «Свинопас»), своенравная Принцесса с Учителем и Гофмейстриной (герои сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»),  восхищающие остроумием Бегемот и Коровьев (герои романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), надменная Снежная Королева и ее коварный Советник (герои сказки Е. Шварца «Снежная Королева»), находчивый Фигаро и прелестная Сюзанна (герои комедии Бомарше и опер Россини и Моцарта), загадочный Мистер Икс (герой оперетты Кальмана «Принцесса цирка»).  Яркая, волнующая, вдохновенная игра актеров зажигала всех гостей бала, создавала неповторимую, чарующую атмосферу:

Друзья мои, здесь каждый рад,

Что он пришел на маскарад,

Этот чудный бал

Нас сюда созвал,

И огнями залит зал.

Здесь воздух счастьем напоен

И каждый чуточку влюблен.

В этом зале всех

Шумный ждет успех,

И царят здесь шутки и смех!

Ребята с удовольствием принимали участие в бальных забавах, играх и развлечениях – Королевских фантах, Марлезонском балете, «живых картинах», танцевальном марафоне, сказочной викторине, конкурсе пантомимы, создании галереи волшебных скульптур, игре «Снимается кино».

Мощный творческий заряд помогал ребятам  создать незабываемые яркие номера – химическую сказку о мушкетерах, рок-поп-фолк-оперы «Королевич Елисей-суперстар» и «Дюймовочка», королевские балеты «Тристан и Изольда», «Золушка», «Щелкунчик», «Руслан и Людмила», рэп-стилизацию восточной сказки о Шехерезаде, цыганские романсы о Стрекозе и Муравье, танец-пантомиму со свечами на сюжеты известных античных легенд о Нарциссе и Яблоке раздора.

 На этом этапе самосовершенствования происходила колоссальная внутренняя работа, формировалась перспектива дальнейшего развития, которую Макаренко назвал «оптимистической гипотезой». Моя педагогическая поддержка заключалась в том, чтобы помочь ребенку обрести ту точку опоры, ту путеводную нить, которая приведет его к новым жизненным высотам, поможет преодолеть нелегкий путь per aspera ad astra («через тернии к звездам»).

Помочь детям увидеть оптимистическую гипотезу будущей жизни классным воспитателям гимназии помогал конкурс «Леди и джентльмены». Леди и джентльмены, по нашему убеждению, не звание и не название, а внутреннее состояние, когда в человеке все прекрасно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Это не просто конкурс, а интереснейший процесс самопознания, приводящий ребенка к самоуважению и утверждению собственной уникальности и значимости. Отказавшись от себя-повседневных, участники конкурса на время  воплощались в свой идеал, чувствовали, что ради собственного блага, радости и удачи они должны стремиться к этой личностной высоте.

Наши конкурсанты поражали жюри эрудицией, т.к. прекрасно разбирались в поэзии и классической музыке, направлениях изобразительного искусства и архитектурных стилях, для них не являлись тайной ни язык цветов, ни правила  этикета. Они могут устроить светский прием для самой изысканной публики, на котором леди поразят всех элегантностью нарядов, изяществом причесок и украшений, а джентльмены, восхищенные их красотой,  вдохновенно прочитают им стихи, споют серенады, завоюют сердца оригинальными, остроумными комплементами. Если же они отправятся в романтическое путешествие в столицу туманного Альбиона, то джентльмены расскажут своим дамам обо всех достопримечательностях Лондона, а леди проведут интереснейшие экскурсии по залам Британского музея.

Конкурсанты поражали всех своими артистическими талантами, представляя нам «Жизнь в вопросах и восклицаниях» А.П. Чехова, «Принцессу цирка» Кальмана, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» Бомарше, «Горе от ума»  Грибоедова.  А как великолепны, пластичны, колоритны они в танце – каждая пара в своем стиле, в том музыкальном ореоле, который ближе характеру, темпераменту: в романтическом вальсе или страстном танго, грациозном менуэте или зажигательном рок-н-ролле!

Очень интересно  было наблюдать за тем, как внешнее перевоплощение, дающее возможность примерять разные социальные роли, подсознательно и незаметно созидало их внутренний облик. Душа не надевала маску светской дамы – в ней открывалось исконное изящество и благородство. Она не играла в благородные манеры – просто ее окрыляли звуки  прекрасной музыки, и так естественно  и гармонично «вспоминались» добросердечие, чуткость, совестливость, чувство прекрасного

Созидательная творческая деятельность позволяла мне как классному воспитателю осуществить педагогическую поддержку:  я помогала ребенку прочувствовать, куда и зачем он должен стремиться, как прекрасен его личный, начертанный им самим идеал, как радостно само движение к нему. При этом, я считаю, очень важно избежать соблазна «лепить» ребенка «по образу и подобию своему», нельзя забывать о том, что в воспитательном процессе ребенок – цель, а не средство воплощения в жизнь наших планов, идей и идеалов. Я, как и все классные воспитатели гимназии, осознавала огромную созидательную роль своего культуротворчества, ибо в досуговой деятельности  ежедневно участвала в сотворении личности ребенка.

Проведенное в 1997-99 гг исследование учащихся 10-11 «Б» (химико-биологического) класса позволяет подтвердить эту гипотезу.

Организация отдыха учащихся гимназических классов – очень актуальная проблема, стоящая перед классным воспитателем. В ходе медико-психофизиологических исследований, проведенных в начале 10 класса, выяснилось следующее: учащиеся считали, что испытывают нагрузку в 2 раза большую, чем в обычной школе, у 23% опрошенных имело место нарушение сна, у 19% появилась сонливость днем, 18% жаловались на подавленное настроение. Исследование, проведенное в конце 11 класса, показало, что учащиеся полностью адаптировались к большим учебным нагрузкам, не воспринимают их как непосильные, на нарушение сне жаловались 2% учащихся, 4% - на сонливость, 3% - на грустное настроение (дети пояснили, что связано это с конкретным происшествием, расстроившим их, на общий эмоциональный фон это не влияет).  Учащиеся, испытывающие большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки,   восстанавливали силы в часы хорошо организованного досуга, и это помогало им справиться со многими возникающими трудностями.

Спортивные секции посещали 55%  учащихся, кружки по углубленному изучению предметов – 5%, выставки, музеи, театры  - 96%, в оздоровительных мероприятиях участвовали – 94%, в конкурсах эрудитов и олимпиадах – 63%, в подготовке к внеклассным мероприятиям – 85%, в клубно-кружковой работе – 78%, в конкурсах самодеятельности – 46%. Таким образом, все ребята не только целенаправленно готовились к поступлению в СГМУ (100% результат), но и обретали лидерские ниши в разных сферах досуговой деятельности.

В течение эксперимента 2 раза (в начале 10 класса  и конце 11 класса) проводился тест смысложизненных ориентаций (СЖО) /Д.А. Леонтьев/, отражающий уровень осмысленности жизни учеников, наличие и осмысление целей в жизни, что является показателем стремления старшеклассников к самоопределению. Вот результаты этого исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ТЕСТА  СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ  ОРИЕНТАЦИЙ

Показатели

Норма

Начало эксперимента

Конец эксперимента

1

Наличие цели в жизни

31

26,7

34,2

2

Интерес и эмоциональная насыщенность жизни

30

20,5

35,4

3

Удовлетворенность самореализацией

24

20,2

23,9

4

Локус контроля «Я»

20

15,7

19,7

5

Локус контроля – жизнь

30

17,3

31,5

6

Общий показатель осмысленности жизни

100

92,4

123,6

Таким образом, показатель осмысленности цели жизни, поднявшийся  в конце эксперимента на 31%,  превысил норму. Интерес и эмоциональная насыщенность жизни тоже больше нормы и почти в 2 раза превышает первоначальный показатель. Систематическое обращение в досуговой деятельности к процессам самопознания привело к тому, что учащиеся стали более ясно представлять цели жизни и строить ее в соответствии со своими планами (см. 4-5 показатели). В конце 11 класса учащиеся пришли к убеждению, что человек должен занимать активную жизненную позицию, контролировать свою жизнь, волен принимать самостоятельные решения и может воплотить в жизнь свои мечты.

Объективные результаты исследования говорят об эффективности такой организации досуговой деятельности учащихся, при которой классный воспитатель активно оказывает учащимся педагогическую поддержку, избирает диалогическую форму межличностного общения, создает в социокультурном пространстве класса и всей школы благоприятные условия для сотворчества педагога и ученика, способствует наиболее полному самоопределению, самореализации и саморазвитию ребенка.

Перед классными воспитателями гимназии  №1 стояла очень важная цель – воспитание интеллектуальной и духовной элиты России, способной возродить и укрепить ее величие. Мы стремились воспитать человека интеллектуального, интеллигентного, духовно богатого, творческого, - именно таким мы видим своего выпускника. Сейчас, 10 лет спустя, можно с уверенностью сказать, что мы достигли намеченных целей. Опрос выпускников показал, что 90% из них обрели свою жизненную нишу, состоялись как личности: они прекрасные специалисты, имеют любимую и хорошо оплачиваемую работу, счастливы в браке. Мы ориентировались на воспитание человека, который реализует себя в жизни полно и многогранно,  наилучшим образом будет способствовать развитию и процветанию своей страны, и достигли этого.  Думаю, немаловажную роль в том, что наши выпускники счастливы и успешны, сыграл созданный в гимназии №1 институт освобожденных классных воспитателей, получивших прекрасный профессиональный старт благодаря курсам в Институте педагогических инноваций РАО.


Глава 3.

Содержание и формы педагогической поддержки старшеклассников в условиях лицейского образования и воспитания.

        С 2001 года моим основным местом работы стал ЛИЕН при СГАУ   им. Н.И. Вавилова.  «Меняйте ваши мнения – сохраняйте ваши принципы; меняйте листья – сохраняйте корни»… Мне, как освобожденному классному воспитателю (в прошлом)  и классному руководитель (в настоящем), очень близко это высказывание В. Гюго. В настоящее время я, сохраняя свои «корни», свои принципы, свое желание оказывать подопечным педагогическую поддержку, начала совершенствовать формы и методы работы, разрабатывать новые методики воспитания в соответствии с требованиями современности,  изменившейся за десятилетие социокультурной ситуацией, а также с учетом психологических особенностей, интересов и запросов современных  подростков.

Старшеклассники, только приближающиеся к взрослой, самостоятельной жизни, зачастую оказываются жертвами сложнейшей политической и социальной ситуации в нашей стране. Педагоги сталкиваются с проблемой низкого интеллектуального, культурного и духовного уровня подростков.

Причиной педагогических неудач становится крайне низкая учебная мотивация. Горькая правда заключается в том, что для нынешней молодежи успех в жизни все реже является следствием активной учебы, труда, творчества. Не все абитуриенты, поступая в вуз, планируют работать по специальности; редко кто стремится обрести прочные знания, получать высокие отметки; единицы  получают удовольствие от процесса обучения и возможности совершенствоваться.

Острее, чем когда-либо, конфликтуют поколения «отцов» и «детей». Устав от финансовой несостоятельности своих семей, дети начитают воспринимать декларируемые «отцами» нравственные законы (доброту, справедливость, милосердие, порядочность, честность, самоотдачу) как принципы неудачников, ничего не добившихся в жизни людей.  Исследования психологов показывают, что подрастающее поколение жаждет успеха, но жизненные победы, по мнению молодых людей, обеспечит скорее отказ от моральных ценностей, готовность на сделки с совестью, даже связи с преступным миром. Детям нового тысячелетия свойственны целеустремленность и настойчивость (зачастую под лозунгом «Цель оправдывает средства»), гордый свободолюбивый нрав, завышенная самооценка (иногда приводящие к чувству вседозволенности и торжеству гордыни).

Если раньше дети задавали вопрос «почему?», то теперь – «зачем?» На этот вопрос классному руководителю будет нетрудно ответить, предлагая ребятам такую форму досуговой деятельность, как внеурочную работу над различными видами проектов. Эта форма  работы позволяет ребятам, жаждущим достижения больших жизненных высот, развить в себе такие качества успешного в настоящем и будущем человека, как общительность (45%), толерантность (34%), целеустремленность (32%), уверенность в себе (27%), активность (27%), трудолюбие (25%), находчивость (18%). Приведенные данные анкетирования экспериментальной группы (2 класса, 49 человек) позволяют сделать выводы, что именно участие современных подростков в проектной деятельности поможет  подрастающему поколению развить  свои сильные стороны, но не дать довести до крайности несомненные достоинства,  превратить их в пороки и недостатки, не дать отречься от интеллектуального и творческого наследия «отцов», извечных нравственных законов.

«Сладчайший из плодов – плод нашего собственного труда», - писал Л. Вовенарг.  Я и мои воспитанники не раз могли в этом убедиться, работая в течение года над учебными проектами различных типов. Проектная деятельность  стала эффективным способом педагогической поддержки «слабых» учеников, повышающим их  учебную мотивацию и способствующим личностному росту. Для более подготовленных учащихся метод проектов явились одним из способов реализации их творческих способностей и интеллектуальных возможностей.

Так, в группе «слабых» учащихся с практически отсутствующей мотивацией к успешному обучению (рейтинг группы – 25 место из 25 возможных) было решено предварительно провести анкету, чтобы выяснить причины их крайне низкой познавательной активности и, как следствие, низкой успеваемости. Почему успеваемость выделенной группы учащихся столь невысока? Многое проясняет проведенная анкета: ребята пишут, что им «неинтересно учиться», они «всего добиваются, если им нужно», «могут быть сплоченными, если им нужно». Значит, форма внеклассной деятельности должна быть такова, чтобы на нем было интересно и ученикам было нужно добиваться успеха.

Что же вселило уверенность, что проект, в отличие от традиционного внеклассного мероприятия, может дать лучшие результаты? Об этом говорили несомненные достоинства учеников этой группы, которые очевидны для педагогов и осознаются самими лицеистами: они «общительные», «дружные», «веселые», «активны в творческой работе», «любознательны», «люди с открытыми сердцами»; замечательно написала одно ученица: «Моя группа кажется мне одним большим солнцем, от которого отходит 38 лучиков». Поэтому, детально проанализировав возможности учащихся данной группы, я решила сделать попытку «достучаться» до самых сокровенных уголков души каждого из них, выбрав для этого наиболее оптимальную форму эмоционального воздействия.

После предварительно рассказа о возможностях проекта  во время «мозгового штурма» ребята  предложили провести такой вечер, который был бы самостоятельно ими подготовлен.  Мне, как руководителю проекта, отводилась роль консультанта по наиболее сложным вопросам. Проанализировав вместе календарно-тематический план, мы решили, что  для вечера нужно избрать тему «Королева Лира» (Жизнь и творчество А.А.Ахматовой). Ученикам была интересна тема (предстояло побольше узнать о незаурядной личности и талантливом поэте), доступна форма (литературная гостиная и мультимедийная презентация), удобен срок (конец III четверти).

Совместная творческая работа учащихся с классным руководителем началась с обсуждения ее основных этапов:

  • формулировка основной идеи;
  • самоопределение в творческом процессе;
  • формирование информационного поля;
  • самореализация и саморазвитие;
  • консультации педагога;
  • самосовершенствование;
  • репетиции;
  • вечер;
  • рефлексия.

В результате была разработана структурно-функциональную модель вечера. Каждый участник проекта определился со своей лидерской нишей

Распределение участников проекта в группах по видам деятельности

№ п/п

Группа

Кол-во уч-ся

Задача

1.

Сообщения

16

Найти интересную информацию, подобрать яркий видеоряд (фон), сделать яркое, эмоционально насыщенное сообщение.

2.

Стихотворения

10

Артистично рассказать стихотворение, дать короткий колоритный комментарий, подобрать слайды (фон).

3.

Романсы

3

Отрепетировать с аккомпаниатором романсы на стихи поэта, проникновенно исполнить, подобрать слайды (фон).

4.

Музыка

2

Подобрать музыкальный фон к повествованию о разных моментах жизни поэта или к стихотворениям, отрепетировать с выступающими эти фрагменты урока.

5.

Видеоматериалы

2

Просмотр видеоматериалов, отбор ярких фрагментов, которые удачно вписалась бы в общий сценарий и могли украсить урок.

6.

Танец

2

Создание танцевальной композиции, в пластической форме выражающей состояния души поэта.

7.

Презентация

2

Упорядочить отсканированные фотографии и рисунки, усовершенствовать их с помощью программы «Adobe Photoshop», наложить фон, текст и музыку, во время урока синхронизировать фон и выступления.

8.

Сценарий

3

Обобщить информацию о выступлениях, отредактировать тексты, логически выстроить фрагменты урока, написать текст ведущих, отрепетировать урок с творческими группами, провести урок.

  • Результат активной творческой работы лицеистов не мог не стать настоящим праздником  — праздником труда, успеха, созидания и личностного роста. Именно так ученики группы называли вечер в своих анкетах. Трудно словами описать этот вечер -  необходимо было душою погрузиться в необыкновенную творческую ауру происходившего на наших глазах чуда  — сотворения Личности каждого участника.

Хотелось бы предоставить слово самим лицеистам:

«Группа стала более организованна и интеллектуально стала выше»

«Между нами возникло взаимопонимание и имела место взаимопомощь, чего раньше было меньше»

«Каждый смог проявить себя»

«Проект еще сильнее сдружил и сплотил нас, дал много энергии и хороших эмоций»

«Эта работа дала нам понять, что мы можем быть хорошими, у нас есть творческие задатки».

Совместную проектную деятельность, ставшую ярким и незабываемым процессом нашего духовного школьного бытия, мы продолжили во 2 четверти. Один месяц был дан учащимся, чтобы приготовить спектакль по комедии В. Маяковского «Клоп». Были избраны другие руководители команд – люди с творческими задатками и режиссерскими способностями. Перед группами была поставлена задача – сделать презентацию одной из сцен комедии Маяковского, представив ее в словесной и театрализованной форме.

Группы тщательно изучили критическую литературу о комедии, поработав в библиотеках и поисковых системах Интернета, неоднократно читали текст, выбирая сценку, распределили роли, продумали декорации, костюмы, грим, провели репетиции. На мой взгляд, вечер подобного жанра совмещает главные достоинства внеклассного мероприятия и инновационного урока: он был очень информативен и в то же время ярок и интересен, а главное – продуктивен.

Продолжилось формирование проектного мышления, ведь необходимо было четко организовать не только работу группы – нужно было организовать прежде всего себя, работать предельно четко, развивать свои интеллектуальные, творческие способности, свою духовность. В ходе репетиций формировались коммуникативные навыки, развивались эмпатия и толерантность – необходимые составляющие успешной и результативной совместной творческой деятельности.

 Проект, представленный на международной конференции в 2006 году, называется «Арткафе «Бродячая собака: вчера и сегодня». Тема заинтересовала нас, так как «серебряный век» назван Бердяевым «русским духовно-культурным ренессансом», и сейчас Россия нуждается в подобном возрождении.

Проект необычен и уникален в своем роде. Следует отметить, что классный руководитель обычно работает либо с классом как общностью, либо с группой лидеров (интеллектуальных, творческих, организационных, эмоциональных), но мне  ближе такой подход к организации внеклассной деятельности, при котором есть возможность уделить внимание всем без исключения ученикам.

Над проектом работали 9 творческих групп: на первом этапе формировали информационное поле, создавали свой вариант сценария, редактировали его, репетировали свои выступления. На втором этапе группы представили продукт своей  деятельности: литературно-музыкальный вечер, на котором в творческой форме представили результаты своих научных изысканий. На третьем этапе группа креативных лидеров готовила доклад с мультимедийным сопровождением (для международной конференции) - квинтэссенцию найденных материалов.

На мой взгляд, классный руководитель в современных условиях наиболее эффективно может способствовать сотворению личности своих воспитанников, если может возглавить творческую лабораторию, мастерскую, клуб по интересам.  С 2004 года я возглавляю  киноклуб ЛИЕН. Продукты нашей совместной творческой деятельности – видеофильмы.

 Первый  видеофильм посвящен опере футуристов 1913 года «Победа над солнцем», созданной Крученых, Малевичем и Матюшиным.  Творение футуристов требовало яркой формы изложения, и на цифровой видеокамере был снят двадцатиминутный учебный научно-популярный фильм,  который теперь может быть использован на уроках при изучении «серебряного века».

Второй фильм называется «Собачье сердце – 2» и посвящен одному из прототипов булгаковской повести «Собачье сердце» профессору Преображенскому. Кинопроект создан на стыке филологии, биологии, политологии, социологии и психологии. Ребята занимались под руководством работников кабинета компьютерных технологий: осваивали искусство видеосъемки, монтажа, учились использовать возможности мультипликации и анимации.  Работа получила высокую оценку на областной конференции и на всероссийском конкурсе «Созвездие-2006».

Подводя итоги, хочется отметить, что в своей работе под проектами мы следуем педагогической прогностике: семи стратегиям для XXI века. Это педагогика любви (любовь и уважение – базис нашего творческого общения), эвристика для творческого саморазвития (мы в постоянном творческом поиске), педагогическая синергетика (обретаем истину с помощью достижений различных наук и искусств), конфликтология (учимся общаться продуктивно и неконфликтно), педагогическая соционика (учимся быть  толерантными с людьми различных социальных типов), педагогическая валеология (заботимся о здоровье, психическом и духовном в том числе), педагогическая акмеология (стремимся достигнуть высшей степени своего развития).

Таким образом, в процессе педагогической поддержки в досуговой деятельности учащиеся достигли значительного личностного роста: повысилась их учебная мотивация и познавательная активность, информационная лабильность, развилось нелинейное креативное мышление, коммуникабельность, организаторские способности и навыки работы в коллективе, они обрели свою «лидерскую нишу».

Трудно переоценить значение педагогической поддержки в досуговой деятельности, особенно в столь сложной социокультурной обстановке, которая сложилась в наше время. Однако даже самый добросовестный, творческий и самоотверженно отдающийся работе классный руководитель просто физически не может уделить этой работе должного внимания, ведь  она – только 10 часть его служебных обязанностей, и, кроме того, работа классного руководителя относится к числу одной из самых низкооплачиваемых   (20% от ставки учителя, что составляет примерно 400 в месяц).

Позволю себе немного помечтать. На мой взгляд, в идеале, команда педагогов, работающих с классом, должна пополниться тьютором (он поможет каждому ребенку избрать индивидуальный образовательный маршрут) и освобожденным классным руководителем (он поможет каждому ребенку успешно пройти избранный им индивидуальный маршрут личностного роста). Хочется верить в то, что в рамках национальной программы «Образование», названного правительством РФ приоритетным, могли бы быть выделены деньги на финансирование этих ставок, необходимых в каждой школе. Кроме того, это позволило бы остаться в школах опытным педагогам, которые из-за «демографической ямы» девяностых годов могут остаться без работы.  Я считаю, что проделанная в рамках этого педагогического эксперимента интеллектуальная и духовная работа поможет нашим ученикам быть успешными в том глобальном проекте, который называется «Жизнь».


Список литературы.

  1. Актуальные проблемы современного детства / Сборник науных трудов. Под ред. Е.М. Рыбинского, вып. 2. М., 1993. 120 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. 496 с.
  3. Амосов Н. Моделирование мышления и психики. Киев, 1995.

 386 с.

  1. Анохина Т.В., Валстром К., Зваал Г., МакЛафлин К., Понте П., Романо Д. Идеи и технологии пед. Поддержки в образовании США, Великобритании, Голландии.//Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. Члена-корреспондента РАО .С.Газмана./Материалы всероссийской конференции. М., 1996. 57 с.
  2. Бахтин М.М. Парадоксы диалога. М., 1993. 129 с.
  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //Новые ценности образования: 10 концепций и эссе. М., 1995. 58 с.
  4. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. М., 1992. 86 с.
  5. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. Книга для учителя. Под ред. О.С. Газмана. М., 1988, 158 с.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М., 1989. 254 с.
  7. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994. 94 с.
  8. Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул.  Вып. 8.  М., 1998.
  9. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированная  коллективная творческая деятельность. Ульяновск, 1996. 136 с.
  10. Шмаков С.А. Уроки детского досуга (в помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю). М., 1991. 87 с.
  11. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. (Учителю, воспитателю, вожатому). М., 1994, 156 с.
  12. Шмаков С.А. Ее величество – игра. Забавы, потехи, разыгрыши для детей, родителей, воспитателей. 1991. 160 с.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология. М., 1996. 39 с.


С.И. Рязанова, учитель русского языка и литературы, классный руководитель ( ЛИЕН при СГАУ им. Вавилова)

Педагогическая поддержка учащихся
в досуговой деятельности:
вчера, сегодня, завтра

ЛИЕН, 2015 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихсяю Статья.

Статья о методах работы на уроках русского языка и литературы со слабоуспевающими учениками...

Воспитание; вчера, сегодня, завтра.выступление на педагогическом совете школы

Воспитание – это целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств.Воспитанием ребёнка занимаются с самого его рождения. Воспитывают родители, родственн...

Пректная деятельность:вчера,сегодня,завтра

Когда мы говорим об инновационных подходах в обучении, то обращаемся к проектной деятельности, хотя данная технология имеет большой опыт. У проектной деятельности было своё вчера ,есть своё сегодня, и...

пректная деятельность:вчера, сегодня,завтра

Когда мы говорим об инновационных подходах в обучении, то обращаемся к проектной деятельности, хотя данная технология имеет большой опыт. У проектной деятельности было своё вчера ,есть своё сегодня, и...