ТЕМА : Распространение тоталитарных режимов в Европе в 30-е годы ХХ в. Фашизм: Вчера. Сегодня… Завтра?. А.Гитлер Б.МуссолиниСлайд 2
Значение этих слов нужно знать! Словарь урока Политический режим, Тоталитаризм, Авторитаризм, Нацизм, Фашизм, Феномен, Репрессия.
Слайд 3
Последствия Первой мировой войны В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации. Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек. В боях погибло свыше 10 млн. человек и в 2 раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки, деклассировались. Жестокость и насилия войны, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению. В целом ряде стран произошли революции, в результате которых образовались новые государства. Война вызывала социальные потрясения во многих странах мира, на политическую сцену вышли новые политические силы.
Слайд 4
Изменения в обществе после Первой мировой войны Человеческие потери.Перемены в общественном сознании и культуре. Социальные последствия Изменения в экономике. Погибло 10 миллионов человек, каждый седьмой, призванный в армию, не вернулся с фронта. Нарастание пессимизма – убеждённости в худшем. Рост националистических настроений – идеи о превосходстве одной нации над другими. Падение уровня жизни людей, рост безработицы, налогов, инфляции. Страдают не только рабочие и крестьяне, но и представители средних слоёв – торговцы, ремесленники, служащие. Усилилась роль женщины в обществе. Начался переход с военных ресурсов экономики на мирные.
Слайд 5
Слайд 6
ВЫВОД: В последние годы в сложной борьбе социальных, классовых, националистических и идейно-политических сил и массовых сил в Европейском континенте утверждалась независимость целого ряда новых государств и определялась новая геополитическая ситуация, на первый план вышла проблема послевоенного мирного урегулирования и становление новой системы международных отношений.
Слайд 7
Истоки фашизма…. Бенито Муссолини – основоположник итальянского и фактически европейского фашизма, принёсшего неисчислимые бедствия миллионам людей и поставившего человечество на грань катастрофы. В 1920 – 30-е гг. имя Муссолини знала вся Италия от мала до велика. Его профиль с бритой головой и выпяченной нижней челюстью печатался на монетах, его многочисленные портреты, бюсты, фотографии красовались во всех государственных учреждениях и жилых домах. Его имя набиралось КРУПНЫМ шрифтом на каждой странице во всех газетах, неоднократно в течение дня звучало по всем программам национального радио. Кинохроника запечатлевала его на многочисленных парадах, митингах, соревнованиях. Это был крупнейший в Европе культ личности, безраздельно господствовавший в Италии с октября 1922 г. по июль 1943 г.
Слайд 8
Парад фашистской молодежной организации.Рим.1929г.
Слайд 9
Адольф Гитлер- уверял, что начавшийся в 1933 Третий рейх просуществует тысячу лет. Оказавшись у власти, он рьяно принялся создавать и укреплять в стране абсолютную диктатуру. Гитлер укреплял свою власть с помощью тщательно продуманной системы жестокости и террора. Тех, кто пытался протестовать против подобного правления, избивали или убивали, арестовывали и бросали в тюрьмы. Стараясь не задевать влиятельных лиц, Гитлер хитроумно оттеснял консерваторов в сторону, в то же время грубо расставляя собственных людей в правительстве. С великолепным мастерством он проводил макиавеллевскую политику, разоряя, подвергая арестам и лишая своих противников прав и самой жизни. Он создавал послушное ему правительство, подчинял законодательство, образование и религию интересам национал-социализма. Подобно Муссолини, он стремился надзирать за соотечественниками с колыбели до могилы.
Слайд 10
Идеология фашизма
Слайд 11
Приход к власти Гитлера.1933 г.
Слайд 12
Слайд 13
Плакат "Евреи - наше несчастье". Германия, 1935 г.
Слайд 14
Идеология итальянского и германского фашизма.
Слайд 15
Причины возникновения: Революция Военное поражение Внутренние противоречия Навязывания извне
Слайд 16
Условия формирования Резкая ломка устоявшихся социальных структур. Кризис политической власти. Разрушение гражданского общества. Деформация политического сознания.
Слайд 17
Основы становления Появление современных средств массовой информации и формирование их потребителя. Возникновение массовых политических партий. Наличие возможностей для создания разветвлённого аппарата репрессий и насилия.
Слайд 18
синквейн Фашизм Абсолютный Жёсткий Карательный Унижающий Запрещающий
Слайд 19
Выполни задания: №1 Что является характерной чертой фашистского политического режима? 1. концентрация власти в руках выборных органов 2. наличие единой идеологии, насаждаемой государством 3. свободные от цензуры средства массовой информации 4. высокая степень развитости гражданского общества Верны ли следующие суждения о тоталитарном государстве? А. В тоталитарном государстве представительные органы лишены реальных полномочий. Б. В тоталитарном государстве рабочие и крестьяне не могут быть избраны в парламент. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
Слайд 20
Выполни задание №2 1. Определите, в условиях какого режима могло произойти следующие события: -Поэт иронично отозвался о вожде и за это был сначала сослан в другой город, а затем арестован и расстрелян. -Известный писатель критически изображал тяжёлую жизнь и жёсткое правление в стране; правящий режим хотел его как – то «одёрнуть», но ничего не смог с ним сделать
Слайд 21
Выполни задание №3 1.В каких из перечисленных ниже стран в 1930-е гг. существовали тоталитарные режимы: - Германия - Польша - Великобритания - Франция - Венгрия - Италия - США
Слайд 22
Порассуждай! «Можно обманывать часть народа всё время и весь народ – некоторое время, но невозможно обманывать весь народ всё время». А. Линкольн. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» Ф. Рузвельт.
Слайд 23
Фашизм: Вчера. Сегодня… Завтра?. Определите признак, по которому объединены изображения
Слайд 24
Автор презентации: Учитель истории и обществознания I категории Н.В.Агаркова . МОУ «Приморская СОШ»