Программа курса "Литературное наследие Сибири"
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Шитакова Мария Валерьевна

Программа разработана для учащихся 5-х классов. Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края. Курс «Литературное наследие Сибири» направлен на общее развитие ребенка, на воспитание у детей чувства такта и понимания культуры других, непохожих народов. Особенностью курса является возможность учащихся прикоснуться к историческому и литературному прошлому родного края, познакомиться с поэтами и писателями Томской области, а также лично встретиться с писателями Александровского района на литературных гостиных. Предмет направлен на формирование чувства любви к родному краю, «Малой родине», культуре Сибири, языку, а также на развитие литературно-творческих способностей учащихся. Программа курса предусматривает расширение и углубление литературоведческих знаний учащихся. Реализация курса предусматривает использование личностно- ориентированного подхода, применение инновационных технологий, что способствует формированию у учащихся лингвистической, коммуникативной, языковой и других компетентностей и отвечает требованием ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_literaturnoe_nasledie_sibiri.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Александровское»

   

Литературное наследие Сибири

              Программа курса

Классы: 5 «А», «Б»

Учитель: Шитакова Мария Валерьевна

Количество  часов:

всего 18  час; в неделю:  1 час

                    Алекандровское 2012г.

                                   Пояснительная записка.

         Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным  компонентом в базисном учебном плане. Мы живём в Сибири и должны знать её литературное  наследие.  Курс «Литературное наследие Сибири» предполагает интенсивное обучение учащихся различным видам речевой  деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, что имеет большое образовательное значение. Учебный предмет «Литературное наследие Сибири» призван познакомить детей с фольклором народов Сибири, творчеством сибирских писателей, привить интерес к родному краю, расширить читательский кругозор. Содержание учебного материала способствует воспитанию интеллектуального, компетентно- грамотного, культурного человека, а также духовно-нравственному совершенствованию личности. Курс способствует формированию  ключевых компетенций у учащихся. В процессе работы формируются компетентности: общекультурные,   ценностно-смысловые,  учебно-познавательные,   информационные , компетенции личностного самосовершенствования. Развитие данных компетенций   предполагает у детей формирование способности  к собственной интерпретации изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях; планирование, анализ, рефлексию; понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях. Предмет направлен на формирование чувства любви к родному краю, «Малой родине», культуре Сибири,  языку, а также на развитие литературно-творческих способностей. Данная программа знакомит не только с традициями народов, проживающих рядом, но и с культурой собственного этноса.

         

Особенности курса

  1. Содействует развитию познавательной деятельности учащихся;

  1. усиливает интерес к историческому прошлому и настоящему

родного края;

  1. развивает устную и письменную речь учащихся, творческие

способности детей;

  1. расширяет кругозор учащихся через чтение произведений

различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

  1. знакомит с творчеством писателей Сибири и предполагает

встречи с писателями-современниками;

  1. осуществляются межпредметные связи:   литературное чтение, русский язык, история.

Основные задачи курса

  • Знакомство учащихся с литературным наследием Сибири;

  • развитие интереса к литературному  наследию Сибири;

  • обучение умению формулировать основную мысль текста
  • (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста;

  • воздействие произведениями на мысли, чувства учащихся;

  • развитие творческих способностей, желания творить (писать
  • свои стихи, сказки, рассказы);

  • создание условий для формирования потребности в   самостоятельном чтении художественных произведений;

  • способствует формированию ключевых компетентностей.

Содержание программы

Центральные тематические разделы:

  • Народы Сибири и их сказки;  
  • герои фольклорных произведений;
  • томские писатели и поэты – детям;
  •  поэты ЗЕМЛИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ;
  • человек и природа в фольклорных и  литературных произведениях о  

          Сибири.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. словесные методы: объяснение, беседа, комментированное чтение, рассказ;
  2. практические методы: работа с книгой, текстом, составление планов для пересказа, выполнение  творческих заданий: сочинение сказок, загадок, стихотворений, рассказов;
  3. наглядные методы: показ видеоматериалов, проведение экскурсий.

Знания, умения, навыки

1. Формирование навыков осознанного чтения художественных текстов.

2. Выразительное чтение текстов сибирской литературы и фольклора.

3. Умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.

4. Формирование первоначальных представлений о литературном произведении, его жанрах.

  1. 5. Умение оценивать пейзаж, интерьер, характер героя и окружающий мир.

 6. Наблюдение над образностью и выразительностью языка художественного произведения, его стилевыми особенностями.

7. Формирование первоначальных умений и навыков написания сочинений на основе жизненных впечатлений и литературных произведений.

  1. Развитие у обучающихся навыков литературно-творческой деятельности. Создание собственного литературного, поэтического текста.
  2. Формирование навыков оценки художественного произведения (постижение проблематики текста, художественной образности, характеристика образов-персонажей, выражение собственной точки зрения).

Содержание  

История Сибири (3  часа)

1.Открытие Сибири.  « Как прекрасна Сибирь». Широта и пространство края. Традиции сибирской литературы.

2.Знакомство с картой Сибири.

               3. Родная Томская земля   (Человек и природа: реки, озера, тайга, горы, животные, птицы, растения).  

Томские сказания. (1 час)Страницы героических сказаний о Сибири.

     Легенды об Эуште и красавице Томе.

      Народы Сибири и их сказки (4 часа) (Сказки об отличительных чертах животных:  "Почему звери друг от друга отличаются" - нанайская, "Отчего змеи жалят" - эвенки, "Глухарь, утка и гусь" - кеты, "Жадный глухарь" - Алтай, "Отчего у зайца уши длинные" -сказка манси, "Почему карась стал плоским" -эвенки, "Догадливая выдра" -шорцы, "Хитрая лиса и дятел" - эвенки "Снегирь" - сказка эвенков, "Отчего ворон черный" -манси, "Лебедь и Ворон" - эвенки, "огонёк и Пчела" - сказка шорцев.)

Другие сказки: ("Зайчик" -манси, "глупый лось" - сказка ненцев, "Первая кукушка" - ненцы, "Кукушка" - сказка эвенков, "Как птицы огонь добывали" - шорцы, "Собака" - ненцы, "Как собака хозяина себе искала" –селькупы).

  1. Русские сказки.
  2. Татарские сказки.
  3. Эвенкийские сказки .
  4. Бурятские сказки.
  5. Якутские сказки.
  6. Тувинские сказки.
  7. Селькупские сказки.
  8. Кетские сказки.
  9. Хантыйские сказки.

Сибирский фольклор  (2 часа)

Сибирские традиции и обряды.

  1. Загадки разные – отгадка одна.
  2.  Заклички.

Мифы, легенды о сибирском крае (3 часа)

  1. Кетские мифы «Как родилась земля», «Почему Чулым сбежал от Енисея». Страницы героических сказаний о Сибири.
  2.  Эвенкийский миф «Как земля появилась».
  3.  Нганасанский миф «Как Утка землю добывала».
  4.  Хантыйская легенда «Небо – Конь».
  5.  С. Заплавный «Жители Эушты», «Легенда о Тояне».

Поэты земли Александровской (3 часа)  (Творчество поэтов Александровского района:  А. Г.Калашника, О.Г. Калашника, Г. Обединой, Г. Пасько, А. Штумпфа, Л. Лапиной , В. Колыханова,  Т. Бони и других).

 

Героические личности Сибири  (2 часа)

  1. Д. Лившиц «Полёт в бессмертие».
  2. Р. Кошурникова «Подвиг Ивана Черных».
  3. Р. Кошурникова   «Космонавт Рукавишников».
  4. Героические личности с. Александровское (А. Ф.Лебедев, Юргин  и др.)

Список литературы  

Кожемякина А.С. «Сибирские сказки» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

Заплавный С. «Рассказы о Томске» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное  издательство, 1980 г.

Кошурникова Р.В. «Стоит над Томью град старинный …» омск: Томское книжное  издательство, 1987 г.

Кошурникова Р.В. «Почему муха упала в обморок» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1985 г.

Максимова И.Е. «Сибирь – твой дом». Учебник сибиреведения для начальной школы. ТОИПКРО, «Курсив», 1998 г.

Сказки народов Сибири. / Составители: Э. Падерина, А. Плитченко – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.

Три маралухи: Сказки народов Сибири о животных / Составители: Э.Падерина, А.Плитченко – Москва: «Современник», 1986 г.

Татьяна Мейко. «Сад судеб. Сказки» - Томск: издательство Томского университета, 1994 г.

Григорьев А.И. «Как ты природу бережёшь?»

Урманов К.Н. «Солнечный круг» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.

Кудрявцева В.И. «Секрет» - Томск: Томское книжное издательство, 1988 г.

Кудрявцева В.И. «Волшебный сундучок» - Томск: Томское книжное издательство, 1992 г

                           

Дата

Содержание

Кол-во часов

Технологии

Компетенции

1

Сибирь – твой дом.

1

коммуникативные

2

Открытие Сибири. Летописи. Легенды. Истории.

1

ИКТ

3

Сказания о земле Сибирской.

1

РКМЧП

4

Волшебный мир сибирской сказки. Как Сибирь заселяли народы.

1

Коммуникативная

5

Красота родного края.

Е. Айпин    « На святом бору»

1

РКМЧП

6

Хантыйские сказки земли Александровской.

1

Культуроведческая

7

Экскурсия в музей

1

8

Русские сказки Томской земли.

1

РКМЧП

учебно-познавательные

9

Сказки коренных народов. Нганасаны. Кеты. Хакасы. Эскимосы.

1

Общекультурная

10

Сказки коренных народов. Тувинцы. Эвены. Эвеки. Шорцы.

1

Здоровьесберегающие

11

Сказки коренных народов. Буряты. Манси. Ненцы. Якуты. Нанайцы.

1

ИКТ

коммуникативные

12

Поэты  земли Александровской

1

13

Творчество поэтов земли Александровской.

1

Мини-проекты

Личное самосовершенствование

14

Литературная гостиная

1

15-16

Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. Пословицы. Приметы. Скороговорки.

2

учебно-познавательные

17

Героические личности Сибири.

1

РКМЧП

18

Героические личности Сибири.

1

ИКТ, мини-проекты

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литература Восточной Сибири

Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основног...

Рабочая программа по истории Сибири

Рабочая программа по истории Сибири 11 класс....

Урок литературы по программе « Писатели Восточной Сибири» в 6 классе

Тема: Стихотворения декабристов периода ссылки. Биография Александра Одоевского. Анализ стихотворений « Утро», « Из детских всех воспоминаний» Цели: -дать представление о жизни и творчестве декабрис...

Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири" 5 класс

Рабочая программа учебного курса по «Литературному наследию Сибири», далее ЛНС  для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...

Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" 6 кл. 16 часов (1)

Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири", включающая следующие разделы: "Пояснительная записка", "Предполагаемые результаты обучения", "Содержание п...

Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса

Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса рассчитана на 18 часов (1 час в неделю в первом полугодии) и содержит изучение произведений новосибирских писателей и поэт...

Рабочая образовательная программа ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ (элективный курс)

Аннотация к рабочей  программеРабочая  программа по литературе для обучающихся 6  класса составлена в соответствии ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 0...