Программа курса "Литературное наследие Сибири"
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Программа разработана для учащихся 5-х классов. Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края. Курс «Литературное наследие Сибири» направлен на общее развитие ребенка, на воспитание у детей чувства такта и понимания культуры других, непохожих народов. Особенностью курса является возможность учащихся прикоснуться к историческому и литературному прошлому родного края, познакомиться с поэтами и писателями Томской области, а также лично встретиться с писателями Александровского района на литературных гостиных. Предмет направлен на формирование чувства любви к родному краю, «Малой родине», культуре Сибири, языку, а также на развитие литературно-творческих способностей учащихся. Программа курса предусматривает расширение и углубление литературоведческих знаний учащихся. Реализация курса предусматривает использование личностно- ориентированного подхода, применение инновационных технологий, что способствует формированию у учащихся лингвистической, коммуникативной, языковой и других компетентностей и отвечает требованием ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_literaturnoe_nasledie_sibiri.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Александровское»
Литературное наследие Сибири
Программа курса
Классы: 5 «А», «Б»
Учитель: Шитакова Мария Валерьевна
Количество часов:
всего 18 час; в неделю: 1 час
Алекандровское 2012г.
Пояснительная записка.
Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом в базисном учебном плане. Мы живём в Сибири и должны знать её литературное наследие. Курс «Литературное наследие Сибири» предполагает интенсивное обучение учащихся различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, что имеет большое образовательное значение. Учебный предмет «Литературное наследие Сибири» призван познакомить детей с фольклором народов Сибири, творчеством сибирских писателей, привить интерес к родному краю, расширить читательский кругозор. Содержание учебного материала способствует воспитанию интеллектуального, компетентно- грамотного, культурного человека, а также духовно-нравственному совершенствованию личности. Курс способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. В процессе работы формируются компетентности: общекультурные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные , компетенции личностного самосовершенствования. Развитие данных компетенций предполагает у детей формирование способности к собственной интерпретации изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях; планирование, анализ, рефлексию; понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях. Предмет направлен на формирование чувства любви к родному краю, «Малой родине», культуре Сибири, языку, а также на развитие литературно-творческих способностей. Данная программа знакомит не только с традициями народов, проживающих рядом, но и с культурой собственного этноса.
Особенности курса
- Содействует развитию познавательной деятельности учащихся;
- усиливает интерес к историческому прошлому и настоящему
родного края;
- развивает устную и письменную речь учащихся, творческие
способности детей;
- расширяет кругозор учащихся через чтение произведений
различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- знакомит с творчеством писателей Сибири и предполагает
встречи с писателями-современниками;
- осуществляются межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история.
Основные задачи курса
- Знакомство учащихся с литературным наследием Сибири;
- развитие интереса к литературному наследию Сибири;
- обучение умению формулировать основную мысль текста
- (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста;
- воздействие произведениями на мысли, чувства учащихся;
- развитие творческих способностей, желания творить (писать
- свои стихи, сказки, рассказы);
- создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- способствует формированию ключевых компетентностей.
Содержание программы
Центральные тематические разделы:
- Народы Сибири и их сказки;
- герои фольклорных произведений;
- томские писатели и поэты – детям;
- поэты ЗЕМЛИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ;
- человек и природа в фольклорных и литературных произведениях о
Сибири.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные методы: объяснение, беседа, комментированное чтение, рассказ;
- практические методы: работа с книгой, текстом, составление планов для пересказа, выполнение творческих заданий: сочинение сказок, загадок, стихотворений, рассказов;
- наглядные методы: показ видеоматериалов, проведение экскурсий.
Знания, умения, навыки
1. Формирование навыков осознанного чтения художественных текстов.
2. Выразительное чтение текстов сибирской литературы и фольклора.
3. Умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.
4. Формирование первоначальных представлений о литературном произведении, его жанрах.
- 5. Умение оценивать пейзаж, интерьер, характер героя и окружающий мир.
6. Наблюдение над образностью и выразительностью языка художественного произведения, его стилевыми особенностями.
7. Формирование первоначальных умений и навыков написания сочинений на основе жизненных впечатлений и литературных произведений.
- Развитие у обучающихся навыков литературно-творческой деятельности. Создание собственного литературного, поэтического текста.
- Формирование навыков оценки художественного произведения (постижение проблематики текста, художественной образности, характеристика образов-персонажей, выражение собственной точки зрения).
Содержание
История Сибири (3 часа)
1.Открытие Сибири. « Как прекрасна Сибирь». Широта и пространство края. Традиции сибирской литературы.
2.Знакомство с картой Сибири.
3. Родная Томская земля (Человек и природа: реки, озера, тайга, горы, животные, птицы, растения).
Томские сказания. (1 час)Страницы героических сказаний о Сибири.
Легенды об Эуште и красавице Томе.
Народы Сибири и их сказки (4 часа) (Сказки об отличительных чертах животных: "Почему звери друг от друга отличаются" - нанайская, "Отчего змеи жалят" - эвенки, "Глухарь, утка и гусь" - кеты, "Жадный глухарь" - Алтай, "Отчего у зайца уши длинные" -сказка манси, "Почему карась стал плоским" -эвенки, "Догадливая выдра" -шорцы, "Хитрая лиса и дятел" - эвенки "Снегирь" - сказка эвенков, "Отчего ворон черный" -манси, "Лебедь и Ворон" - эвенки, "огонёк и Пчела" - сказка шорцев.)
Другие сказки: ("Зайчик" -манси, "глупый лось" - сказка ненцев, "Первая кукушка" - ненцы, "Кукушка" - сказка эвенков, "Как птицы огонь добывали" - шорцы, "Собака" - ненцы, "Как собака хозяина себе искала" –селькупы).
- Русские сказки.
- Татарские сказки.
- Эвенкийские сказки .
- Бурятские сказки.
- Якутские сказки.
- Тувинские сказки.
- Селькупские сказки.
- Кетские сказки.
- Хантыйские сказки.
Сибирский фольклор (2 часа)
Сибирские традиции и обряды.
- Загадки разные – отгадка одна.
- Заклички.
Мифы, легенды о сибирском крае (3 часа)
- Кетские мифы «Как родилась земля», «Почему Чулым сбежал от Енисея». Страницы героических сказаний о Сибири.
- Эвенкийский миф «Как земля появилась».
- Нганасанский миф «Как Утка землю добывала».
- Хантыйская легенда «Небо – Конь».
- С. Заплавный «Жители Эушты», «Легенда о Тояне».
Поэты земли Александровской (3 часа) (Творчество поэтов Александровского района: А. Г.Калашника, О.Г. Калашника, Г. Обединой, Г. Пасько, А. Штумпфа, Л. Лапиной , В. Колыханова, Т. Бони и других).
Героические личности Сибири (2 часа)
- Д. Лившиц «Полёт в бессмертие».
- Р. Кошурникова «Подвиг Ивана Черных».
- Р. Кошурникова «Космонавт Рукавишников».
- Героические личности с. Александровское (А. Ф.Лебедев, Юргин и др.)
Список литературы
Кожемякина А.С. «Сибирские сказки» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.
Заплавный С. «Рассказы о Томске» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980 г.
Кошурникова Р.В. «Стоит над Томью град старинный …» омск: Томское книжное издательство, 1987 г.
Кошурникова Р.В. «Почему муха упала в обморок» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1985 г.
Максимова И.Е. «Сибирь – твой дом». Учебник сибиреведения для начальной школы. ТОИПКРО, «Курсив», 1998 г.
Сказки народов Сибири. / Составители: Э. Падерина, А. Плитченко – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.
Три маралухи: Сказки народов Сибири о животных / Составители: Э.Падерина, А.Плитченко – Москва: «Современник», 1986 г.
Татьяна Мейко. «Сад судеб. Сказки» - Томск: издательство Томского университета, 1994 г.
Григорьев А.И. «Как ты природу бережёшь?»
Урманов К.Н. «Солнечный круг» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.
Кудрявцева В.И. «Секрет» - Томск: Томское книжное издательство, 1988 г.
Кудрявцева В.И. «Волшебный сундучок» - Томск: Томское книжное издательство, 1992 г
№ | Дата | Содержание | Кол-во часов | Технологии | Компетенции |
1 | Сибирь – твой дом. | 1 | коммуникативные | ||
2 | Открытие Сибири. Летописи. Легенды. Истории. | 1 | ИКТ | ||
3 | Сказания о земле Сибирской. | 1 | РКМЧП | ||
4 | Волшебный мир сибирской сказки. Как Сибирь заселяли народы. | 1 | Коммуникативная | ||
5 | Красота родного края. Е. Айпин « На святом бору» | 1 | РКМЧП | ||
6 | Хантыйские сказки земли Александровской. | 1 | Культуроведческая | ||
7 | Экскурсия в музей | 1 | |||
8 | Русские сказки Томской земли. | 1 | РКМЧП | учебно-познавательные | |
9 | Сказки коренных народов. Нганасаны. Кеты. Хакасы. Эскимосы. | 1 | Общекультурная | ||
10 | Сказки коренных народов. Тувинцы. Эвены. Эвеки. Шорцы. | 1 | Здоровьесберегающие | ||
11 | Сказки коренных народов. Буряты. Манси. Ненцы. Якуты. Нанайцы. | 1 | ИКТ | коммуникативные | |
12 | Поэты земли Александровской | 1 | |||
13 | Творчество поэтов земли Александровской. | 1 | Мини-проекты | Личное самосовершенствование | |
14 | Литературная гостиная | 1 | |||
15-16 | Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. Пословицы. Приметы. Скороговорки. | 2 | учебно-познавательные | ||
17 | Героические личности Сибири. | 1 | РКМЧП | ||
18 | Героические личности Сибири. | 1 | ИКТ, мини-проекты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литература Восточной Сибири
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основног...
Рабочая программа по истории Сибири
Рабочая программа по истории Сибири 11 класс....
Урок литературы по программе « Писатели Восточной Сибири» в 6 классе
Тема: Стихотворения декабристов периода ссылки. Биография Александра Одоевского. Анализ стихотворений « Утро», « Из детских всех воспоминаний» Цели: -дать представление о жизни и творчестве декабрис...
Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири" 5 класс
Рабочая программа учебного курса по «Литературному наследию Сибири», далее ЛНС для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...
Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" 6 кл. 16 часов (1)
Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири", включающая следующие разделы: "Пояснительная записка", "Предполагаемые результаты обучения", "Содержание п...
Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса
Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса рассчитана на 18 часов (1 час в неделю в первом полугодии) и содержит изучение произведений новосибирских писателей и поэт...
Рабочая образовательная программа ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ (элективный курс)
Аннотация к рабочей программеРабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса составлена в соответствии ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 0...