Рабочая образовательная программа ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ (элективный курс)
рабочая программа по литературе (6 класс)

Краснопёрова Марина Васильевна

Аннотация к рабочей  программе

Рабочая  программа по литературе для обучающихся 6  класса составлена в соответствии ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089, приказом Министерства образования РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089», с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 03.06.2008 г. №164, от 31.08.2009 г., от 19.10.2009 г., от 24.01.2012 г. №39, от 23.06.2015 № 609, на основе программы по литературе для общеобразовательных школ (5-9 классы), с учетом авторской программы «Литература», авторов В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др. и учебного плана образовательного учреждения.

Рабочие программы разработаны сроком на 1 год.

Цели учебного предмета:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, направленный на понимание образной природы искусства слова;

- последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

- освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

- овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

- формирование потребности и способности выражения себя в слове;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

Асиновского района Томской области

ОБСУЖДЕНО на заседании М.О  гуманитарного  цикла

Протокол №___ от _____

Руководитель  МО

_________/Краснопёрова М. В.

СОГЛАСОВАНО

на   Педсовете

протокол от _______№__1_

Зам. директора по УВР

_____/_________________

УТВЕРЖДЕНО        

Директор_______Е.П.Климова

____________201

м.п.

        

Рабочая   образовательная   программа

ЛИТЕРАТУРНОЕ

 НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

(элективный курс)

6 класс

Общее количество часов___17  часов в год

                                                                                   Разработана Краснопёровой М. В.        

 учителем русского языка и литературы            1  квалификационной категории

2015_г.

Пояснительная записка

   Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом, введённым в учебные программы школ Томской области. Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края.

   Курс "Литературное наследие Сибири" направлен на общее развитие ребенка, на воспитание у детей чувства такта и понимания культуры других, непохожих народов. Это необходимо, прежде всего, потому что территория Томской области населена людьми более ста национальностей и народностей, а последнее время наблюдается приток людей из ближнего зарубежья. Все они хотят сохранить свою культуру, забывая, что существует материальная, духовная, социальная культура коренного населения Сибири. И если довелось нам здесь обрести Родину, то мы просто обязаны знать и принимать эту культуру, уметь жить в согласии, взаимопонимании и уважении друг к другу. Важнейшая составляющая культуры - литература.

Большим открытием для детей становится факт проживания писателей непосредственно в Томской области, возможность встречи с ними.

   В рамках учебного предмета учащиеся должны познакомиться с народными сказками народов Сибири, произведениями сибирских писателей для детей. Отрывками из литературных произведений, доступных для восприятия и формирующих любовь к родному краю. Произведения сибирских писателей могут дать детям представления о широкой картине Сибири, развернуть богатства внутренней духовной жизни человека, живущего в условиях сибирского климата, обогатиться  нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове, т.е. сформировать общую гуманитарную культуру человека.

Цели курса "Литературное наследие Сибири":

  • воспитание любви к родному краю, уважения к обычаям, языку, культуре народов Сибири;
  • знакомство с фольклором и литературой родного края;
  • формирование навыков аналитико-синтетического чтения произведений о Сибири;
  • развитие литературно-творческих способностей учащихся;
  • формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов

Формы обучения.

  • Основной формой организации учебной деятельности при изучении ЛНС является
  • урок. В целях повышения учебной мотивации приветствуются нестандартные уроки:
  •  урок – путешествие
  •  урок – игра
  •  урок – сказка
  • уроки – беседы;
  • заочные экскурсии
  • уроки творчества
  •  просмотр видеофильмов о городе Томске, культуре народов Сибири.
  • Методы и приемы обучения.
  •  индивидуальный, групповой
  •  беседа
  •  пересказ текста
  •  выразительное чтение стихотворений
  •  сообщения
  •  отзыв
  •  выставка творческих работ.

  Задачами курса является:  

   1. Расширение представления детей о природе Сибири, внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

2.Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащения мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём.

3. Развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

   • Восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения)

  • Их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений, освоения разных жанров высказывания)

  • Собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему)

     В результате изучения программы учащиеся должны иметь общее представление:

- об особенностях устного народного творчества народов Сибири

- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке

Знать:

- имена писателей и поэтов Сибири, название и содержание их произведений, прочитанных в классе

- наизусть 3-4 стихотворения  поэтов Сибири

В процессе освоения программы учащийся должен уметь:

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе;

- характеризовать героев произведений;

- выявлять авторское отношение к своему герою;

- рассказывать о любимом литературном герое;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного.

Результаты по предмету будут отслеживаться на открытом уроке, конкурсах чтецов, на декаде по чтению, в викторинах по сказкам народов Сибири.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. «Красота родного края»

• Стихотворения сибирских поэтов В.М. Михеева,    В. Колыхалова, , П.Васильева ,                       В. П. Астафьева, И. Киселёв, В. Казанцев  о красоте родного края. 1 час.

Сообщение о поэтах и их творчестве. Выразительное чтение стихотворений. Знакомство с понятием «лирический герой». Словарная работа. Работа над эпитетами

Рассматривание фотографий из альбома «В краю кедровом».

• Изображение красоты родного края в прозе. Отрывок из романа Г.М. Маркова

«Сибирь». 1 час.

Сообщение о писателе. Чтение отрывка из романа.

Практическая работа: рисунки с видами сибирской природы, фотографии. Выразительное

чтение наизусть стихотворений. Сочинение стихотворений.

Тема 2. «От мифа к литературе

Томские сказания в обработке Н.В. Татаурова, С. Заплавного, Т.Е. Мейко.

Богатырь Эушт, Дух Тайги, Тома, Ушай, Басандай. 1 час.

Практическая работа: создание кроссворда по героическим сказаниям, создание

былины, мифа, составление теста, иллюстрации.

Тема 3. «В сибирской тайге».

• В. Михеев. «Следы».

В. Казанцев. «Ягодка, как зёрнышко граната…». « Кедр».

Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Роль сравнений,

метафор, олицетворений в стихотворениях.

• В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов. Тема детства в

произведениях Астафьева (рассказ «Васюткино озеро»)

Чтение, пересказ, беседа по вопросам. Подготовка к написанию отзыва.

Практическая работа: выразительное чтение стихотворений наизусть, отзыв о

произведении В.П. Астафьева.

Тема 4. Земля Асиновская

Творчество Андрея Нечунаева, В. Липатова.  Знакомство с творчеством  начинающих  поэтов и писателей Асиновского района. Знакомство с  сборником   « Волшебное перо»

Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений.

Подведение итогов. 1 час.

Выставка творческих работ учащихся «Фестиваль талантов». Выставление итоговых оценок.

Учебно – тематический план

 

Тема

Количество часов

1

Красота родного края

5

2

От мифа к литературе

4

3

В сибирской тайге

3

4

Земля Асиновская

3

5

Подведение итогов

1

Тематическое планирование

№ урока

№ урока

 По теме

Название раздела, темы

Дата

Примечание

  1. 1

1

Красота родного края

Вводное занятие. Знакомство с программой.

Урок - экскурсия.  Посещение выставки  в сельской библиотеки " Писатели земли Сибирской"

2

Стихотворения сибирских поэтов В.М. Михеева,           В. Колыхалова, , П.Васильева о красоте родного края

  1. 22

3

Изображение красоты родного края  в романе В. П. Астафьева « Последний поклон»

4

Изображение красоты родного края в прозе. Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь».

5

И. Киселёв  " Конь", " Благодарю, земля, благодарю".   В. Казанцев  " Ягодка , как зернышко граната…".,           " Кедр".

От мифа к литературе

Томские сказания в обработке Н. В.  Татаурова, С. А. Заплавного.

1

Легенды Томского края. «Богатырь Эушт».

2

«Красавица Тома» (легенда)

3

 Урок – сказка. Сказки  Татьяны Мейко

4

Сказки  Татьяны Мейко. «Пятница. Бабушкина сказка»

1

В сибирской тайге

В. Михеев. «Следы "

2

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

3

Урок – путешествие по Сибирской тайге. ( Заочно)

1

Земля Асиновская

стихи о городе Асино

2

Творчество  В. Липатова. Творчество Андрея Нечунаева. «Школа детства», «Самая красивая мама», «Избалованная дочка».

3

«Волшебное перо».  Знакомство с творчеством  начинающих  поэтов и писателей Асиновского района.

Подведение итогов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Список литературы для учителя.

1. «Томские писатели». Асино. Издательство «Образ», 1995 год.

2. «Сказки Мейко». Асино. Издательство «Образ», 19994 год.

3. В.Кудрявцева «Секрет», Томское книжное издательство, 1988 год.

4. Л.В.Колчанаева, Г.И.Маркина «Вся жизнь тебе - мой город светлоокий». Обл. дет.-юнош. Б-ка. - Томск, 2004 год.

5. Т.Мейко «Сад судеб», - Томск: Издательство ТГУ, 1994 год.

6. Р.В.Кошурникова «Как речка в дом прибежала», -Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982 год.

7. А.Нечунаев «Поговорим и прозой, и стихами», ОГУП «Асиновская типография»,2000 год.

8. «Молодая капель», ОГУП «Асиновская типография, 2000 год.

9. «Волшебное перо», ОАО «Издательство Асиновское», 2005 год.

Список литературы для учащихся.

1) Стихотворения В.М. Михеева, В. Колыхалова, С.Заплавного, П.Васильева.

2) Павел Васильев «Родительница степь, прими мою…»(1935), «Иртыш»

(1934)(отрывок).

3) Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь».

4) Томские сказания в обработке Н.В. Татаурова, С. Заплавного, Т.Е. Мейко.

5) Богатырь Эушт, Дух Тайги, Тома, Ушай, Басандай

6) Г. Вяткин, П. Драверт. Стихотворения о Сибири.

7) Б.Н. Климычев. Уржатка.

8) В. Михеев. «Следы».

8) В. Казанцев. «Ягодка, как зёрнышко граната…». « Кедр».

10) В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

Асиновского района Томской области

ОБСУЖДЕНО на заседании М.О  гуманитарного  цикла

Протокол №___ от _____

Руководитель  МО

_________/Краснопёрова М. В.

СОГЛАСОВАНО

на   Педсовете

протокол от _______№__1_

Зам. директора по УВР

_____/_________________

УТВЕРЖДЕНО        

Директор_______Е.П.Климова

____________201

м.п.

        

Рабочая   образовательная   программа

ЛИТЕРАТУРНОЕ

 НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

(элективный курс)

6 класс

Общее количество часов___17  часов в год

                                                                                   Разработана Краснопёровой М. В.        

 учителем русского языка и литературы            1  квалификационной категории

2015_г.

Пояснительная записка

   Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом, введённым в учебные программы школ Томской области. Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края.

   Курс "Литературное наследие Сибири" направлен на общее развитие ребенка, на воспитание у детей чувства такта и понимания культуры других, непохожих народов. Это необходимо, прежде всего, потому что территория Томской области населена людьми более ста национальностей и народностей, а последнее время наблюдается приток людей из ближнего зарубежья. Все они хотят сохранить свою культуру, забывая, что существует материальная, духовная, социальная культура коренного населения Сибири. И если довелось нам здесь обрести Родину, то мы просто обязаны знать и принимать эту культуру, уметь жить в согласии, взаимопонимании и уважении друг к другу. Важнейшая составляющая культуры - литература.

Большим открытием для детей становится факт проживания писателей непосредственно в Томской области, возможность встречи с ними.

   В рамках учебного предмета учащиеся должны познакомиться с народными сказками народов Сибири, произведениями сибирских писателей для детей. Отрывками из литературных произведений, доступных для восприятия и формирующих любовь к родному краю. Произведения сибирских писателей могут дать детям представления о широкой картине Сибири, развернуть богатства внутренней духовной жизни человека, живущего в условиях сибирского климата, обогатиться  нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове, т.е. сформировать общую гуманитарную культуру человека.

Цели курса "Литературное наследие Сибири":

  • воспитание любви к родному краю, уважения к обычаям, языку, культуре народов Сибири;
  • знакомство с фольклором и литературой родного края;
  • формирование навыков аналитико-синтетического чтения произведений о Сибири;
  • развитие литературно-творческих способностей учащихся;
  • формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов

Формы обучения.

  • Основной формой организации учебной деятельности при изучении ЛНС является
  • урок. В целях повышения учебной мотивации приветствуются нестандартные уроки:
  •  урок – путешествие
  •  урок – игра
  •  урок – сказка
  • уроки – беседы;
  • заочные экскурсии
  • уроки творчества
  •  просмотр видеофильмов о городе Томске, культуре народов Сибири.
  • Методы и приемы обучения.
  •  индивидуальный, групповой
  •  беседа
  •  пересказ текста
  •  выразительное чтение стихотворений
  •  сообщения
  •  отзыв
  •  выставка творческих работ.

  Задачами курса является:  

   1. Расширение представления детей о природе Сибири, внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

2.Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащения мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём.

3. Развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

   • Восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения)

  • Их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений, освоения разных жанров высказывания)

  • Собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему)

     В результате изучения программы учащиеся должны иметь общее представление:

- об особенностях устного народного творчества народов Сибири

- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке

Знать:

- имена писателей и поэтов Сибири, название и содержание их произведений, прочитанных в классе

- наизусть 3-4 стихотворения  поэтов Сибири

В процессе освоения программы учащийся должен уметь:

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе;

- характеризовать героев произведений;

- выявлять авторское отношение к своему герою;

- рассказывать о любимом литературном герое;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного.

Результаты по предмету будут отслеживаться на открытом уроке, конкурсах чтецов, на декаде по чтению, в викторинах по сказкам народов Сибири.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. «Красота родного края»

• Стихотворения сибирских поэтов В.М. Михеева,    В. Колыхалова, , П.Васильева ,                       В. П. Астафьева, И. Киселёв, В. Казанцев  о красоте родного края. 1 час.

Сообщение о поэтах и их творчестве. Выразительное чтение стихотворений. Знакомство с понятием «лирический герой». Словарная работа. Работа над эпитетами

Рассматривание фотографий из альбома «В краю кедровом».

• Изображение красоты родного края в прозе. Отрывок из романа Г.М. Маркова

«Сибирь». 1 час.

Сообщение о писателе. Чтение отрывка из романа.

Практическая работа: рисунки с видами сибирской природы, фотографии. Выразительное

чтение наизусть стихотворений. Сочинение стихотворений.

Тема 2. «От мифа к литературе

Томские сказания в обработке Н.В. Татаурова, С. Заплавного, Т.Е. Мейко.

Богатырь Эушт, Дух Тайги, Тома, Ушай, Басандай. 1 час.

Практическая работа: создание кроссворда по героическим сказаниям, создание

былины, мифа, составление теста, иллюстрации.

Тема 3. «В сибирской тайге».

• В. Михеев. «Следы».

В. Казанцев. «Ягодка, как зёрнышко граната…». « Кедр».

Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Роль сравнений,

метафор, олицетворений в стихотворениях.

• В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов. Тема детства в

произведениях Астафьева (рассказ «Васюткино озеро»)

Чтение, пересказ, беседа по вопросам. Подготовка к написанию отзыва.

Практическая работа: выразительное чтение стихотворений наизусть, отзыв о

произведении В.П. Астафьева.

Тема 4. Земля Асиновская

Творчество Андрея Нечунаева, В. Липатова.  Знакомство с творчеством  начинающих  поэтов и писателей Асиновского района. Знакомство с  сборником   « Волшебное перо»

Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений.

Подведение итогов. 1 час.

Выставка творческих работ учащихся «Фестиваль талантов». Выставление итоговых оценок.

Учебно – тематический план

 

Тема

Количество часов

1

Красота родного края

5

2

От мифа к литературе

4

3

В сибирской тайге

3

4

Земля Асиновская

3

5

Подведение итогов

1

Тематическое планирование

№ урока

№ урока

 По теме

Название раздела, темы

Дата

Примечание

  1. 1

1

Красота родного края

Вводное занятие. Знакомство с программой.

Урок - экскурсия.  Посещение выставки  в сельской библиотеки " Писатели земли Сибирской"

2

Стихотворения сибирских поэтов В.М. Михеева,           В. Колыхалова, , П.Васильева о красоте родного края

  1. 22

3

Изображение красоты родного края  в романе В. П. Астафьева « Последний поклон»

4

Изображение красоты родного края в прозе. Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь».

5

И. Киселёв  " Конь", " Благодарю, земля, благодарю".   В. Казанцев  " Ягодка , как зернышко граната…".,           " Кедр".

От мифа к литературе

Томские сказания в обработке Н. В.  Татаурова, С. А. Заплавного.

1

Легенды Томского края. «Богатырь Эушт».

2

«Красавица Тома» (легенда)

3

 Урок – сказка. Сказки  Татьяны Мейко

4

Сказки  Татьяны Мейко. «Пятница. Бабушкина сказка»

1

В сибирской тайге

В. Михеев. «Следы "

2

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

3

Урок – путешествие по Сибирской тайге. ( Заочно)

1

Земля Асиновская

стихи о городе Асино

2

Творчество  В. Липатова. Творчество Андрея Нечунаева. «Школа детства», «Самая красивая мама», «Избалованная дочка».

3

«Волшебное перо».  Знакомство с творчеством  начинающих  поэтов и писателей Асиновского района.

Подведение итогов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Список литературы для учителя.

1. «Томские писатели». Асино. Издательство «Образ», 1995 год.

2. «Сказки Мейко». Асино. Издательство «Образ», 19994 год.

3. В.Кудрявцева «Секрет», Томское книжное издательство, 1988 год.

4. Л.В.Колчанаева, Г.И.Маркина «Вся жизнь тебе - мой город светлоокий». Обл. дет.-юнош. Б-ка. - Томск, 2004 год.

5. Т.Мейко «Сад судеб», - Томск: Издательство ТГУ, 1994 год.

6. Р.В.Кошурникова «Как речка в дом прибежала», -Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982 год.

7. А.Нечунаев «Поговорим и прозой, и стихами», ОГУП «Асиновская типография»,2000 год.

8. «Молодая капель», ОГУП «Асиновская типография, 2000 год.

9. «Волшебное перо», ОАО «Издательство Асиновское», 2005 год.

Список литературы для учащихся.

1) Стихотворения В.М. Михеева, В. Колыхалова, С.Заплавного, П.Васильева.

2) Павел Васильев «Родительница степь, прими мою…»(1935), «Иртыш»

(1934)(отрывок).

3) Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь».

4) Томские сказания в обработке Н.В. Татаурова, С. Заплавного, Т.Е. Мейко.

5) Богатырь Эушт, Дух Тайги, Тома, Ушай, Басандай

6) Г. Вяткин, П. Драверт. Стихотворения о Сибири.

7) Б.Н. Климычев. Уржатка.

8) В. Михеев. «Следы».

8) В. Казанцев. «Ягодка, как зёрнышко граната…». « Кедр».

10) В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

Асиновского района Томской области

Утверждаю:

Директор МАОУ-СОШ с.Ягодного

_____________С.А. Неумержицкий

#1075;од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

"В мире литературы_»

База реализации:

Обучающиеся___7__кл.

Срок реализации – 1 год

Красноперова М. В,

Учитель русского языка и

литературы,

высшая квалификационная категория.

Ягодное -2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.

Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Главная цель:

формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности

Основными задачами курса являются:

  • развитие эстетических способностей;
  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • овладение навыками общения и коллективного творчества;
  • создание на практике условий для развития читательских и актерских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства воспитанников;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности. Разработанная программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями, позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его

Ценностные ориентиры содержания программы

Содержание программы «В мире литературы » создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение. позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Содержание занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБУЧЕНИЯ

Выполнение Программы рассчитано на 32 часа. Возможно последующее расширение программного материала для новой возрастной группы с учетом обогащения читательского опыта.

Возраст воспитанников в группах соответствует возрасту учащихся средней школы.

Организация работы проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований

Занятия поводятся 1 раза в неделю Продолжительность занятия 45-40 минут.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки- размышления и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Особый акцент предполагается сделать на вовлечение детей в глубокое прочтение книги.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы формируются следующие

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • развивать чувство ритма и координацию движения;
  • пополнять словарный запас;

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные умения:

  • участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.
  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;

Диагностика достижений

Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям.

Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.

Под критериями мы будем понимать «признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо».

Под показателями мы будем понимать «явления или события, по которым можно судить о ходе какого-нибудь процесса» .

Под уровнем мы будем подразумевать «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь».

Возможно выделить критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательского интереса школьников:

  • умение работать с книгой;
  • начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
  • знание библиографических сведений.

Начитанность характеризуется, следующими показателями:

  • знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
  • знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
  • умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
  • осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).

Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:

  • умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
  • умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
  • умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
  • умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
  • знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.
  • Содержание курса

Лето с героями любимых книг ( 3 ч)

Ознакомление с курсом.

Экскурсия в читальный зал школьной библиотеки. ( Сельской библиотеки). Книги, прочитанные летом. Моя книжная полка.

Детям о детях ( 9 ч)

К. Булычев « Миллион приключений», Л. Пантелеев «Ленька Пантелеев»

Урок –размышление над книгой.

А. Свирский «Рыжик»,Н. Дубов «Мальчик у моря»

Р. Погодин «Сколько стоит долг» и др. рассказы

В. Крапивин «Дети синего фламинго», Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Приключения и фантастика ( 10 ч)

В. Каверин «Два капитана», Д. Олдридж «Последний дюйм»

Урок –размышление над книгой.

Ф. Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой».

Г. Уэллс « Человек – невидимка»

Тема Великой Отечественной войны в литературе ( 7 ч)

В. Богомолов «Иван», А. Соболев « Тихий пост»

Л. Воронкова « Девочка из города», Ю. Яковлев « Девочка с Васильевского острова»

Тематическое планирование

№ п/п

Кол-во

часов

Тема раздела

Дата

Примечание

Лето с героями любимых книг

1.

1.

Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.

2.

2.

Экскурсия в читальный зал школьной библиотеки. ( Сельской библиотеки)

3

3

Книги, прочитанные летом. Моя книжная полка.

Детям о детях

4

1.

К. Булычев « Миллион приключений»

5

2.

Л. Пантелеев «Ленька Пантелеев»

6

3

Урок –размышление над книгой.

7

4

А. Свирский «Рыжик»

8

5

Н. Дубов «Мальчик у моря»

9

6

Р. Погодин «Сколько стоит долг» и др. рассказы

10

7

Р. Погодин «Сколько стоит долг» и др. рассказы

11

8

В. Крапивин «Дети синего фламинго»,

12

9

Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Приключение и фантастика

16

1

В. Каверин «Два капитана»

17

2

В. Каверин «Два капитана»

18

3

В. Каверин «Два капитана»

19

4

В. Каверин «Два капитана»

20

5

Д. Олдридж «Последний дюйм»

Отзыв о книге

21

6

Урок –размышление над книгой.

22

7

Ф. Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой». Обзорно

23

8

Ф. Купер «Следопыт».

24

9

Г. Уэллс « Человек – невидимка»

25

10

Г. Уэллс « Человек – невидимка»

Тема Великой Отечественной войны в литературе

26

1

В. Богомолов «Иван»

27

2

А. Соболев « Тихий пост»

28

3

А. Соболев « Тихий пост»

29

4

Л. Воронкова « Девочка из города».

30

5

Л. Воронкова « Девочка из города»

31

6

Ю. Яковлев « Девочка с Васильевского острова»

32

7

Ю. Яковлев « Девочка с Васильевского острова»

33

8

Конкурс чтецов , посвященный героям Вов. « Никто не забыт, ничто не забыто»

34

9

Круглый стол. « Мои любимые книги». Защита проектов.

35

10

Итоговое занятие. Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная

Основная  задача  общего  музыкального  образования – это  формирование  эстетического  вкуса, приобщение  детей  к  музыкальному  искусству,...

Рабочая образовательная программа элективного курса «Основы менеджмента»

Программа позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного пред...

Рабочая образовательная программа элективного курса по математике «Математика в экономике»

Интегрированный элективный курс "Математика в экономике" предназначен для учащихся девятых классов в рамках предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов....

Рабочая образовательная программа элективного курса по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)

Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.Практическая полезность математики обусловлена те...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса «English Literature Club»

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса«English Literature Club»...