Рабочая программа Литература Восточной Сибири
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверженного приказом Департамента образования Иркутской области за № 619-дпр от 07.05.2007 года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007\2008, 2008\2009 учебные годы».
УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (34 часа в 5, 6 классах, методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год..
Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классе – по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_vostochnoy_sibiri_5-6_klass.zip | 103.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Каледарно-тематическое планирование. 5 класс.
№ урока | Тема, подтема. | Кол-во часов | Дата проведения урока | Контроль знаний | Работа по развитию речи. | Сведения по теории литературы, глоссарий. | Мультимедиа, интернет и другие средства обучения. |
Устное народное творчество (13 часов). | |||||||
1 | Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. | 1 | Сопоставление фольклорной сказки и сказки литературной П.Ершова «Конек - Горбунок» - актуализация знаний. | 1.Художественный пересказ сказки. 2.Словесное рисование. | Фольклор, устное народное творчество, зачин, концовка, фольклорист-собиратель. | 1.Иллюстрационный материал к сказке. 2.Фотографии сказителей. | |
2 | Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки « Бурка, каурка и синегривый конь», связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. | 1 | Выборочный диктант: записать несколько слов и оборотов, характеризующих речь байкальского сказителя. | Коллективная работа над вопросами для анализа волшебной сказки. | Свойства композиции волшебной сказки. | 1.Иллюстрационный материал к сказке. 2.Книга В.П.Зиновьева «Русские сказки Забайкалья». | |
3 | Русская народная сказка «Митя». Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Знакомство с содержанием сказки. | 1 | Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора. | Работа с тестом на выявление восприятия сказки. | Историческая судьба жанра. | 1.распечатки тестов по теме. 2.Книга Е.И.Шастиной «Сказки и сказочники лены-реки». | |
4 | Русская народная сказка «Митя». Урок-расследование « Что можно услышать у сказочника – сказителя помимо содержания сказки?» | 1 | Членение сказки на эпизоды, составление цитатного плана (групповая работа, а позже самостоятельная после получения начальных навыков выполнения задания). | Начало работы над сюжетом собственной сказки на основе выбранного сюжета. | Сюжет, композиция. | 1.Иллюстрации уч-ся к сказке «Митя» и к сказке. Сочиненной по собственному сюжету. 2.Фотографии сибирских сказителей. | |
5 | Бурятская народная сказка «Упрямый парень». Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. | 1 | Перечислить приметы волшебной сказки, имеющиеся в изучаемом произведении. | Чтение сказки учителем, ответы на вопросы на выявление глубины её восприятия. | Бурятский эпос, раскрытие понятия «миф». | Иллюстрации «Жизнь народа Бурятии», «Природа Бурятии» (поисковая система Яндеккс). | |
6 | Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке «Упрямый парень». Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках. | 1 | Тест на выявление восприятия сказки «Упрямый парень». | Знакомство с мифологическими героями бурятского эпоса – Змеем, основными мифологическими мотивами – огнем и водой. | Истоки словесного искусства. | 1.Распечатки тестов на выявление восприятия сказки. 2.Мифлогогический словарь. | |
7 | Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» как волшебная сказка. Жанровое своеобразие волшебных сказок. | 1 | Самостоятельные ответы на вопросы учебника-хрестоматии «Писатели Восточной Сибири». | Словесное рисование героев сказки. | Героический миф, жанровое своеобразие волшебной сказки. | Мифологический словарь. (поиск ответов на вопросы по сказке) | |
8 | Бурятские народные социально-бытовые сказки « Как хан узнал себе цену» и сказки о животных «Жаворонок и обезьяна». Общее в русских народных и бурятских народных сказках. | 1 | Доказательство принадлежности сказки к тому или иному типу (волшебная сказка, сказка о животных). | Выводы об общих чертах русской и бурятской сказки, выявление причин их схожести. | Тема и идея волшебной сказки, типы сказок. | Иллюстрации к бурятским сказкам (сеть Интернет). | |
9 | Тофаларские народные сказки. Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках «Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов» и сказок о животных. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина. | 1 | Сопоставление фабулы сказки фольклорной и сказки литературной (А.С.Пушкин) | Пересказ тофаларских сказок. | Тофаларский фольколор, тофалары, малая народность, малочисленная народность. Фабула сказки. | 1.Географическая карта Иркутской области ( Нижнеудинский район. 2.Портрет А.С.Пушкина. 3.Иллюстрационный материал к сказкам. | |
10 | Эвенкийские народные сказки «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай» Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Нравственная основа сказки. | 1 | Изображение «верхнего и нижнего мира» в представлении уч-ся. | Вопросы на выявление эмоциональной реакции обучающихся ( групповая работа). | Шаманский миф, изображение верхнего и нижнего мира, камлание, оборотничество. | 1.Мифлогический словарь. 2.Листы бумаги 10 х10 или 20 х 20 для выполнения творческого задания. | |
11 | Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай». Мифологическая основа шаманского мифа. Единая основа волшебных сказок. | 1 | Выводы о наличии в эвенкийской сказке элементов шаманского мифа. | Ответы на вопросы на выявление точности восприятия и глубины понимания содержания сказки. | Мифологическая основа шаманского мифа. | 1.Мифологический словарь. 2.Иллюстрации уч-ся к сказке. | |
12-13 | Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Основа волшебной сказки « Умусликэн» - героический миф. Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. | 2 | 1.Доказательство по определению вида эвенкийской сказки. 2.Фрагментарное иллюстрирование сказки и создание коллективной творческой работы с соблюдением необходимой последовательности в соответствии с сюжетом сказки (территория «верхнего» и «нижнего» мира). | Вопросы на выявление восприятия сказки и по выявлению её художественных особенностей. | 1.Лист ватмана для выполнения творческого задания. 2.Листы А-2 для выполнения творческого задания. | ||
Человек и природа (5 часов). | |||||||
14 | Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук» . Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид. Образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты. | 1 | Вопросы на воссоздание воображения:
| Вопросы на выявление эмоциональной реакции, вопросы на выявление точности восприятия, вопросы на осмысление содержания. | Рассказ, антитеза, олицетворение, повторение понятия «эпос». | 1.Цветные фотографии и репродукции бурундука в природе. 2.Диск MP3 «Байкал- жемчужина Сибири» (бурундук в природе – видеофрагмент). | |
15 | Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе. Основные темы рассказа. | 1 | Вопрос на воссоздающее воображение: если бы вам пришлось доказать мысль о недопустимости лесных пожаров, как бы вы это сделали? Использовать информацию, полученную из рассказа. | Вопросы на выявление эмоциональной реакции, вопросы на выявление точности восприятия, вопросы на осмысление содержания. | Жанр рассказа, авторская позиция в рассказе, пейзаж, пейзажная зарисовка. | 1.Цветные репродукции или фотографии, на которых изображены деревья, кустарники, тайга, пожар в тайге. 2.Фотография А.Смирнова. | |
16-17 | Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» . Первый жизненный опыт мальчика – главного героя рассказа. Ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи. | 2 | 1.Рассказ о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС. | Вопросы на выявление эмоциональной реакции, вопросы на выявление точности восприятия, вопросы на осмысление содержания. | 1.Видеофильм « Байкал». 2.Портреты В.Распутина разных периодов жизни. 3.репрдукции и картины природы Байкала. | ||
18 | Валентин Распутин «В тайге над Байкалом». Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе В.Распутина. | 1 | Итоговые вопросы и задания по разделу «Человек и природа». | Словесное рисование картин природы Байкала с использованием олицетворений и сравнений, слов для подсказки стр.50-51 методического пособия О.Н.Шахеровой « Писатели Восточной Сибири». | Олицетворение, сравнение, эпитет, метафора | Фотографии уч-ся, привезенные из путешествий по озеру Байкал. | |
Стихи для детей (5 часов). | |||||||
19-20 | Стихотворение Георгия Граубина Художественный мир стихов «До нашей эры», « Свободный час», « Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма. | 2 | 1.Составить рассказ о разных системах обучения от имени мальчика из государства Урарту. 2.Начало работы над одним из четверостиший. | Групповая работа уч-ся со стихотворениями Г.Граубина «Свободный час», « Если не нравимся» по предложенному алгоритму. | Противоречия, стихотворный ритм, рифма. | 1.Портрет Г.Граубина. 2.Алгоритм анализа стихотворения (распечатки для каждого уч-ся). 3.Иллюстрация к стихотворениям Г.Граубина. | |
21 | Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс. | 1 | Перевести грачиный крик на человеческий язык: подобрать однокоренные слова к словам «кража», «Брать», написать стихотворение с внутренней рифмой, в которой повторить выделенные звуки. | Тренировка в подборе рифм. | Словарь вводимых понятий: эпиграф, аллитерация, ассонанс. | 1.Портрет И. Луговского. 2.Подбор журналов «Сибирячок» с произведениями И. Луговского (1991-2011 год). | |
22-23 | Стихотворения Юрия Черных «Весёлый разговор» и «Необычные гости». Тайна окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма. | 2 | Выразительное чтение стихотворений Юрия Черных (зачетная работа). | Турнир «веселых рифмачей». Написание своего стихотворения «Необычные гости». | 1.Портрет Ю.Черных. | ||
Проза для детей (10 часов). | |||||||
24 | Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» Знакомство с содержанием. Об истиной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония. | 1 | Ответ на вопрос: « Можно ли считать название рассказа прямым выражением авторской позиции?». | Вспомнить случай из жизни, в котором проявилось истинное значение слова и дела. Составить короткий рассказ об этом случае от первого лица. | Авторская позиция, ирония. | 1.Портрет А.Шастина. 2.Иллюстрационный материал к рассказу. | |
25-26 | Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов». Щедрость и жадность, подлинная доброта и красота. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка авторская позиция. | 2 | Доказательство, что «Мешок снов» произведение современного автора. | Описать сон, который бы вы хотели попросить у старушки. | Фольклорная и литературная сказка, авторская позиция. | 1.Портрет Ю.Самсонова. 2.Иллюстрации уч-ся к сказке «Мешок снов». | |
27-28 | Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса». Краткий очерк жизни Г. Михасенко. Знакомство содержанием рассказа. | 2 | Работа с вопросами на выявление темы и её развития. | 1.Конкурс на лучшего рассказчика. | 1.Портрет Г.Михасенко. 2.Распечатки вопросов на выявление темы и её развития для каждого уч-ся. 2.Мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Г.Михасенко. Писатель, сибиряк, сказочник». | ||
29-30 | Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса». Становление характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь. Анализ рассказа. | 2 | Тест по сказке Г.Михасенко « Тетя Атиса» | 2. Пересказ рассказа от лица тети Атисы. | Конфликт, фантастика, художественная деталь. | 1.Иллюстрационный материал к произведению. 2.Распечатки тестов по сказке «Тетя Атиса» (можно включть тест в мультимедийную презентацию к уроку № 1 по теме). | |
31 | Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем» (1 час). Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов. | 1 | Выписать важные, по мнению автора, советы автора в свою тетрадь. Пригодятся ли они в жизни? | Толкование пословиц и поговорок народов мира, использованных автором в рассказе. | Нравственная основа рассказа, идея, тема. | 1.Портрет М.Сергеева. | |
32 | Рассказ Геннадия Машкина « Лютня». Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт и художественная деталь. | 1 | Работа с вопросами на выявление темы и её развития. | Рассказ о поездке от имени учителя Петра Демьяновича. | Конфликт и художественная деталь (закрепление понятий) | 2.edu.ru›modules. 4.Портрет Г.Машкина. | |
33 | Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири». | Итоговый тест по курсу «Литература Восточной Сибири». | Рассказ уч-ся «Моё открытие сибирской литературы». | 1.Распечатки тестов. 2.Иллюстрации уч-ся к наиболее понравившимся произведениям. Изученных в курсе «Литература Восточной Сибири». | |||
34 | Резервный урок. | ||||||
Итого за год 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по программе « Писатели Восточной Сибири» в 6 классе
Тема: Стихотворения декабристов периода ссылки. Биография Александра Одоевского. Анализ стихотворений « Утро», « Из детских всех воспоминаний» Цели: -дать представление о жизни и творчестве декабрис...
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса
Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса
Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.
Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....
Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск» Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол № 1«27» ...