Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" 6 кл. 16 часов (1)
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири", включающая следующие разделы: "Пояснительная записка", "Предполагаемые результаты обучения", "Содержание программы", "Календарно-тематическое планирование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_lns.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа» Зырянского района
Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/____________/ ФИО
«___» ___________20__ г | Утверждаю Директор школы
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______по курсу «Литературное наследие Сибири»______
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ ___6____КЛАСС
Количество часов: _______16_______
НА 2018 /2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
Ротькина Мария Олеговна
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом, введённым в учебные программы школ Томской области. Региональный компонент образования расширяет, углубляет и конкретизирует знания, предусмотренные федеральным компонентом содержания образования и строится в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Он введён в соответствии с Приказом № 537 от 31.04. 2004 года Департамента общего образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана в учреждениях Томской области».
Цель курса «Литературное наследие Сибири» - приобщение обучающихся к литературному наследию Сибири; знакомство авторами-сибиряками и литературно-краеведческим материалом.
Задачи изучения курса:
- знакомство с авторами-сибиряками;
- знакомство с литературно-краеведческим материалом;
- обогащение опыта творческой деятельности ребёнка;
- формирование грамотного читателя, любящего свой край;
- развитие чувства гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
- Формирование навыков осознанного чтения художественных текстов.
- Выразительное чтение текстов сибирской литературы и фольклора с передачей собственного отношения к категориям и событиям.
- Умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.
- Выявление функциональной роли компонентов художественного произведения (сюжета, композиции, геройного мира, пейзажа, интерьера, описаний, диалогов и монологов).
- Выявление авторского отношения к изображаемому и основных способов его выражения.
- Наблюдение над образностью и выразительностью языка художественного произведения, его стилевыми особенностями.
- Формирование умений и навыков написания сочинений на основе жизненных впечатлений и литературных произведений.
- Развитие у учащихся навыков литературно-творческой деятельности.
- Формирование навыков оценки художественного произведения (осмысления тематики и проблематики текста, его художественной образованности, характеристика героев, выявление особенности сюжета и композиции произведения, роль рассказчика, выражения собственной точки зрения).
- Умение сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Сибирь – наш край родной (1ч.)
Сибирь: от Урала до Камчатки. Самые разные карты. Народы Сибири.
Тема 2. Малый жанр фольклора народов Сибири. Загадки (1ч.)
Загадки о происхождении мира. Небо и звёзды. В сибирской тайге. Загадки о растениях и животных (коми-пермяцкие, русские, эвенские, хакасские, марийские, ненецкие, шорцкие, коми, нанайские).
Тема 3. Сказки и мифы народов Сибири (5 ч.)
Сказки и мифы селькупов: «Соколиный костёр», «Как собака хозяина себе нашла», «Богатырь-соболь», «Верность», «Дочь Земли», «Лесная хозяйка», «Сотворение мира», «Богатырь-медведь», «Почему у остяков нет своей грамоты». Сказки и мифы манси: «Отчего ворон чёрный», «Отчего у зайца длинные уши», «Сказка о медведе и бурундуке». Сказки и мифы ханты: «На привале в пути», «Почему река называется Васюган», «Как кулик землю достал». Сказки и мифы эвенков: «Откуда комар, мошка и овод взялись», «Почему карась стал плоским», «Глухарь и тетерев», «Откуда у птиц, рыб мясо белое появилось», «Лебедь и ворон», «Отчего медведи зимой в берлогу залягают», «Отчего у лося морда вытянутая».
Тема 4. Героические сказания (4ч.)
Расширение знаний о культуре Сибири. Сообщение о географическом положении Бурятии, Горного Алтая, Хакасии, мифологии и культуре народов. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Сибирские сказки: «Как старуха у чёрта жила», «Чайки и красавица Ангара», В.С. Галкин «Чудные зёрна: сибирские сказы», отрывок из романа С.Т. Алексеева «Материк». Русские былины Сибири: Илья Муромец, Сурович Иванович, Пурга-Царь. Фёдор сын количевский. Томские сказания в обработке Н.В. Татаурова, С. Заплавного, Т.Е. Мейко: «Богатырь Эушт», «Дух Тайги», «Предание о княжне Томе и Ушае», «Басандай», «Откуда пошло племя эуштинцев». Как Сибирь заселяли народы. Основание Томска.
Тема 5. От мифа к литературе (3ч.)
Сказки Татьяны Мейко: «Человек», «Ромашки», «Зёрнышко», «Клоунада». Астафьев «Зачем я убил коростеля?». В.М. Шукшин «Дядя Ермолай».
Тема 6. Красота родного края (4ч.)
Стихотворения сибирских поэтов В.И. Михеева, В. Колыхалова, С. Заплавного, Г. Вяткина, Б. Климычева, В. Казанцева о красоте родного края. Моя малая родина. Стихотворения и песни о зырянском районе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во уроков | Дата |
1 | Введение. Сибирь – наш край родной. | 1 | |
2 | Малый жанр фольклора народов Сибири. Загадки. | 1 | |
Сказки и мифы народов Сибири | 4 | ||
3 | Сказки и мифы селькупов | 1 | |
4 | Сказки и мифы народов ханты и манси | 1 | |
5 | Сказки и мифы эвенков | 1 | |
Героические сказания | 4 | ||
6 | Бурятский героический эпос «Гэсэр» | 1 | |
7 | Русские былины Сибири | 1 | |
8 | Сибирские сказки | 1 | |
9 | Томские сказания | 1 | |
От мифа к литературе | 3 | ||
10 | Сказки Татьяны Мейко | 1 | |
11 | В. Астафьев «Зачем я убил коростеля» | 1 | |
12 | В. Шукшин «Дядя Ермолай» | 1 | |
Красота родного края | 3 | ||
13 | Стихотворения сибирских поэтов В.М. Михеева, В. Колыхалова, С. Заплавного о красоте родного края. | 1 | |
14 | Стихотворения Г. Вяткина, Б. Климычева, В. Казанцева | 1 | |
15 | Моя малая родина. Стихотворения и песни о Зырянском районе. | 1 | |
16 | Подведение итогов. Выставка творческих работ. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа 11 клас (1,5 часа)
Рабочая программа используется для обучения детей в ЦДО...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...