Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" для 6 класса рассчитана на 18 часов (1 час в неделю в первом полугодии) и содержит изучение произведений новосибирских писателей и поэтов: Владимира Галкина, Таисьи Пьянковой, Виктора Брюховецкого, томских - Виктора Колупаева, Сергея Заплавного, Татьяны Мейко и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_lns_6.docx | 43.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/___________
Протокол № _________
От «___»________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________/________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубровская ООШ»
__________________Н.И. Алексеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория
Класс: 6
Всего часов в год: 18
Всего часов в неделю: 1
Дубровка 2019
Пояснительная записка
Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом общешкольного учебного плана. Предназначен для обучающихся 6 класса, рассчитан на 18 часов в первом полугодии 2019-2020 учебного года.
Необходимость курса «Литературное наследие Сибири» в рамках учебного плана школы продиктована следующими факторами:
- усиление воспитательного компонента в образовательном процессе;
- повышенно внимание к формированию современного гражданина-патриота;
- в последние годы особенно актуальным на экзамене ГИА по истории стало выполнение задания по историческому краеведению: «Расскажите о культурных достопримечательностях вашего края».
Данный курс является авторским. Примеры подобных программ можно найти в копилке учителей русского языка и литературы, но данная программа отличается от остальных тем, что предполагает опору на имеющиеся у детей минимальные знания по истории Сибири и географии, которые формируются у обучающихся на уроках «Истории Сибири».
Предметом изучения являются тексты писателей Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. Поэтому мы считаем, что наша разработка может пригодиться учителю, преподающему эту дисциплину не только в школах Томской области, но и Новосибирской и Кемеровской областях.
Цель и задачи курса:
Цель - воспитание любви к родному краю посредством изучения литературных произведений поэтов и писателей Сибири.
Задачи:
1) познакомить с фольклором и литературой родного края;
2) познакомить с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками;
3) научить чувствовать и понимать образный язык художественных произведений и различать выразительные средства;
4) сформировать потребность в самостоятельном чтении художественных текстов;
5) развить творческие способности учащихся, устную и письменную речь.
Формы организации занятий: урок-путешествие, уроки-лекции, урок-обсуждение, урок-инсценировка, проблемный урок, урок-викторина, комбинированный урок, урок-игра, урок-беседа, конкурсы выразительного чтения, урок рефлексии, защита проектов.
Предполагаемые результаты изучения курса
«Литературное наследие Сибири»
Личностные результаты:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;
• понимание русского языка, его эстетической функции.
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Богатство Сибири. Наш край – Западная Сибирь – 1 ч.
Широта и пространство Сибири. Место Западной Сибири на карте России. Наши соседи-сибиряки: Новосибирская и Кемеровская области. Декоративно-прикладное творчество и виды художественной росписи (урало-сибирская роспись).
Раздел 2. «Чудные зёрна Сибири» - 7 ч.
Владимир Степанович Галкин. Краткая биография. Сборник сказок «Чудные зёрна Сибири»: «Артёмов ключ», «Барсучьи корешки», «Волшебный посох», «Домового подарочек», «Еремеево слово», «Заветная поляна», «Седой медведь», «Синица» и др.
Таисья Ефимовна Пьянкова. Краткая биография. Сибирские сказы: «Вступление к сказам», «Нечистая троица», «Таёжная кладовая», «Чёрная барыня».
Сергей Трофимович Алексеев. Краткая биография. Отрывок из романа «Материк».
Шорский эпос. Сказки коренных народов Кемеровской области. Телеутские сказки. Шорские сказки. «Сказки Шапкая» в переводе С.С. Тотыша: «Ленивый бурундук», «Урок», «Могучий Мустакай».
Легенды земли Томской (2 ч.). Легенда о старце Фёдоре. Томские сказания в обработке Сергея Заплавного: «Богатырь Эушт», «Ушай и Тома». Римма Кошурникова «Стоит над Томью град старинный».
Татьяна Ефремовна Мейко. Краткая биография. Сборник сказок «Красное словцо»: «Зёрнышко», «Ромашки», «Человек».
Римма Викентьевна Кошурникова. Краткая биография. Рассказ «Ёшка».
Раздел 3. Правда и вымысел – 4 ч.
Виктор Дмитриевич Колупаев. Краткая биография. Сборник фантастических рассказов «Весна света»: «Два взгляда», «Фильм на экране одного кинотеатра», «Весна света».
Юлий Сергеевич Буркин. Краткая биография. Рассказы «Хозяин мира», «Мелкий».
Геннадий Мартович Прашкевич. Краткая биография. «Сендушные сказки» (отрывок).
Раздел 4. Поэты-сибиряки – 4 ч.
Поэты – детям: Валентина Кудрявцева «Мастер-ломастер», Вениамин Колыхалов «Страна Бурания».
Поэт-песенник Михаил Андреев. Стихотворения «По небу чистому», «На снегу», «Взгляды». Песни на стихи М. Андреева: «Тополиный пух» в исполнении группы «Иванушки international», «Берёзы» в исполнении группы «Любэ» и Сергея Безрукова.
Виктор Брюховецкий. Стихотворения «Батина школа», «Сергей», «Фотография», «В том нет, наверно, большого смысла», «Выйду во двор – в рукомойнике лёд…».
Раздел 5. Земля Зырянская родная – 2 ч.
Поэты и писатели Зырянского района Томской области о родном крае. С.Д. Садовский: сборник стихотворений «Календарь». Н.Е. Флигинских: «Светит солнце деревни моей», «Загадки имён земли Зырянской». Г.А. Рыжова: сборник стихотворений «Листопад».
Тимофей Алексеев. Краткая биография. Стихотворения «Лесные души», «Завещание», «Прикосновение». Песня «Прикосновение» в исполнении группы «Материк».
Раздел 6. Выставка-защита творческих работ. Выступления обучающихся с представлением творческих работ (стихотворений, сказок, кроссвордов, ребусов, иллюстраций к прочитанным произведениям и т.д.). Обобщение. Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Формы/виды контроля | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Введение. Богатство Сибири. Наш край – Западная Сибирь. | Урок-путешествие | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора народов России. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству. | Фронтальный опрос | |
2 | «Чудные зёрна Сибири». Владимир Галкин | Урок-лекция | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. | Кроссворд | |
3 | Сказы Таисьи Пьянковой | Урок-обсуждение | Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | Тест | |
4 | Сергей Алексеев «Материк» (отрывок из романа») | Дебаты | Умение анализировать литературное произведение: характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | Ребусы | |
5 | Шорский эпос. Сказки Шапкая. | Урок-инсценировка | Определение в произведении элементов сюжета, композиции. | Владение основами самоконтроля, самооценки. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. | Индивидуальный опрос | |
6 | Легенды земли Томской | Урок-лекция | Определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими. | Сочинение | |
7 | Легенда о старце Фёдоре | Проблемный урок | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. | Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Сообщение | |
8 | Сказки Татьяны Мейко | Урок рефлексии | Умение анализировать литературное произведение: характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование ответственного отношения к учению. | Тест | |
9 | Римма Кошурникова «Ёшка» | Обзорная лекция | Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка. | Развитие навыков смыслового чтения | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Комбинированный опрос | |
10 | Правда и вымысел. Виктор Колупаев «Весна света» | Урок-лекция | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. | Кроссворд | |
11 | Юрий Буркин «Мелкий», «Хозяин мира» | Урок-викторина | Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. | Умение работать индивидуально и в группе. | Воспитание чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | Тест | |
12 | Геннадий Прашкевич «Сендушные сказки» | Комбинированный урок | Умение анализировать литературное произведение. | Развитие навыков смыслового чтения | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. | Фронтальный опрос | |
13 | Поэты-сибиряки. Поэты детям: Валентина Кудрявцева, Вениамин Колыхалов | Урок-беседа | Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. | Чтение наизусть | |
14 | Поэт-песенник Михаил Андреев. | Урок-караоке | Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. | Тест | |
15 | Стихотворения Виктора Брюховецкого | Конкурс выразительного чтения | Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Чтение наизусть | |
16 | Земля Зырянская родная. Нина Флигинских «Светит солнце деревни моей», «Загадки имён земли Зырянской» | Урок-лекция | Восприятие на слух литературных произведений разных жанров. | Развитие навыков смыслового чтения | Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. | Кроссворд | |
17 | Стихотворения Тимофея Алексеева | Конкурс выразительного чтения | Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения. | Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | Чтение наизусть | |
18 | Выставка-защита творческих работ | Защита проектов | Понимание русского слова в его эстетической функции. | Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. | Проект |
Список используемых источников и литературы
- Художественные тексты
- Алексеев С.Т. Материк /Москва: из-во АСТ, 2008.
- Алексеев Т.Т. Ищу я смысл дням от сотворенья / Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2004. – 176 с.
- Алексеев Т.Т. Порченая /Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2003. – 116 с.
- Алексеев Т.Т. Прикосновение / Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2004. – 184 с.
- Барятинский В.В. Царственный мистик (Император Александр I – Фёдор Кузьмич) / Репринтное воспроизведение издания 1912 года. Ленинград: СКАЗ, 1990 – 160 с.
- Заплавный С.А. Томские сказания /Томск: Красное знамя, 2007. – 232 с.
- Кошурникова Р.В. Стоит над Томью град старинный...: [Для детей] /Томск: Кн. изд-во, 1987. – 61.
- Мейко Т.Е. «Красное словцо» (Томск, 2007, издание второе, дополненное).
- Пьянкова Т.Е. Сборник сказов «Кирьянова вода» /Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1980 г.
- Садовский С.Д. Календар /Томск: Фак-т жур. Том. ун-та, 2005. – 216 с.
- Тотыш С.С. Сборник «Сказки Шапкая», Кемеровское кн. изд., 1985.
- Флигинских Н.Е. Загадки имён земли Зырянской /Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2011.-86 с.
- Флигинских, Н.Е. Светит солнце деревни моей /Асино, Томская область: Издательство Асиновское, 2010.— 308 с.
- Электронные ресурсы:
- Официальный сайт Михаила Андреева http://andreevmix.ucoz.ru/
- Официальный сайт Риммы Кошурниковой http://koshurnikova.ru/
- Сайт «Поэзия.ру» http://www.poezia.ru/
- Электронная библиотека «ЛитМир» https://www.litmir.me/
- Электронная библиотека «Мои сказки» http://www.мои-сказки.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...