Дополнительная общеобразовательная программа «Расписные сувениры».
рабочая программа на тему

Шишкунова Валентина Ивановна

         Дополнительная общеобразовательная программа  «Расписные сувениры» создана с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная программа «Расписные сувениры»  художественной направленности.

        Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыслов  на  дереве, стекле, керамике, пластике и коже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

ДОМ  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН

                                                                             У Т В Е Р Ж Д А Ю

                                                                                  Директор МБОУ ДОД  ДДТ

                                                                                                  __________________ Зорина Л.П.

                                                                                                               «___»___________20___г.

                                                                                            Утверждена педагогическим советом

                                                                                   Протокол № __от«    »         20_ г.  

                               ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РУССКИЕ УЗОРЫ»

(наименование объединения)

 «Расписные сувениры»                                                                                                        (наименование учебной дисциплины, курса)

Художественная

(направленность)

1год

(срок реализации программы)

Общеразвивающая

 (тип программы)

Модифицированная

(вид программы)

10 – 13 лет                                                                                                                     (возраст обучающихся)

Шикунова Валентина Ивановна

(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)

ст. Кавказская

2015 – 2016 учебный год

2. Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная программа  «Расписные сувениры» создана с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная программа «Расписные сувениры»  художественной направленности.

        Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыслов  на  дереве, стекле, керамике, пластике и коже.

       Новизна программы «Расписные сувениры» заключается в решении проблем  дополнительного образования и занятости детей в свободное время. Дети могут применять полученные знания и практический опыт  в оформлении школьных праздников, мероприятий, общественных помещений, а также при самостоятельной работе дома. Программа учит детей познавать прикладное древнее ремесло,  заставляя играть его по новому, в стиле современности, в духе требуемым временем, испытывая творческую силу, фантазию и возможность каждого воспитанника. «На старое смотри – новое твори».  

 Программа «Расписные сувениры» - это традиции и современность. Программа предлагает воспитанникам познакомиться с народными ремеслами, изучить  Хохломскую роспись и Городецкую Нижегородской области, роспись  Мезенскую Архангельской области, росписи под Гжель из под Подмосковья. Усвоить знания, умения и навыки по росписи изделий по мотивам Хохломской росписи, Городецкой росписи, росписи под Гжель.  

     Актуальность программы  заключается  в  наличии потребности  детей   в продуктивной деятельности. На основе полученных знаний, умений и навыков воспитанники расписывают орнаментами по мотивам  народных промыслов сувениры, предметы повседневного обихода, канцелярские товары, бижутерию, аксессуары и даже одежду. Дети расписывают изделия мотивами народных промыслов, традиционными и  не традиционными технологиями росписи изделий (пластмасс, стекло, металл, дерево, кожа, керамика).

 Это вносит новую струю и чувство удовлетворения от сопричастности к созданному творчеству, приносящее пользу, радость, любовь и добро людям. Самое главное – это мощный импульс добра и радости, который получает каждый, кто соприкасается с ним и как зритель и как создатель.  Воспитанники не позволяют забывать народное мастерство, продлевая существование промыслам. Истинное мастерство невозможно забыть потому, что произведения народных мастеров являются источником эстетического наслаждения. Они способны раскрыть глубину художественной одаренности русского народа, бесконечную многогранность его творчества, богатства вкуса, тонкое понимание художественных свойств разнообразных материалов, неисчерпаемую фантазию замыслов. На основании этого воспитанники осмысленно дают оценку месту существования декоративного искусства в личной жизни и жизни людей.

Воспитательная направленность программы способствует формированию патриотических чувств, любви к природе, к родному краю, к своему народу, к Родине. Программа воспитывает интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству, к традициям народной культуры, бережному отношению к культурному наследию.

 Занятия с детьми по данной программе педагогически целесообразны, они направлены на развитие интересов детей к  культуре и традициям народных промыслов, развитие декоративного стиля, освоение разных приемов и техник декоративного письма, овладение графической и живописной грамотой и навыками построения композиций. Программа способствует развитию фантазии, творческого потенциала,  художественно-эстетического вкуса.  

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определенные функции. Их продуманная своеобразная форма и пропорции, содержательный рисунок, узор, орнамент, оригинальная цветовая окраска характеризуют эстетику данных вещей. Их художественное содержание, превращает утилитарные предметы в произведения искусства. Они создают атмосферу праздничности. Вызывают у человека приподнятое настроение, украшают повседневный быт, организуют общение людей, строят их отношения, определяют ритм человеческой жизни, являются непременными атрибутами нашего быта. Декоративные художественные предметы и вещи становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива, а небольшие  сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже страны.  

Программа «Расписные сувениры»   знакомит с    основными сведениями о народно-художественных промыслах России, с историей  возникновения, возрождения и развития, с их характерными особенностями, с традициями, с основами композиции, законами цветоведения и материаловедения, с технологической последовательностью обработки и росписи изделий. Она дополняет, расширяет и углубляет школьные общеобразовательные программы по рисованию и трудовому обучению. В основу программы положен многолетний опыт изучения творчества народных умельцев и мастеров художественных промыслов России, и личное профессиональное мастерство педагога по росписи изделий из твердых материалов. «Красота определяется полезностью и не мешает ей».

Цель программы: Развитие личности ребёнка путём приобщения к  искусству  декоративно – прикладного творчества и  росписи сувениров.

Задачи: 

Обучающие:

  • Обучить детей основам мастерства декоративно – прикладного искусства.
  • Обучить навыкам владения рабочим инструментом художника.
  • Обучить технологии росписи изделий по мотивам народных промыслов.

Развивающие:

  • Развить интерес детей к изучению основ мастерства декоративно – прикладного искусства.
  • Развить творческие способности воспитанников.
  • Развить художественно-эстетический вкус на примерах декоративно – прикладного    искусства.

Воспитательные:

  • Воспитать у детей интерес к декоративно – прикладному творчеству и приобщить к традициям народной культуры.
  • Воспитать уважение к труду.
  • Способствовать формированию гражданских, патриотических чувств, любви к природе, родному краю, к Родине.

Отличительные особенности программы «Расписные сувениры»  в расширении видов материалов, на которых  выполняется роспись,  изменении возрастного диапазона, углубленном изучении различных видов росписи и  изучении техники обработки материалов для росписи.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Расписные сувениры»: - 10-13лет

Наполняемость учебной группы: 8 человек.

Программа «Расписные сувениры» - рассчитана  на обучение детей 10 - 13лет.

Дети этого возраста проявляют любознательный интерес к прекрасному и неординарному.

Они с большим  интересом и уже осознанно изучают новые технологии обработки изделий под роспись и виды росписей, ранние им неизвестные. Тем самым обогащают свои знания по народному ремеслу, расширяют понятийный аппарат, овладевают сложными интеллектуальными операциями. Обилие современных материалов позволяет взглянуть на роспись шире, чем только как на роспись дерева. Теперь расписать можно и  стекло, и металл, и пластик, и кожу, и керамику. Дети используют современные приемы золочения акриловыми красками для достижения «золотого» эффекта  Хохломы на мобильном телефоне. Народной росписью украшают стены домов. На модной одежде от известных дизайнеров появляются Хохломские завитки и Городецкие букеты. Расписываются зонтики, сумочки, ногти, компьютерные мониторы, клавиатуры, «мыши» и даже автомобили – все, что пожелает душа. Особенно актуальна нынче расписная мебель. Продуктивность детей в росписи изделий таких, как,  дерево, кожа, стекло, металл, пластмасс,- характеризует их способности, как новое современное направление требуемое спросом времени. Не смотря на то, что виды росписей идут из далекой глубинки народных промыслов, вариативность и разумные решения графических и живописных задач, различные стилистики и колориты, заставляют воспитанников создавать художественные изделия которые всегда востребованы временем. Воспитанники познают радость от создания, сопричастности  к преобразованию обычного материала в высокохудожественные произведения. 

Искусством росписи можно преодолеть всеобщую стандартизацию и внести в жизнь  семьи и дома то уютное и человечное, что может дать народное искусство.  

Срок реализации программы:  - 1год, -72часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю, по 1 часу.

Формы организации деятельности детей на занятиях: групповые.

Формы проведения занятий: Теоретические и практические занятия, лекции, лекция – визуализация, беседы, игры, эксперименты, экскурсии.

Программа «Расписные сувениры» реализуется в объединение «Русские узоры».

Предполагаемые результаты освоения программы «Расписные сувениры»:

К концу года обучения у воспитанника:

  • развит интерес и потребность к изучению данного курса; потребность к самообразованию.

Воспитанник:

  • знает основы мастерства декоративно – прикладного искусства, в поддержании и следовании традициям народного творчества.
  • имеет представление и ориентироваться в разновидностях декоративно-прикладного искусства, понимает профессиональную терминологию.
  • владеет  рабочим инструментом художника,  учитывая  технику безопасности при работе.
  • знает технологии и последовательность росписи изделий по мотивам народных промыслов.
  • развиты творческие способности в составлении орнаментальных композиций; в гармоничном сочетании цветов композиционного орнамента; развиты навыки  по стилизации элементов орнамента; творческая фантазия; ребенок расширит кругозор и понятийный аппарат.
  • умеет расписывать изделия по мотивам традиционных и нетрадиционных композиций народных промыслов.
  • имеет представление о народных промыслах, о истории возникновения и возрождения промыслов России. Расширит интерес к декоративно – прикладному творчеству.  
  • воспитаны морально – волевые и нравственные качества, сформированы гражданские, патриотические чувства; любовь к природе, к родному краю, к Родине.
  • развиты положительные качества и черты характера: чувство добра, нежности, добропорядочности, сплоченности, общительности, чувство взаимопонимания и  взаимовыручки. Ребенок умеет отстаивать свои права, знает и выполняет обязанности.
  • имеет  понятия о великой значимости народных промыслов России в современное время и его продолжении, развитии и процветании. В необходимости поддержания и передачи народного мастерства из поколения в поколение.    
  • сформирована активная жизненная позиция, воспитано уважение к нормам коллективной жизни, к труду.
  • развиты усидчивость, стремление к качественному завершению начатого дела, самостоятельность и аккуратность, чувство вкуса, понятие красоты, гармонии окружающего мира.
  • развиты художественно-творческая активность, чувства необходимости знаний, умений, навыков народно-прикладного ремесла в дальнейшей их жизнедеятельности, даже если профессиональный выбор ребенка не выпадает на прикладное ремесло.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. Начальный контроль (сентябрь);
  2. Промежуточный контроль (январь);
  3. Итоговый контроль (май).

Этапы педагогического контроля

Сроки, виды

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма проведения контроля

Сентябрь,

начальный

Знания народно – художественных промыслов России. Навыки рисования и владения инструментами: кисти, краски, карандаши.

Наблюдение.

Январь,

промежуточный

 Знания народно – художественных промыслов России, их отличительные особенности.

Умения в составлении композиций по мотивам народных промыслов.

Навыки  выполнения кистевых упражнений по мотивам орнаментов Хохломы, Городца, Мезенской росписей, росписи под Гжель.

Навыки  выполнении роспись изделий по мотивам орнаментов народных промыслов в различных техниках.

Устный опрос Наблюдение

Практические задания                

Практические задания

Выставки.

Май,

итоговый

Знания, умения и навыки выполнения технологической последовательности росписи  сувениров.

Практические задания.

Выставки

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

                                                     

  1. Название тем занятий

Кол-во часов

  1. теория

практика

  1. всего

I.

Вводное занятие.

1    

        1---        -        

1

II.

Цветоведение.

3

6

9

III.

Изучение свойств и особенностей различных материалов(дерево, пластмасс, стекло, керамика, металл, кожа), под роспись.

4

3

7

IV.

Изучение  и применение народных промыслов с Хохломской росписью, Городецкой, Мезенская роспись, росписью под Гжель, на различных видах материалов.

6

4

10

V.

Композиционное построение орнаментов на  разных формах изделий.

5

17

22

VI.

Выполнение росписи на разных материалах и различных формах, орнаменты:   Хохлома, Городец, Мезенская, Гжель.

4

18

22

VII.

Итоговое занятие.

1

-

1

                                                     Итого:

24

48

72

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

Теория: Организация рабочего места для росписи изделий. Правила поведения в кабинете.

2. Цветоведение.

Теория: Основы цветоведения. Восприятие цвета и воздействие цвета на человека.

Техника безопасности при работе  с водными красками. Виды красок и лакокрасочных материалов для росписи изделий с разными поверхностями. Осторожность с красителями. Цветовая гамма орнаментов Городца, Хохломы, Мезенской росписи, Гжели.

       Практика:   Осенняя палитра, букет цветов. Инструменты и материалы художника. Постановка руки художника. Кистевые упражнения с различными видами красок, на разных поверхностях. Упражнения в кистевой росписи на различных материалах (бумага, дерево, стекло, керамика, металл, пластмасс, кожа). Написание элементов орнамента Городца, Хохломы, Мезенской, Гжельской росписей.

Материалы: Альбомы, заготовки из дерева, стекла, керамики, металла, пластмассы, кожи.  Акварельные краски, гуашевые краски, акриловые краски,  масляные художественные, мыло хозяйственное, герметичный флакон с жидкостью на спиртовой основе для протирки материалов. Салфетка для протирания кистей и удаления излишек воды. Вата. Плакаты, иллюстрации, образцы изделий с росписью.  

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный     мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, черенок для тычка.

3. Изучение свойств и особенностей различных материалов (дерево, пластмасс,       стекло, керамика, металл, кожа), под роспись.

Теория: Изучение материала под роспись (дерево, стекло, металл, керамика, кожа, пластмасс). Свойства материалов. Особенности росписи различных поверхностей. Технология обработки изделий под роспись. Отделка и защита расписных поверхностей. Техника безопасности с лакокрасочными материалами.

Практика: Обработка поверхностей под роспись (дерево, стекло, керамика, металл, пластмасс, кожа).  Шпаклевание, шлифование, грунтование, сушка.

Материалы: деревянные, стеклянные,  металлически, керамические, кожаные, пластмассовые заготовки. Краски: гуашь, акриловые краски;  водная эмульсия; масляные художественные.  Хозяйственное мыло, герметичный флакон с жидкостью на спиртовой основе для протирки материалов. Салфетка для протирания кистей и удаления излишек воды. Образцы с разновидностью лаков (масляный, нитролак НЦ).

     Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий    ворс с 1-12 номера,  широкая плоская кисть.

4. Изучение  и применение народных промыслов с Хохломской росписью,  Городецкой, Мезенская роспись, росписью под Гжель, на различных видах материалов.

Теория: Народные промыслы России. Виды росписей. Виды орнаментов. Продукция народных промыслов. История возникновения промысла: Городецкий, Хохломской, Мезенский, Гжель. Старина на новый лад. Традиции и современность.

Практика:  Орнаменты и основы композиций на формах (квадрат, прямоугольник, овал, круг, ромб). Рисуем схемы композиций. 

     Материалы: альбомы, бумажные шаблоны изделий. Карандаш простой, стерка.

     Инструменты: точилка для карандаша.

              5. Композиционное построение орнаментов на  разных формах изделий.

Теория: Элементы Городецкой росписи, Хохломской, Мезенской, Гжельской. Перевод композиционного рисунка на расписываемое изделие.

Практика: Рисуем элементы композиций Городца, Хохломы, Мезенца, Гжели. Составление композиций. Зарисовка кромок, мысиков, витеек.

     Материалы: альбомы, бумажные шаблоны изделий. Карандаш простой, стерка.

     Инструменты: точилка для карандаша.

6. Выполнение росписи на разных материалах и различных формах, орнаменты: Хохлома, Городец, Мезенская, Гжель.

Теория: Роспись изделий: деревянных, стеклянных, керамических, металлических, пластмассовых, кожаных. Выбор вида росписи.

     Практика: Выполнение  росписи изделия  любым видом письма по изученному материалу.  Обработка поверхности под роспись. Составление композиции. Работа в цвете. Наляпка элементов. Написание главных    и второстепенных элементов. Подведение ведущих линий. Разживка элементов, поэтапная роспись сюжетов.   Написание травки, расстановка тычков. Витейки, каемки, кромки, отводки. Завершающие этапы росписи. Выявление неточностей при исполнении росписи и их исправление.

Материалы: бумага, деревянные, стеклянные,  металлически, керамические, кожаные, пластмассовые заготовки; акварельные краски,  гуашь,    акриловые краски;  водная эмульсия;  хозяйственное мыло;  копировальная бумага для перевода композиций. Герметичный флакон с жидкостью на спиртовой основе для протирки материалов. Салфетка для протирания кистей и удаления излишек воды. Вата. Плакаты, иллюстрации, образцы изделий с росписью.  

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая плоская кисть, черенок для тычка.

7. Итоговое занятие: Подведение итогов за период учебного года. Народные    промыслы «Все обо всем». Беседа о безопасности дома и на улице летом.

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма проведения занятий:

Теоретические - лекции, беседы, викторины, анкетирование, опросы, просмотр репродукций, фотографий, открыток, альбомов, образцов  изделий народно – художественных промыслов    России,  видеозаписей по народно – художественным промыслам, прослушивание аудиокассет с фонограммами  фольклорных  коллективов  и  тематическими записями  звуков природы, информаций на электронных носителях с тематическим материалом.

        Теория знакомит детей с народно-художественными промыслами России, с их истоками мастерства, традициями, технологией  изготовления и росписью  изделий, с особенностями образного языка, которому свойственны обобщенность  и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Особенности художественных средств (формы, объемы, линии, цвет, ритм, фактура). Так же теория знакомит с фольклорными  жанрами, обрядами, поговорками, сказками, сказаниями и легендами, с укладом жизни разных регионов страны.

      Практические - позволяют  приобретать навыки в ремесленном промысле.  Росписи изделий.  В изготовлении наглядных пособий, образцов, методических карточек,  таблиц, плакатов, схем, открыток, альбомов с композициями. Практика позволяет попробовать собственные силы в росписи изделий народно-прикладных ремесел с элементами  композиций по мотивам народных промыслов.

       Программа  предусматривает  экскурсии:

  • на природу (с целью изучения растительного и животного мира, которые тесно связаны  с прикладным творчеством);
  • в музеи, на выставки, конкурсы, праздники, концерты и другие массовые мероприятия с общеобразовательной и обще-развивающей целью.
  • так же программа предусматривает привлечение родителей к сознательному поиску путей формирования личности ребенка через искусство и национальную культуру, к творчеству детей в объединении «Русские узоры». Одной из форм программы является приглашение родителей на культурно-массовые мероприятия объединения, школы, района, края, на индивидуальные беседы, собрания.

Методические  рекомендации

Программа содержит темы, дающие детям знания, умения, навыки по народно-художественным промыслам России и росписи изделий из различных материалов.

 В программу входят:

1.Вводное занятие.

2.Цветоведение.

3. Изучение свойств и особенностей материалов.

4. Изучение  и применение народных промыслов на различных видах материалов.

5. Композиционное построение.

6. Выполнение росписи изделий.

7. Итоговое занятие

 Программный материал изучается по принципу от простого к сложному. От изучения основных элементов росписи, упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изделий.

 Работа по изучению видов росписи сопровождается показом подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу изучения, повторения и расширения объема знаний. Воспитанники

последовательно овладевают новым уровнем знаний на базе ранее полученных сведений, постепенно осуществляя переход от простого к сложному.  На каждом новом этапе обучения усложняются цели и задачи. Изменяется и сам подход к выполнению работ.

Весь учебный материал разбит на общие темы-модули, которые связаны между собой, и являются последовательным дополнением друг друга. Это способствует целостному обучению и развитию детей. Программа обучения росписи носит поэтапный характер. Дети знакомятся с природой, зарисовывают в альбомах элементы живой природы, затем стилизуют их, превращая природные элементы в традиционные орнаменты при этом, используя наглядный материал, увязывают элементы в композицию, отрабатывают кистевые приемы и гармоническое сочетание цветов. Затем расписывают изделия, знакомясь с технологической последовательностью обработки изделий под роспись, с последующим  покрытием изделий лаком для закрепления рисунка.

Приобретая теоретические знания и практические навыки, воспитанники создают не только полезные, но и красивые изделия, которые являются конечным результатом обучения детей по программе «Расписные сувениры». К результатам относится и то, что созданные ребятами расписные изделия экспонируются на выставках, являются подарочными сувенирами для людей, украшают интерьер помещений. Воспитанники познают радость от создания, сопричастности к преобразованию обычного материала в высокохудожественное произведении.

Технологии автора:

по подходу к ребенку - технологии сотрудничества, личностно-ориентированные, природосообразные (природа и взаимодействие с ней).

по видам занятий  - групповые.

по методам - объяснительно-иллюстрированный метод (методически - дидактический), репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник  воспроизводит), поисковый, диагностический, игровой, информационный, эмпирический  (проб и ошибок), эвристический (развитие творческих способностей).

метод творчества -  образного видения, смыслового видения, эмпатическо – эмоциональный, символического видения, придумывания, сравнения, ассоциативно-рефлекторная методика.

метод воспитания - изменения отношений, изменения деятельности в общении, изменения    компонентов    воспитательной    системы (коррекция родительского         воспитания).                                     

 

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:

  • Просторное и хорошо освещенное помещение с определенными условиями техники безопасности, для сохранения здоровья и гигиенических норм детей. Так как    деятельность программы   рассчитана    на   групповые    и    индивидуальные занятия, то для более продуктивной   реализации   программы   необходимо   оптимальное количество детей в группах по 8 человек, соответственно для каждого рабочее место и  рабочий  стол.  Стеллажи, шкафы  для изделий  и    методического    материала, методической литературы, школьная доска.                               

Для обучения необходимо следующее техническое оснащение:

  • Видеомагнитофон и телевизор для просмотра видео сюжетов по Народно – художественным промыслам;
  • Аудио магнитофон для прослушивания с фоновыми коллекциями звуков природы, народного фольклора;
  • Драллоскоп  (электрический стол – подсветка, для перевода стилевых композиций).
  • Компьютерная техника.                                                                                             

 Для обучения росписи по дереву, стеклу, металлу, керамики, пластмассу, основными материалами служат:

  • Деревянные заготовки или фанера под роспись.
  • Стеклянные изделия под роспись.
  • Металлические изделия под роспись.
  • Керамические изделия под роспись.
  • Пластмассовые изделия под роспись.  
  • Кожаные изделия под роспись.                                                                              

Для  занятий  понадобится:

  • Акварельные краски,  гуашь, акриловые краски,   персонально для каждого воспитанника.
  • Мебельный лак (масленый и нитролак) - 3 кг.
  • Растворитель лаков, уайт-спирид, скипидар, всего – 1,5литра.
  • Водоэмульсионная  цветная краска, для грунтовки поверхности  изделий - по 1 кг.
  • Кисти беличьи, колонковые или из пони, из искусственного упругого мягкого волокна с 1-12 номера, широкая, плоская кисть, вата.
  • Заточенные деревянные черенки кистей для простановки тычков в орнаментальных композициях.
  • Вата аптечная – 1упаковка (50грамм).
  • Наждачная бумага различной нумерации.
  • Листы  ватмана, цветная копировальная бумага,  калька, альбомы для рисования, картон, цветная бумага.
  • Канцелярские принадлежности, простые  и цветные карандаши, фломастеры в неограниченном количестве.   

                 

Методический материал

  1. Наглядные образцы изделий  по народно – художественным промыслам России.
  2. Шаблоны форм изделий для обводки в личных альбомах с последующей росписью.
  3. Образцы элементов композиций.
  4. Иллюстрированные альбомы; эскизы с разными видами росписи  народно – художественных промыслов.
  5. Открытки  с  изделиями, видами  бабочек,  рыб,  птиц,  лошадей,  насекомых, лекарственными травами, альбомы с фотографиями по хохломской росписи.
  6. Альбом по стилизации элементов народно – художественных промыслов.
  7. Гербарий  с  природными  материалами,  для  знакомства и  стилизации  природных элементов в элементы народно – художественных промыслов.
  8.  Наглядные пособия по материаловедению (образцы деревянных заготовок различных пород деревьев, стеклянные,  металлически, керамические, кожаные, пластмассовые заготовки, ткань различной мануфактуры).
  9. Компьютерные диски с записью фрагментов природы родного края, и элементами живой природы (цветы, листья, бутоны, ягоды, бабочки, птицы, рыбы).
  10. Аудиокассеты  с  фоновой коллекцией народного фольклора  и с записью звуков живой природы.
  11. Раздаточный  методический материал  «Альбом, тетрадь  для детского творчества с народно – художественными промыслами».
  12.  Контрольные карточки с заданиями:
  • по составлению композиции народно – художественных промыслов;
  • по стилизации элементов народно – художественных промыслов;
  • по зарисовки и прорисовки элементов народно - художественных промыслов;
  • по технологической последовательности росписи изделий народно - художественных промыслов.

Народное искусство всегда востребовано. Роспись – это «почерк» народа, его живой и образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и даже подвержена моде. Кистевая роспись – это последнее доступное естественное удовольствие во времена сплошных «технологий». И, хотя работа за компьютером развивает  мелкую моторику мышц, возможно, не меньше ручного труда, но она не может заменить живого кистевого мазка, живого общения художника с предметом и материалом. Навыки кистевого письма и сама природа народной росписи неизменно заряжают нас оптимизмом. Они (хотя бы на время работы с кистью) возвращают нас  в «утерянный рай», дарят ощущение гармонии и демократично дают возможность каждому реализовать свое право на творчество!

6. Список литературы для педагога:

         1.Белецкая Л.Б. Прессованная Флористика. Москва. ЭКСМО, 2008.

2.Берд Линди. Изысканные композиции из сухих цветов своими руками. Москва. Мой     мир,2004.

3.Бондарева Н.А. Воспитание школьника: планирование, диагностика. Армавир, 2001.

4.Бондарева Н.А. Развитие творческих качеств школьников, 2002.

5. Величко Н.К. Русская роспись. Техника, приёмы. Москва. АСТ-ПРЕССКНИГА, 2010.

6.Емельянова Т. Любовь моя Хохлома Горький. Волго-Вятское книжное изд. 1981.

7.Еолод Людмила Искусство составлять цветочные картины. Москва. ЭКСМО, 2008.

8.Жигалов С. Росписи Хохломы. Москва. Детское издательство. 1990.

9.Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Москва Дрофа, 2006.

10.Мареелова О.Н. Декоративно – прикладное творчество. Учитель, 2009.

11.Новикова Е.Н. Семеновский сувенир. Горький. Волго-Вятское книжное изд. 1987.

12.Орлова Л.В. Знакомство с Хохломской росписью. Москва, 2000.

13.Павлова О.В. Изобразительное искусство 1-4 классы. Волгоград. Учитель, 2008.

14.Проснякова Т.Н. Уроки мастерства 3 класс. Самара. Фёдоров, 2006.

15.Проснякова Т.Н. Уроки мастерства 4 класс. Самара. Фёдоров, 2006.

16.Рогов А. Кладовая радости. Москва. Просвещение,1982.

17.Салабай Е., Липущова С., Дёмина Н. Подарки для друзей. Смоленск. Русич, 2002.

18.Семёнов А.Ю.Резьба по дереву материаловедение. Минск. Современное слово, 2003.

19.Хапилова И. А. Азбука народных промыслов. Учитель. 2011.

20.Цирулик Н А. и др. Ручное творчество 4 класс. Самара. Фёдоров, 2006.

21.Цирулик Н А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара. Фёдоров, 2006.

22.Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.Твори, выдумывай, пробуй. Самара. Фёдоров, 2006.

23.ШироковБ.П.Художественные промыслы земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.

24.ШпикаловаТ.Я., Ершова JI.B. Изобразительное искусство. Москва. Просвещение, 2002.

 

Список литературы для детей

1.Багрова JI.A. Я познаю мир - растения. Москва. Астрель,2004.

2.Багинская А. Деревья, плоды, листья. Москва. Адонис, 2007.

3.Баранова И. Деревья и листья; Ягоды, фрукты. Москва. ООО  Хатбер - пресс,2008.

4..Баранова И. Насекомые; Птицы. Москва. ООО Хатбер - пресс,2006.

5.Васильева М.А. Городецкая роспись - искусство детям. Москва. Мозаика - Синтез,2009.

6..Ващенко О. Н. Учимся писать акварелью. Ростов на Дону. Лео,2004.

7.Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель - искусство детям. Москва. Мозаика - Синтез,2008.

8.Дунаева Ю.А. Бабочки Санкт-Петербург, Балтийская книжная компания, 2007.

9.Жданова Л.В. Мезенская роспись. Народные промыслы. Москва. Хатбер -пресс, 2006.

10.Жданова Л.В. Русский сувенир. Хохломы. Гжели. Дымки. Городца Москва. 2002.

11.Иваницкий В.В. Я познаю мир. - Птицы. Москва. Астрель, 2001.

12.Куцакова JI. B. Мама я умею рисовать. Москва. Мой мир, 2007.

13.Орлова Л.В. Хохломская роспись. - Искусство детям. Москва. Мозаика – Синтез, 2008.

14.Фёдоров Геннадий Глина и керамика. Академия мастерства. Москва, 2002.

15.Чичёв Ю. Разноцветный мир. Москва. ООО Альтей - Бук. 2008.

16.Шалаева Г.П. Цвет. Форма. Размер. Москва. ООО Альт, 2008.

17.Шалаева Г.П. Учимся рисовать растения. Москва. ACT СЛОВО, 2009.

18.Шалаева Г.П. Учимся рисовать животных. Москва. ACT СЛОВО, 2009.

19.Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985.

20.Шерстнева Ольга Морские жители. Москва. ООО Лунный Аист, 2008.

21.Шерстнева Ольга Птицы. Москва. ООО Лунный Аист, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы:

1.Мультимедийные презентации. «Народные промыслы России», «Природа родного края».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Сувениры своими руками"

                   Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных и...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувениры и игрушка »

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления  поделок и игрушек  в разных техниках.В современном, быстро меняющемся мире возн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувенир» .

В отличие от существующих аналогов,  программа включает эксклюзивные разделы, что позволяет реализовать учащимся свои интересы в сфере прикладного творчества. Учащимся по программе будут  пр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сувенир: от увлечения к мастерству»

Дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир: от увлечения к мастерству» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Программа  объединяет ...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"...

Протоколы промежуточной и итоговой (контрольной) аттестации обучающихся творческого объединения "Сувенир" по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"

Протоколы промежуточной и итоговой (контрольной) аттестации обучающихся творческого объединения "Сувенир"по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"...