Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Сувениры своими руками"
календарно-тематическое планирование на тему
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из бумаги, ткани, ниток, кожи, меха и другого материала выполняются с помощью машин, многие предметы одежды, быта и интерьера не теряют своей прелести, изящества, если они сделаны вручную. В рукодельных работах находят отражение национальные особенности, применяются разнообразные материалы, виды отделок, технологии. В этом и заключается актуальность данной программы. Овладение содержанием дополнительной общеобразовательной программы «Сувениры своими руками» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из практических результатов изучения программы является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт – сувенир ручной работы.
Новизна программы заключается в последовательности, системности, дающей возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей начального и среднего звена, что позволяет обеспечивать многочисленные формы деятельности, реализовывать творческие возможности детей, учитывая их индивидуальные потребности и желания. На занятиях в коллективе «Мастерица» дети смогут освоить различные приемы и техники декоративно-прикладного творчества: бумагопластика, тестопластика, текстильное творчество, лоскутное шитьё (пэчворк).
Цель программы
Создание условий для развития творческого воображения и эстетического восприятия обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_suveniry_svoimi_rukami.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Программа утверждена на
заседании педагогического
совета МБОУ ДОД «ДДЮТ»
Протокол № 1 от 01.09.2014г.
Директор ДДЮТ__________
Н.И. Казначеева
12.09.2014
дополнительная общеобразовательная
программа
«Сувениры своими руками»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень: начального общего образования
Возраст обучающихся: 6 – 10 лет
Срок реализации – 3 года
Составитель: Котенёва И.В.,
педагог дополнительного образования
г. Узловая
год разработки – 2012
Пояснительная записка
Все, что человек выполняет своими руками, дарит ему новые впечатления. Ведь ничто не дарит такого чувства удовлетворения как самостоятельно выполненный подарок, изделие, украшение.
Какой подарок самый лучший? Конечно же, это вещь, сделанная своими руками и подаренная от чистого сердца. Слово «сувенир» произошло от французского «souvenir», что означает «подарок на память». Пришло оно в наш язык еще в петровские времена. Раньше сувениром считался такой подарок, который напоминал о человеке, сделавшем его. История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Древние люди приписывали силам природы сверхъестественный характер и старались задобрить их. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах. Идолы, амулеты, талисманы служили нашим предкам оружием против злых духов. Со временем изображения утрачивали магический смысл, идол переходил в разряд игрушки, а талисман или амулет в разряд украшения. Эти фигурки превратились в сувениры. Сделанные с любовью своими руками, они несут доброту и душевное тепло вашим близким и друзьям.
Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и материалы и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Научить творчески мыслить, изобрести что- то новое, оригинальное следует с раннего возраста. И в этом поможет предлагаемая дополнительная образовательная программа «Сувениры своими руками», которая реализуется в творческом коллективе «Мастерица» муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества» г. Узловая Тульской области.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из бумаги, ткани, ниток, кожи, меха и другого материала выполняются с помощью машин, многие предметы одежды, быта и интерьера не теряют своей прелести, изящества, если они сделаны вручную. В рукодельных работах находят отражение национальные особенности, применяются разнообразные материалы, виды отделок, технологии. В этом и заключается актуальность данной программы. Овладение содержанием дополнительной общеобразовательной программы «Сувениры своими руками» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из практических результатов изучения программы является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт – сувенир ручной работы.
Новизна программы заключается в последовательности, системности, дающей возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей начального и среднего звена, что позволяет обеспечивать многочисленные формы деятельности, реализовывать творческие возможности детей, учитывая их индивидуальные потребности и желания. На занятиях в коллективе «Мастерица» дети смогут освоить различные приемы и техники декоративно-прикладного творчества: бумагопластика, тестопластика, текстильное творчество, лоскутное шитьё (пэчворк).
Цель программы
Создание условий для развития творческого воображения и эстетического восприятия обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
обучающие
- обучить конкретным трудовым навыкам пи работе с бумагой, соленым тестом, нитками, тканью и другими прикладными материалами;
- углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;
- формировать устойчивый интерес к изготовлению сувениров и подарков с элементами декоративно-прикладного искусства.
воспитательные
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать аккуратность, усидчивость;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- воспитать толерантное отношение к окружающим
развивающие
- развить образное мышление, творческие способности, моторные навыки;
- сформировать эстетический и художественный вкус, фантазию;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы от уже существующих является то, что воспитанники развивают способность дарить радость окружающим, учатся отдавать частицу своего творчества в подарке-сувенире. Поэтому планирование и подбор изделий разработан с учётом интересов учащихся, их возможностями, современными запросами и потребностями, оснащения оборудованием и приспособлениями данного учреждения. Программа предлагает познакомить учащихся с процессами разработки, технологиями изготовления и способами украшения и отделки различных сувениров, подарков, которые дети могут подарить своим родным, близким друзьям на память, день рождения, украсить интерьер своей квартиры. Программа обеспечивает не только обучение, воспитания, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей воспитанников в декоративно-прикладном творчестве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 6-10 лет.
Срок реализации программы художественно-эстетической направленности «Сувениры своими руками» 3 года.
Режим занятий: Первый год обучения(72 ч.) – 2 раза в неделю по 1 часу
Второй год обучения(72 ч.) – 2 раза в неделю по 1 часу
Третий год обучения(72 ч.) – 2 раза в неделю по 1 часу
В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В группу второго и третьего годов обучения могут поступать и вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Наполняемость групп согласно Уставу учреждения на первом году обучения составляет 12-15 человек, на втором 10-12 человек, на третьем 8-10 человек.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный( воспроизводящий), преобладает на 1, 2 году обучения;
- иллюстративный (метод наглядности, метод словесной наглядности – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (метод сравнения, исследовательские методы – педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический ( метод проектов, модельный метод – проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы её решения).
Основной формой работы по программе являются учебные занятия. Это занятия: практикумы, вариации, импровизации, праздники, творческие мастерские, эксперименты, комбинированные, экскурсии и др.
Теоретическая часть даётся в форме бесед, минилекций, эвристических бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется к практическим освоением темы. В конце каждого занятия подводятся итоги с оценкой деятельности детей. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у детей. Переход одного года обучения к другому осуществляется по принципу повторения объёма знаний.
Подведение итогов усвоения программного материала проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Итоговый контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно «Положению об аттестации воспитанников коллектива «Мастерица»». Форма контроля определяет педагог, на первых годах обучения используются более простые формы контроля – собеседования, викторины, творческие работы, далее применяются тесты зачёты, проектные работы. Освоившим содержание программы является ребёнок, пропустивший не более 1/3 занятий.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучения, обучающиеся творческого коллектива должны:
знать:
- сведения по истории изобретения бумаги, оригами;
- исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек, изделия из лоскута;
- способы замешивания теста для мукосолек, изготовления цветного теста сушки и запекания;
- сведения о материалах и приспособлениях для пошива изделий;
- правила техники безопасности при ручных работах;
- технологическую последовательность работы;
- русские народные праздники
уметь:
- делать выкройки;
- работать по шаблону;
- в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки, клей и другие материалы;
- самостоятельно изготавливать сувениры из бумаги, ткани, нитяных материалов, солёного теста;
- анализировать свою работу.
Способы проверки результативности освоения программы:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.
Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
Итоговый, проводимый после завершения всей программы.
Контроль может осуществляться в форме:
- контрольный срез;
- тестирование;
- открытое занятие;
- зачёт;
- выставки, конкурсы, фестивали.
Тематический план
дополнительной образовательной программы «Сувениры своими руками»
I год обучения
(72 ч – 2 раза в неделю по 1 часу)
№ п/п | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
I | Вводное занятие «Мир сувениров – мир подарков». Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 | - |
II | Бумагопластика | 13 | 3 | 10 |
2.1. | Подарок из бумаги (оригами) | 6 | 1 | 5 |
2.2. | Мы наклеим на листок (аппликация из бумаги) | 7 | 2 | 5 |
III | Сувениры из текстильных материалов | 10 | 1 | 9 |
3.1. | Рисунки нитками (аппликация из волокнистых материалов) | 4 | 0,5 | 1,5 |
3.2. | Раз заплатка, два заплатка (аппликация из ткани) | 6 | 0,5 | 7,5 |
IV | Тестопластика | 12 | 3 | 9 |
4.1. | Плоскостные и полуобъемные игрушки – сувениры из теста. | 6 | 1,5 | 4.5 |
4.2. | Объемные изделия из теста | 6 | 1,5 | 4,5 |
V | Игрушечный мир | 34 | 6 | 28 |
5.1. | Традиционная кукла | 6 | 1 | 5 |
5.2. | Игрушки из помпонов | 14 | 2 | 12 |
5.3. | Текстильная игрушка | 8 | 2 | 6 |
5.4. | Игрушки из различных материалов | 6 | 1 | 5 |
VI | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
6.1 | Защита творческих работ. Выставка. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 | 14 | 58 |
Тематический план
дополнительной образовательной программы «Сувениры своими руками»
II год обучения
(72 ч – 2 раз в неделю по 1 часу)
№ п/п | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
I | Вводное занятие «Сувениры своими руками». Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 | - |
II | Бумагопластика | 13 | 3 | 10 |
2.1. | Мир животных (оригами) | 6 | 1 | 5 |
2.2. | Нетрадиционные техники работы с бумагой (аппликация из бумаги) | 7 | 2 | 5 |
III | Текстильное творчество | 10 | 1 | 9 |
3.1. | Необычные поделки, украшения из ниток | 4 | 0,5 | 1,5 |
3.2. | Чудеса из ткани своими руками (аппликация из ткани) | 6 | 0,5 | 7,5 |
IV | Тестопластика | 12 | 3 | 9 |
4.1. | Домашняя мастерская (игрушки – сувениры из теста) | 6 | 1,5 | 4.5 |
4.2. | Поделки из соленого теста в сочетании с природными материалами | 6 | 1,5 | 4,5 |
V | Игрушечный мир | 34 | 6 | 28 |
5.1. | Традиционная кукла | 6 | 1 | 5 |
5.2. | Игрушки из помпонов | 14 | 2 | 12 |
5.3. | Самоделки из текстильных материалов | 8 | 2 | 6 |
5.4. | Оригинальные сувениры из различных материалов | 6 | 1 | 5 |
VI | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
6.1 | Защита творческих работ. Выставка. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 | 14 | 58 |
Тематический план
дополнительной образовательной программы «Сувениры своими руками»
III год обучения
(72 ч – 2 раз в неделю по 1 часу)
№ п/п | Темы | Всего часов | Теория | Практика | ||||||
I | Вводное занятие «Сувенирная мозаика». Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 | - | ||||||
II | Бумагопластика | 13 | 3 | 10 | ||||||
2.1. | Модульное оригами | 4 | 0,5 | 3,5 | ||||||
2.2. | Оригами. Кусудамы. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||||
2.3 | Квиллинг. | 4 | 1 | 3 | ||||||
2.4. | Торцевание. | 3 | 1 | 2 | ||||||
III | Тестопластика | 10 | 2 | 8 | ||||||
3.1. | Вазы | 3 | 1 | 2 | ||||||
3.2. | Цветы и листья | 3 | 0,5 | 2,5 | ||||||
3.3 | Игрушки и картинки | 4 | 0,5 | 3,5 | ||||||
IV. | Игрушечный мир. | 16 | 3 | 13 | ||||||
4.1. | Игрушки из различных материалов. | 4 | 1 | 3 | ||||||
4.2. | Игрушки с элементами пластиковой бутылки. | 4 | 1 | 3 | ||||||
4.3. | Игрушки из старых вещей («сэконд-хенд»). | 3 | 0,5 | 2,5 | ||||||
4.4. | Игрушки-подушки | 5 | 0,5 | 4,5 | ||||||
V. | Текстильные букеты. | 10 | 1 | 9 | ||||||
5.1 | Цветок - как основа букета | 4 | 0,5 | 3,5 | ||||||
5.2. | Букеты, их виды. | 6 | 0,5 | 5,5 | ||||||
VI. | Чудеса из ткани своими руками ( лоскутное шитьё) | 20 | 2 | 18 | ||||||
6.1 | Популярные приёмы и техники | 6 | 0,5 | 5,5 | ||||||
6.2 | Лоскутная геометрия. | 6 | 0,5 | 5,5 | ||||||
6.3. | Необычные техники. | 8 | 0,5 | 7,5 | ||||||
VII. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | ||||||
7.1. | Защита творческих работ. Выставка. | 2 | - | 2 | ||||||
Итого: | 72 | 12 | 60 |
Содержание
дополнительной образовательной программы «Сувениры своими руками»
III год обучения
(72 ч – 2 раза в неделю по 1 часу)
1.Вводное занятие «Сувенирная мозаика» - 1 ч. (1/-)
Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Демонстрация изделий. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел II. Бумагопластика – 13 ч. (3/10)
Тема 2.1. Модульное оригами 4 ч.(0,5/3,5)
Знакомство с техникой, изготовление, выполнение треугольников модуля оригами.
Практическая работа: Изготовление рамок из модулей. Ваза из модулей оригами, цветы, сборка изделий( групповая работа)
Тема 2.2. Оригами. Кусудамы – 2 ч. (0,5/1,5)
История появление шаров из цветов, показ изделий. Изучение и выполнение базовых форм. Материалы, необходимые для сборки и оформления кусудам.
Практическая работа: Изготовление кусудамы «Лилия», «Электра», «Бабочки», «Курлер».
Тема 2.3. Квиллинг -4 ч. (1/3)
Знакомство с техникой – бумажная филигрань, показ изделий. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения элементов. Приёмы изделия роллов.
Практическая работа: Изготовление базовых элементов «Капля», «Листочек», «Глаз», «Изогнутый глаз», «Треугольник», «Полумесяц», соединение 2-3 полос. Упражнения в технике бахромчатого квиллинга, петельного. Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка, панно «Цветочная композиция»
Тема 2.4. Торцевание – 3 ч. (1/2)
Знакомство с материалами , техникой, инструментами. Торцевание на пластилине.
Практическая работа: Подготовка основы (рамка), выполнение декоративного панно (индивидуальной или групповой) – «Цветочная композиция». Изготовление объёмных цветов, декоративного кактуса в кашпо.
Раздел III. Тестопластика - 10 ч. (2/8)
Тема 3.1. Вазы – 3 ч. (1/2)
Знакомство с базовой формой ваз. Декорирование заготовок.
Практическая работа: «Ваза с горохом», «Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».
Тема 3.2. Цветы и листья – 3 ч. (0,5/2,5)
Вырезание цветов из раскатанных кусков теста. Использование формочек и ножа.
Практическая работа: « Ромашка», «Розочка», «Кувшинка» ( по выбору уч-ся)
Тема 3.3. Игрушки и картинки – 4 ч. (0,5/3,5)
Создание полых форм («оттягиванием» и «защипом»). Украшение Работы с помощью стеки и путём «налепа» .
Практическая работа: «Паровоз», «Ракета на луне», «Юла».
Раздел IV. Игрушечный мир – 16 ч. (3/13)
Тема 4.1. Игрушки из различных материалов – 4 ч. (1/3)
Мелкие игрушки с использованием проволочного каркаса. Инструменты и материалы для изготовления игрушек. Набивка, утяжка игрушек. Последовательность изготовления.
Практическая работа: Игрушка «Мухомориха», «Ромашка», «Клубничка».
Тема 4.2. Игрушки с элементами пластиковой бутылки –4 ч. (1/3)
Материалы в изготовлении игрушек-сувениров (виды, назначение, применение).
Технология изготовления игрушки.
Практическая работа: Игрушка «Петух», «Портрет тигра», «Черепаха».
Тема 4.3. Игрушка из старых вещей («сэконд-хенд») –3 ч. (0,5/2,5)
Вещи, используемые для игрушек (варежки, носки, перчатки, шапки, колготки, свитера).
Способы сшивания деталей . Оформление игрушки.
Практическая работа: Игрушка «Цыплёнок», «Гусь», «Рыбка», «Краб».
Тема 4.4. Игрушки – подушки –5 ч. (0,5/4,5)
Подбор материалов, анализ модели. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой, пошив. Назначение игрушек-подушек. Виды, формы.
Практическая работа: Пошив подушки «Кот», «Кукла», «Поросёнок» (по выбору).
Раздел V. Текстильные букеты -10 ч. (1/9)
Тема 5.1. Цветок - как основа букета –4 ч. (0,5/3,5)
Строение цветка. Его сборка. Виды материалов. Необходимые аксессуары.
Практическая работа: Изготовление простейшего цветка «Ромашка», «Хризантема».
Тема 5.2. Букеты, их виды –6 ч. (0,5/5,5)
Лоскутные букеты – неувядающее лето в доме. Виды букетов. Советы по составлению композиции. Уроки аранжировки. Цветочный дизайн.
Практическая работа: Выполнение букета в вазе и плоского цветочного панно.
Раздел VI. Чудеса из ткани своими руками (лоскутное шитьё) – 20 ч. (2/18)
Тема 6.1. Популярные приёмы и техники –6 ч. (0,5/5,5)
Разноцветная «спираль» , «полоска к полоске», «бревенчатая изба», «ананас». Особенности техник.
Методика подготовки материалов. Технология пошива.
Практическая работа: Пошив салфетки в технике «ананас», прихватки в технике «бревенчатая изба».
Тема 6.2. Лоскутная геометрия – 6 ч. (0,5/5,5)
Узоры из треугольников. Виды узоров «Мельница», «Звёзда», «Алмаз».
Необычные ромбы. Узор «Кубики», «Многоконечная звезда»
Практическая работа: Изготовление салфетки с узором «Кубики»
Тема 6.3. Необычные техники – 8 ч. (0,5/7,5)
Техника «пуфики». Особенности техники. Технология Соединения Деталей.
Практическая работа: Пошив маленькой подушки «пуфик»
Раздел VII. Итоговое занятие. 2 ч. (0/2)
Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ. Вручение свидетельства об успешном освоении программы третьего года обучения, грамот за творческие достижения.
Календарно – тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Сувениры своими руками»
1 год обучения
(72 ч – 2раза в неделю по 1 часу)
№ п/п | Раздел, темы занятий | Кол – во часов | дата | Примечания |
1. | Вводное занятие «Мир сувениров – мир подарков» | 1 (1/-) | Сентябрь | |
1/1 | Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно – прикладном творчестве | 1 час | 1 неделя | Беседа, экскурсия по Дворцу |
2. | Раздел II. Бумагопластика | 13 (1/5) | Сентябрь | |
2/1 | Тема 2.1. Подарок из бумаги (оригами) | 6 (1/5) | ||
3/2 | Из истории оригами. Виды бумаги, назначение. Опыты с бумагой. | 1 час | 1 неделя | Беседа, практикум |
4/3 | Базовые формы оригами. Терминология оригами. | 1 час | 2 неделя | |
5/4 | Правила сгибания и складывания. Квадрат | 1 час | 2 неделя | практикум |
6/5 | Операция складывания из бумаги. «Бабочка» | 1 час | 3 неделя | практикум |
7/6 | Отработка основных элементов складывания. «Жучок» | 1 час | 3 неделя | творческая лаборатория |
8/7 | Базовая форма треугольник. Поделка по выбору: «Лодочка», «Мышь», «Кот» | 1 час | 4 неделя | практикум |
Тема 2.2. Мы наклеим на листок (аппликация из бумаги) | 7 (2/5) | Сентябрь - октябрь | ||
9/1 | Виды бумаги и картона, их свойства и назначение. Понятие «аппликация». | 1 час | сентябрь 4 неделя | Беседа, практикум |
10/2 | Виды аппликации (предметная, декоративная, сюжетная). Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой. | 1 час | октябрь 1 неделя | |
11/3 | Гофрировка. Понятия «основа» и «фон». Резание по прямой, по косой, по кругу. Резание по линиям разметки. | 1 час | 1 неделя | Занятие творчества |
12/4 | Отработка приемов резания. Способы и правила склеивания. Поздравительная открытка с декоративной аппликацией | 1 час | 2 неделя | Практикум |
13/5 | Изделия методом гофрировки – «Рыбка», «Птичка», «Волшебные листья».Виды клея, его свойства и применение. Способы и правила склеивания. | 1 час | 2 неделя | Занятие творчества |
14/6 | Изготовление изделий из бумажных полос (бумажные цветы, деревья из полосок бумаги). | 1 час | 3 неделя | Практикум |
15/7 | Сувениры из бумажных полосок «Улитка», «Петушок», «Лебедь», «Бабочка»(по выбору учащихся) | 1час | 3 неделя | Практикум |
3. | Раздел III. Сувениры из текстильных материалов | 10 (1/9) | Октябрь – ноябрь | |
Тема 3.1. Рисунки нитками (аппликация из волокнистых материалов) | 4 (0,5/3.5) | |||
16/1 | Виды ниток. Простейшие приемы работы с нитками и веревками. Контурная игрушка аппликация на жесткой основе. | 1 час | 3 неделя октября | Беседа, творческий практикум |
17/2 | Понятие эскиза. Разметка изображения, сборка и закрепление деталей аппликации различными способами. | 1 час | 4 неделя | Практикум |
18/3 | Аппликация из резаных ниток. Последовательность выполнения работы из нарезанных ниток. | 1 час | 4 неделя | Коллективная работа |
19/4 | Настенная контурная игрушка-аппликация из ниток «Кошечка». | 1 час | ноябрь 1 недяля | Практикум |
Тема 3.2. Раз заплатка, два заплатка (аппликация из ткани) | 6 (0,5/5.5) | Ноябрь | ||
20/1 | Виды тканей. Инструменты и материалы. Технология изготовления плоской аппликации из ткани. | 1 час | 2неделя | Беседа, технологический практикум |
21/2 | Клеевая аппликация из ткани на твердой основе. Правила работы с клеем «Кораблик». | 1 час | 2 неделя | практикум |
22/3 | Картонная основа. Приемы подбора ткани по рисунку, цвету. «Пейзаж» | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
23/4 | Выкраивание деталей по шаблону. Понятие «панно». Правила соединения деталей. «Фантазия» | 1 час | 3 неделя | Коллективная работа |
24/5 | Аппликация из ткани на мягкой основе «Город» | 1 час | 4 неделя | Практикум |
25/6 | Аппликация из ткани на мягкой основе. «Абстракция», «Дождик» по выбору. | 1 час | 4 неделя | Практикум |
4. | Раздел IV. Тестопластика | 12 (3/9) | Декабрь – январь | |
Тема 4.1. Плоскостные и полуобъемные игрушки – сувениры из теста | 6 (1,5/4,5) | |||
26/1 | Из истории соленого теста. Материалы и приспособления для работы с тестом. | 1 час | 1 неделя декабря | Беседа, технологический практикум |
27/2 | Изготовление мелких орнаментальных деталей. Косы и венки. | 1 час | 1 неделя | практикум |
28/3 | Общие этапы изготовления и обработки изделий. Рельефы. | 1 час | 2 неделя | технологический практкум |
28/4 | Рельефные формы с выступающим и углублённым изображением. «Ёлочка» | 1 час | 2 неделя | Занятие творчества |
29/5 | Рельефные композиции. Открытка - подарок «Матрешка». | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
30/5 | Композиция «Тульский самовар» | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
Тема 4.2. Объемные изделия из теста | 6 (1.5/4,5) | Январь | ||
31/1 | Способы объемной лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Сувенир – подарок «Ежик». | 1 час | 1 неделя января | Беседа - презентация, практикум |
32/2 | Выполнение подставки для яиц. | 1 час | 1 неделя | практикум |
33/3 | Выполнение подсвечника. | 1 час | 2 неделя | Практикум |
34/4 | Приемы лепки из полос (колбасок). Игрушка «Ангел». | 1 час | 2 неделя | Практикум |
35/5 | Игрушка «Лиса». | 1 час | 3 неделя | Практикум |
36/6 | Игрушка «Заяц». | 1 час | 3 неделя | Практикум |
5. | Раздел V. Игрушечный мир | 34 (6/28) | Январь – февраль | |
Тема 5.1. Традиционная кукла | 6 (1/5) | Январь – февраль | ||
37/1 | История традиционной народной куклы Изготовление куклы закрутки | 1 час | 4 неделя января | Беседа, практикум |
38/2 | Тряпичные куклы. Кукла оберег «Домовенок» | 1 час | 4 неделя | Занятие творчества |
39/3 | Календарные праздники и традиционная обрядовая кукла. Кукла оберег «День и ночь» | 1 час | 1 неделя февраля | практикум |
40/4 | Инструменты и материалы применяемые в изготовление народной куклы. Свадебные куклы «Неразлучники». | 1час | 1 неделя | Беседа практикум |
41/5 | Изготовление куклы «Красота». | 1час | 2 неделя | Практикум |
42/6 | Изготовление куклы «Домашняя масленица», «Перевертыш». | 1час | 2 неделя | Практикум |
Тема 5.2. Игрушки из помпонов | 14 (2/12) | Февраль –март | ||
43/1 | Как изготовить помпончик? Классический круглый помпон | 1 час | 3 неделя февраля | Беседа, практикум |
44/2 | Отработка техники изготовления помпонов. Игрушка «Рыбка» | 1 час | 3 неделя | Беседа, практикум |
45/3 | Игрушка «Рыбка». | 1 час | 4 неделя | технологический практикум |
46/4 | Отработка техники изготовления помпонов. Игрушка «Капитошка». | 1 час | 4 неделя | занятие творчества |
47/5 | Игрушка «Капитошка». | 1 час | 1 неделя марта | технологический практикум |
48/6 | Игрушки пушистики. Игрушка «Паук». | 1 час | 1 неделя | занятие творчества |
49/7 | Игрушка «Паук». | 1 час | 2 неделя | занятие творчества |
50/8 | Технология изготовления разноцветных помпонов.Игрушка «Цыпленок» | 1 час | 2 неделя | Технологический практикум |
51/9 | Игрушка «Цыпленок». | 1 час | 3 неделя | Практикум |
52/10 | Сборка и отделка игрушки | 1 час | 3 неделя | Технологический практикум |
53/11 | Игрушка «Сова». | 1 час | 4 неделя | Практикум |
54/12 | Игрушка «Сова». | 1 час | 4 неделя | Практикум |
55/13 | Игрушка «Медвежонок» | 1 час | 1 неделя апреля | Практикум |
56/14 | Игрушка «Медвежонок» | 1час | 1 неделя | Практикум |
Тема 5.3. Текстильная игрушка | 8 (2/6) | Апрель | ||
57/1 | Виды мягких игрушек. Правила кроя. Понятие «выкройка». | 1 час | 2 неделя апреля | Беседа, практикум |
58/2 | Ручные швы и их назначение. Игрушка «Мышка». | 1 час | 2 неделя | Беседа, практикум |
59/3 | Игрушка «Мышка». | 1 час | 3 неделя | практикум |
60/4 | Правила набивки игрушек. Отделка игрушки. | 1 час | 3 неделя | занятие творчества |
61/5 | Полуобъемная текстильная игрушка. Игрушка«Птичка» | 1 час | 4 неделя | Технологический практикум |
62/6 | Игрушка«Птичка» | 1 час | 4 неделя | Практикум |
63/7 | Шов «через край».Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами. Игрушка «Петушок». | 1 час | 1 неделя мая | Технологический практикум |
64/8 | Игрушка «Петушок». | 1 час | 1 неделя | Практикум |
Тема 5.4. Игрушки из различных материалов | 6 (1/5) | Май | ||
65/1 | Прикладные материалы в изготовлении игрушек – сувениров. (виды, назначение, применение). | 1 час | 2 неделя мая | Беседа, практикум |
66/2 | Приемы соединения различных материалов. Творческая работа «Веселые прищепки» | 1 час | 2 неделя | занятие творчества |
67/3 | Отделка изделий. Творческая работа «Веселые прищепки» | 1 час | 3 неделя | занятие творчества |
68/4 | Полуобъёмные игрушки-сувениры из ниток и пуговец. | 1 час | 3 неделя | Технологический практикум |
69/5 | Технология изготовления игрушек из тканевых помпонов. Игрушки из тканевых помпонов. | 1 час | 4 неделя | Технологический практикум |
70/6 | Игрушка «Гусеница» | 1 час | 4 неделя | Практикум |
6. | Итоговое занятие | 2 (0/2) | Май | |
71/1 | Подведение итогов работы за год. Защита творческих работ. | 1 час | 4 неделя | Занятие выставка |
72/2 | Выставка творческих работ. | 1 час | 4 неделя | Занятие выставка |
Календарно – тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Сувениры своими руками»
II год обучения
(72 ч – 2 раз в неделю по 1 часу)
№ п/п | Раздел, темы занятий | Кол – во часов | дата | Примечания |
1. | Вводное занятие «Сувениры своими руками» | 1 (1/-) | Сентябрь | |
1/1 | Сувениры своими руками. Как дарить подарки. Техника безопасности на занятиях. | 1 час | 1 неделя | Беседа, тест - викторина |
2. | Раздел II. Бумагопластика | 13 (3/10) | Сентябрь | |
Тема 2.1. Мир животных (оригами) | 6 (1/5) | |||
2/1 | Современное искусство оригами. Базовые формы: двойной треугольник, конверт. | 1 час | 1 неделя | Беседа, практикум |
3/2 | Творческая работа «Жук на ниточке» | 1 час | 2 неделя | практикум |
4/3 | Творческая работа «Жук на ниточке» | 1 час | 2 неделя | творческая лаборатория |
5/4 | Творческая работа «Лягушонок» | 1 час | 3 неделя | творческая лаборатория |
6/5 | Творческая работа «Лягушонок» | 1 час | 3 неделя | творческая лаборатория |
7/6 | Творческая работа «Петушок» | 1 час | 4 неделя | творческая лаборатория |
Тема 2.2. Нетрадиционные техники работы с бумагой (аппликация из бумаги) | 7 (2/5) | Сентябрь-октябрь | ||
8/1 | Типы изделий из бумаги. Особенности разметки и резания картона. Правила пользования трафаретами и шаблонами. | 1 час | сентябрь 4 неделя | Беседа, практикум |
9/2 | Техника торцевания. Технология ее выполнения. | 1 час | октябрь 1 неделя | Беседа, практикум |
10/3 | Понятие «Объемная аппликация». Игрушки из конусов с применением техники торцевания. | 1 час | 1 неделя | Беседа, практикум |
11/4 | Способы соединения деталей объемной аппликации. Аппликация из комочков. | 1 час | 2 неделя | Занятие творчества |
12/5 | Игрушки мобили. Соединение деталей из картона при помощи ниток. | 1 час | 2 неделя | Занятие творчества |
13/6 | Игрушка – дергунчик «Клоун» | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
14/7 | Игрушка – дергунчик «Клоун» | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
3. | Раздел III. Текстильное творчество | 10 (1/9) | Октябрь – ноябрь | |
Тема 3.1. Необычные поделки, украшения из ниток | 4 (0.5/3.5) | |||
15/1 | Применение ниток в декоративно - прикладном творчестве. Техника выполнения панно из ниток и пуговиц. | 1 час | 4 неделя октября | Беседа, творческий практикум |
16/2 | Игрушка брелок из пуговиц и ниток «Девочка», «Гномик». | 1 час | 4 неделя | Коллективная работа |
17/3 | Последовательность выполнения работы с применением пуговиц и ниток (выбор сюжета, распределение работы, подготовка ниток и основы, сборка работы). | 1 час | 1 неделя ноября | Технологический практикум |
18/4 | Панно из пуговиц и ниток. | 1 час | 1 неделя | Творческий практикум |
Тема 3.2. Чудеса из ткани своими руками (аппликация из ткани) | 6 (0,5/5.5) | Ноябрь | ||
19/1 | Повторение материала по теме «Швы». Раскрой ткани по шаблону. | 1 час | 2неделя | Беседа, технологический практикум |
20/2 | Изготовление лоскутной игрушки. Пошив головы игрушки. | 1 час | 2 неделя | практикум |
21/3 | Сборка и оформление игрушки «Змея» | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
22/4 | Простейшие приемы и элементы лоскутного шитья. | 1 час | 3 неделя | Технологический практикум |
23/5 | Сборка и оформление игрушки «Клоун» | 1 час | 4 неделя | Занятие творчества |
24/6 | Сборка и оформление игрушки «Кукла» | 1 час | 4 неделя | Занятие творчества |
4. | Раздел IV. Тестопластика | 12 (3/9) | Декабрь | |
Тема 4.1. Домашняя мастерская (игрушки – сувениры из теста) | 6 (1,5/4,5) | |||
25/1 | Технология выполнения бус, брошей кулонов игрушек малышек из теста. | 1 час | 1 неделя декабря | Беседа, технологический практикум |
26/2 | Изготовление сувенирных мелочей – бус. | 1 час | 1 неделя | Практикум |
27/3 | Изготовление сувенирных мелочей – броши, кулоны. | 1час | 2 неделя | Практикум |
28/4 | Изготовление сувенирных мелочей игрушки – малышки из теста. | 1 час | 2 неделя | Практикум |
29/5 | Исправление ошибок и сушка изделий. | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
30/6 | Раскрашивание изделий. | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
Тема 4.2. Поделки из соленого теста в сочетании с природными материалами | 6 (1,5/4,5) | Декабрь -январь | ||
31/1 | Природные дары для поделок и игры. | 1 час | 4 неделя декабря | Беседа |
32/2 | Приемы и правила работы с природными материалами, соединение деталей из теста и природных материалов. | 1 час | 4 неделя | Беседа - презентация, практикум |
33/3 | Сувенир – подарок «Старичок-лесовичок» | 1 час | 1 неделя января | практикум |
34/4 | Разработка изделия, приемы соединения деталей, отделка работы. Игрушка «Лягушонок». | 1 час | 1 неделя | Технологический практикум |
35/5 | Новогодний подсвечник с природными материалами. | 1 час | 2 неделя | Занятие творчества |
36/6 | Новогодний подсвечник с природными материалами. | 1 час | 2 неделя | Занятие творчества |
5. | Раздел V. Игрушечный мир | 34 (6/28) | Январь – февраль | |
Тема 5.1. Традиционная кукла | 6 (1/5) |
| ||
37/1 | Этнографическая кукла. | 1 час | 3 неделя января | Беседа, практикум |
38/2 | Региональные традиции (традиционная кукла в тульской области). | 1 час | 3 неделя | Беседа |
39/3 | Изготовление куклы «Лхоманка» (кукла от двенадцати болезней) | 1 час | 4 неделя | Занятие творчества |
40/4 | Завершение работы над куклой «Лихоманка» | 1 час | 4 неделя | практикум |
41/5 | Изготовление куклы «Стригуша». | 1 час | 1 неделя февраля | Занятие творчества |
42/6 | Изготовление куклы «Крестец». | 1 час | 1 неделя | Занятие творчества |
Тема 5.2. Игрушки из помпонов | 14 (2/12) | Февраль –март | ||
43/1 | Веретенообразный помпон. | 1 час | 2 неделя февраля | Беседа, практикум |
44/2 | Технология изготовления кистей из ниток | 1 час | 2 неделя | Беседа, практикум |
45/3 | Приемы соединения помпонов и кистей. | 1 час | 3 неделя | технологический практикум |
46/4 | Кукла из кистей и помпонов. | 1 час | 3 неделя | |
47/5 | Отработка техники изготовления веретенообразных помпонов. Игрушка «Лошадка». | 1 час | 4 неделя | занятие творчества |
48/6 | Игрушка «Лошадка». Детали головы, ноги. | 1 час | 4 неделя | технологический практикум |
49/7 | Сборка игрушки «Лошадка». | 1 час | 1 неделя марта | Практикум |
50/8 | Отделка игрушки декоративными кистями. | 1 час | 1 неделя | Творческий практикум |
51/9 | Игрушка «Мышка». | 1 час | 2 неделя | Технологический практикум |
52/10 | Сборка игрушки «Мышка». | 1 час | 2 неделя | занятие творчества |
53/11 | Отделка игрушки «Мышка». | 1 час | 3 неделя | Занятие творчества |
54/12 | Игрушка «Утенок». | 1 час | 3 неделя | Технологический практикум |
55/13 | Сборка игрушки «Утенок». | 1 час | 4 неделя | Занятие творчества |
56/14 | Отделка игрушки «Утенок» | 1 час | 4 неделя | занятие творчества |
Тема 5.3. Самоделки из текстильных материалов | 8 (2/6) | Апрель | ||
57/1 | Сходство и различие полуобъемных и объемных игрушек. | 1 час | 1 неделя апреля | Беседа |
58/2 | Технология изготовления объемной игрушки. Выбор модели, подбор ткани. | 1 час | 1 неделя | Беседа, практикум |
59/3 | Изготовление выкроек. Раскрой. «Веселый клоун» | 1 час | 2 неделя | Беседа, практикум |
60/4 | Сметывание деталей игрушки. | 1 час | 2неделя | практикум |
61/5 | Набивка и отделка. Игрушка «Веселый клоун». | 1 час | 3 неделя | занятие творчества |
62/6 | Изготовление выкроек. Раскрой. «Пират» | 1 час | 3 неделя | Практикум |
63/7 | Сметывание деталей игрушки. | 1 час | 4 неделя | Практикум |
64/8 | Набивка и отделка. Игрушка «Пират». | 1 час | 4 неделя | занятие творчества |
Тема 5.4. Оригинальные сувениры из различных материалов | 6 (1/5) | Май | ||
65/1 | Сувениры из ткани, меха, бумаги с проволочным соединением и деталями. Каркасные игрушки. | 1 час | 1 неделя мая | Беседа, практикум |
66/2 | Изготовление игрушек по выбору. Шаблоны и выкройки. Игрушка «Страусенок» | 1 час | 1 неделя | занятие творчества |
67/3 | Игрушка «Мухомор». | 1 час | 2 неделя | занятие творчества |
68/4 | Игрушка «Робот» | 1 час | 2 неделя | занятие творчества |
69/5 | Изделия из цепочек. | 1 час | 3 неделя | технологический практикум |
70/6 | Приемы соединения деталей. Монтаж игрушки. | 1 час | 3 неделя | занятие творчества |
6. | Итоговое занятие | 2 (0/2) | ||
71/1 | Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ. | 1 час | 4 неделя | Занятие выставка |
72/2 | Вручение свидетельства об успешном освоении программы второго года обучения, грамот за творческие достижения. | 1 час | 4 неделя |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
к дополнительной образовательной программе «Сувениры своими руками»
Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. -М., 1990.
Беляков, Н. Д., Цептлин, Н. Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. - М., 1989.
Брыкина К.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.., Педагогическое общество России, 2002.
Гукасова, А. М. Рукоделие в начальных классах. - М., 1995.
Гукасова, А. М., Мишарева, Е. И., Романина, В. 14. Методика трудового обучения. - М, 1990.
Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СпБ «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.
Еременко, Т. И. Кружок вязания крючком. М., 1984.
Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1990.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.
Шитье и рукоделие: энциклопедия. - М.: БСЭ, 1994. Шьем вместе с бабушкой. - Мн.: Харвест, 2001
Литература для педагога по разделам программы
БУМАГО ПЛАСТИКА
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.. 1995.
Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль: Академия развития, 2000.
Каченаускайте Л. Аппликация. — М.: издательство АСТ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...
Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"
Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками" охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...
Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Своими руками. Декупаж"
Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в технике декупаж, отработанные веками мастерами.Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую де...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Умелые руки» 17-18 уч.год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа« Умелые руки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа
Программа направлена на формирование у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами творческой деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки"
АННОТАЦИЯк рабочей программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Наши руки не для скуки»Возраст, на который рассчитана программа – 7-10 летКоличество часов: ...