«Дифференциация звуков [Т] - [Д]»
план-конспект по теме
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференцияция звуков Т-Д" разработана для детей младшего школьного возраста. Материал занятия напрвлен, чтобы научить детей различать звуки Т-Д изолированно, в слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Логопедическое занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаня между собой. Речевой материал, используемый в ходе занятия, способствует развитию у детей слухового, зрительного внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков в речи. Материал адресован учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Т] - [Д]»
Цель: учить детей различать звуки [т] - [д] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза.
Оборудование: игрушки: кошка Тоша и домовой, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, индивидуальные карточки с буквами д и т, предметные картинки, в названии которых есть звуки [т], [д], наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, карточки с текстами с пропущенными буквами д и т, фишки.
Ход занятия
- Организационный момент и повторение пройденного материала
Логопед. Первым сядет тот, кто назовёт 2 слова: 1-е со звуком [д], 2-е – со звуком [д'].
- Знакомство с новым материалом
- Дифференциация изолированных звуков [т] - [д]
Логопед. К нам в гости опять пришли …
Дети. …кошка Тоша и домовой Данилыч.
Слайд 2
Логопед. Тема нашего занятия …
Дети. … звуки [т] - [д] и буквы Т и Д.
Слайд 3
Логопед. Найдите сходство и различие звуков [т] - [д] с опорой на таблицу и запишите характеристики звуков в тетрадь под соответствующие транскрипции.
Отличия заключаются в красную рамку. Обратить внимание на артикуляционные признаки этих звуков. Звонкость – глухость [т] - [д]проверяются двумя способами (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши).
Слайд 4
2.Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах.
1)Работа со слоговой таблицей.
Логопед. Вспомните песенку Тоши.
Ей по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя!
Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ!
Слайд 5
Логопед. А теперь песенку домового.
А у дятла – ой! – ой! – ой!
Поселился домовой!
Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ!
Слайд 6
2)Чтение слогов по слоговой таблице.
тла – дла
тмо – дмо
тву – дву
тры – дры
Слайд 7
3.Дифференциация звуков [т] - [д] в словах.
1)Игра «Молчуны».
Логопед. Как-то раз Тоша и Данилыч сидели в кабинете географии и изучали реки по карте. Теперь они предлагают вам послушать понравившиеся им названия. Если вы услышите в слове звук [т], обводите пальцем букву т так, если бы вы писали её ручкой, у себя на карточках. Если вы услышите звук [д], обводите пальцем букву д.
Тургай, Хатанга, Сырдарья, Амударья, Вятка, Камчатка, Кострома, Днестр, Салехард, Лабытнанги.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара.
- Речь с движениями.
Шла Матрёна с огорода.
Под кустом нашла удода.
А удод ей: «Ду – ту –ду!
Я с тобою не пойду!
К бабе Дуне убегу,
Даст она мне творогу!»
Слайд 8
- Игра с мячом.
Логопед. Добавьте слог да или та.
Лопа …(та), приро …(да), ребя…(та), воро…(та), горо…(да), конфе…(та), темно…(та), посу…(да), свобо…(да), просту…(да), звез…(да), холо…(да), побе…(да), защи…(та).
б) Развитие мелкой моторики.
- «Рожки – ножки» - синхронные движения.
- «Трон» - к вертикально расположенной ладони первой руки прикладывается кулак второй.
- «Осьминожки» - пальчики бегают по столу.
2) Работа со словами, различающимися одним звуком.
Логопед. Вставьте пропущенные буквы т и д и составьте предложения с полученными словами. (Работа ведется устно).
У … ОЧКА … РЕЛЬ …ВОРЕЦ
Слайд 9, 10, 11
3) Игра «Подарки»
Логопед. Тоше и Данилычу нравится рассматривать картинки, в названии которых есть любимые звуки. Какие же картинки мы подарим Тоше?
Дети. Тоше мы подарим картинки, в названии которых есть звук [т].
Логопед. А Данилычу?
Дети. Данилычу мы подарим картинки, в названии которых есть звук [д].
Дети сортируют картинки, комментируя свой выбор.
Дети. В слове «дыня» звонкий звук [д], поэтому нужно её подарить Данилычу…
Дети берут картинки по очереди из стопки и прикрепляют магнитами в столбик под портретами Тоши и Данилыча. Затем картинки закрываются, и дети припоминают сначала названия любимых картинок Тоши сверху вниз и снизу вверх, а затем Данилыча.
Слайд 12
Логопед. А кто запомнил сразу два столбика картинок?
4) Анализ и синтез слов.
Логопед. А теперь запишем под соответствующими характеристиками звуков придумываем по 3 слова.
4.Дифференциация звуков [т] - [д] в предложениях.
1) Анализ и синтез предложений.
Работа по карточкам.
Вставьте пропущенные буквы т и д в предложениях.
Ан...рей шёл на пасеку к …анилычу. Нас…упил вечер. Ви…и … Ан…рей, что-то …емнее… под …убом. Он по…умал, ч…о э…о ме…ведь, а это был кус…. Смешно с…ало Андрею.
Слайд 13, 14
2) Игра «Кто больше назовет слов».
Припоминание слов со звуками [т] и [д]. За каждое слово дается фишка.
- Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....