Рабочая программа по предмету ОДНКНР в 5 классе
рабочая программа (5 класс) по теме

Грибова Светлана Александровна

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова. Внесенные изменения не превышают 30% авторской программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnknr_5_klass.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная  записка     ________________________________________________________  стр.3

1.1.Общая характеристика учебного предмета

1.2.Описание места учебного предмета в учебном плане    

1.3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

2. Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения  учебного  предмета  ______стр.6

3. Содержание  учебного  предмета ______________________________________________________  стр.7

4. Тематическое  планирование _________________________________________________________  стр.9

5. Календарно-тематический план  ________________________________________________________стр.10

6. Ресурсное  обеспечение  программы  __________________________________________________   стр.25

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова.

Нормативно-правовые основы, регламентирующие изучение курса.

1. ФЗ-273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. №19644).

3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

4. Приказ Минобрнауки России от «31» марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» – (http://минобрнауки.рф/).

5. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года. Регистрационный № 199.

7. Письмо комитета образования от 15.05.2015 г. № 1702/1 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году».

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),

Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.),

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.),

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.),

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Законодательство Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.),

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ),

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г. № 125-ФЗ),

Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 г. №1060 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

Общая характеристика учебного предмета.

   Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого , убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье» ,-Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Возможно, что сегодня духовно-нравственный кризис общества, обусловлен именно отрывом от национальных основ. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократичного гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе начальной школы в учебном плане отводится 34 часа.

II. Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения  учебного  предмета  

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.

  1. Содержание учебного предмета

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе, и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через  исторические и личностно значимые примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

          Кл-во часов

1.

Христианство.

23

2.

Ислам

4

3.

Иудаизм

3

4.

Буддизм

3

5.

Творческие проекты.

1

Итого:

34

  1. Календарно-тематический план

п/п

у-а

Тема

урока

Тип урока

Целевая установка урока

(уроков)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Кол-во

часов

Дата

проведения

(план/факт)

Понятия

Предметные

результаты

Метапредметные

Личностные

результаты

        

                  Христианство (23 часа)

1

Введение в

Предмет. Язычество

Вводный

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил

природы. Понятие души. Язычество.

Душа,

религия,

язычество

Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Становление

гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций

1

07.09

07.09

2

Православие в Древней Руси.

Монастыри,  их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Распространение православной веры на Руси. Монастыри. Житие Прп.Антония и Феодосия Печерских.

Монастырь, скит, монах

Объяснять роль монастырской культуры в становлении православной веры на Руси.

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Становление

гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций

1

14.09

14.09

3

«Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Дружба. Мир. Согласие. Первая светская проповедь, данная князем Владимиром Мономахом.

 Литературный памятник

 Проанализировать слова «Поучения…»

Развитие

этических

чувств —

стыда, вины,

совести как

регуляторов

морального по-

ведения

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

21.09

21.09

4

Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Прп.Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Битва на Куликовом поле.

Лавра, Свято-Троице-Сергеева лавра

Понятие «Монастырский Устав». Защита государства-защита веры.

Развитие

этических

чувств —

стыда, вины,

совести как

регуляторов

морального по-

ведения

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

28.09

28.09

5

Монашество-особый путь духовного восхождения.Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Коренная пустынь

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Монастырь на Руси-крупнейший центр образованности: летописи, иконопись и искусство книжного писания, переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

 пустынь

икона«Знамение»

Краеведческий материал. Знание истории своей местности.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их

выполнение,

дифференциация моральных

и конвенциональных

норм

Развитие

этических

чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

1

05.10

05.10

6

Православие в Российском государстве. Личная вера русских императоров.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Династия Романовых.

Благотворительная акция «Белый цветок».

Страстотерпцы, мученики

Святые царственные страстотерпцы.

Развитие

морального

сознания как

переходного

от доконвенционального

к конвенциональному

уровню

Развитие

этических

чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей

1

12.10

12.10

7

Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Заветы оптинских старцев.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

 Связь Ф.М.Достоевского с пустынью.

Старец

чудотворец

Виртуальное знакомство с историей Оптиной пустыни. Жизнь и учения старцев обители.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

19.10

19.10

8

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Русская Православная Церковь в Советское время и в годы Великой Отечественной войны.

гонения

Цоложение Православной Церкви в XX в.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

26.10

26.10

9

Христианские святые. Первые русские святые

Борис и Глеб.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых.

Первые русские святые

Борис и Глеб.

Святой, мощи

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью

благоверных Бориса

и Глеба.

Иметь понятия о сути

святости и святых

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие

этических

чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

09.11

09.11

10

Жизнь святых людей – пример для всех людей. Святые защитники земли Курской.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иоанн Рыльский,

сщмч. Дамиан, архиепископ Курский

прп. Исаакий I Оптинский

прп. Илия Верхотурский. Прп.Серафим Саровский

Мощевик, мощи

Понятие «местночтимость»

Собор курских святых.

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

16.11

16.11

11

Чудеса православной веры. Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник. Рыльский Свято-Николаевский монастырь.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Житие и чудотворения Свт.Николая Чудотворца. История Рыльского мужского монастыря

Икона, образ, обитель

формирование представлений об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российской государственности

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию

Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа

1

23.11

23.11

12

Православие в традициях русского народа. Таинство крещения.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Символическое значения таинства Крещение.

Крещение

Руси,

иконопись

Понимать важность

христианской веры в повседневной жизни наших предков на

протяжении многих

веков

Развитие чувства сопри-

частности и гордости за свою

Родину, народ и

историю, осознание ответственности человека за общее

благополучие

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

30.11

30.11

13

Именины. Значение твоего имени.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Ангел-хранитель, святой покровитель, имя которого носишь.

именины

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию

Осознание необходимости получения знаний о себе

1

07.12

07.12

14

Добродетели. Лествица прп.Иоанна Лествичника.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Житие прп.Иоанна Лествичника и его труды.

Лествица,

добродетель

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

14.12

14.12

15.

Семья как малая Церковь. Прп. Петр и Феврония Муромские.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Роль семьи в жизнедеятельности государства. Житие

Прп. Петра и Февронии Муромских.

Семья, родословная

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

21.12

21.12

16

Милосердие. Мир с ближним. Мое отношение к родителям.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

V заповедь Закона Божьего.

Милосердие сострадание, милость

формирование представлений об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российской государственности

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

11.01

11.01

17

Помощь Божией Матери людям. Радость послушания.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иконография Богородицы. Чудотворные иконы Божией Матери.

Икона, лик, омофор

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

18.01

18.01

18

Добродетели. Ложь. Обман. Честность.

Урок рефлексия

Нравственные нормы

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа

1

25.01

25.01

19

Добродетели. О трудолюбии. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Труды святых Кирилла и Мефодия.

славянская азбука

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи

Формирование целостно-

го, социально

ориентированного взгляда

на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов

1

01.02

01.02

20

Добрые и злые дела человека. Доброта и щедрость великомученика Пантелеимона.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Житие великомученика Пантелеимона.

Медицина

чудо

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости

1

08.02

08.02

21

Православный

Храм. Рыльские храмы.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Храм, его место в жизни христианина.

Первые христианские

храмы на Руси. Фреска и

мозаика. Название храма.

Икона Владимирской Божией Матери.

Храм, собор, фреска,

алтарь, иконостас, царские врата,

амвон

Иметь понятия об основных элементах

и устройстве православного храма.

Осознавать важную

роль храма в жизни

христианина.

Уметь правильно вести себя в православном храме

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие

этических

чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

15.02

15.02

22

Православный

Храм. Экскурсия в храм.

Экскурсия в православный храм.

Устройство храма. Правила

поведения в храме

Иметь понятия об основных элементах

и устройстве православного храма.

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа

1

22.02

22.02

23

Христианские

Праздники. Православный календарь.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Церковное богослужение, его распорядок

и связь с событиями

земной жизни Иисуса

Христа. Церковные

праздники. Рождество

Христово и Рождественский пост. Крещение

Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный

христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и не-

подвижные праздники.

Пасха, крестный ход

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные

праздники и особенности церковного

календаря.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий

1

29.02

29.02

                        Ислам (4 часа)

24

Ислам. Во что верят мусульмане.

Вводный.

Детство и юность

Мухаммада. Первое

откровение Аллаха,

ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди

ислама. Хиджра – уход

Мухаммада из Мекки

в Медину.

Кааба, мусульмане,

Коран, Хиджра

Знать основные события жизни и деятельности пророка

Мухаммада.

Осознавать значение

Хиджры и важную

роль этого события в

истории ислама.

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

07.03

14.03

25

Мусульманские обряды и обычаи. Коран – священная книга мусульман.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Мусульманские праздники:

Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества,

Праздник разговения,

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Намаз, закят,

хадж, Рама-

дан

Знать содержание

основных норм шариата.

Иметь представления

о воззрениях мусульман на устройство

мира, на суть борьбы

добра и зла в мире.

Понимать значение

свободы выбора в исламе, которая дается

Аллахом человеку.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их выполнение, дифференциация

моральных и

конвенциональных норм

Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

14.03

14.03

26

Ислам в России

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Распространение ислама среди

арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть

Мухаммада

Шариат

Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях.

Иметь представление о веротерпимости, существовавшей в исламских государствах, и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России.

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.

1

28.03

28.03

27

Дом и семья в исламе

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Мусульманский календарь и мусульманское

летосчисление. Месяц Рамадан в жизни

мусульман.

Божественное откровение, Сунна

Ночь

могущества,

Курбан-байрам

объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.

читать и анализировать текст;

- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.

1

04.04

04.04

Иудаизм (3 часа)

28

Иудаизм –

древняя

религия

евреев. Во что верят иудеи.

Вводный.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иудаизм – вера одного

народа (евреев). Легендарное происхождение

еврейского народа. Завет,

заключенный Авраамом

с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака.

Иосиф и переселение

еврейского народа в Египет. Порабощение евреев

египетскими фараонами.

Святая земля (Земля

обетованная), казни

египетские

Познакомиться с некоторыми сюжетами ветхозаветных

преданий иудаизма.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их

выполнение,

дифференциация моральных

и конвенциональных

норм

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

11.04

11.04

29

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Иегова (Яхве) – единый

Бог для иудеев. Десять

заповедей в жизни

иудея. Заповеди Ноя.

Галаха,

богоизбранность

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие

морального

сознания как

переходного

от доконвенционального

к конвенциональному уровню

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России.

1

18.04

18.04

30

Иудаизм в России.

Обычаи

иудеев

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Галаха – свод иудейских

религиозных норм и

заповедей. Вера иудеев

в избранничество еврейского народа. Вера

в мессию. Пророк Моисей. Десять

казней египетских и исход евреев из Египта.

Первый храм в

Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.

Иудейское царство. Покорение

еврейского народа римлянами. Расселение ев-

реев по разным странам

Песах, манна небесная,

скрижали,

Ковчег Завета

Шабат,

Рош-ашана,

шофар,

Йом-Кипур,

Шавуот

Раввин, синагога

объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.

читать и анализировать текст;

- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

Развитие этических чувств,

доброжельтельности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

1

25.04

25.04

31

Буддизм – одна из древнейших мировых религий. Во что верят буддисты.

Вводный. Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Древня Индия – родина

буддизма. Распространение буддизма

Нирвана

Нирвана

Четыре благородные

истины, карма, сансара,

счастливые

и несчастливые пере-

рождения

Знать, как распространялся буддизм в древности. Знать основные ареалы распространения буддизма в современности

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России

1

02.05

16.05

32

Обряды и обычаи

Буддизма.

Буддизм в культуре  и  традициях народов России

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Монастыри

и монашество в буд-

дизме. Буддийский

календарь. Буддийские

праздники: Новый год,

Рождение Будды, Уход

Будды на небеса и др.

Три драгоценности

буддизма

Иметь представление

о роли монашества

и монастырей в буддизме. Знать основные

праздники и обряды

буддизма.

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий

1

09.05

16.05

33

Буддизм в России.

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых

знаний

Три

драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед

и проповедей Будды

Ступа, Лама

Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России.

Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе

1

16.05

23.05

34

Творческие проекты детей. Обобщающий урок.

Закрепление изученного за год

Творческие работы

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России

Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

1

23.05

23.05

  1. Ресурсное обеспечение программы

Справочные издания

Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины,

доктринальные понятия. М., 2000.

Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.

Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1—4. М., 1998—2003. (Вып. 1–3 переизданы: М., 2006.)

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006.

Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982—2001. (Т. 1—7 – М., 1996.)

Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.

Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003.

Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010.

Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.

Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.

Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.

Научная и научно-популярная литература

Ко всему курсу

Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2006.

Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991—1993.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006.

Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.

Христианство

Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001.

Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

Библия: книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета. М., 2007.

Богданов А.П. Русские патриархи 1589—1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006.

Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991.

Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.

Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004.

Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

Годри И. Лютер. М., 2000.

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997—1998.

Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998.

Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003.

Добротолюбие: избранное для мирян / сост. Архим. Ювеналий. М., 2002.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII—ХХ вв. М., 2002.

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.

Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. М., 1994.

Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.

Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972. Также в  Н.: Жуков Д.А. Огнепальный. Новосибирск, 1988.

Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918-й. М., 1996.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006.

Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.

Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007.

История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994—1999. Т. 1—7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917—1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.

Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998.

Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006.

Новый Завет. Псалтирь. М., 2006.

Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ—ХVI вв. М., 2002.

Польский М., протопресв. Новые мученики российские: в 2 кн. М., 1993.

Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007.

Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.

Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.

Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000.

Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.

Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.

Серафимо-Дивеевские предания / сост. И примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.

Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998.

Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997.

Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997.

Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997—1998.

Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700—1917. М., 2003.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. О. А. Меня. М., 1997.

Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002.

Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V—VIII вв. Минск, 2006.

Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.

Цыпин В., прот. История Русской православной церкви (1700—2005). М., 2006.

Шмеман А., протопресв. Исторический путь православия. Париж, 1985.

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр. Очерки. М., 1995.

Ислам

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001.

Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2000.

Коран / пер. и ком. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Коран / пер. смыслов и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.

Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.

Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т. М., 2002.

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.

Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

Иудаизм

Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С.Г. Фруга. М., 2006.

Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.

Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов н/Д, 2001.

Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов н/Д, 2006.

Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002.

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

Буддизм

Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

Буддизм: четыре благородные истины. М., 2002.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа   для изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по учебнику Виноградова Н.Ф. "Основы духовно-нравственной культуры народ...

Рабочая программа учебного предмета _ОДНКНР_5_ класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Ос...

Рабочая программа внеурочной деятельности ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (духовно-нравственное направление) для 5 класса...

Рабочая программа по предмету "ОДНКНР" 5-6 классы 2020-2021 уч. год

Рабочая программа по ОДНКНР для 5 - 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об о...

Рабочая программа по предмету ОДНКНР для обучающихся 5 класса

Данная рабочая программа  составлена на основе авторской  программы И.В. Метлика, О.М. Потаповской «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура». д...

Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5-6 класс

Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5-6 класс...

Рабочая программа по предмету ОДНКНР 6 класс

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:требовани...