Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5-6 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_odnknr_5-6_klass.docx | 119.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ивановской области
ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО естественно-научного цикла ____________ Лунякова Т.С. Протокол № 1 от 31.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Насонова А.Ю. 31.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________ Сташевский В.А. Приказ № 58-О от 31.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно - исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности .
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии .
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно- нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно - научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и над конфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
- поиска общих культурных стратегий и идеалов;
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
- получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными института- ми, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и куль- туре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа в 5 классе, 68 часов в 6 классе, не менее 1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые моде- ли . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6 . Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно - нравственными ценностями общества .
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека .
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т .д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо . Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность .
Тема 22 . Взаимовлияние культур .
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества .
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России . Народные праздники как память куль- туры, как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России .
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона.
Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России .
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (68 часов)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России .
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России . Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества . Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11 . Религия как источник нравственности .
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно- нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно- нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России.
Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма . Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России .
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно- нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность .
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие) Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют со- бой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции лично- сти как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного ис- пользования словарей и других поисковых систем .
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | ||||
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» | |||||||
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно- нравствен ной культуры народов России»? | Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России | Формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» . Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Вести самостоятельную работу с учебником | ||||
2 | Наш дом — Россия | Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов | Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по курсу | ||||
3 | Язык и история | Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь | Формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры. Понимать особенности коммуникативной роли языка Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам | ||||
4 | Русский язык — язык общения и язык возможностей | Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. | Формировать представление о русском языке как языке межнационального общения . Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное . Объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления | ||||
5 | Истоки родной культуры | Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России | Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока . Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме | ||||
6 | Материальная культура | Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества | Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов. Слушать и анализировать выступления одноклассников. Работать с учебником, анализировать проблемные ситуации | ||||
7 | Духовная культура | Духовно – нравственная культура. Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей | Формировать представление о духовной культуре разных народов. Понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме. Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника | ||||
8 | Культура и религия | Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России | Формировать представление о понятии«религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме | ||||
9 | Культура и образование | Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека | Понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества Слушать объяснения учите отбирать и сравнивать учебные материалы по теме | ||||
10 | Многообразие культур России (практичес-кое занятие) | Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России | Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой. Слушать выступления одноклассников | ||||
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» | |||||||
11 | Семья— хранитель духовных ценностей | Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека | Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов. Понимать значение термина «поколение». Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи | ||||
12 | Родина начинается с семьи | История семьи как часть истории народа, государства, человечеств. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? | Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа. Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал. | ||||
13 | Традиции семейного воспитания в России | Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей | Понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России. Уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом | ||||
14 | Образ семьи в культуре народов России | Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства | Знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях. Знать и понимать морально – нравственное значение семьи. Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал. | ||||
15 | Труд в истории семьи | Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи | Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важность общего семейного труда для укрепления целостности семьи. Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником | ||||
16 | Семья в современном мире (практиче- ское занятие) | Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции | Понимать, почему важно изучать их ранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям. Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников | ||||
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» | |||||||
17 | Личность- общество —культура | Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей | Знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными. Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи) | ||||
18 | Духовный мир человека .Человек— творец культуры. | Культура как духовный мир человека.Мораль. Нравственность Патриотизм Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности. | Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме | ||||
19 | Личность и духовно – нравствен ные ценности | Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким | Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким. Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание ,милосердие, любовь, дружба и др. Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником | ||||
Тематический блок 4. «Культурное единство России» | |||||||
20 | Историчес-к ая память как духовно – нравствен-н ая ценность | Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества Важность исторической памяти, не допустимость её фальсификации. Преемственность поколений | Объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории. Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны. Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников | ||||
21 | Литература как язык культуры | Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. | Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества. Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы. Слушать объяснения учителя работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники | ||||
22 | Взаимо-влия ние культур | Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно- нравственных ценностей | Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен». Понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия . Слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам. | ||||
23 | Духовно – нравствен-н ые ценности российско-г о народа | Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. | Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности. Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества. Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение) | ||||
24 | Регионы России: культурное многообра-з ие | Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина—часть общего Отечества | Понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность». Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России . Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками информации | ||||
25 | Праздники в культуре народов России | Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов | Понимать и объяснять, что такое «народный праздник». Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи. Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника. Работать учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы. | ||||
26 | Памятники в культуре народов России | Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы .Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России | Устанавливать связь между историей памятника и историей края. Характеризовать памятники истории культуры. Понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, анализировать учебные фильмы. | ||||
27 | Музыкальная культура народов России | Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах | Понимать особенности музыки как вида искусства. Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке. | ||||
28 | Изобрази-те льное искусство народов России | Художественная реальность Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика Выдающиеся художники разных народов России | Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества. Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей. Знать и называть основные темы искусства народов России. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы | ||||
29 | Фольклор и литература народов России | Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе | Понимать, что такое национальная литература. Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно- нравственные ценности . Отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников. | ||||
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практичес-к ое занятие) | Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, регион Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников | Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно – популярной литературой. | ||||
31 | Культурная карта России (практичес- кое занятие) | География культур России .Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями | Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой | ||||
32 | Единство страны — залог будущего России | Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно- нравственные ценности народов России | Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства. |
6 класс
№ | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | |
Тематический блок 1. «Культура как социальность» | ||||
1 | Мир культуры: его структура | Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно - технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества | Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы. Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества. Слушать объяснения учителя, работать с учебником,анализировать проблемные ситуации | |
2 | Культура России: многообра-зие регионов | Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России | Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России. Характеризовать духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины. Работать с картой регионов разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя | |
3 | История быта как история культуры | Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. | Понимать и объяснять Взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни. Работать с учебником, а также научно- популярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы | |
4 | Прогресс: технический и социальный | Производительность труда. Разделение труда. Обслужи- вающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое тех- нологии и как они влияют на культуру и ценности общества? | Понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятия | |
5 | Образование в культуре народов России | Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей | Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовно- нравственных ориентиров человека. Слушать объяснения учителя, рефлексировать собственный опыт, разграничивать понятия | |
6 | Права и обязанности человека | Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации | Понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др . Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками | |
7 | Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие | Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно- нравственных ценностей | Понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др . Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе раз- вития общества. Слушать объяснения учителя. | |
8 | Современ-ный мир: самое важное (практичес-кое занятие) мир: самое важное (практическое занятие) | Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России | Понимать, в чём заключаются основные духовно-нравственные ориентиры современного общества. Подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научно- популярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия | |
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» | ||||
9 | Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека | Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни | Понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации | |
10 | Взросление человека в куль туре народов России | Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность | Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт | |
11 | Религия как источник нравственности | Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека | Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме | |
12 | Наука как источник знания о человеке и человеческом | Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эсте- тика. Право в контексте духовно- нравственных ценностей | Понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научно- популярной литературой | |
13 | Этика и нравственность как категории духовной культуры | Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни Что значит быть нравственны. Почему нравственность важна? | Объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с личным опытом. Решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт | |
14 | Самопознание (практическое занятие) | Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта. | Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников | |
Тематический блок 3. «Человек как член общества» | ||||
15 | Труд делает человека человеком | Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда | Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе. Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника | |
16 | Подвиг: как узнать героя? | Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь | Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время. Знать и называть имена героев. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника | |
17 | Люди в обществе: духовно - нравственное взаимовлияние | Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства . Социальная по- мощь | Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность» Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника | |
18 | Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания | Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества | Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство». Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника | |
19 | Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений | Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёство. Общественные блага | Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство» . Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника | |
20 | Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России | Гуманизм. Истоки гумани- стического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко - культурном наследии народов России | Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей народов России. Осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой | |
21 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно- нравственного облика общества | Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нрав-ственные качества, необходимые представителям этих профессий | Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно. Работать с научно- популярной литературой, готовить рефераты, Слушать и анализировать доклады одноклассников | |
22 | Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг | Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность меценатства для духовно-нрав- ственного развития личности самого мецената и общества в целом | Приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России Работать с научно- популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия | |
23 | Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества | Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных | Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России. Работать с научно- популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия | |
24 | Моя профессия (практическое занятие) | Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии | Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии. Работать с научно- популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия | |
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» | ||||
25 | Гражданин | Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина | Характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовно - нравственный смысл патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника | |
26 | Патриотизм | Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма | Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт | |
27 | Защита Родины: подвиг или долг? | Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг граж- данина перед обществом . Военные подвиги. Честь. Доблесть | Характеризовать важность сохранения мира и согласия. Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализировать учебные фильмы | |
28 | Государство. Россия — наша родина | Государство как объединяю- щее начало. Социальная сторона права и государства Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность | Объяснять понятие «государство». Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовно нравственные ценности. Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополни- тельной научно- популярной литературой | |
29 | Гражданская идентичность (практическое занятие) | Какими качествами должен обладать человек как гражданин | Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу | |
30 | Моя школа и мой класс (практическое занятие) | Портрет школы или класса через добрые дела | Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу | |
31 | Человек: какой он? (практическое занятие) | Человек. Его образы в культуре Духовность и нравственность как важнейшие качества человека | Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практи- ческую работу | |
32 | Человек и культура (проект) | Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» | Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние. Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства. Работать с источниками, систематизи-ровать понятия, подготовить проект |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной
культуры народов России.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические пособия, рабочая программа, календарно-тематическое планирование, КИМ, задания для самостоятельной работы обучающихся
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕ
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://dnevnik.r u/https://uc hi.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, рабочая тетрадь, доска, атлас, справочные материалы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5 класс
Рабочая программа для изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по учебнику Виноградова Н.Ф. "Основы духовно-нравственной культуры народ...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР в 5 классе
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начально...
Рабочая программа учебного предмета _ОДНКНР_5_ класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Ос...
Рабочая программа по предмету "ОДНКНР" 5-6 классы 2020-2021 уч. год
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 - 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об о...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР для обучающихся 5 класса
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы И.В. Метлика, О.М. Потаповской «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура». д...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР 6 класс
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:требовани...