Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате
статья на тему
Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность приобретения полноценного жизненного опыта. Полное государственное обеспечение часто формирует иждивенческую позицию, ведёт к отсутствию бережливости и ответственности. Большая часть выпускников не умеют планировать свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днём.
Встречаясь с трудностями и проблемами в своей жизни, решают их девиантными поступками. Эти и другие проблемы и особенности актуализируют задачу поиска инновационных механизмов обучения детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате
Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность приобретения полноценного жизненного опыта. Полное государственное обеспечение часто формирует иждивенческую позицию, ведёт к отсутствию бережливости и ответственности. Большая часть выпускников не умеют планировать свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днём.
Встречаясь с трудностями и проблемами в своей жизни, решают их девиантными поступками. Эти и другие проблемы и особенности актуализируют задачу поиска инновационных механизмов обучения детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Желание добиться успеха, мотивация достижения успеха формируется как следствие взаимодействия человека со средой. Наиболее эффективным способом моделирования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование предметных компетенций является проектирование.
Проектирование - особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Основные требования к проекту:
- Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий
- Наличие результата работы над проектом
- Представление общественности подготовленного продукта.
Технология проектной деятельности ставит перед собой следующие цели:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Конечно, умственная отсталость накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать обучающихся коррекционных школ в проектную деятельность нужно обязательно. Ведь у детей с нарушением интеллекта слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлимым способом, совершенствоваться в какой-либо сфере. Поэтому задачей нашего коллектива является создание такой образовательной среды, которая поможет поверить подростку в свои силы.
Включая обучающихся в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить эксперименты, строить модели объектов и явлений окружающего мира.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся с нарушением интеллекта необходима и возможна. Метод проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации исследовательской деятельности школьников.
Примером межпредметного, группового проекта, реализуемого учителями географии, математики и социально-бытовой ориентировки является проект «Моё родное Белогорье».
Он интересен тем, что проводился группой учителей и учеников с целью воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному городу, сопричастности к судьбе края, бережному отношению к его культурно-историческим и природным богатствам.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов Белгородоведения, что способствует обогащению обучающихся знаниями о родном крае, формирует гражданскую позицию, играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Материал по «Белгородоведению» является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся..
Цель данного проекта:
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Задачи проекта:
ознакомление обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью Белгородчины; - почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
- развитие и коррекция познавательных интересов, способностей обучающихся;
- профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ | Этапы | Задачи | Деятельность в предметной области география | Деятельность в предметной области математика | Деятельность в предметной области социально-бытовая ориентировка |
1 | Подготовительный | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование групп для участия в проекте, определение источников информации | |||
2 | Выполнение | Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта | Подготовка индивидуальных проектов «Мой край на карте Родины» «Есть город, который я видел во сне», «Фотоохота» «Туристическое агентство нашего города» | Подготовка индивидуальных проектов « Белгородчина в цифрах» «Цифры на карте Белгородчины» Геометрический дизайн клумб Нового Оскола» «Текстовые задачи на материале Белгородоведения» | Организация экскурсий на предприятия города, музей. Подготовка индивидуальных проектов «Традиции малой родины» «Национальные блюда Белгодчины» «Народные праздничные обряды Белгородчины» |
3 | Рефлексия | Подведение итогов работы над проектом | Создание банка данных «Моё родное Белогорье» с целью дальнейшего использования в урочное время и во внеклассной работе. |
Надеемся, что полученный опыт выстраивания своего жизненного сценария путём проектирования позволит безболезненно адаптироваться к новой социальной среде. Это очень важно, потому, что выпускникам интернатных учреждений приходится самостоятельно планировать свою деятельность, определять эффективные пути выхода из проблемных ситуаций, находить партнёров, конструктивно общаться. Разработка и реализация проектов является своего рода тренировкой, пробой самостоятельной взрослой жизни. Участники социально-значимого дела приобретают навыки успешного участия в общественных процессах, повышается социальная компетентность подростков.
Литература
1. Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 23 ноября 2014.
2. Белгородоведение. Пособие для учителей. Департамент образования Белгородской области. 2015.
3. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе – М.: Чистые пруды, 2006.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151331-1353787387.jpg)
Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.
В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции.
Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-685959-1444638125.jpg)
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-489777-1413299171.jpg)
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1020002-1520784473.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа
В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1041816-1604926703.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” - «с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-297296-1379769547.jpg)
Статья "Проектная деятельность как средство формирования предметных ком-петенций в школе-интернате"
Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность...