Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.
статья по физике на тему

Плотникова Татьяна Павловна

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx35.67 КБ
Файл prilozhenie.docx464.67 КБ
Файл prezentaciya.pptx236.53 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

«Тестовый контроль на уроках физики, как средство формирования предметных компетенций»

учитель МОУ СОШ №3

Плотникова Татьяна Павловна

1-ая квалификационная категория

Александров, 2010

Содержание

Условия возникновения, становления опыта        

Актуальность и перспективность метода        

Педагогическая идея        

Теоретическая база опыта        

Новизна опыта        

Технология опыта        

Результативность        

Адресная направленность        

Литература.        

Приложение.        

Условия возникновения, становления опыта

«Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Для решения этой непростой задачи поставленной Правительством Российской Федерации в «Концепции модернизации образования на период до 2020 года», общеобразовательная школа должна формировать у учащихся систему универсальных знаний и умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть создать условия для развития личности. Пути решения этой задачи следующие:

оптимизация учебной нагрузки учащихся за счет эффективных методов обучения;

обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения при обеспечении государственных образовательных стандартов с учетом постоянного роста информации.

Существенной и обязательной частью процесса обучения – контроль знаний. Современные требования к контролю учебных достижений ученика переносят акценты с выявления, фиксации неуспешности ученика на обнаружение его успехов и достижений.

Успешность ученика может определяться по различным направлениям. Эти направления определяют цели контроля и связаны с диагностическими качествами успешности ученика:

выявление объема освоенного содержания предмета (стандарта);

выявление уровня освоения содержания предмета;

выявление уровня освоения проверяемой деятельности;

выявление уровня обладания компетентностями (компетенциями).

Демографическая ситуация страны очень сильно коснулась и нашего Александровского района. В связи с чем происходит реконструкция школ. За последние десять лет вынужденно пришлось поменять четыре школы. Причем сельскую школу сменяла московская школа, затем школа №6 в городе Александрове. В 2010 году нашу школу объединили со школой  №3. Обе они расположены на разных концах города. В школе обучается 636 человек из 9 населенных пунктов. Многие дети имеют низкий уровень успеваемости. В этих условиях одним из методов проверки знаний, умений и навыков я использую тестирование. Применение тестов:

дает возможность учителю сравнивать умения учащихся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребенка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели;

помогает учителю при изменении его трудовой деятельности, например, когда учитель получает класс, в котором предмет до него вели другие преподаватели, то есть нарушается преемственность. В этом случае необходимо выявить степень сформированности к этому сроку умений. Владение такой информацией поможет не только правильно построить учебный процесс в таких классах, но и сыграть положительную роль при оценке деятельности учителя администрацией;

при переходе ребенка в данный класс из другой школы (или другого класса) также необходимо выявить его уровень знаний, умений, навыков, чтобы знать с чего начинать работу с этим ребенком – это дает возможность ребенку легче адаптироваться к новой ситуации.

способствует повторению и обобщению изученного учебного материала, его углублению и закреплению, приучает школьников к повседневному систематическому труду, воспитывает чувство долга, ответственности и добросовестное отношение к воспитанию своих обязанностей, служит показателем эффективности применяемой учителем методики обучения, позволяет вовремя обнаружить пробелы в знаниях и определить возможности дальнейшего продвижения в учении, способствует совершенствованию своих умений

Актуальность и перспективность метода

До настоящего времени основным видом контроля знаний учащихся по физике являлась письменная контрольная работа, включающая две – три задачи и качественные вопросы. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении – располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи для вариантов контрольных работ и размножить их. Вместе с тем, этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям предъявленным к итоговому контролю знаний. А именно:

объем проверочных знаний не велик. Анализ контрольных работ по механике показывает, что он зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала. Две – три задачи или вопроса не в состоянии охватить достаточно полно тему или раздел;

проверка контрольных работ является весьма трудоемкой операцией, отнимающей у учителя много времени;

низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;

абсолютно неудовлетворительная объективность оценок знаний.

За последнее время поиски объективных количественных измерительных знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний. Можно отметить следующие особенности тестов:

относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

непосредственная фиксация результатов;

возможность использования как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

удобство математической обработки;

кратковременность;

наличие установленных стандартных норм.

Как известно на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ – Единый Государственный Экзамен, который построен в виде тестов. Анализ отечественного опыта, который накоплен в последние годы по разным дисциплинам, а также зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний.

ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. При этом подтверждается возможность объективной оценки подготовленности выпускников: все ученики оказываются в одинаковых условиях и за одинаковые задания получают одинаковые оценки.

Существуют социальные причины возражений против ЕГЭ, а также возможные социальные перекосы при его проведении за счет утечки информации и нарушений техники проведения. Существуют также возражения против его содержания, так как тесты не могут проверять умение синтезировать знания. Они дают подсказки в виде вариантов ответов и преимущество натасканным школьникам перед творчески мыслящими.

Педагогическая идея

С помощью тестов можно осуществить полный и всеобъемлющий контроль знаний, так как они строятся на основе дидактических принципов обучения и контроля (научности, доступности, системности, связи теории с практикой).

Тесты разрабатываются с учетом структуры знаний по физике, то есть в них включаются задания для выявления уровня усвоения всех элементов физических знаний (фактов, явлений, понятий, процессов, законов, теорий, экспериментальных и практических умений).

Тесты разрабатываются с учетом структуры процесса усвоения знаний, то есть тех уровней, знаний и умений, которых могут достичь учащиеся в процессе изучения физики.

Тест является инструментом измерения уровня знаний и сложности заданий.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

диагностическую;

обучающую;

организующую;

развивающую и воспитывающую.

Тесты дают возможность учителю дифференцированной проверки знаний учащихся при соблюдении единого подхода к ним. Единый подход обеспечивается тем, что все учащиеся получают одно и то же задание, или ему равноценные варианты. Вместе с тем, тесты обладают и возможностью дифференцированной проверки знаний, так как они могут содержать разные по сложности вопросы. Такая форма работы позволяет всем учащимся максимально проявить свои силы и знания.

Устанавливаются четкие нормы оценок. В результате оценка работы учащихся оказывается вне зависимости от того, кто ее проверял.

Основные цели:

помочь учащимся понять законы физики, избежать формального подхода при изучении основ физики;

привить интерес к физике и решению физических задач.

Задачи:

углубление и расширение знаний учащихся по изучаемой теме;

развитие творческих способностей учащихся, формирование у них интереса к познанию, исследовательских умений;

формирование умений связывать теоретические вопросы с практикой решения задач;

приобретение учащимися информационных и коммуникативных умений;

создание ситуаций для успешного обучения и развития учащихся;

формирование у учащихся навыков работы с тестами;

Теоретическая база опыта

В настоящее время для контроля результатов учебной деятельности учащихся используется метод тестирования. Он основан на использовании специальной системы, состоящей из большого количества заданий – тестов, требующих краткого ответа или выбора из совокупности предложенных.

Во многих странах мира широко распространены интеллектуальные тесты – специальные задания для изучения индивидуально психологических особенностей человека (уровня одаренности, скорости протекания умственных процессов, настойчивости, способности к самоконтролю) и для выявления способностей (пространственных представлений, способностей оперировать числами и другие). Тесты применяются также для исследования малых групп, в клинической психологии, в психолого-педагогических исследованиях.

Тест (от английского слова test – проверка знаний) – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Основоположники тестирования – Ф. Гальтон, Ч. Стерман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин «умственный тест» придумал Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии – массового применения тестов на практике, связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном, метрическую шкалу умственного развития, известную под названием «тест Бине – Симона».

Преимущества тестового контроля:

тест позволяет дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;

обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности;

удобство математической обработки;

являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;

способствуют объективности оценок, независящих от субъективных установок лица, проверяющего исследование;

обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых;

Управлять и корректировать каким бы то не было процессом возможно лишь на основе данных контроля под его течением, не составляет исключение пи процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.

Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный – выявление, измерение и оценка знаний, умений и навыков, исходящая из личных представлений экзаменатора. Объективный – контроль обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.

Для организации и проведения тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:

определить, что нужно выявить с помощью теста (знание фактического материала, понимание, умение применять знания и так далее);

выделить критерии того, что выявляется (свойства памяти, умение проводить логические операции), то есть выяснить целевое назначение теста, а также его трудность;

четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных;

сопоставить результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся.

В практике преподавания физики наиболее известны тесты успешности (или достижений) – целенаправленные системы заданий для проверки и оценки знаний учащихся по определенной части учебного материала. Результаты тестирования при этом могут быть использованы для анализа индивидуальной характеристики усвоения знаний, определения содержания работы с учащимися в каждом конкретном случае. Метод тестирования также целесообразен для выявления эффективности различных методов и приемов обучения, при решении вопроса об использовании определенного учебника физики, наглядных пособий, видео фильмов и других методических средств.

Тестовое задание должно содержать инструкцию по его использованию. Инструкция тестового задания это словесное указание испытуемому, связанные с выполнением (выбором правильного ответа из нескольких вариантов, решением математической задачи и так далее). Указывается способ записи правильного ответа (что, каким образом и где надо отметить, вписать и так далее). Инструкция может быть единой для нескольких заданий теста, если эти задания однотипны по действиям.

Критерии диагностических тестов:

действенность (валидность) – содержание обеспечивает всестороннюю проверку всех изучаемых элементов знаний и умений;

надежность – устойчивость показателей при повторных измерениях с помощью того же теста;

дифференцированность – различная степень сложности заданий позволяет отделить тех, кто усвоил материал на заданном уровне, от тех кто этого уровня не достиг;

системность – задания связаны общей структурой знаний, способствующей систематизации знаний

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в авторских разработках, позволяющих эффективно использовать тестирование в системе контроля знаний учащихся:

контрольно-измерительные материалы по всем разделам физики средней школы;

дидактические тесты и карты для всех классов по темам.

Эти тесты отражают динамику формирования конкретного умения у конкретного ученика, которая видна при сравнении нескольких диагностических карт. Отражение динамики формирования умений у учащихся – это новые подходы к оценке деятельности школьника (безотметочный). Системная диагностика предметной обученности дает возможность учителю сравнивать умения учащегося на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребенка, организовать целенаправленную развивающее – коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.

Технология опыта

При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться следующих общих правил:

ответы должны быть содержательными и по возможности короткими;

ответы в заданиях должны быть однородными по форме;

правильные ответы среди всех прилагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке;

нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;

неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и быть правдоподобными (ответы – дестракторы);

ответы на одни вопросы не должны быть подсказкой для ответов на другие;

формулировка заданий должна иметь однозначное толкование;

ответы к заданиям могут быть выражены словами, числами, графиками.

Тесты очень многообразны и поэтому существуют их многочисленные классификации по различным признакам. В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, различают следующие основные виды тестов:

по характеру ответа – «закрытые» (выборочные) и «открытые» (конструктивные);

по дидактическим целям – на воспроизведение учебного материала, на применение знаний в знакомых или новых ситуациях и другие;

по уровню усвоения учебного материала – тесты 1 – 5 уровней;

по видам проверки – текущая, тематическая, периодическая, итоговая;

по назначению – обучающие, контролирующие, диагностические и другие;

по характеру формулировки – словесные, знаковые, численные и так далее;

Результативность

сформировано у учащихся неформальное отношение к предмету;

 повышена мотивация к предмету;

 у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать задачи) (приложение 3).

Адресная направленность

Тесты могут быть использованы в любой школе для всех учащихся на любом этапе обучения.

Литература.

Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний – М: Исследовательский центр, 1994.

Ащепкова Л.Я. Материалы к семинару по конструированию тестовых заданий, Владивосток: ДГУ, 2001.

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по физике, Воронеж: ВО-ИПКРО, 2003.

ЕГЭ: конр.-измерит. Материалы, М: Просвещение, 2003.

Кабардин О.Ф. Физика. Тесты. 10 – 11 класс: учеб.-метод. пособие, Москва: Дрофа, 1997.

Кабардин О.Ф. Физика. Тесты. 7 – 9 класс: учеб.-метод. пособие, Москва: Дрова, 1997.

Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Коноплич Р.В. Сбоник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 9 класс. МЖ «Интеллект-Центр», 1999.

Лебединская В.С. Физика. 9 класс: диагностика предметной обученности. – Волгоград: Учитель, 2010.

Мякишев Г.Я. Физика - 10. Механика: учебник для школ и классов с углубленным изучением физики, М: Дрофа, 2005.

Орлов В.А. Единый государственный экзамен: Физика. 2002: контр.- измерит. материалы, М: Просвещение, 2003.

Шейман В.М. Технология работы учителя физики. Москва, 1992.

Школьные технологии: журн. – 1993 - №3.

http://www.rikz. unibel. by - сайт Республиканского института контроля знаний.

http://www.afportal.ru - астрофизический портал. Анализ теста по физике на ЦТ в 2008 году от В. Грабцевича

Приложение.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

У9ФИ-02                Основные понятия кинематики

1 АА. Какая единица времени является основной в Международной системе?

1) 1с.                                2) 1 мин                        3) 1 час                        4) 1 сутки

2 АГ. Решаются две задачи:

        а. рассчитывается маневр стыковки двух космических кораблей;

        б. рассчитывается период обращения космических кораблей вокруг Земли.

В каком случае космические корабли можно рассматривать как материальные точки?

1) только в первом случае                        2) только во втором случае

3) в обоих случаях                                4) ни в первом, ни во втором случае

3 АЕ. Автомобиль дважды объехал Москву по кольцевой дороге, длина которой 109 км. Путь, пройденный автомобилем, равен

1) 0 км                        2) 109 км                        3) 218 км                        4) 436 км

4 АЕ. Мяч, брошенный вертикально вниз с высоты 3 м, отскочил от пола вертикально и поднялся на высоту 3 м. Модуль перемещения мяча равен

1) -6 м                        2) 0 м                                3) 3 м                                4) 6 м

5 АЖ. На рисунке точками отмечены положения четырех движущихся слева направо тел через равные интервалы времени. На какой полосе зарегистрировано движение с возрастающей скоростью?

1) 1                                2) 2                                3) 3                                4) 4

6 АЕ. Камень, брошенный из окна второго этажа с высоты 4 м, падает на землю на расстоянии 3 см от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня?

1) 3 м                                2) 4 м                                3) 5 м                                4) 7 м

У9ФИ-03                Скорость. Относительность движения

1 АБ. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в одном направлении со скоростями 50 км/ч и 70 км/ч. Расстояние между ними

1) увеличивается                                        2) уменьшается

3) не изменяется                                        4) может увеличиваться или уменьшаться

2 АБ. Пловец плывет против течения реки. Скорость течения реки 0,5 м/с, скорость пловца относительно воды 1,5 м/с. Модуль скорости пловца относительно берега равен

1) 2 м/с                        2) 1,5 м/с                        3) 1 м/с                        4) 0,5 м/с

3 АБ. Два автомобиля движутся по прямому шоссе: первый со скоростью , второй – со скоростью . Чему равна скорость первого автомобиля относительно второго?

1)                                 2)                                 3)                         4)

4 АБ. Два автомобиля движутся по взаимно перпендикулярным дорогам от перекрестка с одинаковыми по величине скоростями 20 м/с. За одну секунду расстояние между ними увеличивается на расстояние

1) меньше 20 м                                                2) равное 20 м

3) больше 20 м                                                4) равное 40 м

5 АД. От самолета, летящего горизонтально со скоростью , в точке А оторвался небольшой предмет. Какая линия является траекторией движения этого предмета в системе отсчета, связанной с самолетом, если пренебречь сопротивлением воздуха?

6 АД. Величины скорости течения реки и скорости лодки относительно воды одинаковы и образуют угол . Под каким углом к направлению течения направлена скорость лодки относительно берега?

1)                                 2)                                 3)                                 4)

У9ФИ-05                Равномерное движение

1 АЖ. При измерении характеристик прямолинейных движений двух материальных точек зафиксированы значения координаты первой точки и скорости второй точки в моменты времени, указанные соответственно в таблицах 1 и 2:

                Таблица 1                                                                Таблица 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

10

20

30

40

50

10

10

10

10

10

Что можно сказать о характере этих движений, предполагая, что он не изменялся в промежутках времени между моментами измерений?

1) оба равномерные                        2) первое – неравномерное, второе – равномерное

3) первое – равномерное, второе – неравномерное                4) оба неравномерные

2 АК. По графику зависимости пройденного пути от времени определите скорость велосипедиста в момент времени .

1) 2 м/с                        2) 3 м/с                        3) 6 м/с                        4) 18 м/с

3 АК. На рисунке представлены графики зависимости пройденного в одном направлении пути от времени для трех тел. Какое из тел двигалось с большей скоростью?

1) 1                        2) 2                        3) 3                        4) скорости всех тел одинаковы

4АЕ. Поезд длиной 200 м въезжает в тоннель длиной 300 м, двигаясь равномерно со скоростью 10 м/с. Через какое время поезд выйдет полностью из тоннеля?

1) 10 с                        2) 20 с                        3) 30 с                        4) 50 с

5АБ. Материальная точка движется в плоскости равномерно и прямолинейно по закону: , где  - координаты тела, м;  – время, с. Какова величина скорости тела?

1) 1 м/с                        2) 3 м/с                        3) 5 м/с                        4) 7 м/с

6АК. На графике представлена зависимость скорости  тела от времени , описывающая движение тела вдоль оси OX. Модуль средней скорости движения за 2 секунды равен

1) 0,5 м/с                        2) 0,75 м/с                        3) 1 м/с                        4) 1,5 м/с

У9ФИ-07                Равноускоренное движение

1 АЖ. Модуль скорости тела за некоторое время увеличился в 2 раза. Какое утверждение будет правильным?

1) Ускорение тела возросло в 2 раза                2) Ускорение уменьшилось в 2 раза

3) Ускорение не изменилось                                4) Тело движется с ускорением

2 АЗ. Скорость тела при прямолинейном равноускоренном движении увеличилась в 3 раза за 3 с и стала равной 9 м/с. Ускорение тела равно

1) 1 м/с2.                        2) 2 м/с2                        3) 3 м/с2                        4) 1,5 м/с2

3 АЗ. Тело, двигаясь прямолинейно и равноускоренно, увеличило свою скорость от 2 до 6 м/с за 6 с. Какой путь оно прошло за это время?

1) 10 м                        2) 12 м                        3) 20 м                        4) 24 м

4 АИ. Зависимость координаты  от времени при равноускоренном движении по оси , дается выражением:  ( измеряется в метрах, время – в секундах). Величина начальной скорости равна

1) 0 м/с                        2) 5 м/с                        3) 7,5 м/с                        4) 15 м/с

5 АИ. Шарик начинает скатываться по наклонному желобу. На рисунке показаны положения шарика в моменты времени 0с, 1с, 2с, 3с, 4с. Если предположить, что характер движения в промежутках времени между измерениями не менялся, то шарик в данном опыте скатывался

1) равномерно                                2)равноускоренно с увеличивающейся скоростью

3) равноускоренно с уменьшающейся скоростью                4) ускоренно

6АИ. Тело, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с, двигаясь с постоянным ускорением, направленным вниз, достигло максимальной высоты за время . Чему равна скорость тела в момент ?

1) 5м/с                        2) 10 м/с                        3) 15 м/с                        4) 20 м/с

У9ФИ-09                Свободное падение

1 АЛ. При свободном падении тела его скорость (принять )

1) за первую секунду увеличивается на 5 м/с, за вторую – на 10 м/с

2) за первую секунду увеличивается на 10 м/с, за вторую – на 20 м/с

3) за первую секунду увеличивается на 10 м/с, за вторую – на 10 м/с

4) за первую секунду увеличивается на 10 м/с, за вторую – на 0 м/с

2 АЛ. Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. Через одну секунду после броска модуль его скорости равен (принять )

1) 5 м/с                        2) 0 м/с                        3) -5м/с                        4)10 м/с

3 АЛ. При свободном падении тела с нулевой начальной скоростью за 2 с оно проходит расстояние, равное (принять )

1) 5 м                                2) 10 м                        3) 15 м                        4) 20 м

4АЛ. Два тела, брошенные одновременно вертикально вверх с горизонтальной поверхности с разными скоростями, движутся относительно друг друга

1) равномерно                                                        2) равноускоренно

3) с изменяющимся ускорением                                4) покоятся

5 АЛ. Чтобы камень достиг высоты 5 м, его нужно бросить вертикально вверх со скоростью (принять )

1) 5 м/с                        2) 10 м/с                        3) 15 м/с                        4) 20 м/с

6 АЛ. Тело брошено вертикально вверх с некоторой начальной скоростью с горизонтальной поверхности. Зависимость высоты тела над этой поверхностью от времени дается графиком:

У9ФИ-11                Движение по окружности

1 АМ. Земля совершает оборот вокруг своей оси за

1) 1 час                        2) 1 сутки                        3) 1 месяц                                4)1 год

2 АН. Два небольших тела начинают равномерное движение по окружности радиуса 0,5 м из одной точки. Периоды движения 1 с и 2 с. Через 1 с после начала движения расстояние между ними будет

1)  м                        2)  м                        3) 2 м                                        4) 1 м

3 АМ. Период обращения тела по окружности увеличился в 2 раза. Центростремительное ускорение тела

1)  увеличилось в 2 раза                                2) увеличилось в 4 раза

3) уменьшилось в 2 раза                                4) уменьшилось в 4 раза

4 АН. При равномерном движении по окружности не изменяется:

1) направление скорости тела                        2) перемещение тела

3) модуль ускорения                                        4) направление ускорения

5 АН. Две материальные точки движутся по окружностям радиусами  и  с одинаковыми скоростями. Сравните их центростремительные ускорения.

1)                         2)                         3)                 4)

6 АН. Центростремительное ускорение точек на экваторе, возникающее из за суточного движения земли, по отношению к ускорению на поверхности на широте Петербурга ()

1) больше в 2 раза                                2) больше в 4 раза

3) меньше в 2 раза                                4) меньше в 4 раза

У9ФИ-13                Движение по окружности

1 ББ. В двух инерциальных системах отсчета, движущихся относительно друг друга, в определенный момент времени:

1) скорости тела одинаковы, ускорения разные

2) скорости тела разные, ускорения разные

3) скорости тела одинаковы, ускорения одинаковы

4) скорости тела разные, ускорения одинаковы

2 БВ. Какая величина из перечисленных является скалярной?

1) ускорение                2) масса                        3) скорость                        4) сила

3 БД. По горизонтальному ровному шоссе движется автомобиль с выключенным двигателем. Какое утверждение правильно?

1) автомобиль движется равномерно, действие всех тел на него скомпенсировано

2) автомобиль движется с ускорением, действие всех тел на него скомпенсировано

3) автомобиль движется равномерно, действие всех тел на него не скомпенсировано

4) автомобиль движется с ускорением, действие всех тел на него не скомпенсировано

4 БГ. Камень брошен вертикально вверх. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. При движении вверх на камень со стороны Земли действует сила , при движении вниз – сила . При этом

1)                         2)                         3)                         4)

5 БЕ. На материальную точку действует две одинаковые по модулю силы, величина каждой из которых 20 Н, а угол между ними 120. Величина суммарной силы равна

1) 10 Н                        2) 20 Н                        3) 30 Н                        4) 40 Н

6 БВ. Массивный груз подвешен на тонкой нити 1. К грузу прикреплена такая же нить 2. Если резко дернуть за нить 2, то оборвется

1) нить 1                                        2) нить 2

3) нити 1 и 2 одновременно                4) нить 1 или нить 2 в зависимости от массы груза

У9ФИ-15                Законы Ньютона

1 БТ. Принципы относительности впервые сформулировал

1) Гук                        2) Галилей                        3) Ньютон                        4)         Фарадей

2 БЖ. На тело массы  со стороны Земли, масса которого , действует сила  . На Землю со стороны этого тела действует сила, равная

1) 0                        2)                                 3)                         4)

3 БД. Под действием некоторой силы тело массой 2 кг за 2 секунды изменило свою скорость на 0,2 м/с. Величина этой силы равна

1) 0,2 Н                2) 0,4 Н                        3) 0,8 Н                        4) 1,6 Н

4 БД. Тело движется прямолинейно вдоль оси . Зависимость  приведена на графике. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна 0

1) в течение 2-ой секунды                        2) в течение 4-ой секунды

3) в течение 2-ой и 4-ой секунды                4) в течение 1-ой и 3-ей секунды

5 БД. На столе лежит стопка книг массами 100 г, 200 г и 300 г. Чему равна результирующая сила, действующая на нижнюю книгу? Считать .

1) 6 H                        2) 5 Н                                3) 3 Н                                4) 0 Н

6БД. На наклонной плоскости с углом  к горизонту лежит в покое брусок массы . Чему равна сила, с которой плоскость действует на брусок?

1)                 2)                         3)                                 4)

У9ФИ-17                Сила упругости

1 БО. Какое равенство правильно выражает закон Гука для упругой пружины?

1)                         2)                         3)                 4)

2 БО. Под действием одинаковой силы две пружины растянулись: первая – на 4 см, вторая – на 10 см. Жесткость первой пружины по отношению к жесткости второй пружины

1) больше в 2,5 раза                                        2) меньше в 2,5 раза

3) больше на 6 см                                        4) меньше на 6 см

3 БО. Ученик провел опыты с двумя разными пружинами, измеряя силу упругости при разных деформациях пружин. Результаты экспериментов приведены в таблице:

0

1

2

3

4

5

0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

4 БО. Два тела, лежащие на гладкой горизонтальной поверхности, соединены упругой пружиной. На первое тело начинает действовать горизонтальная сила . Какое соотношение будет справедливо для модулей ускорений этих тел  и  в самом начале движения?

1)                         2)                 3)                 4) нельзя определить

5 БО. Два человека растягивают пружину с двух сторон, действуя каждый с силой 50 Н. Ее полное растяжение при этом 2 см. Жесткость пружин равна

1) 25 Н/м                        2) 2500 Н/м                        3) 50 Н/м                4) 5000 Н/м

6 БО. Резиновый шнур сложили пополам. Его жесткость

1) увеличилась в 2 раза                                2) увеличилась в 4 раза

3) уменьшилась в 2 раза                        4) уменьшилась в 4 раза

У9ФИ-19                Сила тяжести. Вес

1 БГ. Вес имеет размерность

1) массы                        2) ускорения                        3) силы                4) скорости

2 БР. Тело вблизи поверхности Земли находится в состоянии невесомости, если оно движется с ускорением, равным по величине 9,8 м/с2 и направленным

1) вертикально вниз                                2) вертикально вверх

3) горизонтально                                        4) под острым углом к горизонту

3 БВ. Парашютист спускается равномерно со скоростью 6 м/с. Его вес равен 800 Н. Какова масса парашютиста (принять )?

1) 0                                2) 60 кг                        3) 80 кг                        4) 140 кг

4 БР. Один спутник движется по низкой орбите вблизи поверхности Земли, другой по орбите, высота которой над поверхностью Земли в 3 раза превышает радиус Земли. Сопротивление воздуха на орбите пренебрежимо мало. Вес тел одинаковой массы, находящихся на этих спутниках,

1) различается в 4 раза                                2) различается в 3 раза

3) различается в 2 раза                                4) не различается

5 БП. В начале подъема лифта вес человека массой 80 кг увеличивается на 10% от его нормального значения. Чему равна величина ускорения лифта (принять )?

1) 0,08 м/с2                        2) 0,1 м/с2                         3) 0,8 м/с2                         4) 1 м/с2

6 БП. Ускорение самолета при торможении на посадочной полосе равно . Вес пассажира массой  при этом

1) больше                                 2) меньше

3) равен                                 4) больше  при  и меньше  при

У9ФИ-21                Искусственные спутники

1 БМ. Какова форма траектории космического корабля, которому сообщили первую космическую скорость?

1) окружность                2) эллипс                        3) парабола                4) гипербола

2 БН. Какое из ниже приведенных выражений определяет значение первой космической скорости спутника, если радиус его круговой орбиты , а ускорение свободного падения на этой высоте ?

1)                          2)                         3)                         4)

3 БМ. На тело, находящееся внутри искусственного спутника,

1) действует сила притяжения к Земле                2) действует сила реакции опоры

3) действует сила Архимеда                                4) не действуют никакие силы

4 БН. Первая космическая скорость на некоторой планете равна . Чему равна скорость, необходимая для запуска искусственного спутника планеты с высоты над ее поверхностью, равной радиусу планеты?

1)                                 2)                         3)                                 4)

5 БН. Рассчитайте приближенное значение первой космической скорости для планеты Меркурий, если известно, что радиус планеты равен 3/8 земного, а ускорение свободного падения вблизи ее поверхности равно 2/5 земного. Первая космическая скорость для Земли равна 8 км/с.

1) 103 м/с                        2) 3103 м/с                        3) 6103 м/с                        4) 8103 м/с        

6 БН. При увеличении радиуса орбиты спутника период его обращения на орбите

1) увеличивается                                        2) уменьшается

3) не изменяется                                        4) зависит от массы спутника

У9ФИ-23                Сила трения

1 БС. Какую размерность имеет коэффициент трения?

1) Н/кг                        2) кг/Н                        3) безразмерен                        4) Н/с

2 БС. Для силы трения F всегда справедливо соотношение

1)                         2)                         3)                  4)

3 БС. К бруску массой , лежащему на горизонтальной поверхности приложили горизонтальную силу F=10 H, и он не сдвинулся с места. Чему равен коэффициент трения между бруском и поверхностью (принять )?

1) 0,5                        2) 2                                3) 0,2                                 4) нельзя определить

4 БС. На горизонтальной поверхности лежит стопка из двух одинаковых книг. Полную силу трения, действующую на первую книгу, обозначим , на вторую . Между  и  справедливо следующее соотношение

1)                  2)                         3)                  4)

5 БС. К бруску массой , лежащему на горизонтальной поверхности, приложили горизонтальную силу , и он начал двигаться с ускорением 1 м/с2. Чему равен коэффициент трения (принять )?

1) 0,1                        2) 0,3                                3) 0,5                        4) 0,6

6БС. По вертикальной стенке скользит равномерно вниз брусок массой 1 кг, прижимаемый к стенке горизонтальной силой 15 Н. Сила трения при этом равна (принять )

1) 5 Н                        2) 20 Н                        3) 15 Н                4) 25 Н

Приложение 2.

Начальная диагностика. Диагностическая работа №1

1. Определите время, за которое велосипедист, движущийся со скоростью 5 м/с, пройдет путь 2км.

2. На рисунке 1 изображен график пути равномерного движения тела. Определите скорость этого движения.

3. Рассмотрите рисунок 2. Перепишите расположенный ниже текст и заполните пропуски:

Прибор предназначен для измерения _________

Цена деления шкалы прибора________________

Показания прибоа__________________________

4. Найдите равнодействующую одинаково направленных сил 4 Н и 2 Н. Выберите масштаб и изобразите векторы этих сил и равнодействующей.

5. Сосновый столб объемом 0,5 м3 плавает, частично погрузившись в воду.

а) изобразите на рисунке основные силы, действующие на столб;

б) вычислите силу тяжести. Плотность сосны 400 кг/м3.

в) изобразите силу тяжести и вес столба в масштабе: 1 см соответствует 1000 Н.

6.На рисунке 3 изображена схема опыта по взаимодействию двух тележек 1 и 2. После пережигания нити 3 тележки разъезжаются с разными скоростями: скорость тележки 1 больше скорости тележки 2. Сравните массы тележек.

7. а) Одинаковые сосуды 1 и 2, изображенные на рисунке 4, а, полностью заполнены жидкостью. В каком из сосудов давление жидкости на уровне АВ больше? Почему?

Плотность бензина – 710 кг/м3, масла – 900 кг/м3.

б) на рисунке 4,б, изображен один и тот же предмет в различных положениях. В каком положении – 1 или 2 – давление предмета на стол меньше и почему?

8. По графику, изображенному на рисунке 5, определите сопротивление проводника.

9. В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов?

Приложение 3.

1. Результаты тестов для проверки текущей успеваемости

Павлова Мария

Тестовый балл (число выполненных заданий)

6

5

4

3

2

1

0

Дата тестирования

07.09

14.09

16.09

25.09

27.09

09.10

16.10

10.11

12.11

Вариант теста

02

03

05

07

09

11

13

15

17

Коды неосвоенных тем

АГ

АЕ

АЖ

АБ

АД

АК

АЗ

АЛ

АМ

ББ

Сумма баллов

4

8

11

15

20

26

32

Успешность выполнения одного тематического теста из 6 заданий ориентировочно можно оценить исходя из следующего соответствия:

удовлетворительно – 4(3 балла)

хорошо – 5 баллов

отлично – 6 баллов.

Строка «Сумма баллов» позволяет ученику следить за результатами своей работы, поскольку дает представление о степени подготовленности за данное время. Три тестирования берутся в качестве показателя подготовленности, потому что 18 тестовых заданий дают достаточно надежный результат. Уровень подготовленности можно считать минимально достаточным при достижении 10 баллов из 18, достаточно хорошим – при достижении 14 баллов и успешным при получении 17, 18 баллов.

Коды тем:

А. Основы кинематики

АА        Механическое движение

АБ         Относительность движения

АВ        Система отсчета

АГ        Материальная точка

АД        Траектория

АВ        Путь и перемещение

АЖ        Мгновенная скорость

АЗ        Ускорение

АИ        Равноускоренное прямолинейное движение

АК        Графики зависимости кинематических величин от времени

АЛ        Ускорение свободного падения

АМ        Движение по окружности с постоянной по модулю скорости

АН        Центростремительное ускорение

Б. Основы динамики

БА        Первый закон Ньютона

ББ        Инерциальная система отсчета

БВ         Масса

БГ        Сила

БД        Второй закон Ньютона

БЕ         Сложение сил

БЖ        Третий закон Ньютона

БЗ        Гравитационные силы

БИ        Закон всемирного тяготения

БК        Сила тяжести

БЛ        Движение под действием силы тяжести

БМ        Движение ИСЗ

БН        Расчет первой космической скорости

БО        Силы упругости. Закон Гука

БП        Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали

БР        Невесомость

БС        Силы трения, коэффициент трении скольжения

БТ        Принцип относительности Галилея

БУ        Условия равновесия тел

2. Диагностика предметной обученности.

Диагностические карты по курсу физики 9 класса основной общеобразовательной школы.

Примечание: начальная диагностика. Диагностическая карта проводится в первую неделю учебного года.

Фамилия, имя учащегося

Тип ошибки

Основные умения

Оценка деятельности учащихся

В выборе и написании формул

В нахождении величин по графику

В определении равнодействующей сил

В сравнении скоростей в зависимости от масс при взаимодействии тел

В записывании физических величин (с обозначением едениц)

В использовании шкал приборов

Пользоваться шкалами измерительных приборов

Определять промежуточные значения величин по построенным графикам

Сравнивать величины по их зависимостям

Производить действия с обозначениями единиц физических величин

Решать задачи с применением формул

пути (скорости)

плотности

силы тяжести

давления в жидкости

давления твердого тела

закон Ома

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Бочкова А.

|

||

||

|||

|

|

||

|

||

|

*

*

Иванеева Д.

|

|

|

||

|

|

|

*

*

*

Климов А.

|

|

|

*

*

*

*

Комякович Е.

||

||

|

|||

|

|

||

||

|

|

|

Курочкин А.

|

|

|

|

|

|

Анализ выполнения работы учащимися класса

Количество учащихся:

- выполнивших задание

-справившихся успешно

-допустивших ошибки

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

1

2

1

1

3

4

1

1

1

3

1

4

3

4

4

2

1

4

4

4

2

4

Обученность класса

20%

40%

20%

20%

60%

80%

20%

20%

20%

60%

20%

Количество учащихся, у которых умение сформировано:

- сформировано

-в стадии формирования

-не сформировано

60%

40%

40%

40%

0%

20%

40%

40%

40%

20%

20%

20%

20%

20%

80%

При проверке работ в таблице знаком | отмечается количество ошибок, допущенных при выполнение все работы, знаком * - умение сформировано, ■ – умение находится в стадии формирования, ▲ – умение не сформировано. Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах, а также делаются статистические выводы. Сравнительный анализ диагностических карт, составленных в начале учебного года и в конце учебного года по итогам обучения в одном и том же классе, позволяет выявить степень прочности усвоения учебного материала. Содержание диагностической работы в начале учебного года можно не разрабатывать, а предложить работу в конце предыдущего учебного года. Сроки проведения начальной диагностики – первая неделя учебного года. Проводится она без предварительной подготовки учащихся. Анализ результатов работы определит содержание работы с учащимися во время отведенное на повторение, оно будет целенаправленно использовано для коррекции нерьходимых при дальнейшем обучении умений.

Анализ диагностических карт позволяет увидеть и слабые места методик преподавания. Если при сравнении диагностических карт по одной и той же теме за несколько лет обучения обнаруживается, что большинство учащихся допускают из года в год одну и ту же ошибку, то причины этого следует искать в неэффективности применяемых форм и методов организации учебной деятельности, в неверном отборе содержания, целей, задач урока и так далее.

Протокол проверки результатов Единого Государственного Экзамена

Фамилия

Имя

Задания типа А

Задания типа В

Задания типа C

Балл

5

Амелькин

Алексей

+++++-+++++++-+-+---+--++

00++-

1(3)0(3)0(3)0(3)0(3)0(3)

50

26

Гришин

Никита

-+-++----+-+++-+------+--

21+++

0(3)0(3)0(3)0(3)0(3)0(3)

44

42

Ибрагимов

Шамиль

+-+----++-------++--++---

01---

0(3)0(3)0(3)0(3)0(3)0(3)

34

52

Каржавин

Роман

+++++-++++-++--++-+-+++++

02---

1(3)0(3)0(3)1(3)0(3)0(3)

54

68

Мартышева

Екатерина

-+-+++-+++--+-++---++-+--

00++-

0(3)1(3)1(3)1(3)2(3)1(3)

52

76

Никольский

Андрей

+-++++-+++++++++-+-++++++

12--+

0(3)2(3)2(3)1(3)0(3)0(3)

62

95

Солодягин

Михаил

+-++++++++++---++--++++--

02---

2(3)1(3)0(3)1(3)0(3)0(3)

54

108

Харьков

Иван

+++++++++++++++++--+++++-

20+--

0(3)1(3)0(3)1(3)0(3)0(3)

59

114

Шамшин

Артём

-++----+++--+-----------+

01+--

0(3)2(3)0(3)2(3)2(3)0(3)

44

Сравнительный анализ успеваемости на «4» и «5» за 2008 и 2009 год для 10 и 11 класса:

2008

2009

10а класс

11а класс

«5»

«4»

«5»

«4»

15 %

35 %

20 %

40 %

Качество знаний учащихся для 9 а класса в 2009-2010 учебном году:

Результаты выпускных экзаменов:

Год

Класс

Предмет

Выбрали

%

Сдали на

«4»

«5»

% качества

«3»

1008

9 а б

Физика

5

10

2

3

100

-

2009

9 а б

Физика

5

10

1

4

100

-

2010

9 а б

Физика

6

13,6

3

3

100

-

Количество учащихся выбравших ЕГЭ по физике (в %):

Приложение 4.

Задания в закрытой форме:

сконструированы так, что вся информация необходимая для выполнения задания, присутствует в нем, «закрыта»:

С выбором ответов – тестовое задание, содержание которого сопровождается несколькими нумерованными вариантами ответа. Испытуемому предлагается выбрать номер правильного ответа из предлагаемы вариантов, которые являются неверными, то есть дистракторами. Дистрактор (отвелекающий ответ) – вариант ответа на тестовое задание закрытого типа похожий на правильный, но не являющийся таковым. Обычно используют 3 – 4 дистрактора. Требование: в ответах к заданию обязательно должен быть верный ответ и он должен быть только один

1. Сколько молекул воздуха содержится в 22,4 дм3 воздуха при нормальных условиях.

а)                  б)                         в)                  г)

2. Значение температуры по шкале Цельсия, соответствующее абсолютной температуре 10 К равно:

а) -283                б) -263                        в) 263                г) 283

альтернативные задания – задания, к которым предполагаются только два ответа (можно сделать 4 ответа)

3. Диффузия протекает быстрее:

1) в газах                        2) в жидкостях                3) в твердых телах

Какое из этих утверждений верно:

а) только 1                        б) верно 2                        в) только 3                д) 1 и 2

4. Для описания любых физических процессов:

а) все системы отсчета являются равноправными

б) все инерциальные системы отсчета являются равноправными.

Какое из этих утверждений справедливо согласно теории относительности?

1) только а                        2) только б                        3) а и б                4) ни а ни б

задания на классификацию: задаются два множества объектов, между которыми необходимо установить соответствие. Соответствие должно быть однозначным, то есть каждому элементу первого множества должен соответствовать только один элемент второго. В множестве выбора возможно наличие дистракторов.

5.         Величина                         Еденица измерения

         1). Сила тока                        а) Вт

        2). Напряжение                        б) А

        3). Сопротивление                в) Дж

        4). Мощность                        г) В

                                                д) Ом

6. Установите соответствие между физическими явлениями и приборами,  в которых используются или наблюдаются эти явления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

        Физические явления                        Прибор

        а) ионизация газа                                1) вакуумный фотоэлемент

        б) фотоэффект                                2) дифракционная решетка

                                                        3) счетчик Гейгера

                                                        4) цифровой фотоаппарат

Задания на обнаружение правильной последовательности. Задания такого вида удобно использовать для проверки усвоения

правильной последовательности событий

правильной последовательно действий

правильности расположения объектов, событий в заданном порядке.

Такие задания используются при проверке знаний определений, законов, алгоритмов решения задачи, правил работы с прибоами.

7. Закон всемирного тяготения:

1) расстояние         2) обратно пропрционально        3) прямо пропорционально        4) тело

5) сила                6) между                                7) квадрат

Ответ: _ _ _ _ _ _ _.

Приложение 5.

Задания открытой формы – тестовые задания без указания возможных вариантов ответа:

задание, в котором необходимо дать ответ. В таких заданиях пропускаются слова, словосочетания, формулы. Задача учащихся – дописать пропущенное слово так, чтобы получилась логически законченная фраза.

8. Среднюю скорость движения тела можно рассчитать по формуле

9. Процесс, протекающий при постоянной температуре, называется …

задание в свободной форме – задание формулируется в виде вопроса, или задаче, на которые нужно дать ответ в указанной форме.

10. Электрон и позитрон при столкновении могут исчезнуть, породив несколько фотонов. Какова минимальная суммарная энергия этих фотонов? (Ответ выразите в МэВ и округлите до целых)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест как средство контроля знаний и умений учащихся по физике учитель МОУ СОШ №3 Плотникова Татьяна Павловна 1-ая квалификационная категория Александров, 2010

Слайд 2

Условия возникновения, становления опыта «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» Д. А. Медведев (Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации)

Слайд 3

Условия возникновения, становления опыта В условиях реконструкций образовательной системы в нашей школе обучается 636 учащихся из 9 населенных пунктов. При формировании старших классов приходится наполнять их детьми с низким качеством знаний. Как известно, на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ – единый государственной экзамен, который построен в виде тестов. Поэтому, чтобы дети были готовы к итоговой аттестации, тесты можно использовать в качестве объективных измерителей знаний. ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе; подтверждает возможность объективной оценки подготовленности выпускников.

Слайд 4

Цель опыта Формирование у учащихся неформального подхода к изучению законов физики и умений связывать теоретические вопросы с практикой решения как физических, так и жизненных задач.

Слайд 5

Задачи опыта рассмотреть сущность учебного навыка работы с тестами; создать систему контрольно-обобщающих уроков; научить учащихся работать с тестами; привить интерес к физике и решению физических задач; углубить и расширить знания учащихся по изучаемой теме; развить творческие способности учащихся, с формировать у них интерес к познанию.

Слайд 6

Актуальность и перспективность метода Традиционные способы контроля знаний имеют ряд недостатков: субъективен; временные затраты при контроле большой группы; пассивное участие большинства учащихся – при устном опросе;

Слайд 7

Актуальность и перспективность метода Преимущества тестового контроля: объективность по отношению к учащимся; оперативная обработка результатов; возможность проверки большого количества учебной информации; большая надежность метода при оценивании учащихся; Возможность оптимизации контроля за счет изменения числа заданий или шкалы оценок.

Слайд 8

Ведущая педагогическая идея Посредством метода тестирования: формирование у учащихся неформального отношения к предмету; развитие у учащихся информационных и коммуникативных компетенций; обучение учащихся понимать условие задачи и готовности ее решить;

Слайд 9

Критерий диагностических тестов действенность ( валидность ): содержательная – соответствие содержания теста проверяемому содержанию; уровневая – соответствие уровня задания проверяемому уровню: надежность – устойчивость показателей при повторных измерениях с помощью того же теста; дифференцированность – различная степень сложности заданий позволяет отделить тех, кто усвоил материал на заданном уровне, от тех кто этого уровня не достиг; системность – задания связаны общей структурой знаний, способствующей систематизации знаний стандартизованность – наличие определенных норм выполнения для интерпритации результатов применительно к испытуемым из различных выборок (апробация теста)

Слайд 10

Теоретическая база опыта Тест (от английского слова test – проверка задания ) – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, способностей, особенностей личности. Термин «умственный тест» придумал Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии – массового применения тестов на практике, связано с именем французского врача Бине . Ключевым является слово «измерить», которое приписывает тесту свойства измерительного инструмента. Неслучайно наборы тестов, стали называть контрольно-измерительными материалами

Слайд 11

Теоретическая база опыта Для организации и проведения тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования: определить, что нужно выявить с помощью теста; выделить критерии того, что выявляется, то есть выяснить целевое назначение теста, а также его трудность; четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных; сопоставить результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся . тестовые задания снабжаются стандартной инсрукцией выполнения

Слайд 12

Технология опыта При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться следующих общих правил: ответы должны быть содержательными, короткими однородными по форме; правильные ответы должны размещаться в случайном порядке; нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися; неправильные ответы должны быть правдоподобными; ответы на одни вопросы не должны быть подсказкой для ответов на другие; формулировка заданий должна иметь однозначное толкование.

Слайд 13

Технология опыта Виды тестов: 1). Задания в закрытой форме: с выбором ответов; альтернативные; на классификацию; на обнаружение правильной последовательности (приложение 4) 2). Задания открытой формы: в котором необходимо указать ответ; в свободной форме (приложение 5).

Слайд 14

Новизна опыта Новизна опыта состоит в авторских разработках, позволяющих эффективно использовать тестирование в системе контроля знаний учащихся: контрольно-измерительные материалы по всем разделам физики средней школы (приложение 1); дидактические тесты и карты для всех классов по темам (приложение 2) .

Слайд 15

Результативность сформировано у учащихся неформальное отношение к предмету; повышена мотивация к предмету; у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать задачи) (приложение 3).

Слайд 16

Адресная направленность Тесты могут быть использованы в любой школе для всех учащихся на любом этапе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

   В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...

"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"

Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....

Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся

Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...

Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате

Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность...

Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух

Выступление на семинаре учителей иностранных языков по теме "Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух"...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СОЗДАНИИ АДЕКВАТНОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Все учителя осуществляю преподавание географии по утвержденным Министерством образования программам 6-11 класс. Сейчас выпускается очень много разнообразной  методической литературы. Самое ...