Статья "Проектная деятельность как средство формирования предметных ком-петенций в школе-интернате"
статья
Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность приобретения полноценного жизненного опыта. Полное государственное обеспечение часто формирует иждивенческую позицию, ведёт к отсутствию бережливости и ответственности. Большая часть выпускников не умеют планировать свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате
Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность приобретения полноценного жизненного опыта. Полное государственное обеспечение часто формирует иждивенческую позицию, ведёт к отсутствию бережливости и ответственности. Большая часть выпускников не умеют планировать свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днём.
Встречаясь с трудностями и проблемами в своей жизни, решают их девиантными поступками. Эти и другие проблемы и особенности актуализируют задачу поиска инновационных механизмов обучения детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Желание добиться успеха, мотивация достижения успеха формируется как следствие взаимодействия человека со средой. Наиболее эффективным способом моделирования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование предметных компетенций является проектирование.
Проектирование - особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Основные требования к проекту:
- Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы (с проектирования самого проекта).
- Результатом работы над проектом является определенный продукт.
- Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности.
Технология проектной деятельности ставит перед собой следующие цели:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Конечно, умственная отсталость накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать обучающихся коррекционных школ в проектную деятельность нужно обязательно. Ведь у детей с нарушением интеллекта слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлимым способом, совершенствоваться в какой-либо сфере. Поэтому задачей нашего коллектива является создание такой образовательной среды, которая поможет поверить подростку в свои силы.
Включая обучающихся в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить эксперименты, строить модели объектов и явлений окружающего мира.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся с нарушением интеллекта необходима и возможна. Метод проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации исследовательской деятельности школьников.
Примером межпредметного, группового проекта, реализуемого учителями географии, математики и социально-бытовой ориентировки является проект «Моё родное Белогорье».
Он интересен тем, что проводился группой учителей и учеников с целью воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному городу, сопричастности к судьбе края, бережному отношению к его культурно-историческим и природным богатствам.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов Белгородоведения, что способствует обогащению обучающихся знаниями о родном крае, формирует гражданскую позицию, играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Материал по «Белгородоведению» является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся..
Цель данного проекта:
воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Задачи проекта:
ознакомление обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью Белгородчины; - почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
- развитие и коррекция познавательных интересов, способностей обучающихся;
- профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ | Этапы | Задачи | Деятельность в предметной области география | Деятельность в предметной области математика | Деятельность в предметной области социально-бытовая ориентировка |
1 | Подготовительный | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование групп для участия в проекте, определение источников информации | |||
2 | Выполнение | Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта | Подготовка индивидуальных проектов «Мой край на карте Родины» «Есть город, который я видел во сне», «Фотоохота » «Туристическое агентство нашего города» | Подготовка индивидуальных проектов « Белгородчина в цифрах» «Цифры на карте Белгородчины» Геометрический дизайн клумб Нового Оскола» «Текстовые задачи на материале Белгородоведения» | Организация экскурсий на предприятия города, музей. Подготовка индивидуальных проектов «Традиции малой родины» «Национальные блюда Белгодчины» «Народные праздничные обряды Белгородчины» |
3 | Рефлексия | Подведение итогов работы над проектом | Создание банка данных «Моё родное Белогорье» с целью дальнейшего использования в урочное время и во внеклассной работе. |
Надеемся, что полученный опыт выстраивания своего жизненного сценария путём проектирования позволит безболезненно адаптироваться к новой социальной среде. Это очень важно, потому, что выпускникам интернатных учреждений приходится самостоятельно планировать свою деятельность, определять эффективные пути выхода из проблемных ситуаций, находить партнёров, конструктивно общаться. Разработка и реализация проектов является своего рода тренировкой, пробой самостоятельной взрослой жизни. Участники социально-значимого дела приобретают навыки успешного участия в общественных процессах, повышается социальная компетентность подростков.
Литература
1. Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 23 ноября 2014 г..
2. Белгородоведение. Пособие для учителей. Департамент образования Белгородской области. 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151331-1353787387.jpg)
Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.
В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/20/picture-150617-1624213983.jpg)
Родительское собрание как средство общения с родителями в условиях школы-интерната
В работе даны рекомендации по подготовке родительского собрания, учтены способы работы с родителями в условиях школы-интерната....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-157366-1354977678.jpg)
Статья на тему: «Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната»
В статье рассказывается о методах и приемах, используемых при подготовке домашнего задания для повышения мотивации обучения. Формы работы способствуют развитию внимания, памяти, мышления, снижают утом...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-47364-1417546549.jpg)
Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»
В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Основным методом всех...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-297296-1379769547.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате
Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-29643-1679944697.jpg)
Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»
Цели мастер-класса: 1. Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации метапредметной проектной деятельности.2....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-701459-1454948000.jpg)
Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...