Урок по трудовому обучению на тему "Производство ткани 5 класс коррекционной школы VIII вида
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Цели урока: а) создание условий для формирования у учащихся новых понятий связанных с процессом изготовления тканей в текстильном производстве, ознакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей;
б) развитие познавательных умений, аналитического мышления;
в) формирование положительного отношения к знаниям, уважения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodstvo_tkani_5_kl.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Производство ткани».
Цель урока: а) создание условий для формирования у учащихся новых понятий связанных с
процессом изготовления тканей в текстильном производстве, ознакомить
с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей;
б) развитие познавательных умений, аналитического мышления;
в) формирование положительного отношения к знаниям, уважения друг к другу.
Задача урока: научить определять нить основы и утка, их направления в тканях, различать
лицевую и изнаночную стороны ткани, полотняное переплетение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», лоскуты
хлопчатобумажных и льняных тканей, плакат «Схема получения
ткани на ткацком станке», карточки-схемы «Производство ткани»,
карточки-задания для выполнения лабораторных работ,
раздаточный материал «Определение лицевой и изнаночной
сторон ткани», лупы, клей, иглы.
Структура урока.
1. Организационный момент 2-3 мин.
2. Новый материал 20-25 мин.
3. Лабораторно-практическая работа 25 мин.
4. Практическая работа 15 мин.
5. Анализ, итог урока 5 мин.
6. Задание на дом 5 мин.
Ход урока.
Организационный момент: Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку, их эмоциональный
настрой на работу.
На доске: Материаловедение.
Производство ткани.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела
«Материаловедение».
Какое значение имеет это слово?
Как Вы его понимаете?
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Что вы уже знаете, что Вам известно о тканях?
С какой целью изучают этот раздел?
Цель урока: расширить имеющиеся знания о тканях,
Изучить процесс изготовления тканей в текстильном
производстве.
Обобщение ответов Швейное материаловедение изучает материалы, которые применяются для
учащихся швейных изделии.
Прежде чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства
материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов
будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, правила
эксплуатации.
Тканью человек пользуется с древних времен и мы не задумываемся,
когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья.
Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом изготовления ткани
в текстильном производстве.
Цель урока: расширить имеющиеся знания о тканях;
изучить процесс производства тканей.
На доске термин: Сырьем для производства тканей служат волокна – это, маленькие,
Волокно тонкие тельца. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами
которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы
и конопли.
Вопрос: А из каких волокон производят ткани в наше время?
Текстильные волокна очень разнообразны:
(знакомство с классификацией, приложение 1). Запись в тетрадь.
Натуральные волокна создает сама природа, химические – создаются
человеком при помощи специальных машин.
В 5 классе мы познакомимся с натуральными волокнами растительного
происхождения – это хлопок и лен.
Демонстрация наглядных пособий «Хлопок» и «Лен».
Вопрос: Что Вы знаете о хлопке?
Обобщение ответов Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян одно-
учащихся летнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых странах.
Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период
Образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до
50 миллиметров. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют
хлопок-сырец.
Вопрос: Что Вы знаете о льне?
Обобщение ответов Лен – однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же
учащихся названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать
1 метра. Уборку льна производят в период ранней желтой спелости.
Вопрос: Как получить ткань из растений, что для этого необходимо сделать?
Познакомимся с процессом переработки хлопка и льна.
Работа в малых груп- Задание: используя наглядные пособия «Хлопок» и «Лен», карточки
пах – парами. «Процесс производства хлопчатобумажных и льняных тканей»
изучить последовательность обработки волокна, проанализировать и
выявить общее. Время выполнения 5 минут. (приложение 2).
Обобщение изученного Заготовка и первичная обработка волокна зависят от вида сырья,
далее технологический процесс одинаковый – прядение, ткачество,
отделка.
Рассмотрим подробнее: волокно разрыхляют – треплют – укладывают
На доске термин: в ленту – выравнивают, получают ровницу.
ровница Процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают
непрерывную нить называют прядением, а нить пряжей.
(запись в тетрадь)
Исторические сведения: Прялка на протяжении веков была принадлежностью крестьянского
дома. Была она деревянной, с узорами, вырезанными по дереву или
нарисованными. Веретена для нее тоже точили из дерева. От пряхи
требовалось и умение, и терпение, и усидчивость. Иначе нить получалась
неровная, непрочная. Полотно из такой пряжи выходило далеко не
первосортным. Отсюда и пословица «Какова пряха, такова на ней и
рубаха».
Зимними вечерами молодежь собиралась на посиделки. Девушки
приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе
невест. Каждому хотелось, чтоб его суженая была и красивой и умелой,
работящей. Парни рассуждали: «Возьмешь дуру пряху, не сошьет мужу
рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Если девушка приглянулась
парню на этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой
неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут».
Из пряжи изготавливают швейные нитки, ткани.
Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он
ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки, выполняет
работу по уходу за оборудованием. Чтобы хорошо работать, прядильщик
должен знать требования, предъявляемые к пряже и ровнице.
Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством . (запись
в тетрадь).
На доске термины: Ткань – это изделие, полученное на ткацком станке путем переплете-
ткань ния взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей.
нить основы Продольные нити в тканях называются основными или основой.
нить утка Поперечные нити в тканях называются
уточными или утком. Неосыпающиеся края с двух сторон ткани
называются кромкой
Исторические Когда появился первый ткацкий станок неизвестно. В одном из
сведения: трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени
Бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два
столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые
хлопковые нити – основу. Уток был намотан на палочку и с ее
помощью продевался через основу. В Древнем Египте предпочитали
горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал стоя. От
«стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок».
Современные ткацкие станки работают автоматически. Знакомство
со схемой получения ткани на ткацком станке. ( Демонстрация
пособия «Устройство ткацкого станка»). На ткацких станках работают
ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Ткач
должен знать требования, предъявляемые к ткани, ее пороки.
В процессе образования ткани на ткацком станке нити основы и утка
могут по-разному переплетаться между собой. Наиболее
распространенным является полотняное переплетение, которое
образуется переплетением основных и уточных нитей через одну.
(Демонстрация образца полотняного переплетения).
Работа с образцами Учащиеся получают образцы хлопчатобумажной ткани.
ткани. Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.
Тема: Изучение отличительных признаков нитей основы и утка.
Работа в малых Задача: Сравнить нити основы и утка, исследовать их структуру,
группах. полученные данные записать в таблицу. Время выполнения
10 минут. (Приложение 3).
Вывод: нить основы – тонкая, гладкая, ровная, прочная;
нить утка – толстая, пушистая, неровная, менее прочная.
Нити основы и утка имеют различные свойства, это необходимо
учитывать при раскрое и изготовлении швейных изделий. Поэтому
нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях.
Работа в малых Задание: выполнить лабораторную работу.
группах. Тема: Определение в ткани направления нитей основы и утка.
Задача: Выявить характерные особенности и свойства нитей основы
и утка, полученные данные записать в таблицу. Время
выполнения работы 10 минут. (Приложение 4).
Вывод: по основным нитям растяжение малое, звук звонкий, эти
нити направлены вдоль кромки;
по утку растяжение больше, звук глухой, нити направлены
поперек кромки.
На доске термин:
Cуровая Ткань снятая с ткацкого станка называется суровая. (Образец).
Вопрос: Что происходит с тканью дальше?
С какой целью это делают?
Обобщение ответов: Ткань подвергают отделки. Отделка ткани состоит из ряда
разнообразных процессов. Цель отделки – улучшение свойств ткани
и придание ее товарного вида.
Виды ткани по способу отделки: отбеленная (белая),
гладкокрашеная (голубая, розовая, зеленая), набивная (в цветочек),
пестротканая (в полоску, клетку). Демонстрация образцов ткани.
Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную.
Вопрос: Чем они отличаются?
Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.
Тема: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Задача: Определить признаки лицевой и изнаночной сторон
ткани по образцам. Время выполнения 5 минут.
Вывод: Характеристика сторон.
Лицевая сторона – четкий, яркий рисунок, блестящая поверхность,
длинный ворс, гладкая поверхность.
Изнаночная сторона – нечеткий, бледный рисунок, матовая
поверхность, короткий ворс, технические узелки на поверхности.
Итог урока:
- Что нового Вы узнали на уроке?
- Чему научились на этом уроке?
- Какова была цель урока?
- Достигли цели урока?
- Какая часть материала вызвала у Вас затруднения?
- Пригодится ли Вам в дальнейшем этот материал?
Собрать работы учащихся для проверки.
Домашнее задание: по желанию учащихся подготовить
сообщения о выращивании и переработке хлопчатника и льна,
о роли льняных и хлопчатобумажных тканей в развитии
декоративно-прикладного творчества русского народа.
Приложение 1
Приложение 2
Производство хлопчатобумажных тканей | Производство льняных тканей |
Приложение 3
Лабораторно-практическая работа
Изучение отличительных признаков нитей основы и утка и их свойств
Оборудование: образец ткани, ножницы, лупа, клей, иголка.
Ход работы.
- Возьмите образец ткани, выдерните нити с двух сторон и исследуйте их структуру и их свойства
- Рассмотрите нити в лупу и отметьте их толщину, гладкость и прочность.
- Определите прочность каждой нити.
- Занесите данные в таблицу, приклейте образец нити
Название нити | Отличия по внешнему виду | Прочность | ||
Толщина | Гладкость | Ровность | ||
Нить основы | ||||
Нить утка |
Приложение 4
Лабораторная работа
Определение в ткани направление нитей основы и утка
Оборудование: образцы тканей с кромкой и без нее, лупа.
Ход работы.
- В ткани с кромкой определите направление нитей.
- Растягивая образец по нити основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.
- Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении звук будет звонким, а в каком – глухим.
- Рассматривая ткань в лупу, определите по толщине и гладкости нити основы и утка.
- По изученным признакам определите направление нитей основы и утка в ткани без кромки.
- Заполните таблицу.
Направление нити | По степени растяжения | По кромке | По звуку | По виду нити | |
толщина | Гладкость | ||||
Нить основы | |||||
Нить утка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи во 2 классе коррекционной школы VIII вида.
Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи во 2 классе коррекционной школы VIIIвида составлено на основе Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной ш...
Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...
Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе». Урок закрепления изучаемого материала....
Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"
Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Урок профессионально-трудового обучения по столярному делу в коррекционной школе VIII вида.
Тема: "Порядок разметки и изготовление соединения УК-1"....