Инновационные подходы в организации и проведении занятий по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) школе VIII вида
материал по теме
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы в организации и проведении занятий по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Перед современными педагогами стоит задача: выйти на новые горизонты инновационного развития, гарантирующие необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях.
Качество образования сейчас оценивается не столько по уровню знаний, умений и навыков, сколько по степени развитости ребенка, уровню его воспитанности, трудолюбия, способности включиться в дело. Перед учителем встаёт задача, как сделать уроки более интересными, запоминающимися, что нового предложить нашим детям, и какие современные технологии лучше использовать в работе.
Информация о современных педагогических технологиях широко представлена в специальной литературе и интернетом. Медиаграмотность помогает учителю активно использовать возможности информационного поля средств массовой информации. Медиатехнологии - презентации открывают широкий простор для творческих замыслов учителя, позволяют разнообразить уроки, делать их интересными, глубокими, развивать коммуникативные способности учащихся. Проведение интересных, запоминающихся уроков существенно повышает мотивацию учеников к изучению основных тем программы, помогает погрузить их в определенную игровую ситуацию, дает возможность излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками, цветом, звуковыми эффектами. Это создает определенный эмоциональный настрой, что способствует снижению утомляемости учащихся, повышает активность и работоспособность.
В своей работе я опираюсь на технологию личностно ориентированного развивающего обучения Ираиды Сергеевны Якиманской.
Вот некоторые приемы и методы работы.
1. В ходе объяснения нового материала, при обобщении изученного опираться на субъектный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявить содержание субъективного опыта, "окультурить" его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным опытом понимается "опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей". Изучаемый на уроках учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. При изучении тем связанных с оформлением и дизайном помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного живого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, эти рассуждения кажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элементы игр, детям проще будет в дальнейшем реализовать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъектного опыта, который предъявляли ученики в ходе беседы.
2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия ученикам приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.
3. Использую групповую форму работы. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочередно выполняет обязанности бригадира. В должности бригадира успевает побыть каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.
4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с друзьями.
Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успешности в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношения ребенка к социально важным вопросам.
5. Подбираю для учащихся посильные практические задания.
Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается.
Так, например, накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленный. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку (декоративную тесьму, рюши, аппликацию, ручную вышивку). Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – тот, который у менее успешных учеников вызовет затруднение в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.
6. Отмечаю положительную динамику в учебных достижения учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого.
7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.
На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что не доработал. У ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем его ошибка.
8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени.
Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.
В своей практике использую игровые технологии.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и прогнозирования шансов на успех.
Цель игры, проводимой на уроках швейного дела - пробудить интерес учащихся к познанию, к предмету, к труду.
Дидактическая игра это форма обучения и управления познавательной деятельностью учащихся на уроке. Она реализуется через игровую задачу и осуществляется детьми. Игровая задача определяет игровые действия, а эти действия становятся задачей самого ученика. Ведь игровая деятельность является основой игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интересней для учащихся сама игра. Тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности, и по отношению к играющим учащимся.
Это могут быть ролевые игры. «Дом Мод». «Закройщица». «Магазин». «Демонстратор моделей швейных изделий»
Отгадывание загадок, сборка пословиц и поговорок по опорным словам. Составление последовательности по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия. Использования принципа игры в «Домино» на уроках швейного дела. Составление и разгадывание кроссвордов.
Особое место в использовании на уроках швейного дела дидактических игр занимает организация и проведение игры. Игру можно проводить на разных этапах урока.
В начале урока цель игры заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке.
Цель дидактической игры при знакомстве учащихся с новым материалом - помочь учащимся в освоении нового материала, заинтересовать их в получении новых знаний. Здесь она может играть поисковый характер.
При закреплении учебного материала роль игры заключается в выяснении усвоения и осмысления учебного материала.
Широко использую здоровьесберегающие технологии. Проблеме здоровья и оздоровления уделяется первостепенное значение, т.к. с учетом специфики нашего учреждения у нас нет здоровых детей. Именно поэтому, здоровье обучающихся стоит на первом месте.
При организации урока соблюдаю следующие условия: дозировку учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, построение урока с учетом работоспособности обучающихся.
Снятию психофизического напряжения, преодолению механизмов утомления школьников способствует оптимальное использование здоровьесберегающих технологий, применяемых на разных этапах урока:
- упражнения, активизирующие все системы организма;
- аутотренинг, настраивающий на оптимистическое начало в работе на уроке;
- физкультминутки, приводящие к снятию напряжения детского организма, к снижению утомляемости;
- глазодвигательные гимнастики – для снятия напряжения глаз;
- использование элементов релаксации – упражнения для снятия психоэмоциональной напряженности, например, «минута радости»;
- использование игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, способствующих коррекции этих недостатков.
С целью развития ручной умелости использую следующие игровые упражнения:
I. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РУК И РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ | 1. 1. Манипуляции с фурнитурой
2. Вращательные движения мелких предметов пальцами
|
II. ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ |
|
III. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ |
|
IV. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА |
|
Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей, тогда инновационная деятельность принесет только положительные результаты. Опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций учреждения, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. -М., 2000.
- Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.
- Якиманская И.С. М. Педагогика,1979 г.«Развивающее обучение»
- Войтенко Т.П.- «Игра как метод обучения и личностного развития: метод.пос. для педагогов начальной и средней школы»- Калуга: АДЕЛЬ . 1997 г.
- Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» М.1996 г.
- Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. [текст]/Е.А. Стреблева.-М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-256с.
- Кулишова, Г.П. Как обучать профессии учащиз\хся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. [текст]/Г.П. Кулишова.-М.:2006-104с.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок По профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида Тема: « Моделирование прямой юбки» в 7 классе.
Моделирование прямой юбки...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт
Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...
Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...
Тесты по швейному делу для специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Запошивочный шов"...
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....
Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...