«Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений младших школьников»
статья на тему
Доклад
«Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Доклад
«Сюжетно – ролевая игра, как средство
формирования межличностных отношений младших школьников»
Воспитатель Анисимова З.В.
Д.Филппсола
Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А.М.Горький.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества
Игра является ведущим видом деятельности младших школьников. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка младшего школьного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Луконина, Л.С.Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В соответствии с современными требованиями к школьному образованию и воспитанию, целью является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.
Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:
- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
- Освоить современные технологии и методы организации игры.
- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр.
На данном этапе применяют современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н.А. Коротковой и Н.Я Михайленко, метод комплексного руководства игрой Е.В.Зворыгиной и С.Л. Новоселово.
Работая по теме, нужно разрабатывать планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей и особенностями детей младшего школьного возраста. Изменить форму проведения занятий, строить их в виде игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок.
Разрабатывая занятия, нужно стремиться пробудить интерес к заданию. При этом организовать обсуждения с детьми возможных вариантов игр, обеспечивать условия для творческой самореализации. На занятиях сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности детей, отводить приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.
В процессе работы создать предметно - игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.
Можно оформлять центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры, сделан стол для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера).
Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.
Играя с детьми, создаются проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.
В работе используются три принципа организации игры:
1.Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, самим играть с детьми.
Играя с детьми, разворачивать игру особым способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения.
2.Начиная с раннего возраста, формировать игровые умения и одновременно ориентировать ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром - взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.
3.В игре с детьми принимать позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не надо допускать принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
У детей младшего школьного возраста появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми нужно формировать умение организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач используются косвенные приёмы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях сначала надо помогать детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно переходить к углублению содержания других.
Также можно использовать разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявлять интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучать детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом используются короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогать детям справедливо распределить роли, направлять внимание детей на подбор игрушек и т.д.
Участвуя в игре, стоит брать на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.
У младших школьников развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.
Одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра взрослого с детьми, однако по форме она совершенно отличается от игр взрослого с детьми на предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.
Организуя игры с детьми младшего школьного возраста, развивать у них самостоятельность и самоорганизацию, формируется умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Периодически предлагать новую тему игры, при этом не навязывать сюжет детям, а стараться лишь возбудить интерес. Играя с детьми, наблюдается изменения в их настроении, поведении и самочувствии.
Как можно чаще надо хвалить и поощрять каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. Надо стараться, чтобы каждый ребёнок само реализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Из этого стоит делать вывод что сюжетно – ролевая игра – это:
- Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям;
- Соединение знаний с собственной активностью детей;
- Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.
Работая с детьми, надо создать обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка.
Литература.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду.- Ред.Васильевой М.А.,М 2004г.
2. Воспитание с любовью и логикой. — Барнаул 1998 г.
3. Дошкольное воспитание — Журнал. — № 4-8, 1989 г.
4. Дошкольная педагогика — Журнал. — №4-5, 2004 г.
5. Дошкольная педагогика. — М., 2000. — Козлова С.А., Куликова Е.А.
6. Организация сюжетной игры. — М., 2001. — Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
7. Как развивать таланты ребёнка от рождения до 10 лет. Фридман Д. — М.: Центр «ПРО» 1995 г.
8. Н.В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей младшего школьного возраста. — 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников
В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей, оставшихся без попечения родителей
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и ...
«Коррекция межличностных отношений младших школьников с ОВЗ методом песочной терапии».
Данная презентация знакомит с исследованием по программе дополнительного образования "Песочная терапия". Предоставлено обоснование того, как влияет песочная терапия на межличностные отношения младших ...
Инновационный проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития познавательных интересов у дошкольников»
uТема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников». Вид проекта: педагогический, долгосрочный.uБаза: МАДОУ «Детский сад №36»uЦель пр...
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннег...
Доклад "Игра как средство формирование понятий у младших школьников с нарушениями слуха."
quot;Игра как средство формирование понятий у младших школьников с нарушениями слуха"....