Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника
статья

Титовская Анжелика Эдуардовна

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте круг его интересов расширяется. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_kak_sredstvo_sotsializatsii_.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Титовская Анжелика Эдуардовна,,

Воспитатель

МБДОУ д/с №2

                                                                                       г. Таганрог, Ростовская область

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника

«Игра – первая школа общественного

воспитания ребенка»

Л.С.Выготский

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте круг его интересов расширяется. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.

В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых, как важнейший способ социализации ребёнка, во многом определяющий его самоощущение в мире межличностных отношений, ответственности и самостоятельности. Поэтому проблема игры является центральной для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

 В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу. В концепции дошкольного воспитания игра понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом.

Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие. Поэтому задача игровой деятельности определена в ФГОС в образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие».

Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разно­образные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).  Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Сюжеты детских игр многообразны. Достаточно подробно они описаны в работах Д.Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т.д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и др., то есть игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).

Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Д.Б. Эльконин связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игро­вое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и мат­роса, врача и пациента и т. д.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие опреде­ляется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных приемов (совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителе), с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе сюжетно-ролевой игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Руководя игрой детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.

В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.

Чем организованней игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Таким образом, детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути последующей личностной самостоятельности человека. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Целесообразно организованная педагогами предметно-пространственная развивающая среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, готовит его к новому социальному качеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

данный материал содержит выступление на муниципальных  педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...

Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.

Сюжетно ролевые творческие игры -   это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются  знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей, оставшихся без попечения родителей

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и ...

Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...

Игра, как форма социализации дошкольника.

Игра, как форма социализации, виды игр и их значение в жизни ребенка....

Презентация Тема: "Театрализованные игры, как средство социализации дошкольников".

Презентация Тема: "Театрализованные игры, как средство социализации дошкольников"....