«Коррекция межличностных отношений младших школьников с ОВЗ методом песочной терапии».
презентация к уроку на тему

Тютрина Татьяна Александровна

Данная презентация знакомит с исследованием по программе дополнительного образования "Песочная терапия". Предоставлено обоснование того, как влияет песочная терапия на межличностные отношения младших школьников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация 1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коррекция межличностных отношений младших школьников с ОВЗ методом песочной терапии».

Слайд 2

Актуальность П роблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Использование в коррекционной работе арт - терапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции , где основной акцент делается на творческом самовыражении.

Слайд 3

Проблема исследования : пути и условия формирования межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта методом песочной терапии Ц ель : изучение возможности песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта . Объект исследования : межличностные отношения у детей с нарушением интеллекта Предмет исследования : песочная терапия как метод в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта.

Слайд 4

Задачи исследования : изучить особенности формирования личности младших школьников с нарушениями интеллекта; изучить особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта; проанализировать особенности психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников в современных исследованиях; выявить особенности использования песочной терапии в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта в условиях ГОУ РК «С(к)ШИ№7» г. Воркуты; проанализировать принципы, формы и методы песочной терапии как средства коррекции. апробировать коррекционные занятия по песочной терапии

Слайд 5

Методы исследования определялись в соответствии с целью, и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; ряд комплексных теоретических и эмпирических методов таких как: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности База исследования ГОУ РК «С(к)ШИ№7» г. Воркуты, 1 класс.

Слайд 6

Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников. Песок оказывает сильное влияние созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий . В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, как : среду для создания сказок и мифов. посредника в установлении контакта с группой. Особенно в ситуациях, когда начинающий психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну . играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, дети, независимо от возраста, чувствуют себя настоящими волшебниками. Ибо создается мир, подвластный им, герои играют роли, какие они захотят, события приходят к развязке, которая им необходима. игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок .

Слайд 7

п есочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. Причем главное в процессе постижения — это не когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, наблюдая за межличностными отношениями в группе в процессе деятельности и построенной композиции в песочнице . сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями «Волшебников», позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения . Феномены : Наличие внутренних конфликтов . Уровень и направленность агрессии. Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной истории. Способы преодоления трудностей.

Слайд 8

Основы организации песочной терапии Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Общие принципы взаимодействия с младшими школьниками Принцип комфортной среды Принцип безусловного принятия Принцип доступности информации Принцип конкретизации Принцип объективизации Принцип ориентации на потенциальный ресурс школьников Принцип интегрированности в социальную среду Дополнительные принципы песочной терапии Оживотворение абстрактных символов Реальное «проживание » Осмысление опыта и ситуации Обмен в песочной игре

Слайд 9

Оборудование для проведения песочной терапии.

Слайд 10

Коллекция миниатюрных фигурок

Слайд 11

Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ .

Слайд 12

Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева.) Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям – эмоциональному, моральному и деловому. Игра - тест «Альпинист» Методика наглядно определяет степень сплоченности / разобщенности класса. Наблюдение. Психолог применила методику « Психологический климат в коллективе глазами педагога». Методики исследования состояния межличностных отношений в группе младших школьников ГОУ РК «С(к)ШИ№7» г. Воркуты (организация исследования, результаты)

Слайд 13

Анализ результатов первичного исследования . № Имя результат 1 Д. 9 б 2 В. 10 б 3 Д.. 8 б 4 Г. 9 б 5 С. 9 б 6 В. 8 б 7 В.. 5 б 8 Р. 9 б всего 67 б Таблица I Психологический климат классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев .) Вычисляем средний балл группы: X = ( A + B + C )/ 3 П; где А, В, С- бальные оценки по вопросам. П - число испытуемых. Х =(9+10+8+9+9+8+5+9):(3х8) = 2,8 Вывод: показатель психологического климата в классе низкий.

Слайд 14

№ Ф. И. результат 1 Д. 5б 2 В. 6б 3 Д. 6б 4 Г. 7б 5 С. 6б 6 В. 5б 7 В. 5б 8 Р. 4б Всего 44б Таблица II Игра-тест "Альпинист". 44:8=5,5 Результат: Вывод : соответствующая отметка, говорит о низком уровне сплоченности класса.

Слайд 15

Песочные игровые терапевтические занятия, направленные на повышение межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта. Структура занятия: 1. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок); 2. Знакомство с правилами игр на песке; 3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм; 4. Содержание занятия; 5. Итог занятия, ритуал выхода. Методы и приёмы: § Дискуссии § Беседы § Игры – коммуникации § Проективные игры § Познавательные игры § Рисование цветным песком § Элементы сказкотерапии § Музыкальное сопровождение

Слайд 16

№ Имя результат 1 Д. 10 б 2 В. 15 б 3 Д.. 10 б 4 Г. 12 б 5 С. 15 б 6 В. 15 б 7 В.. 10 б 8 Р. 15 б 7 всего 102 б Таблица III Было проведено повторное изучение психологического климата классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева.) Вычисляем средний балл группы: X = ( A + B + C )/ 3 П; где А, В, С- бальные оценки по вопросам. П - число испытуемых. Х =(10+15+10+12+15+15+10+15):(3х8) = 4.2 Вывод: показатель психологического климата в классе выше среднего.

Слайд 17

№ Ф. И. результат 1 Д. 7 б 2 В. 10 б 3 Д. 10б 4 Г. 9б 5 С. 10б 6 В. 10 б 7 В. 8б 8 Р. 10б Всего 74 б Таблица IV Игра-тест "Альпинист". Результат: 74:8=9,2 Вывод : соответствующая отметка, говорит о высоком уровне сплоченности класса.

Слайд 18

Вывод: 1. В ходе исследования получен и систематизирован большой объем данных, характеризующих межличностные отношения в коллективе младших школьников, имеющих интеллектуальное недоразвитие. 2. Установлены особенности и закономерности межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием. 3. Апробированы занятия по песочной терапии для учащихся с ОВЗ. 4. Проведенные нами исследования имеют положительную динамику, что подтверждает значимость метода песочной терапии в коррекции межличностных отношений младших школьников с ОВЗ . Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников

В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений  младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы.

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы....

«Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений младших школьников»

Доклад «Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений младших школьников»...

Методы коррекции межличностных отношений воспитанников в процессе их социализации

       В  школах-интернатах России воспитываются более полумиллиона детей оставшихся без родительского тепла.  У детей,  растущих,  в интернатных ...

Программа по развитию личности и коррекции межличностных отношений у детей 6-9 лет с использованием метода сказкотерапии

     Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека.       Сказка окружает нас повсюду. Конк...

Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процессе обучения»

В данной статье отражены рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процесс...