Доклад "Игра как средство формирование понятий у младших школьников с нарушениями слуха."
материал

"Игра  как средство формирование понятий у младших школьников с нарушениями слуха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Тема:  «Игра как средство формирование понятий у младших школьников с нарушениями слуха»

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений. Игры традиционно подразделяются на 3 вида: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные.

В игре происходит адаптация младших школьников к системе общественно – полезной деятельности, формируется сознательное подчинение социальным нормам, развивается тяга к общественной активности. Таким образом, игровая деятельность непосредственно связана с учебной деятельностью, расширяет ее возможности, является важным источником развития учащихся с нарушением слуха.

Особенности игровой деятельности заключается в том, что дети в ходе игры решают умственные задачи, предложенные в занимательной форме. Учащиеся воспринимают умственную задачу как практическую, что способствует повышению их интеллектуальной активности, стимулирует речевую деятельность. В ходе игры в адекватных условиях осуществляется формирование представлений о социальных  и моральных нормах общества, о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности. У учащихся младшего школьного возраста усвоение новых слов опирается на наглядные обобщения, формирующиеся в условиях практической деятельности и общения с окружающими. В процессе специального обучения уточняются значение слов, происходит усвоение как более частных (видовых), так и более общих (родовых) понятий.

В игровой деятельности не ставиться задача специального заучивание слов и фраз, однако сама организация игр обеспечивает непроизвольное усвоение материала. Дети переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения задач.

В игре дети относительно легко усваивают не только название предметов, признаков предметов, действий, но и овладевают значением слов, обозначающие некоторые абстрактные понятия: временные (сегодня, вечер, вторник…), относительные (быстрее, больше, интереснее…), пространственные (вверху, справа, близко…) и т.д.

При проведении игр решаются следующие конкретные задачи:

- расширяет знания учащегося по выбранным темам, дает им представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов;

- учит отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности;

- развивает в ходе игр словесное общение детей, учит использовать раннее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр;

- развивает активность. самостоятельность, логическое мышление, воображение, формирует познавательные интересы и т.д.;

- способствует процессу социализации неслышащих.

Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушением слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющееся знания в новую для него обстановку, учиться оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, одновременно непроизвольно активизируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижения цели. Дидактическая игра создает приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку.

Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования игровой деятельности обеспечивают разнообразные приемы и методы. Отличительной чертой игр с правилами является то, что в них заключена определенная задача. Эти игры еще в больше мере, чем сюжетные способствуют формированию произвольности поведения, умение управлять им, а также становлению самооценки и самоконтроля. Игры с правилами появляются тогда, когда ребенок начинает понимать принцип игрового правила, необходимость его выполнения. Это понимание возникает в процессе совместных игр с развернутыми социальными отношениями, в ходе которых ребенок сталкивается с необходимостью подчинять свои действия определенным правилам, обусловленным выполняемой ролью. Применение игр с правилами дает ребенку две необходимые способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, игра с правилами учит общаться с партнерами и согласовывать свои действия с действиями других участников. Так как большинство игр с правилами — это игры коллективные. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между участниками. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушениями слуха, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен в словесных высказываниях. Например, в дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. В совместной игре мы движемся от простых тонизирующих игр с приятными сенсорными впечатлениями к проигрыванию и осмыслению на этой основе привычных и эмоционально окрашенных бытовых впечатлений и, далее, к проживанию развернутых игровых сюжетов. Во всех этих играх важно общее удовольствие, которое позволяет поднять активность ребенка в контактах, сделать для него фигуру взрослого привлекательной и эмоционально значимой и вовлечь в совместное осмысление происходящего. Вовлечение столь неустойчивого к стрессу ребенка в совместное переживание происходящего — в общую оценку, осмысление, дифференциацию и упорядочивание впечатлений позволяет ему стать менее ранимым, зависимым от сохранения постоянства и получить необходимый опыт разнообразных активных контактов с миром, т.е. продвинуться в формировании аффективных механизмов необходимых для развития взаимоотношений с окружением. Д.Б. Эльконин считал, что ролевую игру нельзя изъять из жизни детей и посмотреть, как будет идти их развитие, но, возможно, нам предстоит осмыслить именно эту ситуацию. Мы работаем с игрой, которая еще не похожа на игру обычного ребенка, в ней мало инициативы и фантазии, свободы развития ролей и игровых обстоятельств. У детей с нарушениями слуха речь, ее функции активно развиваются лишь при формировании положительной избирательности и опредмечивания потребностей ребенка, а выделение причинно-следственных связей — при достижении возможности конструктивного сосредоточения на «интересном» препятствии или сбое в привычном ходе вещей. Для нас игра является эффективным инструментом коррекционной работы, способствующим нормализации развития ребенка, удовлетворяет его потребности в общении, стремлении к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, познании окружающего мира, активных движениях. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка с ОВЗ и способствует их творческому развитию в начальной школе.

Таким образом, организованная игровая деятельность детей с ОВЗ направлена на:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с нарушенным слухом, благодаря применению информационных технологий;

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства

обучающихся;

- развитие способности к коммуникативной деятельности;

- формирование произносительных навыков для достаточной внятности речи;

- развитие двигательных навыков.

В своей работе я использую следующие виды дидактических игр (разнообразные кроссворды, шарады, викторины, ребусы, головоломки, загадки. Например, эти игры можно использовать для проверки степени усвоения понятий, формулировок, определений, изученного материала) и игровые технологии.

Таким образом, выбирая и применяя различные виды игровой деятельности, учитель развивает умственные и творческие способности учащихся с нарушением слуха, познавательную, а самое главное их самостоятельную деятельность. У ребят формируется способность брать ответственность на себя, совместно принимать решения, самостоятельно заниматься своим обучением. Они учатся отстаивать свое мнение. Учащиеся работают как индивидуально, так и в парах, и в группах. Проводя исследования и наблюдая за детьми, видно, как у них появляются ценнейшие качества личности — самостоятельность и решительность в действиях. Формируется готовность учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества. Обучающиеся с недостатками слуха имеют равные возможности для получения качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, и вести независимый образ жизни.

Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. В их применениях осуществляются такие подходы: психологическая теория игры и социально-психологическая теория ролевого поведения. Объектом внимания игровых ситуаций ролевого характера является разрешение психологических конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и т.д.

В качестве основных единиц игры выделяют также мнимую ситуацию, сюжет и содержание, т.к. именно этим компонентам в значительной степени принадлежат регулирующие функции.

Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми.

При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку с нарушенным слухом. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.

Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников с нарушенным слухом закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.

В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает школьников с нарушенным слухом.

У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся нарушенным слухом младших классов.

Таким образом, принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника нарушенным слухом, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей нарушенным слухом, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха...

Формирование представлений о профессиях у младших школьников с нарушениями слуха

В статье раскрываются особенности работы по профессиональной ориентации в школе для детей снарушениями слуха. Рассматриваются формы работы для организации образовательного процесса  по ознакомлен...