Статья "Влияние глобализационных процессов на современное образование"
статья на тему

Самсонова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются понятие глобализация, взаимосвязь образования и глобализации, институты и элементы глобализации, перспективы современного образования в аспекте влияния глобализационных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л.А. Самсонова

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ  № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Ключевые слова: образование, глобализация, информатизация

В статье рассматриваются понятие глобализация, взаимосвязь образования и глобализации,  институты и  элементы глобализации,  перспективы современного образования в аспекте  влияния глобализационных процессов.

        Эволюция человеческого общества приводит к  изменению всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества ведет к необходимости  повышать эффективность образования.

        Основное противоречие системы образования на современном этапе заключается в том, что  быстрый темп приращения  знаний  не сочетается с ограниченными возможностями их усвоения отдельным человеком. Наиболее актуальным становится обращение к компетентностям и компетенциям, к максимальному развитию способностей человека. Общество предъявляет требования к человеку через образование , которые заключаются в обучаемости ( способности человека к постоянному повышению уровня знаний, освоения нового), духовности, патриотизме, гуманности, толерантности, творческом  мышлении.

        Глобализационные процессы также  оказывают влияние на современное образование.

        Впервые тема глобализации была поднята в 1981 г. американским социологом Дж. Маклин. Уже в середине 80-х годов концепция глобализации получила широкое признание.

Процесс глобализации является характерной чертой существующего мира в начале XXI века, основной тенденцией которого стал курс всего мирового человечества, его экономики, политики, культуры, взаимоотношений на международную интеграцию и унификацию. В результате глобализации мир становится единым целым, однозначным, понятным и определённым для любого субъекта, входящего в эту систему. Шаги глобализации затронули практически все сферы жизни общества. В большей степени данный курс отразился на состоянии мировой экономики. Не менее значимые изменения в рамках глобализации прошли и в системе образования.

Актуальность данной статьи определяется возрастающим воздействием процессов глобализации на систему образования. «Глобализация образования — процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики. Нарастающая зависимость последней от знаний (так называемая «экономика знаний») порождает идею создания Единой мировой образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах» [1; 181-182].

Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

  • развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;
  • стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность,уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними , в взаимообогащения культур.

Процессы глобализации в образовании находят свое выражение в следующих институтах: ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.    
ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Деятельность  ЮНЕСКО ориентирована на создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры, обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека,  привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования, исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны, прогнозирование эффективных путей развития и интеграции, сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.
        Достаточно влиятельным относительно развития глобализационных процессов в образовательной сфере остается Всемирный Банк. Ведущей целью своей образовательной политики Всемирный Банк сегодня считает содействие улучшению качества образования путем перехода от традиционных методов, направленных на репродуктивное усвоение знаний, к инновационным, предусматривающие индивидуализацию учебного процесса, придания ему формы активного творческого сотрудничества всех участников; акцентирование внимания на развитии фундаментальных учебных навыков, к которым относятся: чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки; предоставление возможности учиться в любом возрасте, что крайне необходимо для получения профессиональной мобильности;оптимизации инфраструктуры образовательной сферы.

Можно выделить несколько главных элементов глобализации образования последних лет: информатизация общества, организация системы независимого контроля качества знаний, в частности, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), интеграция системы высшего профессионального образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования в рамках присоединения России к Болонскому процессу.

Основным элементом глобализации в системе образования стала информатизация общества, которая начала свой путь с резким и стремительным развитием компьютерных и информационных технологий. Информационная глобализация дала возможность расширить свой кругозор, увидеть всё разнообразие людей и культур, познакомиться с новейшими достижениями науки и техники [2; 95]. Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Возникло и начинает стремительно развиваться дистанционное образование. Интернет позволяет получать образование на дому, что жизненно важно для определенных групп инвалидов. Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, схемы, динамика развития того или иного процесса, рисунки и т.п., позволяющие лучше усвоить учебный материал, стали неотъемлемой частью не только интернета, но учебных программ, представленных на CD. С помощью новых технологий обучающиеся имеют и иные возможности, например, он-лайн конференции и обсуждения в режиме реального времени, доступ к сетевым библиотекам и банкам данных. Наконец, интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни [3; 54].

Введение ЕГЭ расширило возможности для получения высшего профессионального образования выпускников сельских школ, регионов, удалённых от ведущих вузов страны путём упрощения системы поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также возможности для обучения в некоторых европейских вузах. При прохождении тестирования в европейских вузах формат ЕГЭ даёт психологическую подготовку абитуриентам.

Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, среди которых можно выделить:

- проблему  гармонизации глобализации и регионализации , которая выражается в том, что  с одной стороны — человек становится  гражданином мира без потери своих корней  при активном участии в жизни нации и  регионального сообщества, с другой -  проблема опасности потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры

  • - проблема уравновешивания подхода «всеобщего охвата»: с одной стороны -  равенство возможностей при получении образования , с другой-  обеспечение качества образования;

- проблема стандартизации обучения, появления глобальных исследовательских культур под влиянием современных ИКТ;

- необходимость ориентации образования на глобальный рынок, придание образованию предпринимательского характера, достижение баланса подходов к образованию,  как государственной системе и как к элементу рынка социальных услуг [4; 80].

Тем не менее, перспективу развития образования    многие специалисты связывают с процессами глобализации, в  том числе глобальной информатизации. Общество, по мнению ЮНЕСКО нуждается в социальном контракте, стержнем которого должно стать получение образования на протяжении всей жизни, которое будет способствовать гуманизации процесса  глобализации и демократическому развитию общества. Непрерывное образование необходимо в условиях быстрых технологических сдвигов, когда нельзя спрогнозировать новые профессии и структуру спроса на специалистов.

Таким образом, глобализационные процессы влияют на современное образование, изменяя содержание, цели и задачи образования. Это нашло отражение  в новых стандартах российского образования, которые успешно видоизменяют систему школьного и вузовского образования.   Общественные ожидания в области образования тоже изменились: оно стало рассматриваться как одно из важнейших направлений социальной политики. Современная экономика, основанная на новых технологиях и технической революции, также во многом будет определяться политикой в сфере образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. М.; Спб.; Нью-Йорк, 2006.

  1. 2.Аракелов А.В., Алиева М.Ф. Система образования в условиях глобализации // Вестник АГУ, 2014. № 4 — С. 94-102

3.Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире // Глобализация: человеческое измерение. — М.,2002. — С. 54 — 77.

4.Дингилиши У.В. Образование в аспекте глобализации и информатизации // Современные наукоёмкие технологии. 2005. № 1 — С. 79-80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.

В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские....

МЕТОПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

доклад на педагогическом совете по теме"МЕТОПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ"...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»

«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»...

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании...

Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании

Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.Адольф Дистервег...