«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
презентация к уроку на тему
«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody.rar | 232.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на районный семинар – 30.04.2014 г.
«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Доклад: «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Курманалиева Гузель Хайрулловна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ ЦДОД «Радуга» пгт. Новоаганск
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей - общих и специальных, личностных качеств и т. д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.
В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится, зачастую, к примитивному «натаскиванию»: воспитанников обучают необходимому объему практических умений и минимуму теоретических знаний на уровне, позволяющем руководителю воплощать «через детей» собственные творческие замыслы. Другие «педагогические проблемы», в таком случае, остаются за рамками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.
Преодолеть «профильную однобокость» в работе с обучающимися и организовать полноценный образовательный процесс позволит тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.
Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с обучающимися творческого объединения в системе дополнительного образования.
Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления - теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.
Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории «предмета» обучающиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творческий) уровень.
Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации:
• нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе содержательный материал (т. к. «переизбыток» информации также вреден для восприятия ребенка, как и недостаток);
• затем отобранное содержание требует аккуратной «дозировки» для каждого учебного занятия, сохранения последовательности его изучения;
• необходимо «перевести» профессиональное содержание «предмета» в доступную для детей данного возраста информацию, не переходя при этом на уровень примитивизма (т. е. замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);
• следует подобрать (а зачастую изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, результативной и эффективной без увеличения ее продолжительности;
• изученный теоретический материал требует постоянного повторения,
т. е. активизации в памяти обучающихся необходимых знаний.
Но все названные сложности в организации теоретической подготовки детей следует рассматривать как практические советы и ориентиры к действию, а не как «непреодолимые препятствия».
Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» теоретической и практической подготовки обучающихся, ведь все, что детям объясняют, они сразу же применяют в своей самостоятельной работе. И это естественная закономерность. Попробуем дать один практический совет: к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике - все, что делают дети самостоятельно.
Для того, чтобы сделать теоретическую подготовку обучающихся творческого объединения максимально результативной и эффективной, необходимо:
1. выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать учебный процесс излишней «теоретизацией»);
2. если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей и изложить в ходе нескольких учебных занятий;
3. продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;
4. при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные анализаторы);
5. прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 «тренировочных» задания, закрепляющих изученный теоретический материал;
6. практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не будет представления о «независимости» друг от друга теории и практики);
7. изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили обучающиеся.
Практическая подготовка - основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, т. к. главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка обучающихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т. е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.
Попробуем выделить основные содержательные аспекты практической подготовки детей:
• основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника»);
• знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т. д.);
• освоение технологического процесса (последовательности и взаимосвязанности различных действий);
• специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;
• подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) продуктивной деятельности обучающихся (изделий, моделей, танцев, спектаклей и др.).
Для того, чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:
1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т. д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;
2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;
3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов, с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», получить быстрый результат может привести к обратному эффекту - неточно освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);
4) все освоенные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или, хотя бы, провести аналогии между тренинговыми упражнениями и выполнением практических заданий;
5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до результативного конца - концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т. д.;
6) для практической работы выбирать тематику или форму максимально актуальную в реальной жизни конкретных обучающихся;
7) не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не будет уверен в достаточном уровне ее выполнения («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).
Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей
На современном этапе развития в системе дополнительного образования детей традиционно используют следующие методы обучения:
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения.
Методика индивидуального обучения.
Методика проблемного обучения.
Методика проектной деятельности.
Принципы обучения — основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.
Принципы обучения зависят от обшей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Вспомним основные, сложившиеся в педагогической практике принципы:
Принцип воспитывающего обучения
Принцип научности
Принцип связи обучения с практикой.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип сознательности и активности
Принцип прочности.
Современная реформа образования в России вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
На современном этапе развития системы дополнительного образования при планировании и организации образовательного процесса используют педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, а именно:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- Коллективный способ обучения.
- Технологии адаптивной системы обучения;
- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- Технология КТД;
- Технология ТРИЗ;
- Проблемное обучение;
- Коммуникативная технология;
- Технология программированного обучения;
- Игровые технологии;
- Технологии развивающего обучения;
- Новые информационные технологии обучения (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
- Проектные технологии в дополнительном образовании.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования образовательный процесс выстраивается под каждого обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»
Мастер-класс «Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»...
Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского и проектного метода, как инновационного подхо...
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании...
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации образовательной деятельности в дополнительном образовании
Методический семинар для педагогов дополнительного образования общеобразовательных учреждений Изобильненского городского округа Ставропольского края...
Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании
Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.Адольф Дистервег...
Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в дополнительном образовании
Дистанционное обучение - это форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.В настоящее время дистанционное обучение может рассматриваться как...
Выступление на педсовете "Инновационные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании"
laquo;Инновации улучшают делолишь в том случае, если они появляются не на голом месте, а на почве, возделаннойусилиями науки»(В.В. Краевский) В последнее время в обществе наблюда...